Статья: Специфика разработки комплекта практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий
статья по географии (7 класс)
Специфика разработки комплекта практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий " Южная Америка" для учащихся 7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_spetsifika_razrabotki_komplekta_prakticheskih_zadaniy_po_geografii.docx | 51.12 КБ |
Предварительный просмотр:
- Тема: «Разработка комплекта практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме " Южная Америка" для учащихся 7 классов»
- Выполнила:
- слушатель курсов повышения квалификации
- «ФГОС: организация практической работы учащихся на уроках географии»
- учитель географии Государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №21
Василеостровского района Санкт-Петербурга имени Э.П.Шаффе - Томская Елизавета Станиславовна
- Санкт-Петербург
- 2020
Содержание
- Введение. …………………………………………………………………………………3
- Формирование УУД на уроках географии……………………………….......................4
- Комплект практических заданий, направленных на формирование УУД на примере изучения темы «Южная Америка» в 7 классе ……………...….…….….…………..…7
- Выводы…………………………………………………………………....………….…..10
- Рекомендации……………………………………………………………………...……..11
- Заключение………………………………………………………………………...…......12
- Список литературы…………………………………………………………………........13
Введение
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД). Поэтому задача учителя - научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться.
География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающимися практических работ.
Практическая работа – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т.п.
Таким образом, практические работы в географии - важный метод достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, а также решение одной из задач современного образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающегося, обеспечивающей такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Цель: Выявить особенности формирование УУД (универсальных учебных действий) учащихся в ходе выполнения практических работ, на примере 7-ых классов
Задачи:
- определить виды универсальных учебных действий и охарактеризовать их;
- охарактеризовать результаты формирования универсальных учебных действий в процессе выполнения практических работ по теме «Южная Америка» в 7 классе;
- составить комплект практических заданий по темы «Южная Америка» в 7 классе.
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность действий, различной направленности, которая применима в разных предметных областях, а также в обычных жизненных ситуациях. В обширном понимании термин универсальные учебные действия означает умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию и саморазвитию через усвоение нового социального опыта. Уровень их формирования в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения.
На уроках географии формирую следующие УУД:
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1.Самоопреде-ление 2.Смысло-образование | 1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию | 1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификации 9.Действия постановки и решения проблемы | 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов |
К универсальным действиям, осваиваемым в процессе географического образования, можно отнести:
- Умение пользоваться географической картой – языком международного общения.
- Умение пользоваться современными информационными технологиями;
- Владение научными географическими понятиями;
- Умение видеть проблемы и ставить вопросы;
- Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать;
- Умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве;
- Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.
УУД в географическом образовании школьников выполняют следующие функции:
- Обеспечивают деятельностный характер организации учебного процесса, т.е. учебная деятельность выстраивается таким образом, чтобы ребенок осознавал все этапы ее осуществления (от целеполагания до рефлексии);
- Позволяют школьнику освоить различные виды деятельности (познавательную, организационную, коммуникативную, оценочную, рефлексивную, исследовательскую, проектную, практическую и др.)
- Раскрывают связь теории с практикой обучения, с жизнью;
- Обеспечивают успешное усвоение географических знаний, формирование умений;
- Способствуют личностному и профессиональному самоопределению школьников;
- Закладывают основы для формирования компетенций в условиях профессионального образования.
Методы географии – неотъемлемый атрибут географического познания, с помощью которого знания могут реализоваться в умения.
При формировании познавательных УУД использую следующие географические методы.
Географический метод | Осуществляемые действия | Примеры заданий |
Метод наблюдения | Определить цель наблюдения; Произвести отбор источников информации; Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений; | Провести наблюдение за погодой; Наблюдение за фенологическими изменениями в природе. |
Метод географического описания | Отбирать необходимые источники информации, находить информацию; Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; Составлять географическую характеристику территорий. | По типовому плану дать характеристику географического положения Южной Америки |
Историко-географический метод | Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать. | Как изменился бы климат Республики Коми, если бы Уральские горы находились на севере (юге, западе) республики. |
Сравнительно – географический | Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины. | Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; промышленных и сельскохозяйственных районов. |
Картографический | Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления. | Почему на территории Северной Америки формируются торнадо, а над Евразией – нет? Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса? |
Статистический | Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов. | Проанализируйте половозрастные пирамиды разных стран. Объясните какой тип воспроизводства для них характерен. По климатограммам определите тип климата данной местности. |
Таким образом, при соблюдении всех условий, УУД выступают существенным фактором в освоении учащимися географической картины мира и ценностно-смысловых ориентиров.
Практическая работа – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т.п.
