Методическая разработка. Комплект учебных заданий по географии в 6 классе
методическая разработка по географии (6 класс)
На сегодня одним из самых важных показателей достижения основных образовательных результатов является готовность и способность обучающихся к выполнению различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Первостепенным средством достижения данных задач, стимулирующих учащихся приобретать и развивать требуемые способности, будет служить правильный выбор учебных заданий, которые должны побуждать обучающегося к выполнению действий, которые будут способствовать формированию необходимого навыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка. Комплект учебных заданий по географии в 6 классе | 1013.36 КБ |
Аналитическая записка к методической разработке | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Ф. Столярова, учитель географии
Комплект учебных заданий по географии в 6 классе
Учебные задания на формирование навыков коммуникации
Учебное задание, направленное на формирование навыков коммуникации, предполагает диалог/монолог обучающегося, в виде высказывания/предположения оформленного в форме устного или письменного текста.
Учебные задания, направленные на формирование коммуникации, могут использоваться на разных этапах обучения.
«Где установить колодец?»
Вам с жителями села предстоит выбрать участок под строительство нового колодца. При проектировании колодца и выбора места расположения остановились на трех участках (см.Топографический план). По вопросу строительства возникли разногласия: одна половина хотела построить колодец незамедлительно, вторая половина доказывала, что нужно дождаться конца лета.
Помоги жителям в строительстве колодца:
1.Выберите участок, который, по вашему мнению, является верным;
2.Приведите довод в пользу этого варианта;
3.Помогите определиться со временем, когда необходимо строить колодец;
4.Приведите довод в пользу этого варианта;
3.Приготовьтесь доказать, что выбранный вами участок и время строительства колодца является верным
Источники информации: учебник, информационный лист и предлагаемый план местности
«Опасное природное явление»
В Интернете появилась следующая новость «На западе Турции произошло землетрясение магнитудой 4,7. Об этом сообщает Европейский средиземноморский сейсмологический центр (EMSC). Подземные толчки, вызванные разрывом и смещением горных пород на глубине, были зафиксированы в 2:43ч. Землетрясение было мощностью 5,9 баллов. Эпицентр землетрясения располагался в 56 км к северо-востоку от города Маниса. Его очаг залегал на глубине 7 км.
Задание:
1.Прочитай текст, самостоятельно выдели характеристики землетрясения
2. Из выделенных характеристик, составь определение к природному явлению «землетрясение»
3. Составь инструкцию и подготовь выступление для одноклассников «Как вести себя во время землетрясения»
4. Будь готов ответить на вопросы одноклассников
«Речь Колумба»
Представь, тебе посчастливилось оказаться на месте Христофора Колумба. Перед тобой стоит задача подготовить речь, с которой ты пойдешь к королю Португалии, для того чтобы он оказал помощь в организации плавания в Индию с востока. Для этого необходимо привести доводы в пользу необходимости морского пути в Индию с востока на запад. Подготовь речь, запиши в тетрадь, а после выступи перед классом.
Как ты думаешь, какими качествами должен обладать руководитель большого плавания, чтобы организовать и довести его до конца. Обладаешь ли ты подобными качествами?
«Удивительная Австралия»
Знаешь ли ты, что Австралия самый удивительный материк на планете Земля, на котором проживают животные, которых не встретишь ни на одном другом материке. Предлагаем тебе стать на время австралийским гидом и познакомить одноклассников с миром животных Австралии. При помощи Интернета подбери материал и подготовь сообщение с фотографиями на тему «Удивительный мир Австралии». Выступи перед классом от имени австралийского гида.
«Великие первооткрыватели»
Определи, кто из великих путешественников изображен на портретах и чем они знамениты
1. 2. 3. 4. 5.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Имя путешественника |
Выбери одного из представленных путешественников и напиши рассказ «Мое географическое открытие» от его имени. Учитывай в своем рассказе все: где начиналось путешествие, куда направлялся, зачем, с какими материками, океанами, странами связано его имя, что он сделал, чем закончилось его плавание.
«22 июня»
«Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…». Именно с этих слов, 22 июня 1941 года, началось утро для многих миллионов жителей Советского Союза.
Прочитайте текст в учебнике на стр.20-22, затем обсудите в паре с соседом и ответьте на вопрос, почему Гитлер для нападения выбрал именно этот день – 22 июня. Что происходит в этот день и почему? Сформулируйте свой ответ 3-4 предложениями и запишите в свои тетради.
