Концепция развития географического образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы
материал по географии
Концепция развития географического образования в Российской Федерации: |
проблемы и перспективы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_razvitiya_geograficheskogo_obrazovaniya.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области Концепция развития географического образования в Российской Федерации: проблемы и перспективы Заседание РМО учителей географии Учитель географии 2019 год |
I. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты и принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определяет механизмы ее реализации.
Концепция разработана в соответствии с ранее принятыми документами: Законом «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральной Целевой Программой развития образования на 2016- 2020 годы; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы», а также коррелирует с Историко-культурным стандартом и Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
II. Значение географической науки и географического образования в России и современном мире
География - наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях. Основным продуктом географической науки является достоверная географическая информация.
Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой, включая экономические, экологические, этнонациональные, а также проблемы повышения обороноспособности и создания новых технологий.
Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием.
Единственным источником получения системных, достоверных географических знаний для населения России является географическое образование.
Географическое образование
География- предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально ориентированное представление о Российской Федерации и планете Земля в целом.
География - единственный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции учебного содержания между естественными и общественными науками, обеспечивая значительный вклад в формирование у учащихся высокой общей культуры. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география является базовым предметом для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей, а также национальной идентичности.
Качественное географическое образование призвано обеспечивать:
- высокий уровень образования и воспитания молодежи, формирование гражданственности, патриотизма, внимания к национальным истокам, социальной ответственности, экологической этики; - подготовку будущих специалистов в области географических наук, а также в сферах экономики, государственного, регионального и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогноза и ликвидации стихийных бедствий, мониторинга региональной и миграционной политики, экологического менеджмента, международных отношений, журналистики и туризма;
- подготовку населения в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (системы глобального позиционирования, электронные карты и геоинформационные системы.
Главной целью географического образования и просвещения является повышение географической грамотности и формирование географической культуры у населения России.
Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой и образной географической картины мира, установлении причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами. Ведущим методическим принципом должно быть формирование практических навыков использования географической информации, реализуемое в рамках системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании, которые не сводятся к заучиванию определений понятий, значительных массивов статистических данных и номенклатуры.
Внедрение новой концепции географического образования должно обеспечить преемственность традиций и инноваций в преподавании географии, ликвидировать существенные недостатки, проблемы и противоречия, имеющие место в настоящее время.
III. Проблемы преподавания географии
Проблемы преподавания географии могут быть объединены в следующие основные группы: содержательные, методические, кадровые, мотивационные.
Проблемы содержательного характера
- отсутствие научно обоснованного стандарта географического образования, регламентирующего базовый минимум содержания и номенклатуры и определяющего единство требований к содержанию учебно-методических комплексов и итоговой аттестации по географии;
- отсутствие географии в предметной области «Естественные науки», что приводит к утрате связи географии, как синтетического предмета, с науками естественнонаучного цикла и снижению потенциала межпредметных связей;
- отсутствие комплексного подхода в изучении географии, в результате чего происходит содержательный и методологический разрыв между двумя ветвями географической науки - физической и общественной географией, что отражается в содержании школьных курсов;
отставание содержания географических курсов от современных достижений в области географической науки;
- недостаточное внимание в содержании географических курсов основной школы к достижениям отечественных географов и исследователей, значимости объектов природного и культурного наследия России для мировой цивилизации, знания о которых способствуют формированию мировоззрения личности;
- отсутствие внимания к краеведческому принципу в связи с исключением курса «География родного края» в 8-9 классах, а также резким сокращением числа школьных походов и экспедиций, что значительно снижает потенциал патриотического воспитания;
- отсутствие обобщающего курса географии в старшей школе, что приводит к снижению потенциала теоретических знаний и отсутствию практических навыков у выпускников;
- отсутствие дифференциации в программе старшей школы и требованиях к государственной итоговой аттестации на «базовом» и «профильном» уровнях.