Виды практических работ:
- Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. В современной методической науке сложились различные классификации практических работ. По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют: обучающие, тренировочные и итоговые работы.
- Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формирует задания для первичного закрепления действий обучающимися.
- Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель.
- Итоговые работы выполняют контролирующую функцию: они выполняются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности. Их задания рассчитаны на перенос усвоенных умений и действий в условиях, сходные с обучающимися и тренировочными работами, или в новые условия.
Комплект практических заданий, направленных на формирование УУД на примере изучения темы «Южная Америка» в 7 классе.
Тема 1.
«Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследований».
Познавательные, личностные УУД - формируется умение работать по схеме, навыки самостоятельного поиска информации по географическим картам.
Регулятивные УУД - после завершения работы проводится коллективная проверка выполненного, учащиеся вносят в свои работы необходимые коррективы, исправляют допущенные ошибки.
Задание 1. Самостоятельно составить характеристику географического положения материка по плану, используя различные карты атласа.
- Название материка.
- Положение относительно условных линий на карте экватора, тропиков, полярных кругов, полюсов, нулевого меридиан, 180-го меридиана.
- Положения в полушариях Земли
- Названия крайних точек материка и их координаты.
- Протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах. Меридиан, вдоль которого материк имеет наибольшую протяженность.
- Протяженность материка с запада на восток в градусах и километрах параллель, вдоль которой материк имеет наибольшую протяженность.
- Положение материка в климатических поясах и областях климата
- Положение материка относительно морей и океанов его омывающих
- Положение материка относительно других материков Земли
Задание 2. Команды получают конверты, в которых лежат фрагменты карты «Южной Америки». Необходимо правильно сложить фрагменты, чтобы восстановить карту и определить координаты крайних точек материка.
Задание 3. Заполни таблицу, используя текст учебника
Путешественник | Дата | Что открыл, исследовал |
Христофор Колумб (1451-1506) | ||
Америко Веспуччи (1454-1512) | ||
Александр Гумбольдт (1769-1859) | ||
Г.И. Ландсдорф. | ||
Н.Г. Рубцов | ||
Н.И. Вавилов |
Задание 4. Пользуюсь картами атласа:
1. Определите, самую высокую и самую низкую высоту материка. 2. Найдите и покажите острова, расположенные рядом с материком. 3. Какие материки расположены рядом, чем они отделены. Запишите в карточку.
1. Самая высокая вершина Южной Америки - г.____________.
Её высота ______. Она расположена в горной системе _______.
Самая низкая точка расположена на полуострове____________, впадина с высотой _______ метра.
2. Рядом расположены острова: на юге – о. ________________и __________________о-ва, на севере ______________________.
Вблизи экватора в Тихом океане______________________ о-ва.
3. К северо-западу расположен материк ___________________ _____________, отделенная ___________________ каналом.
К югу от материка расположена _______________________, отделённая проливом _____________________.
Тема 2.
«Климат Южной Америки».
Вначале изучения темы ставится вопрос: Какие климатообразующие факторы могут определять климат материка? Затем идет работа с климатограммами, представленными в учебнике, на основании анализа которых учащиеся дают характеристику климата различных климатических поясов.
Познавательные УУД - развивается умение работать с картой, текстом учебника устанавливать связи между различными явлениями природы, делать выводы.
Личностные, познавательные УУД - развивается умение работать с данными источниками информации, умение заполнять таблицы.
Задание 1. Определите особенности климатических поясов Южной Америки.
Заполните таблицу «Характеристика климатических поясов Южной Америки».
Таблица «Характеристика климатических поясов Южной Америки»
Климатический пояс | Воздушные массы | Средние температуры, °С | Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения | |
января | июля | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 3.
«Разнообразие природы Южной Америки».
Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД - развивается умение самостоятельно находить информацию используя различные источники, перерабатывать найденный материал, компоновать его в форму сообщения или презентации, представлять свой продукт перед классом, развивается умение взаимодействовать в группе.
Работа в парах по материалам учебника, дополнительным материалам учебника и картам атласа
Задание 1. Используя дополнительный тест, распределите характеристики по природным зонам, а колонки «растительный и животный мир» заполните самостоятельно по учебникам и атласам
Природная зона | Географ положен | Климат | Почва | Особенности | Растит мир | Жив мир |
Зоны:
- Зона влажных экваториальных лесов;
- Зона саванн;
- Зона степей;
- Зона полупустынь;
- Горные районы;
После заполнения своей природной зоны-проверка по каждой природной зоне, обсуждение и дополнение. По ходу проверки, обучающиеся добавляют описание и свои таблицы. В итоге у каждого полная характеристика каждой природной зоны.