«Кто посолил море?»
Прочитайте стихотворение Л. Яхнина «Почему море соленое?»:
Я бегу, босые пятки
обжигает мне песок.
Тень со мной играет в прятки,
Скок на камень,
В море – скок!
На шестах повисли сети,
В них, как рыба, бьется ветер.
У сетей сидит рыбак
С длинной трубкою в зубах.
Подошел я и спросил:
– Кто же море посолил?
Почему всегда-всегда
В нем соленая вода?
Попытайтесь дать ответы на вопросы любознательного мальчика. Подготовьте ответы письменно в тетради, а потом расскажите одноклассникам
«Полет на воздушном шаре».
В 1862 г естествоиспытатель Джеймс Глеймер и его друг путешествовали на воздушном шаре. Они отправились в одних пиджаках, они не ожидали, что на высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 4 км. Вскоре путешественники потеряли сознание и сильно обморозились.
Используя знания, попробуй объяснить, почему путешественники потеряли сознание и обморозились? Составь памятку с рекомендациями, содержащую правила для безопасного полета на воздушном шаре.
«Помоги родителям»
Ваши родители решили купить участок земли и построить новый дом. Мама хочет, чтобы в новом доме окна спален выходили на восток, а папе хочет большой по площади участок. Родителям предложили выбор из трех участков (номера участков указаны на плане местности).
- Посоветуйте родителям, какой участок вы бы выбрали под строительство, а какие участки не подходят. Аргументируйте свой выбор (письменно в тетради)
- Нарисуй на участке примерный план дома, учитывая пожелание мамы.
- Помоги папе рассчитать площадь выбранного участка (решение оформи в тетради)
- Докажи одноклассникам, что тебе удалось помочь родителям
«Природа Южной Америки»
Удивительна и разнообразна природа Южной Америки!!! Много удивительных растений и животных можно встретить, путешествуя по Южной Америке. Предлагаем вам совершить путешествие через весь материк Южной Америки и составить описание природных зон, которые вы посетите.
Используя карту атласа «Природные зоны мира», совершите путешествие с севера на юг вдоль 60°з.д. Попробуйте, используя изображения природных зон (на этой же странице атласа), дать описание внешнего облика каждой зоны. Заполните таблицу.
№ | Природная зона | Внешний облик | Представители фауны | Представители флоры |
1 2 3 … |
Используя данные таблицы, составьте текст и расскажите одноклассникам о природе Южной Америки.
Учебные задания на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии
Учебные задания, направленные на рефлексию, развивают и совершенствуют у обучающихся умение оценивать свою деятельность. Задания предполагают оценку:
- причин достижения или отсутствия планируемого результата;
- продукта своей деятельности по критериям в соответствии с целью деятельности;
- собственной учебной и познавательной деятельности или деятельности других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Учебные задания рефлексивного характера могут использоваться на любом этапе учебной деятельности.
«Экскурсия»
Дорогой друг! Тебе с товарищами предстоит отправиться на экскурсию, часть которой пройдет пешей прогулкой. Вас на автобусе доставят в пункт А, откуда вы должны будете пройти пешком до пункта С, где вы вновь пересядете в автобус. И для того, чтобы благополучно и вовремя попасть в пункт С, вам выдали топографическую карту.
- Изучите топографическую карту и проложите заданный маршрут А-С, по которому удастся быстрее пройти этот путь соблюдая меры безопасности (воспользуйтесь линейкой и карандашом).
- Рассчитайте, в соответствии с масштабом карты, какое расстояние вам предстоит пройти? Для выполнения задания используйте линейку. Расстояние измеряйте по центрам точек (записать решение).
- Какой объект может быть сооружен на выделенном участке, который расположен на пути следования вашего маршрута? Обоснуйте свой ответ
Футбольное поле Санный спуск
- Выскажи свое мнение: «А нужна ли карта и в каких ситуациях вам может пригодится умение работать с картой или можно обойтись без нее? (выскажите свою точку зрения)
Проверьте правильность выполнения задания по критериям. Определите для себя, все ли получилось верно выполнить. Если нет, то почему?
