Концепция развития географического образования в Российской Федерации
статья
Концепция развития географического образования в Российской Федерации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepcija_razvitija_geograficheskogo_obrazovanija.doc | 428 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Концепция развития географического образования в Российской Федерации
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определяет механизмы, инструменты, ресурсное обеспечение, целевые показатели и ожидаемые от ее реализации результаты.
Концепция коррелирует с разработанными ранее стратегическими документами – Историко-культурным стандартом, Концепциями развития математического образования, преподавания русского языка и литературы, Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан на 2016–2020 годы» и, наряду с ними, имеет целью совершенствование системы образования и просвещения в Российской Федерации, ее адаптацию к запросам современного общества.
I. Значение географии и географической культуры в России и современном мире
География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики.
Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой (ухудшение здоровья людей; недостаточная обеспеченность населения продуктами питания и водой;
негативные последствия климатических изменений; загрязнение окружающей среды, ограниченность природных ресурсов и другие).
Качественная система географического образования и просвещения необходима любому государству, стремящемуся к интенсивному развитию национальной науки, культуры, экономики и к достойной роли в мировой политике и экономике. Такая система призвана обеспечивать:
– подготовку грамотных специалистов не только в области географических наук, но и в сферах экономики, государственного и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, рационального природопользования, инженерии, международных отношений, журналистики, туризма, экологии и др.
– должный уровень образования и воспитания молодёжи, формирование у неё понятий гражданственности, патриотизма, внимания к национальным истокам, социальной ответственности, географической грамотности, экологической культуры.
Школьное образование является базисным для всей системы географического образования. Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и номенклатуры, а также на получении практических навыков использования географической информации. Примеры реализации такого подхода имеются как отечественной, так и в зарубежных педагогических системах (например, в Германии). При этом система географического образования и просвещения, сложившаяся в России на протяжении многих лет, в настоящее время находится в состоянии деградации, что проявляется, в частности, в постоянном уменьшении количества часов, выделяемых на преподавание географии в основной и старшей школе.
Внедрение новой системы географического образования должно обеспечить преемственность достижений русской и советской школы преподавания географии, ликвидировать существенные недостатки, проблемы и противоречия, имеющие место в настоящее время.
II Проблемы изучения и преподавания географии
Проблемы изучения и преподавания географии могут быть объединены в следующие основные группы.
Проблемы мотивационного характера
В настоящее время существует ряд проблем мотивационного характера, связанных с низким престижем географии как таковой в школе и обществе в целом; непониманием и недооценкой значимости географического образования для повседневной жизни и деятельности человека; невостребованностью географии как предмета на вступительных экзаменах, в том числе в профильных вузах.
Недостаточно дидактически обоснованный отбор содержания в школьной географии, равно как и отсутствие критериев этого отбора, приводят к переизбытку географической информации, затрудняющему её усвоение и зачастую выходящему далеко за рамки общего образования. В существующих курсах практически не реализуется важнейшая интеграционная, межпредметная функция географии, позволяющая акцентировать географическую составляющую современных геополитических, геоэкологических, социальных и экономических процессов, способствующая повышению предметной учебной мотивации и интереса к изучению географии среди учащихся.
Проблемы содержательного характера
Содержание реализуемого в настоящее время географического образования требует актуализации в соответствии с задачами формирования национальной идентичности и патриотического воспитания молодёжи, обозначенным в данной Концепции, а также ряде других действующих стратегических документов.
Настоятельно необходимо повышение значения курса «География России» в системе школьного географического образования.
Курс «Экономическая и социальная география мира», рассчитанный на изучение в старшей школе, нуждается в обновлении с учётом процессов глобализации, а также требует совершенствования с целью фокусирования на формировании у школьников целостного представления о роли России в окружающем мире.
Действующим базисным учебным планом география как учебная дисциплина включена в учебную область «Общественные науки», в то время как содержание предмета в значительной степени соответствует области естественно-научных дисциплин. Синтетический, междисциплинарный характер географической науки является основанием для её включения как в общественно-научную, так и в естественно- научную образовательные области.
В содержании школьного географического образования явно недостаточное внимание уделено географии человеческой деятельности, недооценено значение проведения школьниками комплексных междисциплинарных конструктивно-географических исследований.
Недостаточное внимание уделено повторению и закреплению материала в течение всего периода обучения. Как следствие полученные на начальных стадиях обучения практические навыки решения географических задач утрачиваются ко времени окончания школы.
Важнейшей проблемой является отсутствие научно обоснованных представлений о базовом минимуме необходимой для усвоения учащимися информации, утверждённых перечней-минимумов основных понятий, терминов, закономерностей, географической номенклатуры. От ее решения зависят объективность и качество контроля знаний выпускников, а также само понятие единого в масштабах территории страны образовательного пространства.
Методические проблемы
Требуют совершенствования методики и приёмы формирования и поддержания высокой учебной мотивации обучающихся к изучению географии, в том числе с учётом развития современных информационно-коммуникационных технологий.
В практике школьного географического образования недостаточно используются практикоориентированные технологии (в т.ч. базовые для географии геоинформационные и дистанционные), основанные на проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной, самостоятельной деятельности, позволяющие обучить ключевым умениям и навыкам, таким как проведение опытов, многофакторного анализа, выявление причинно-следственных связей, прогнозирование, создание моделей развития территории, природопользования, зелёной экономики. Требуют раскрытия идеи развития индивидуальности, творческой инициативы, опыта обучающихся средствами географии.
Кадровые проблемы
В связи с низким престижем профессии учителя географии данное направление педагогической подготовки мало востребовано среди выпускников старших классов общеобразовательных учреждений. Из-за отсутствия конкуренции и низкого проходного балла в педагогические вузы, в том числе на географические специальности, поступают выпускники школ со слабым уровнем подготовки. Отсутствие конкурса и неудовлетворительная базовая подготовка абитуриентов, поступающих в вузы на географические и смежные специальности (учитель географии, географ, геоэколог и др.), неизбежно приводят к нарушению смены поколений и кадровому дефициту.
Системы подготовки студентов по направлениям географических и педагогических специальностей, дополнительного образования и переподготовки учителей географии недостаточно эффективны и направлены в основном на ликвидацию пробелов содержательного характера, а не на освоение новых технологий географического образования. Преподаватели образовательных учреждений высшего образования, в большинстве своём, оторваны от современных направлений географических исследований, не владеют информацией о последних открытиях и достижениях в сфере географии.
Значительная часть выпускников по окончании педагогического вуза не работает по специальности.
Цели и задачи Концепции
Цель настоящей Концепции – устранение существующих недостатков в системе географического образования и просвещения, обеспечение её соответствия современным потребностям государства и общества.
География в России должна снова стать привлекательной областью знания и деятельности, получение географических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Задачами развития географического образования и просвещения являются:
– модернизация содержания географического образования на всех уровнях при соблюдении их преемственности;
– определение содержания базового и углублённого уровня географического образования в основной и старшей школе, на основе объективно установленной потребности во всеобщей географической грамотности населения, востребованности географической информации и знаний в различных сферах общества, специалистах различного профиля и уровня географической подготовки;
– подготовка современных учебно-методических комплексов нового поколения, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
– определение методов работы, технологий и набора учебных материалов (в том числе вспомогательных) для обеспечения качественно нового уровня преподавания географии;
– определение минимума необходимой для учащихся информации, базовой географической номенклатуры и требований к достигаемым предметным результатам;
– совершенствование содержания и форм оценки образовательных достижений учащихся по географии;
– определение форм организации внешкольной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, обеспечивающих взаимосвязь географических знаний с жизнью и, как следствие, развитие познавательного интереса к географии, творчества и сотрудничества средствами географии;
– обеспечение повышения качества подготовки, повышения квалификации, а также повседневной работы преподавателей географии, усиление механизмов их материальной и социальной поддержки; обеспечение для них возможности обращаться к лучшим педагогическим практикам мирового уровня, достижениям современных образовательных технологий в области географического образования; создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;
– разработка комплекса мер поддержки лидеров географического образования и популяризаторов географии (молодых учёных и специалистов, организаций и отдельных педагогов, учёных, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых лидеров;
– популяризация географических знаний и географического образования, обеспечение создания законодательных основ для финансирования популяризаторской деятельности.
III. Основные направления реализации Концепции
Дошкольное и начальное общее образование
Программы дошкольного и начального общего образования должны обеспечивать:
– основу для полноценного восприятия программы основного и среднего общего образования;
– формирование элементарного понятийного аппарата о России: ее географическом, природном, культурном, этнографическом и социально- экономическом разнообразии;
– осознание своей принадлежности к стране, этносу, месту проживания одновременно со способностью к восприятию достижений различных культур и стран мира;
– интерес ребёнка к самостоятельным наблюдениям за объектами историко-культурного и природного наследия родного края, основам краеведения;
– отбор содержания, которое поможет ребёнку на соответствующем возрастном уровне понимать и воссоздавать связи между объектами и явлениями природы и общества, воспринимать не только целостность географической картины мира, но и наличие системных, целостных образований в природе и обществе, в т.ч. – в местах проживания учащихся;
– формирование разнообразных познавательных интересов, основ экологической культуры, понимание правил рационального поведения в природе.