Тема 4.
«Население и регионы Южной Америки».
Учитывая большой объем материала, учащимся можно предложить подготовить мини - сообщения о странах Южной Америки (устное, письменное сообщение, презентация – на усмотрение учащихся).
Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД - развивается умение самостоятельно находить информацию используя различные источники, перерабатывать найденный материал, компоновать его в форму сообщения или презентации, представлять свой продукт перед классом.
Задание 1. Можно дать задания учитывая работу с картой:
Исследуйте карту плотности населения в атласе и оцените размещение населения на материке.
Задание 2. Выпишите десятку стран по принципу убывания численности населения
Задание 3. По атласу определите столицы:
- Страны равнинного Востока материка
- Группа Андских стран
Выводы
Применение данного комплекта практических работ дает возможность интересно и доступно познакомиться с темой 7-го класса «Южная Америка».
В результате выполнения этих практических работ у обучающихся формируются:
- навыки работы с несколькими источниками знаний: текстом учебника, экономическими, физическими, контурными картами, схемами, таблицами, статистическими материалами.
- умения анализировать собранный материал, отбирать главное, делать выводы, создавать свои творческие работы.
- знания по основным темам географии углубляются и закрепляются, в результате сокращается разрыв между теорией и практикой.
Они способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни.
Они помогают учащимся лучше понимать причинно-следственные зависимости явлений, уточняют и обобщают представления, помогают анализировать и сравнивать предметы, выделяя главное и второстепенное.
Рекомендации
1. В календарно-тематическом планировании необходимо предусмотреть активизацию учебно-познавательного процесса, выбрать технологию, формы и средства работы, прогнозируя результат, а методы и приемы предусмотреть в поурочном планировании.
2. Активно применять способы интенсификации учебно-воспитательного процесса:
• Создавать свободную, творческую, максимально продуктивную психологическую атмосферу, основанную на доверии к детям;
• Совершенствовать практическую направленность урока, умение сосредотачиваться на главном;
• Внедрять новые и совершенствовать старые формы урока;
• Индивидуализировать и дифференцировать работу;
3. Продолжить работу по созданию разноуровневых заданий с целью их более широкого использования в разных классах.
Заключение
Одним из главных факторов в освоении обучающимися географической картины мира и ценностно-смысловых ориентиров являются универсальные учебные действия. Учет особенностей и специфики универсальных учебных действий при обучении географии требует выстраивания новой методической системы, которая ориентирована на активное участие школьника в процессе учебной деятельности.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии. У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.
Современному обществу нужны люди, умеющие творчески подходить в труде, активно и самостоятельно решать задачи, выдвигаемые жизнью или конкретными ситуациями.
В этих условиях проблема повышения эффективности обучения школьников, подготовки их в жизни, к практической деятельности, к продолжению образования приобретает особо важное значение.
Успех учебно-воспитательного процесса в значительной степени зависит от умственной активности учащихся. Роль интереса, как стимулятора педагогического процесса чрезвычайно велика, это одно из ведущих условий, при котором активизируется деятельность и работа на уроке учащихся.
Таким образом, проблема вовлечения в активную учебно-познавательную деятельность всех без исключения детей является ведущей и решить её может только учитель, его желание и умение творить, работать, увлекать за собой.
В заключение хочется отметить, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
Список литературы
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли - М., 2010.
2. Асмолов А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
3. Добржицкий Б.С., Кондатьев Б.А. Практические работы по физической географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. – с. 107-110.
4. Душина И.В., Летягин А.А., Беловолова Е.А. География в школе // Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников. – 2009. - № 1. – с. 43.
5. Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011 – 243 с
6. Сиротин В.И. Практические работы по географии. – М.: АрКТИ, 2003. – с. 75-85.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2011 - (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Задания, игры и упражнения, направленные на формирование универсальных учебных действий»
Мастер-класс «Задания, игры и упражнения, направленные на формирование универсальных учебных действий»....
Применение ИКТ на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий
Методическая разработка по применению ИКТ на уроках географии...
Комплект практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме «Южная Америка» для учащихся 7 класса
География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных геогра...
Комплект практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме «Южная Америка» для учащихся 7 класса
География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных геогра...
Комплект практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме "Южная Америка" для учащихся 7 классов
задания применяемые на уроках...
Технология развития критического мышления на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий в 5-7 классах
Цель данной работы - представить эффективность практики применения технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроке географии в формирование УУД у учащихся....
План-конспект урока по технологии, деятельностной направленности по формированию универсальных учебных действий учащихся
Урок разработан в соответствии с требованием ФГОС ООО. Урок технологии в 5 классе. Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия...