Доклад "Концепция развития географического образования в РСО-Алания"
статья по географии

Аршиева Мадина Матвеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kontseptsiya_geograficheskogo_obrazovaniya.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием муниципального образования Ардонский район РСО – Алания

Методическое объединение учителей географии муниципального образования Ардонский район РСО – Алания

ДОКЛАД

           Концепция преподавания географии как основа совершенствования профессиональных (предметных и методических) компетенций учителя географии в организации творческой, исследовательской деятельности, поиске новых эффективных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса по географии

(Решение коллегии Министерства просвещения РФ от 24.12.2018)

Учитель географии МБОУ СОШ

с. Нарт Ардонского района

РСО - Алания

Аршиева Мадина Матвеевна

     

Апрель, 2021г

               24.12.2018 г  на коллегии Министерства просвещения было утверждено шесть  концепций преподавания учебных предметов. Они затронули  такие предметные области и предметы, как "Обществознание", "География", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Физическая культура", "Искусство" и "Технология".    

        Утвержденные концепции позволяют систематизировать все идеи, выработанные для понимания направления развития учебного предмета.          Например, по ОБЖ формирование практических умений и навыков предусмотрено как в реальных условиях, так и с использованием инструментария электронной образовательной среды в рамках решения конкретных ситуационных задач. Концепция по предмету "Технология" написана с учетом специфики и потребностей региона. Концепция развития географического образования утверждает правила проведения школьных экспедиций, а также методические рекомендации по их организации.  Разработка концепций осуществлялась с привлечением к их обсуждению широкой педагогической и научной общественности. Всего в процедурах обсуждения приняли участие более 150 тыс. человек.

        В настоящее время в преподавании географии выделяются содержательные, методические, кадровые и мотивационные проблемы.

        Цель Концепции – обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества.

         Задачи Концепции:

         совершенствование содержания основных общеобразовательных программ в части изучении географии (с обеспечением их преемственности, межпредметных и метапредметных связей), учебных изданий, технологий и методик обучения;

             популяризация географических знаний, соответствующих современному уровню развития науки о природе, обществе и общественной практике, повышение их статуса и востребованности в практической деятельности, в духовном, патриотическом и экологическом воспитании обучающихся;

            совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – ФГОС) в части преподавания и изучения географии – обеспечение количественного и качественного роста кадрового потенциала в сфере географического образования.

            В связи с этим 8 сентября 2020 года в СОРИПКРО состоялась встреча министра образования и науки РСО-Алания Башариной Л.В. и ректора СОГУ Огоева А.У. со специалистами управления образования, курирующими предмет «География», и РМО учителей географии. В работе круглого стола приняли участие ректор СОРИПКРО Исакова Л.С. и старший преподаватель кафедры ПЕМЦ Дзасохова Л.К.

На встрече обсуждались проблемы содержательного характера: недостаточное внимание к предмету как средству патриотического воспитания молодежи; слабый уровень краеведческого материала из-за исключения курса «География родного края» из программ 8–9 классов; снижение результатов ГИА на уровне СОО из-за отсутствия обобщающего курса географии в программе. Также были рассмотрены проблемы мотивационного характера: недооценка значимости предмета среди обучающихся; низкое качество практических занятий из-за недостаточной материальной базы, отсутствие современных приборов для исследований погодных условий, рельефа местности и др.; невостребованность предмета «География» как экзамена по выбору в форме ЕГЭ. Педагоги говорили о кадровых проблемах: у учителей совместителей отсутствует профильное географическое образование; сокращен объем и продолжительность подготовки учителей географии в вузах; уменьшился прием студентов по направлению «География», что приводит к кадровому дефициту учителей географии.

            В качестве решения вышеназванных проблем выступает, в том числе, совершенствование профессиональных (предметных и методических) компетенций учителя географии в организации творческой, исследовательской деятельности, поиске новых эффективных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса по географии.

А именно:

1.Формирование устойчивого интереса учащихся к географическим знаниям с помощью технологии проблемного обучения.

2. Формирование ключевых компетенций при широком внедрении в преподавание географии информационно-коммуникационных технологий, проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями.

3. Формирование положительного образа региона, через инновационный краеведческий подход при обучении географии.

4. Создание условий для творчества и самореализации с помощью инновационных средств обучения.

             Эти условия заключаются в следующих положениях:

 1) применение технологии проблемного обучения, позволило осуществить логического мышления и сформировать устойчивый интерес к изучению географии; 

2) широкое применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании географии обеспечивает условия для развития индивидуальных творческих способностей обучаемого и его ориентации в информационном пространстве; проведение проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями, что  позволяет развивать познавательный интерес учащихся, проявлять инициативу и самостоятельность каждому ученику, демонстрировать индивидуальные качества; 

3) инновационный краеведческий подход при обучении географии позволяет сформировать положительный образ территории, способствует развитию критического и творческого мышления, воспитанию любви к родному краю; 

4) использование инновационных средств обучения позволяет учащимся увлекательно и интересно учиться, создает условия для творчества и самоподготовки.

             Сущность проблемного обучения - это организация учителем проблемных ситуаций в учебной работе учащихся и управление их познавательной деятельностью по усвоению новых знаний путем решения учебных проблем, проблемных заданий, задач, вопросов.

При проблемном обучении меняется содержание творческой деятельности ученика. От самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию он переходит к видению новой проблемы в знакомой ситуации, комбинирует известный способ деятельности в новый и выстраивает принципиально новый способ решения.

Таким образом, наблюдается определенная дифференцированность познавательной творческой активности:

1 уровень – обучающий: показ образцов готового решения проблемы;

2 уровень – практический: решение проблемы в ходе эвристической беседы;

3 уровень – самостоятельный анализ и решение проблемы.

Результатом применения проблемного обучения на практике должно быть эффективное усвоение учащимися системы знаний, способов умственной и практической деятельности, умение творчески применять полученные знания в новой ситуации, воспитание познавательной самостоятельности, ведущей к приобретению опыта творческих способностей детей, формирование активной жизненной позиции.

Центральное звено проблемного обучения – проблемная ситуация.

Главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения поставленной задачи, нужного действия.

Но не всякая проблемная ситуация побуждает мышление. Мышление не возникает, если у ученика нет потребности в размещении проблемной ситуации. Для решения проблемной ситуации необходима положительная мотивация. Наиболее эффективными путями возбуждения познавательного интереса к учебному материалу являются воздействие на эмоции и чувства учащихся, а также показ практический, жизненной значимости учебной проблемы.

Но случается, что проблемная ситуация заинтересовала ученика, у него появилось желание ее решать, но реализовать свои намерения он не может. Причина: отсутствие исходных знаний, необходимых для начала поиска. Значит, главными условиями успешного решения проблемной ситуации являются:

1. положительная мотивация

2. опора на ранее изученный материал

3. посильность решаемой проблемы для самостоятельного выполнения.

Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования при помощи информационно-коммуникационных технологий и осуществление проектно-исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями - используование информационно-коммуникационные технологий. Это использование компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, интерактивного тестирования. Созданный и накопленный интерактивный материал позволяет до 75% уроков в интерактивном режиме (объяснить материал, закрепить, провести практическую часть, создать проект, и проверить знания при помощи интерактивного тестирования).

Какой же это материал?

Электронные уроки и интерактивные тесты для 6,7,9 классов, которые способствуют развитию интереса учащихся к географии, и как следствие повышают внутреннюю мотивацию к обучению.

Я считаю, что ученик на уроке должен не только услышать рассказ учителя о горах, о вулкане Ключевская Сопка, о водопаде Игуасу, но и увидеть эти  объекты, показать, где он расположен. Наглядность географического образования это одна из приоритетных задач, которые я ставлю перед уроком.

Подготавливая интерактивный урок, я всегда готовлю презентацию урока, которая позволяет логически построить урок, по структуре. Ввести в интерактивный урок: тему, план, цели, таблицы, видеосюжет, фотографии, практическую часть, тестирование, домашнее задание.

Личностно-ориентированный подход к обучению я также реализую с использованием информационных технологий и мультимедийных мини-проектов. Для этого я формирую тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей учащегося, поощряю его к творческому труду. Учащиеся получают возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирают форму представления материала, способ и последовательность его изложения, что в конечном итоге положительно сказывается на собственной самооценке.

          Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью проектно-исследовательской деятельности учащихся.

            Наряду с проектами, которые создаются с помощью информационно-коммуникативных технологий, для активизации творческого потенциала учащихся практикуется исследовательская деятельность. В рамках школы учащиеся могут готовить научно-исследовательские проекты, защищать их в конце прохождения курса, на школьном и районном этапах  научных конференций. 

            Проекты, можно различать по доминирующей деятельности учащихся: 1) реферативно-описательный ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки;

2) практико-ориентированный - он нацелен на решение социальных задач;

3) исследовательский - он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов;

4) информационный - направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа;

5) творческий - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению проекта и презентации его результатов.

Основными этапами проектной деятельности являются следующие:

1) выбор объекта проектной деятельности;

2) планирование работы;

3) выполнение проектной деятельности;

4) реализация проекта;

5) рефлексия;

6) защита проекта.

Исследовательская деятельность включает в себя: 1) постановку проблемы; 2) подбор методик исследования и практическое овладение ими; 3) сбор собственного материала, его анализ и обобщение; 4) оценку результатов; 5) собственные выводы.

По характеру контактов мы создаем проекты: внутриклассные, внутришкольные, районные.

По продолжительности наши проекты в основном среднесрочные (30-40 часов) и долгосрочные 1 – 3 месяца. Это связано с качеством проекта.

По сфере применения результатов мы создаем экологические, страноведческие, социологические, краеведческие комплексно-географические проекты.

По организационным формам проекты создаются в урочное и внеурочное время.

Подведем итог

           В настоящее время необходимо не только развивать творческую среду для выявления  одаренных детей в каждой общеобразовательной школе, но систематизировать подготовку и повышение квалификации педагогических кадров в области географического образования

         Учитель географии – ключевое звено в системе развития географического образования. Престиж этой специальности определяется как положением географии в системе научных дисциплин и образовательных предметов, так и профессиональным уровнем учителей. Для повышения качества преподавания предмета предусмотрена система стимулирования педагогов через учебные и учебно-научные образовательные проекты в форме «предметных» стипендий, премий, грантов, гарантий;

          усиление практико-ориентированной составляющей в системе среднего профессионального и высшего педагогического образования;

         привлечение студентов и молодых специалистов к участию в просветительских проектах, в том числе в сфере дополнительного образования;

          расширение территориального охвата и доступности программ повышения квалификации преподавателей географии за счёт проведения географических школ, лекториев, мобильных университетов, сборов, съездов;

             привлечение учителей и студентов педагогических вузов к участию в экспедициях, полевых практиках, экскурсиях, социальных и географических акциях и массовых мероприятиях (в том числе проводимых Русским географическим обществом и Российской ассоциацией учителей географии);

            ориентирование системы повышения квалификации и переподготовки учителей географии на создание инновационных модульных образовательных программ и технологий;

           формирование и развитие профессионального открытого сетевого сообщества с функциями центров обмена опытом реализации инновационных образовательных программ и проектов, общественной экспертизы учебно-методических комплексов и отдельных методических разработок, дискуссионных площадок и семинаров по актуальным проблемам развития географического образования, обмена опытом и образовательными ресурсами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документ 4. Концепция развития географического образования в РФ

В данном разделе представлены основные документы на основании которых осуществляется педагогическая деятельность учителя: ФЗ об образовании, Концепция ФГОС общего образования, Фундаментальное ядро сод...

Концепция развития географического образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Концепция развития географического образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы...

КОНЦЕПЦИЯ развития географического образования в Российской Федерации

Общие положения Настоящая Концепция развития географического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, за...

Концепция развития географического образования в Российской Федерации

Концепция развития географического образования в Российской Федерации...

Концепция развития географического образования в РФ

Концепция развития географического образования в РФ...

Доклад на тему: «Обновление содержания и повышение качества обучения в рамках реализации концепции развития географического образования в РФ».

laquo;Обновление содержания и повышение качества обучения в рамках реализации концепции  развития географического образования в РФ»....

"Туристская работа, как способ развития географического образования среди обучающихся, в рамках реализации естественно-научной направленности"

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы изучения географии, вопросы и методы изучения географии и географического образования, понимания роли и места географии в современном обществе и ее сознани...