Критерии оценивания
№ задания | Содержание верного ответа | Баллы |
1 | Правильно проложен кратчайший путь | 1 |
Неправильно проложен путь | 0 | |
2 | Правильно рассчитано расстояние и приведена запись решения | 2 |
Правильно рассчитано расстояние и приведена запись решения, но не выполнено задание 1 | 1 | |
3 | Правильно выбран объект и приведено обоснование ответа | 2 |
Правильно выбран только объект, но не приведено обоснование ответа | 1 | |
Объект выбран не правильно | 0 | |
4 | Дана своя точка зрения на поставленный вопрос и дано обоснование выбора ответа (приведены примеры, где карта может пригодиться) | 2 |
Высказана своя точка зрения или приведен пример | 1 | |
Нет ответа | 0 | |
6-7 баллов – оценка «5» 4-5 балла – оценка «4» 2-3 балла – оценка «3» (при выполнении заданий 1-3) Меньше 2 баллов – оценка «2» |
«Дороги Победы»
Дороги Победы мостили главным образом рядовые воины. Они исколесили в своих кирзачах тысячи километров, вместо лошадей тащили на себе орудия через овраги и болота… Представь, что ты советский солдат и тебе необходимо рассчитать расстояние по карте, которое нужно пройти.
Используя «Физическую карту России» на стр.14-15 определи какое расстояние придется пройти по прямой от г.Москва до г.Берлин. Все записи оформи в тетради, затем проверь себя и оцени по критериям:
- верно определен масштаб карты (численный и именованный);
- верно отмерено расстояние на карте в см/мм;
- верно рассчитано расстояние на местности в м/км.
Ответь, что помогло или помешало тебе выполнить это задание?
«Система географических координат»
Используя физическую карту полушарий, определите, какие географические объекты расположены по данным координатам:
№ | Географические координаты | Географический объект |
1 | 9°с.ш. 38°в.д. | |
2 | 42°ю.ш. 147°в.д. | |
3 | 13°ю.ш. 77°з.д. | |
4 | 12°ю.ш. 70°з.д. | |
5 | 59°с.ш. 31°в.д. |
Если географические объекты верно определены, то используя начальные буквы названий объектов, получится отгадка на загадку:
У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах!
Все ли у тебя верно получилось? Какие трудности вызвало это задание? Что необходимо сделать, чтобы это задание выполнить безошибочно?
«Где зарыт клад?»
Используя план местности, определите, в каком месте зарыт клад. Для того чтобы найти клад нужно следовать следующему маршруту:
- от башни 300м на юг, поставь точку и подпиши цифру 1 (т.1)
- далее 150м на восток, поставь т.2
- далее 450м на северо-восток, поставь т.3
Ура! Поздравляем, вы нашли клад. Он зарыт в месте, где вы поставили т.3.
Определите, на каком берегу реки зарыт клад?
Обсудите и проанализируйте с товарищем по парте, что получилось, что не получилось и почему?
«Записки старого геолога»
Мой дед очень опытный геолог и он всю свою жизнь посвятил экспедициям и исследованиям земных недр. Однажды я нашел очень старый блокнот, в котором были потертые от старости записки деда. Попробуйте восстановить текст
«Земная кора – это ___________ твердый слой земного шара. Земная кора делится на два вида: ___________ и ___________. Земная кора состоит из горных пород и минералов. Горные породы по своему происхождению делятся на 3 группы: ____________, ___________ и ____________. Горные породы и минералы, используемые человеком в своей хозяйственной деятельности, называются ___________________. Земная кора и верхний слой мантии образуют оболочку Земли под названием _________________ ».
Сравните свой текст с текстом на слайде
«Земная кора – это внешний твердый слой земного шара. Земная кора делится на два вида: материковая и океаническая. Земная кора состоит из горных пород и минералов. Горные породы по своему происхождению делятся на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические. Горные породы и минералы, используемые человеком в своей хозяйственной деятельности, называются полезные ископаемые. Земная кора и верхний слой мантии образуют оболочку Земли под названием литосфера»
Оцените свою работу по критериям.
Количество правильных ответов | Ваш результат |
8 | «Тебе б в геологи идти! Отлично!» |
6-7 | «Молодец! Ты хорошо справился!» |
4-5 | «Хорошо было бы улучшить результат» |
1-3 | Нужно повторить и попробовать еще раз |
Проанализируйте, как вы справились с заданием.
Учебные задания на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний
Учебные задания на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний направлены на открытие обучающимися новой информации для себя в ходе продуктивной деятельности на основе познавательных действий.
Выбор учебных заданий на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний зависит от этапа освоения знаний на уроке.
«Карта или план»
Сравни физическую карту мира, физическую карту России и топографический план местности
Элементы сравнения | Физическая карта мира | Физическая карта России | Топографический план местности |
|
Используя данные таблицы, определите, где пригодятся данные изображения земной поверхности.
«Температура воздуха»
В паре с товарищем по парте проведите наблюдения за температурой воздуха в течение недели в разное время суток (5 измерений). Определитесь со временем наблюдения. Результаты наблюдения запишите в таблицу.
День/время | 08.00ч | … | … | … | … |
1 день | |||||
2 день | |||||
3 день | |||||
4 день | |||||
5 день | |||||
6 день | |||||
7 день |
Вычислите среднюю температуру за день и запишите в следующую таблицу
День наблюдения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Сред.температура воздуха, ˚С |
На основании данных последней таблицы постройте график изменения температур за указанный период. Сделайте вывод о проделанной работе и представьте результаты работы перед классом.
«Куда текут реки?»
Тебе поручено провести исследование и выяснить, куда текут реки. Открой атлас «Физическая карта мира» и проанализировав ее сгруппируй все реки по признаку «река - океанический бассейн». Результаты оформи в таблице. Сделай выводы на основе заполненной таблицы.
Бассейн океана | Тихий | Атлантический | Индийский | Северный Ледовитый |
Названия рек |
«Природные зоны»
Многие туристы очень любят фотографировать растения или животных, но не всегда знают их название. Составь памятку для туристов, с описанием ярких представителей растительного и животного мира, которые встречаются в разных природных зонах. Сравни свои результаты с текстом из учебника на стр.191-194. Какая природная зона привлекла тебя больше всего и чем?
«Дорогой метеоролог!» Есть такая профессия – метеоролог, который составляет прогноз погоды и анализирует климатические данные. Предлагаем внимательно изучить данные климатограмм и провести анализ климата в данных пунктах в соответствие с планом в учебнике.
Проанализируйте и сделайте вывод, данные каких климатических поясов перед вами? Почему вы сделали такие выводы?
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка
Муниципальное образование «Боханский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Боханская средняя общеобразовательная школа № 1
Столярова Алена Филипповна, учитель географии
Номинация № 3. «Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов/методических рекомендаций»
Методическая разработка «Комплект учебных заданий по географии в 6 классе»
Актуальность
В современной школе государственные стандарты сформировали новое понимание образовательных результатов: предметных, личностных и метапредметных. Перед современным учителем стоят следующие задачи: повысить познавательный интерес школьников, создать благоприятные условия на уроке для освоения предметных знаний, достижения личностных результатов и формирования метапредметных навыков.
На сегодня одним из самых важных показателей достижения основных образовательных результатов является готовность и способность обучающихся к выполнению различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Первостепенным средством достижения данных задач, стимулирующих учащихся приобретать и развивать требуемые способности, будет служить правильный выбор учебных заданий, которые должны побуждать обучающегося к выполнению действий, которые будут способствовать формированию необходимого навыка.
Эффективность
Одним из важных моментов реализации федерального государственного образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Построение уроков по формированию УУД, на сегодняшний день, это требование времени. Одной из задач для учителя является отбор средств, способов и приемов, способствующих формированию УУД у обучающихся. Поэтому учителю необходимо уметь для уроков отбирать, формировать, структурировать задания, направленные на усвоение предметных знаний, достижению личностных результатов и формированию метапредметных навыков.
Задания комплекта построены на основе создания проблемной ситуации. Во всех заданиях присутствует мотивационный компонент, который подвигнет обучающихся к поиску решения проблемы. Завершающим этапом служит представление готового ответа, в виде образовательного продукта, обучающимся класса.
Задания направлены на подготовку к ВПР, а также можно использовать при подготовке к ОГЭ.
Результативность
Учебные задания были апробированы на уроках географии в параллели 6-х классов, начиная с 2019-2020 учебного года.
Использование учебных заданий на уроках географии позволило обучающимся приобрести умения, которые повлияли на результативность выполнения заданий ВПР.