Основное общее образование
Географическое образование в основной школе должно:
– использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного предмета, позволяющего преподносить информацию максимально доступными для восприятия современными средствами: картографическими (в т.ч. ГИС, моделирование), иллюстративными (включая видео, компьютерную графику) и другими;
– воспитывать чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики, в том числе за счет переработки и усиления курсов «География России» и «География родного края» в системе школьного географического образования;
– предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения высокого уровня географической культуры и географических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе, в том числе для решения практических задач;
– обеспечивать соответствие содержания примерных образовательных программ по географии, учебно-методических материалов, технологии и методики преподавания возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся;
– вестись по учебникам географии нового поколения, ориентированным на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, направленным на достижение конкретных результатов учебной деятельности, в том числе посредством развития навыков самостоятельной творческой работы обучающихся, ориентации на формирование умения учиться;
– реализовываться посредством дополнительных учебных материалов, электронных и печатных: хрестоматий, карт и атласов, словарей географических терминов, справочников и др.;
– предоставлять каждому учащемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения любого уровня географической подготовки с учётом индивидуальных потребностей и способностей посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику электронных учебных пособий и использования дистанционных образовательных технологий.
Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных общеобразовательных учреждений и специализированных классов, системы дополнительного образования детей в области географии, системы географических соревнований (олимпиад и др.). Соответствующие программы могут реализовываться и учреждениями высшего образования (в том числе в рамках существующих и создаваемых специализированных учебно- научных центров университетов, а также сетевых форм реализации образовательных программ).
Достижение какого-либо из уровней подготовки не должно препятствовать индивидуализации обучения и закрывать возможности продолжения образования на более высоком уровне или изменения профиля.
Совершенствование содержания географического образования должно обеспечиваться, в первую очередь, за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов на базе лидерских практик географического образования, сформировавшихся в общеобразовательных учреждениях.
Среднее общее образование
Географическое образование в старшей школе должно:
– обеспечивать изучение географии в соответствии с запросами учащихся и предусматривать их подготовку, как на базовом, так и на углублённом уровне;
– на базовом уровне обеспечивать выпускников школ необходимым объёмом географических знаний и умений, достаточным для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний, таким как экономика, журналистика, государственное и муниципальное управление, военная подготовка, международные отношения, экология, туризм и другие специальности;
– обеспечивать формирование базовых представлений и понятий национальной идентичности гражданина России (в какой стране он живёт, какие народы ее образуют и населяют, в чем ее сходства и отличия от государств ближнего и дальнего зарубежья, какова роль российского пространства как комплекса природных, культурных, экономических и др. феноменов в формировании менталитета ее народов);
– обеспечить формирование у учащихся общих (базовых) представлений о наличии географических систем в природе и обществе (о географической системности в природе и обществе);
– подготавливать учеников к решению практических задач, связанных с повседневными проблемами и глобальными вызовами современной цивилизации;
– согласовываться с индивидуальными траекториями развития ученика и открывать ему возможность продолжения образования на более высоком, углублённом уровне;
– на углублённом уровне обеспечивать выпускников школ необходимым объёмом географических знаний и умений, достаточным для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям) географического цикла (океанология, метеорология, гидрология, картография, военная подготовка, геоэкология), а также смежным с ними (экология, природопользование, землеустройство, геология) и другим профильным специальностям;
– обеспечивать у выпускников расширенное представление о географических особенностях России и окружающего мира, представления о системности в природе и обществе, о тесных взаимосвязях и взаимодействиях компонентов природы и общества, развивающихся геосистемах в природе и обществе для формирования кадрового резерва личностей, способных к продуцированию интеллектуального продукта высокого уровня;
– создавать широкие возможности для выстраивания индивидуальных траекторий обучения с углублённым изучением теоретических основ отдельных отраслей географической науки, в сочетании с практико-ориентированной научно-исследовательской и проектной работой по географии.
– обеспечивать углублённый уровень подготовки на базе учреждений высшего профессионального образования специализированных учебно-научных центров и на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий и дистанционного обучения.
Дополнительное образование
Система дополнительного образования, включающая разнонаправленные географические, туристические и краеведческие клубы, кружки, секции, является важнейшей частью российской традиции географического образования и должна быть обеспечена государственной поддержкой.
Важнейшей особенностью дополнительного географического образования в России должна стать система мероприятий и проектов, реализуемых общественными организациями, такими как Русское географическое общество, Всероссийское движение школьников (в т.ч. военно-патриотическое движение «Юнармия»), общество «Знание» и другие.