Методические проблемы
сохранение транслирующего способа обучения, не учитывающего личностный опыт школьников и не затрагивающего их ценностно-смысловые ориентиры, недостаточное внимание к технологиям личностно-ориентированного и развивающего обучения;
отсутствие высококачественных интерактивных и дистанционных курсов обучения;
недостаточное использование в школьной практике V технологий, основанных на познавательной, проектной, игровой, коммуникативной деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия;
- отсутствие системности в применении новых ГИС-технологий, космических снимков и результатов дистанционного зондирования Земли;
- недостаточное использование в школьной практике проектно-исследовательской деятельности, основанной на проведении междисциплинарных комплексных географических исследований;
- недостаточное внимание со стороны органов управления образованием к необходимому уровню оборудования кабинетов географии, что снижает практический потенциал предмета.
Кадровые проблемы
- снижение престижа профессии учителя географии;
- отсутствие у значительной части учителей географии профильного географического образования;
- снижение общего уровня географических знаний учителей и их практико-ориентированной общепедагогической и психологической квалификации;
- сокращение продолжительности подготовки учителей;
практически полное разрушение системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в регионах;
- уменьшение в педагогических вузах контрольных цифр приема по направлению «География»,
- старение педагогического корпуса, что неизбежно приводит к кадровому дефициту.
Проблемы мотивационного характера
- недооценка значимости географического образования для повседневной жизни;
- отсутствие положительных образов географа и учителя географии в средствах массовой информации, произведениях культуры и искусства;
отставание содержания школьного географического образования от опережающего развития современного информационного пространства, обеспечивающего потребности ребенка в различных сведениях о России и Земле в целом;
- снижение интереса к предмету география в связи с сокращением числа школьных экскурсий, походов, полевых исследований, экспедиций;
- низкая востребованность итоговой аттестации (в форме ЕГЭ) по географии из-за отсутствия предмета на вступительных экзаменах, в том числе в профильных вузах.
IV. Цель и задачи Концепции
Цель настоящей Концепции - обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям семьи, государства и общества, а также вывести его на лидирующее положение в мире.
Задачи Концепции:
- качественная модернизация и повышение привлекательности содержания общего географического образования при сохранении его преемственности и междисциплинарных взаимосвязей с другими предметами;
- повышение популярности географии в обществе, престижа и востребованности географических знаний и практической деятельности;
- совершенствование существующих и внедрение новых образовательных технологий, повышение качества учебнометодического и материально-технического обеспечения общего географического образования;
- обеспечение использования просветительского потенциала географических знаний для патриотического воспитания граждан России;
обеспечение количественного воспроизводства и качественного роста кадрового потенциала общего географического образования.
V. Основные направления реализации Концепции
Географическое образование в основной школе должно:
- обеспечивать соответствие содержания примерных образовательных программ по географии, учебно-методических комплексов, технологии и методики преподавания возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся;
- воспитывать чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики, в том числе посредством переработки и усиления комплексного географического содержания курса «География России» в соответствии с современными процессами, происходящими в обществе, а также и введения обязательного курса «География родного края» в системе школьного географического образования;
- использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного предмета, позволяющего представлять информацию максимально доступными для восприятия современными средствами: картографическими иллюстративными и другими для формирования географической культуры как части общечеловеческой культуры, способствовать развитию мотивации в изучении географии;
- предоставлять каждому учащемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения высокого уровня географической подготовки с учетом индивидуальных потребностей и способностей посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику дистанционных образовательных технологий;
- обеспечивать комплексный подход в изучении географии для ликвидации содержательного и методологического разрыва между двумя ветвями географической науки - физической и общественной географии.
Географическое образование в старших классах должно:
- учитывать индивидуальную траекторию развития ученика и обеспечивать изучение предмета в соответствии с индивидуальными запросами как на базовом, так и на профильном уровнях, в сочетании с практико-ориентированной научно- исследовательской и проектной работой;
- формировать у учащихся на базовом уровне представления о наличии географических систем в природе и обществе, обеспечивать выпускников школы географическими знаниями и умениями работы с географической информацией в объёме, достаточном для решения повседневных задач, а также для продолжения образования по направлениям подготовки, требующим наличия достаточной базы географических знаний (экономика, журналистика, государственное и муниципальное управление, военная служба, международные отношения, туризм и др.);
- формировать у учащихся на профильном уровне углубленное представление о географических особенностях развития России и современного мира, представления о системности в природе и обществе, обеспечивать необходимым объемом географических знаний и умений, достаточным для продолжения образования по профильным направлениям (география, океанология, метеорология, гидрология, картография и военная топография, геоэкология, туризм и др.);
- обеспечивать профильный уровень подготовки на базе Учреждений высшего профессионального образования, специализированных учебно-научных центров и на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с использованием информационно коммуникационных технологий и дистанционного обучения.