В сравнении с результатами ВПР-2019 (28,9%), качество знаний ВПР-2020 (32,4%), 2021 (33,2%) по географии в 6 классе, повысилось. Улучшилось качество результативности тех заданий, которые были проработаны через учебные задания:
- на умение работать с географической картой (понимание основных географических объектов, умение определять географические координаты, умение определять направления);
- на знание о географических исследованиях и основных открытиях великих путешественников;
- на умение работать с топографической картой (определение размещения объектов и направлений, расстояний с использованием масштаба);
- на умение определять природные зоны, узнавать природные зоны по их изображениям;
- на умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды (анализ графиков и диаграмм), а также умение составлять графики погоды;
- на знание особенностей и понимание опасности природных явлений для людей, на умение составлять текстовые описания природного явления и мер безопасного поведения при его наступлении.
Оптимальность подбора дидактических средств
Учебные задания состоят из предметного и надпредметного компонентов, каждый из которых работает на достижение планируемого результата. Предметный компонент позволяет получить новый образовательный продукт или воспроизвести имеющиеся знания и умения, а надпредметный компонент обеспечивает достижение личностного или метапредметного результата.
В комплекте представлены учебные задания, в которых заложены учебные действия, в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
- формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии;
- формирование навыков коммуникации;
- формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний;
Например, учебное задание по теме урока «Географическая карта и ее масштаб», направленное на формирование начальных форм рефлексии.
Предметный компонент | Заголовок | «Дороги Победы» |
Мотивационная часть | Дороги Победы мостили главным образом рядовые воины. Они исколесили в своих кирзачах тысячи километров, вместо лошадей тащили на себе орудия через овраги и болота… Представь, что ты советский солдат и тебе необходимо рассчитать расстояние по карте, которое нужно пройти. | |
Содержательная часть | Используя «Физическую карту России» на стр.14-15 определи какое расстояние придется пройти по прямой от г.Москва до г.Берлин. Все записи оформи в тетради | |
Надпредметный компонент | Перечень действий, направленных на отработку умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности | Проверь себя и оцени по критериям: - верно определен масштаб карты (численный и именованный); - верно отмерено расстояние на карте в см/мм;
Ответь, что помогло или помешало тебе выполнить это задание? |
Например, учебное задание по теме урока «Движение земной коры», направленное на формирование навыков коммуникации.
Предметный компонент | Заголовок | «Опасное природное явление» |
Мотивационная часть | В Интернете появилась следующая новость «На западе Турции произошло землетрясение магнитудой 4,7. Об этом сообщает Европейский средиземноморский сейсмологический центр (EMSC). Подземные толчки, вызванные разрывом и смещением горных пород на глубине, были зафиксированы в 2:43ч. Землетрясение было мощностью 5,9 баллов. Эпицентр землетрясения располагался в 56 км к северо-востоку от города Маниса. Его очаг залегал на глубине 7 км». | |
Содержательная часть | 1.Прочитай текст, самостоятельно выдели характеристики землетрясения 2. Из выделенных характеристик, составь определение к природному явлению «землетрясение» 3. Составь инструкцию и подготовь выступление для одноклассников «Как вести себя во время землетрясения» 4.Будь готов ответить на вопросы одноклассников | |
Надпредметный компонент | Перечень действий, направленных на отработку умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей | 3. Составь инструкцию и подготовь выступление для одноклассников «Как вести себя во время землетрясения» 4. Будь готов ответить на вопросы одноклассников |
Воспроизводимость
Учебные задания комплекта можно включать в работу с обучающимися 6 класса на уроках географии, а также при подготовке к ВПР и ОГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс
Методическая разработка раздела учебной программы по математике 6 класс...
Методическая разработка раздела учебной программы по технологии 6 класс на категорию.
Методическая разработка раздела "технология создания изделий из древесины.элементы машиноведения". Разработка для учителей технологии, сдающих на категорию. Материал представлен по 6 классу....
Методическая разработка раздела учебной программы по технологии 6 класс на категорию.
РАЗРАБОТКА БЛОКА ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ....
Собственная методическая разработка: "Итоговая контрольная работа по географии 6 класс"
Данная работа содержит все темы по географии, которые были пройдены за год....
Статья: Специфика разработки комплекта практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий
Специфика разработки комплекта практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий " Южная Америка" для учащихся 7 классов...
Собственная методическая разработка:"Годовая контрольная работа по географии 7 класс"
Контрольная работа позволит оценить качество освоения материала за год....