Главное место среди них должно быть отведено таким новым формам работы, как дистанционное географическое образование, интерактивные экспозиции, географические проекты в сети Интернет, в том числе фенологические, краеведческие, добровольческие и особенно в социальных сетях, профессиональные географические интернет- сообщества и сетевые структуры.
Новые формы дополнительного образования должны сопровождаться воссозданием наиболее действенных из традиционных форм работы со школьниками – проведение экскурсий и походов, организация слётов и соревнований, развитие и поддержка олимпиадного движения, проведение интеллектуальных турниров, квестов и дискуссионных клубов.
Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области географического образования
Для преподавателей географии должна быть обеспечена возможность профессионального роста в форме научной и прикладной работы, дополнительного профессионального образования, включая:
– стажировку в организациях – лидерах фундаментальных и прикладных исследований в области географии и географического образования;
– формирование банка инновационных программ, дистанционных курсов дополнительного образования, проектов, методических разработок на основе информационных технологий для оказания методической поддержки учителям географии в инновационной деятельности;
– проведение независимых общественных тестирований уровня подготовки педагогов;
– развитие форм сетевой общественной профессиональной экспертизы (открытого обсуждения учебно-методического комплекса, методических разработок и программ повышения квалификации учителей географии с последующей экспертизой полученных результатов профессиональным сообществом);
– проведение съездов, конференций, организацию дискуссионных площадок в сети Интернет для обсуждения актуальных тем и возможностей развития географической науки и географического образования.
С целью поддержки успешных преподавателей должны проводиться конкурсы лучших учителей географии, выдаваться стипендии молодым учёным и специалистам, оказываться грантовая поддержка исследований в сфере географической науки и образования.
Важной является поддержка создания в России научно- образовательных центров мирового уровня, приглашающих учёных для проведения исследовательской работы и участия в разработке образовательных программ.
С целью оказания поддержки молодым учёным и специалистам должна быть предусмотрена реализация научно-образовательных проектов международного уровня – школ, лекториев, плавучих университетов, сборов, съездов и других мероприятий, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов для развития современной географии как науки и демонстрацию им современных достижений.
Географическое просвещение и популяризация географии
Для популяризации географии, создания в обществе устойчивого позитивного отношения к достижениям географической науки предусматривается:
– организация комплексных медиа-кампаний, посвящённых юбилейным датам отечественной и мировой географии;
– организация массовых просветительских мероприятий, таких как географические фестивали, фотовыставки и кинопоказы, научно-популярные лектории;
– производство художественных и научно-популярных фильмов географической тематики в рамках работы общественных организаций и государственного заказа;
– выпуск научно-популярных, справочных и художественных географических изданий;
– проведение общероссийских образовательных акций, географических диктантов, географических смен в детских оздоровительных центрах, школьных географических экспедиций и походов, экологических акций, слётов и соревнований, географических брейн-рингов и дискуссионных клубов;
– поддержка существующих и создание новых молодёжных общественных объединений и клубов;
– развитие географических интернет-проектов, ведение специализированных интернет-порталов и блогов в социальных сетях, создание интерактивных музеев.
Популяризаторская деятельность в сфере географии и смежных наук требует обеспечения всестороннего финансирования как государством, так и коммерческими, а также общественными структурами, в т.ч. с помощью выделения грантов, включения соответствующих задач в федеральные и региональные программы. В то же время главным условием ее успеха является максимальная медиаподдержка на уровне федеральных СМИ.
Особую роль в популяризации географии должны играть институты гражданского общества, в первую очередь общественные организации и фонды.
Целесообразно поощрение популяризаторов за счет соответствующих премий («за популяризацию географических знаний»), учреждения почётных званий («почётный лектор»), обеспечение льгот для популяризаторов при получении научных должностей, занятии вакансий.
Реализация Концепции
Реализация Концепции предполагает:
– разработку нового стандарта школьного географического образования;
– разработку требований к структуре учебно-методического комплекса по географии с последующим проведением конкурса и созданием ограниченного числа линеек учебников по географии;
– подготовку предложений по изменению Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
– разработку содержательных минимумов понятий, терминов и географической номенклатуры для соответствующих уровней географического образования;
– подготовку предложений по уточнению примерных основных образовательных программ.
Внедрение Концепции потребует проведения масштабных курсов повышения квалификации учителей географии, координации деятельности предметной ассоциации, пересмотра подходов к организации и структуре основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии.
Планируемыми механизмами реализации настоящей Концепции являются:
– сохранение количества часов по предмету география в объёме 2 часов в неделю в каждом классе (с 6 по 9-й класс), введение курса
«География родного края» для 8–9-х классов по 1 часу в неделю в каждом классе за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса;
– включение географии как обязательного учебного предмета на базовом и углублённом уровнях во всех профилях старшей школы (в общественно-научном, общем и естественно-научном) в объёме не менее 2 часов в неделю в каждом классе (в 10–11-х классах) на базовом уровне и не менее 3 часов в неделю в каждом классе (в 10–11-х классах) на углублённом уровне;
– введение географии в качестве обязательного предмета государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9-го класса для своевременного выявления существующих пробелов в знаниях;
– введение в качестве обязательного ЕГЭ по географии, в связи с высокой значимостью данного предмета, наряду с русским языком, литературой и историей России, для формирования общенациональной идентичности и патриотического воспитания молодёжи;
– усиление практической направленности в преподавании предмета, которая должна выражаться в определении перечня обязательных практических работ в каждом классе и организации проектно-исследовательской деятельности на основе географического содержания в основной школе;
– восстановление, а в некоторых случаях введение географии в качестве обязательного вступительного испытания при приёме на обучение по ряду специальностей/направлений подготовки в вузах:
«Экономика» (38.03.01), «Туризм» (43.03.02), «Международные отношения» (41.03.05) и другие;
– включение задач по пропаганде географических знаний в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов;
– обеспечение координации работы общественных и благотворительных организаций в области географического образования и просвещения на базе Русского географического общества.
IV. Целевые показатели и ожидаемые результаты
Полноценная реализация Концепции географического образования должна привести к:
– удвоению числа абитуриентов на географических специальностях вузов до 2021 года;
– увеличению среднего балла ЕГЭ по географии и всероссийских географических диктантов (тестирований) на 20% к 2023 году;
– увеличению конкурса на географических факультетах педагогических вузов на 10% к 2021 году и на 25% к 2025 году;
– росту количества кружков, клубов и секций географической направленности в России на 30% к 2021 году;
– увеличению числа всероссийских и региональных географических акций, выставок, лекториев и др. мероприятий на 50% к 2021 году;
– росту объёма географически ориентированного содержания в познавательных и научно-популярных разделах электронных и печатных СМИ на 20% к 2021 году.
Индикаторами качества реализации концепции будут являться также данные социологических опросов, востребованность географической литературы в библиотеках (в первую очередь детских и относящихся к образовательным учреждениям), возврат в профессию учителей географии, занимающихся непрофильной сферой деятельности, рост числа подписчиков профильных социальных сетей, участие школьников в конкурсах и олимпиадах по географии различного уровня, участие школьников в практикоориентированной, туристической, краеведческой деятельности.
Приложение 2
Предложения экспертных групп по модернизации содержания Концепции
18 июля 2016 г. в Российской академии образования состоялся экспертный семинар по предмету «География». В ходе семинара проходило обсуждение перспектив изменения концептуальных подходов к реализации технологического образования в школе и были сформулированы практические выводы и предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» в адрес Минобрнауки России, региональных и муниципальных органов управления образованием, ассоциаций учителей-предметников, руководителей общеобразовательных организаций.
Приглашаем вас принять участие в обсуждении Предложений по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» и Предложений по проекту концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «География».
Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География»
1. Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» для Министерства образования и науки Российской Федерации
Учитывая, что Министерство образования и науки Российской Федерации выступает основным заказчиком «Концепции развития географического образования», считаем необходимым довести до его сведения основные замечания и предложения, высказанные на основе анализа текста проекта «Концепции развития географического образования в Российской Федерации» (далее – Концепция–2016).
Экспертной группой предлагается внести следующие изменения.
I. Сузить рамки действия концепции в пределах уровней общего (дошкольного, начального, основного и среднего) образования, внести соответствующее изменение в его название – «Концепция развития общего географического образования в Российской Федерации» и привести в соответствие с названием документа его содержание.
II. Предложить следующую структуру «Концепции развития общего географического образования в Российской Федерации»:
Раздел 1. Обоснование необходимости принятия концепции и современные проблемы школьного географического образования.
Раздел 2. Цели и принципы географического образования.
Раздел 3. Основные направления реализации Концепции по уровням общего географического образования. Содержание дисциплины. Этапы изучения и распределение часов дисциплины по темам. Методы данной дисциплины.
Раздел 4. Целевые показатели и ожидаемые результаты.
III. Привести в соответствие название и структуру документа по разделам:
III.1. В разделе 1 раскрыть значение географии, показать ее значимость для принятия повседневных жизненных решений (см. Примечание 1). Сформулировать национальную идею развития общего географического образования и приоритеты развития. Показать необходимость получения базовых географических знаний и навыков для жизни в современном обществе. В этом же разделе предлагается раскрыть проблемы общего географического образования и его современное состояние.
III.2. В разделе 2 сформулировать цели в соответствии с ФГОС (цели общего географического образования). Необходимо подчеркнуть, что должна быть выделена самостоятельная учебная (предметная) область «География». Особенно важно подчеркнуть недопустимость включения учебной дисциплины «География» на ступенях основного и среднего общего образования в предметные области «Общественно-научные предметы» или «Естественнонаучные предметы». Здесь должны быть отражены:
- принципы и направления модернизации содержания общего географического образования, основные методы и средства преподавания географии;
- принципы современного общего географического образования; связь с повседневной жизнью (в т.ч. через географическое краеведение, непрерывность образования, преемственность, соответствие метапредметным результатам, межпредметным связям и др.);
- специфика и новизна на каждом уровне общего образования (дошкольное, начальное, основное, среднее);
- теоретико-методологические основы географической науки.
III.3. В разделе 3 необходимо выделить «фундаментальное ядро» содержания общего географического образования, последовательность и преемственность изучения географии на дошкольном, начальном, основном и среднем уровнях общего образования. Для базового изучения географии с 5-го по 11-й классы необходимо заложить по 2 часа в неделю. Помимо базового, должны быть учтены углублённое (профильное) изучение географии. В разделе должна быть определена структура курсов географии в общей школе (основное содержание разделов и тем по каждому курсу) и этапы изучения (последовательность разделов и тем по каждому курсу). Здесь необходимо обосновать ключевые методы изучения географии. Кроме того, этот раздел должен включать дополнительное образование детей, популяризацию географии и географическое просвещение.
В разделе 3 должна быть определена структура курсов географии в системе основного и среднего общего образования с учётом физиологических и психолого-педагогических особенностей обучаемых соответствующих возрастов, основное содержание разделов и тем по каждому курсу, а также этапы изучения разделов и тем по каждому курсу.
В разделе 4 должны быть отражены целевые индикаторы и ожидаемые результаты (с указанием инструментария диагностики). Результаты в концепции должны быть сформулированы с нескольких позиций:
- с позиций обучающегося (они должны коррелировать с принятыми требованиями, определяемыми нормативными документами: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования);
- с позиций образовательных организаций основного общего и среднего общего образования (они должны включать изменение педагогических, кадровых, финансовых, учебно-методических, информационных, материально-технических и других условий, необходимых для эффективного, доступного и результативного образования);
- с позиций общества (они должны опираться на интересы развития территориальных общественных систем).
Оценка результативности может включать три блока базовых индикаторов:
- индикаторы процесса (процент обучающихся, имеющих собственный индивидуальный прогресс в рамках общего географического образования; процент внеучебной деятельности (проектной, исследовательской, игровой и т.п.); процент занятий с использованием современных образовательных технологий, в т.ч. информационных; процент обучающихся, получающих углублённое и профильное общее географическое образование; процент обучающихся, поступивших на следующую ступень образования (среднее профессиональное или высшее профессиональное образование), где географические знания являются необходимой реальностью;
- индикаторы результатов (промежуточные и итоговые когнитивные достижения обучающихся, а также некогнитивные результаты);
- индикаторы ресурсов (финансирование географического образования в основной общей и средней общей школе по источникам; общие затраты времени на освоение базовой (углублённой, профильной) образовательной программы по географии; квалификация учителей и преподавателей; эффективность использования образовательных технологий и информационных ресурсов).
IV. Обратиться с Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с необходимостью разработки специального профессионального стандарта – географа. Важно отметить, что отсутствие профессиональных стандартов «географа», «специалиста по развитию территорий», «специалист по информационному сопровождению территориального развития», «территориальный планировщик», «специалист по геоинформационным системам» и др., затрудняет последующую профессиональную деяте6льность обучающихся, сужает сферу их самореализации, делает неясным профессиональное будущее.
Необходимо обратить внимание на содержательных недостатках, которые присутствуют в тексте Концепции.
1. В тексте Концепции очень слабо представлено современное состояние школьного географического образования; не отражена история его формирования и трансформации, что не позволяет сделать обоснованный вывод о том, в чём особенность современного этапа и почему необходимо создание подобного документа – Концепции. Для географического образования это анализ реализации предыдущей концепции 2000 года и уроки развития географии в школе за последние 15 лет. Из анализа текста проекта Концепции–2016 следует, что такое изучение не проводилось. Создание Концепции развития общего географического образования предполагает определение перспективных направлений на основе изучения результатов реализации предыдущей концепции (2000 года) и современного состояния географического образования.