Дополнительное образование должно:
- координировать существующие формы дополнительного образования с системой мероприятий и проектов, реализуемых общественными организациями, такими как Русское географическое общество, Всероссийское движение школьников и др., а также образовательными, научными и просветительским учреждениями (в том числе высшими учебными заведениями, краеведческими музеями, особо охраняемыми природными территориями, центрами детско-юношеского туризма и патриотического воспитания);
- обеспечивать рост числа школьных экскурсий и экспедиций; развивать и поддерживать олимпиады школьников, обеспечивать работу с учениками, увлекающимися географией и демонстрирующими значительные успехи в ее освоении через создание специализированных образовательных центров юных географов на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;
- ориентироваться на развитие новых форм организации, таких как дистанционное географическое образование, интерактивные экспозиции, географические проекты в сети Интернет, формирование социальных сетей географических, фенологических, экологических и этнографических сообществ;
- развивать традиционные формы работы со школьниками К посредством формирования унифицированной системы мероприятий расширенного взаимодействия участников дополнительного образования - олимпиад, интеллектуальных конкурсов, турниров и дискуссионных клубов, слётов и соревнований, совместных экскурсий и походов.
Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области географического образования
Учителя географии - ключевое звено в системе развития географического образования. Престиж этой специальности определяется как положением географии в системе научных дисциплин и образовательных предметов, так и уровнем кадрового потенциала. Для повышения качества преподавания географии концепция предполагает:
- реализацию программ поддержки будущих учителей и молодых специалистов через систему поощрения и стимулирования учебных и учебно-научных образовательных проектов в форме «предметных» стипендий, премий, грантов, гарантий;
- усиление практико-ориентированной составляющей в системе среднего профессионального и высшего педагогического образования,
привлечение студентов и молодых специалистов в просветительские проекты и проекты дополнительного образования;
- расширение территориального охвата и доступности программ повышения квалификации преподавателей географии за счёт проведения географических «школ», лекториев, мобильных университетов, сборов, съездов;
- привлечение учителей и студентов педагогических вузов к экспедициям, полевым практикам, экскурсиям, социальным и географическим акциям (в том числе проводимым Российской ассоциацией учителей географии и Русским географическим обществом);
- формирование и развитие профессионального открытого сетевого сообщества с функциями создания банков инновационных программ и проектов, общественной экспертизы учебнометодических комплексов и отдельных методических разработок, дискуссионных площадок и семинаров по актуальным проблемам развития географического образования, обмена опытом и образовательными ресурсами.
Географическое просвещение и популяризация географии
Для популяризации географии России, создания в обществе устойчивого позитивного отношения к достижениям отечественной географической науки предусматривается:
- организация комплексных медиакампаний, посвященных значимым датам и событиям отечественной и мировой географии;
- организация массовых просветительских мероприятий, таких как географические фестивали, фотовыставки и кинопоказы, научно-популярные лектории;
- производство художественных и научно-популярных фильмов географической тематики в рамках работы общественных организаций и государственного заказа;
- выпуск научно-популярных, справочных и художественных географических изданий;
проведение общероссийских образовательных акций, географических диктантов, географических смен в детских оздоровительных центрах, школьных географических экспедиций и походов, экологических акций, слетов и соревнований, географических брейн-рингов и дискуссионных клубов;
- поддержка существующих и создание новых молодежных общественных объединений и клубов;
- поощрение популяризаторов за счет соответствующих премий («за популяризацию географических знаний»), учреждение почетных званий («почетный лектор»), обеспечение льгот для популяризаторов при получении научных должностей, занятии вакансий;
развитие географических интернет-проектов, ведение специализированных интернет-порталов и блогов в социальных сетях, создание интерактивных музеев.