2. Из текста Концепции (Раздел II. Проблемы изучения и преподавания географии») создается ощущение, что основные проблемы мотивационного характера – плохие учебники географии. Это мало соответствует действительности. В то же время игнорируется главная проблема – отсутствие чётко сформулированного государственного заказа на профессию «географ», отсутствие её в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов – ОК 016-94» и профессиональных стандартов, связанных с этой областью знаний.
3. В тексте Концепции–2016 указывается, что изучение географии на ступени основного общего образования осуществляется с 6-го по 9-й класс, хотя в настоящее время географию начинают изучать с 5-го класса. В этом документе акцентируется внимание на ряде проблем и предлагаются «административные» способы их решения, не соответствующие современным нормативным документам общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования). В частности, в Концепции–2016 приводятся ссылки на нормативные документы, которых не существует: «новый стандарт географического образования», «требования к структуре УМК», «содержательный минимум понятий, терминов и географической номенклатуры».
4. Большинство пунктов Концепции–2016 (подраздел «Реализация Концепции» раздела III «Основные направления реализации Концепции») написаны в стиле предложений, адресованных Министерству образования и науки Российской Федерации, а не широкому кругу людей, реализующих географическое образование в системе общего и дополнительного образования (например, подготовка предложений по изменению ФГОС, включение географии как обязательного учебного предмета во всех профилях старшей школы, введение географии в качестве обязательного предмета государственной итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ) и др.).
5. Раздел IV «Целевые показатели и ожидаемые результаты» включает формулировки и конкретные цифры, более соответствующие планам работы образовательных организаций, а не концептуальному документу. Некоторые положения данного раздела противоречат друг другу. Вызывает сомнение, что результаты социологических опросов, востребованность географической литературы в библиотеках и т.п. могут считаться «индикаторами качества реализации концепции».
2. Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» для региональных и территориальных органов управления образованием
2.1. Все изменения, вносимые в содержание географического образования должны носить нормативный характер. Необходимо учесть финансирование реализации программ ДО средствами ОО «География»
2.2. Разработка содержательных минимумов понятий, терминов и списка базовой географической номенклатуры позволит повысить качество обучения, особенно если он будет учтен при написании учебников по географии и при составлении КИМов ГИА.
2.3. В программах развития образования региона предусмотреть изучение географо-краеведческого содержания в ОО ( за счет регионального компонента). Введение дополнительного часа на изучение курса «География родного края» в 8 и 9 классах необходимо провести в инвариантной части учебного плана или в 6 классе с добавлением второго часа на проведение курса «Географическое краеведение».
2.4. Внести изменения в содержание и дидактический аппарат учебников географии позволяющих раскрывать или усиливать курс «Географии родного края».
2.5. Необходимо внести кабинет географии в перечень предметных кабинетов и разработать список минимального набора оборудования предметного кабинета.
2.6. Сокращение числа линеек учебников по географии нарушает права педагогов на выбор учебника и усиливает финансовую нагрузку на образовательные организации. Необходимо оставить право выбора линеек учебников за конкретными ОУ по согласованию с региональными методистами.
2.7. Введение географии в качестве обязательного предмета государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9-го класса позволит значимость предмета и усилить мотивацию к его изучению, а введения обязательного ЕГЭ по географии может ущемить права выпускников.
2.8. Необходимо исключить из текста Концепции предложение о проведении независимых общественных тестированиях уровня подготовки педагогов, т.к. они проходят процедуру аттестации, которая должна опираться на решение региональных ассоциаций учителей географии.
2.9. Необходимо внести в текст Концепции норму обязательного прохождения курсов повышения квалификации учителей географии в регионах при переходе к работе в условиях введения Концепции развития географического образования.
2.10. Необходимо возродить методическую службу в регионах для более эффективной поддержки педагогов. При подготовке к прохождению аттестации рекомендовать оказывать методическую поддержку педагогам, не имеющим квалификации. Необходимо создание региональной программы поддержки молодых учителей географии.
2.11. В области организации рабочего времени при составлении расписания рекомендуется высвобождать не менее одного дня в неделю для самообразования, прохождения курсов и развития навыков работы с детьми, а также минимизировать составление отчётной документации.
2.12. При организации оплаты труда следует предусматривать стимулирующие меры не только по результатам труда, но и специальные меры материальной поддержки молодых педагогов в первые три года работы. А по истечении трёх лет - не допускать снижения установленного уровня материального обеспечения.
2.13. Для повышения статуса и популяризации деятельности молодых педагогов общественным советам и региональным организациям Профсоюза образования следует привлекать представителей советов молодых педагогов субъектов РФ к текущей работе, а также обеспечивать информационную поддержку деятельности советов в интернете, говорится в письме.
3. Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» для ассоциаций учителей-предметников
3.1. Провести рабочие встречи представителей ассоциаций для разработки и обсуждения проектов Концепции географического образования.
3.2. Сформировать из представителей региональных ассоциаций рабочие группы по обсуждению и реализации модели непрерывного обучения учителя географии в системе дополнительного профессионального образования; совершенствованию программ и системы аттестации педагогических работников;
3.3. Разработать программы выездных мероприятий с целью апробации и рецензии программ непрерывного географического образования с учетом регионального (вариативного компонента), в соответствии требованиями к реализации Федерального государственного образовательного стандарта к результатам обучения, на основе учебно-методических материалов.
3.4. Определить пути интеграции содержания, форм и методов основного и дополнительного географического образования. Разработать сетевое взаимодействие в рамках ассоциации по распространению передового опыта по реализации программ дополнительного образования.
3.5. Обсудить в профессиональном сообществе вопрос развития сетевого взаимодействия в условиях работы экспертных и проблемных комиссий государственных органов и общественных организаций. Дать оценку нормативно-правовым условиям, обеспечивающим возможности для социального партнерства образовательных организаций с общественными организациями, предприятиями экономической сферы, бизнес сообществом в целях повышения эффективности географического образования.
3.6. Сформировать предложения о развитии форм сетевой общественной профессиональной экспертизы – наиболее открытого и эффективного обсуждения состояния дидактического и материально-технического обеспечения преподавания географии на разных ступенях образования, тенденции развития профильного обучения, принципов отбора обучающихся для участия в интеллектуальных соревнованиях разного уровня.
3.7. Обсудить в профессиональном сообществе приоритетные составляющие содержания, форм, методов, реализуемых на уроках географии, которые могут быть использованы для развития образования в условиях профильной школы.
3.8. В педагогическом сообществе организовать обсуждение программы мероприятий по созданию условий с целью кадрового развития страны: повышения профессионального уровня учителя географии на основе популяризации передового педагогического опыта и инновационной деятельности; адресная поддержка проектов и программ, методических разработок и программ повышения квалификации учителей географии; информирования и просвещения учителей (организация и проведение съездов, конференции, ведение информационного портала, где размещаются актуальные для учителей научные статьи, а также новости об изменениях в российском образовании).
4. Предложения по модернизации содержания и технологий обучения, совершенствованию подходов к преподаванию предметной области «География» в адрес руководителей общеобразовательных организаций
4.1. Использовать в работе положительный опыт по обновлению содержания, форм и методов географического образования.
4.2. Сформировать группы методистов-тьюторов из числа участников педагогического сообщества с целью поддержки деятельности учителя географии, популяризации передового педагогического опыта и повышения статуса учителя.
4.3. Развивать сотрудничество с представителями региональных ассоциаций учителей географии с целью актуализации состояния дидактического и материально-технического обеспечения преподавания географии на разных ступенях образования, тенденции развития профильного обучения, принципов отбора обучающихся для участия в интеллектуальных соревнованиях разного уровня.
4.4. Поддерживать активную связь с представителями региональных ассоциаций учителей географии с целью приведения в соответствие систему контроля качества географического образования и текущее прохождение тематического материала (КPI концепции (ключевые показатели эффективности).
4.5. Принять участие в обсуждении и разработке содержания вариативного регионального компонента предметной области «География» совместно с администрацией, представителями предприятий и организаций - социальными партнерами, педагогами и учредителями школы.
4.6. Использовать опыт компенсации дефицита кадровых, методических, материальных, организационных, управленческих, информационных ресурсов при усилении прикладной значимости предмета «География» с использованием новых нормативных механизмов практико-ориентированного обучения, через реализацию проектной и исследовательской урочной и внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...
Концепция развития математического образования в Российской Федерации
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации....
Концепция развития математического образования в Российской Федерации
Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации. 23 января 2014 года....
План мероприятий СКИРО ПК и ПРО по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на 2016 год
План мероприятий СКИРО ПК и ПРО...
Региональные мероприятия для учителей и преподавателей математики, планируемых в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации (июнь-декабрь 2016 года)
Региональные мероприятия для учителей и преподавателей математики, планируемых в рамкахреализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации(июнь-декабрь 2016 года)...
Концепция развития географического образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы
Концепция развития географического образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы...
КОНЦЕПЦИЯ развития географического образования в Российской Федерации
Общие положения Настоящая Концепция развития географического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, за...