Популяризаторская деятельность в сфере географии и смежных наук требует обеспечения финансирования как государством, так и негосударственными структурами, в том числе с помощью выделения грантов, включения соответствующих задач в федеральные и региональные программы. Главным условием ее успеха является максимальная медиаподдержка на уровне федеральных СМИ.
Особую роль в популяризации географии должны играть институты гражданского общества, в первую очередь общественные организации, включая Русское географическое общество и фонды.
VI.Реализация Концепции
Реализация Концепции предполагает:
- разработку научно обоснованного базового минимума содержания школьного географического образования;
- изменение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также примерных основных образовательных программ;
- разработку требований к структуре учебно-методического комплекса и создание новых учебников по географии;
разработку требований к структуре и содержанию инструментов итоговой аттестации: основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии;
- включение популяризации географии России в число основных направлений, предусмотренных государственными программами в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации и иными нормативными документами.
Планируемые механизмы реализации Концепции предполагают:
- в основной школе сохранить количество часов по предмету «География» в объеме по 1 часу в неделю в 5 и 6 классах, 2 часов в неделю в 7-9 классах, а также рекомендовать образовательным учреждениям формировать учебные планы по схеме: 6-9 классы - по 2 часа в неделю;
- рекомендовать региональным органам управления в области образования ввести дополнительный обязательный курс «География родного края» для учащихся 8-9-х классов по 1 часу в неделю в каждом классе;
- в старшей школе на базовом уровне включить географию как обязательный учебный предмет (в общем, общественно-научном и естественно-научном профилях) в объеме не менее 2 часов в неделю в 10 классе и 1 часа в 11 классе, на профильном уровне — в объеме не менее 3 часов в неделю в 10-11-х классах;
- включить в курс школьной географии в 11 классе на базовом и профильном уровнях в рамках метапредметной проектной деятельности учащихся подготовку и защиту «Географических проектов»;
- предложить ввести ряд обязательных ЕГЭ по предметам (включая географию), играющим исключительную роль в процессе формирования российской национальной идентичности и патриотического воспитания;
- рекомендовать ввести географию в качестве обязательного предмета государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9 класса;
- рекомендовать ввести обязательное вступительное испытание по географии при приеме на обучение на географические факультеты педагогических вузов, а также по ряду направлений подготовки в вузах: «Экономика», «Туризм», «Международные отношения», «Политология», «Государственное и муниципальное управление», «Регионоведение России», «Зарубежное регионоведение», «Востоковедение и африканистика», «Землеустройство и кадастры» и другие;
- создать Всероссийский школьный центр для обучения географии одарённых детей;
- внедрить систему мер, нацеленных на сохранение и воспроизводство кадрового потенциала преподавателей географии: премии и стимулирующие гранты для учителей, демонстрирующих выдающиеся успехи в обучении географии; премии, стипендии и гарантии для будущих учителей географии и молодых специалистов;
реализовать программы материально-технического стимулирования (оснащение кабинетов географии) образовательных учреждений, показывающих наилучшие результаты в обучении географии, в том числе в рамках подготовки победителей и призёров Всероссийской и Международной олимпиад школьников по географии;
- обеспечить координацию работы общественных и других некоммерческих организаций в области географического образования и просвещения при участии Русского географического общества и профессиональных ассоциаций учителей географии;
- включить задачи по популяризации географических знаний в мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...
Концепция развития математического образования в Российской Федерации
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации....
Концепция развития математического образования в Российской Федерации
Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации. 23 января 2014 года....
План мероприятий СКИРО ПК и ПРО по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на 2016 год
План мероприятий СКИРО ПК и ПРО...
Региональные мероприятия для учителей и преподавателей математики, планируемых в рамках реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации (июнь-декабрь 2016 года)
Региональные мероприятия для учителей и преподавателей математики, планируемых в рамкахреализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации(июнь-декабрь 2016 года)...
«Концепция художественного образования в Российской Федерации и практическая реализация ее основных принципов в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»
Концепция художественного образования в Российской Федерации и практическая реализация ее основных принципов в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»...
Реализация концепции математического образования в Российской Федерации. Проблемы массового школьного математического образования.
доклад о проблемах современного математического образования...