Движения Земной коры
план-конспект занятия по географии (6 класс)

Раздел №3 Литосфера.             

Тема урока: Движения земной коры          

Тип урока: изучение нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел №3 Литосфера.        

Тема урока: Движения земной коры        

Количество часов 1

Тип урока: изучение нового материала 

  1. Образовательно-развивающие цели:
  1. Усвоение учащимися новых понятий: движения земной коры (медленные и быстрые), сейсмология, сейсмограф, сейсмический пояс.
  2. Применение учащимися опорных понятий: землетрясения, эпицентр, очаг землетрясения, вулкан, магма, лава.
  3. Овладения учащимися УУД:

- познавательными: поиск и выделение необходимой информации из письменного и прослушанного текста, осознанное построение речевого высказывания в устной или письменной форме; подведение под понятие; анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений;

- регулятивными: постановка учебной задачи под руководством учителя, определение критериев для сравнения фактов, явлений; планирование своей деятельности для выполнения задания учителя, оценка и самооценка результатов учебного труда;

- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.4. Овладение специальными (предметными) умениями: определять виды движения земной коры, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия, вопросы – сравнения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.

II. Воспитательная цель:

2.1. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – частное, причина – следствие.

2.2. Развитие личностных УУД: Личностное самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание.

III.Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 3 в системе СДО, Приложение 1 (тексты для выполнения заданий в группе)

Заявка на оценку (23 обучающихся в классе)

«5» - 21 и более

«4» - 17-20 баллов

«3» - 13-16 баллов

Домашнее задание

  1. П.11. Выписать определение и его характерные черты.
  2. Сравнить виды земной коры, найти 2 отличительных и 2 общих признака.

План – конспект урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Проверка готовности учеников к уроку

10с.

Знакомство школьников с заявкой на оценку и критериями оценки, выбор арбитров

30с.

Фиксирование оценки обучающимися на полях тетради

  1. Проверка домашнего задания

О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

Задание 1. Раскройте содержание понятия полезные ископаемые, выделите существенные признаки (родовой и видовой)

        

        

Задание 2. Обсудить результаты домашнего задания, сравнить виды земной коры, найти общие и отличительные признаки.

А. Простая кооперация: 1-2 группа  обсуждение общих признаков; 3-4 группа обсуждение отличительных признаков

Б. Сложная кооперация: выступление представителей от групп

          Самопроверка и самооценка

        2мин.

1б. за определение понятия

5 мин.

4б за выполнение задания

1б за ответ от группы

На прошлом уроке мы говорили о полезных ископаемых.

Задание 1. Полезные ископаемые - горные породы и минералы, которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности. Родовой признак - горные породы и минералы. Видовой признак - человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности

Задание 2.

Общие признаки:

- Как материковая, так и океаническая земная кора расположены на поверхности земли;

-  Не только океаническая, но и материковая земная кора имеют поверхностный осадочный слой горных пород.

Отличительные признаки:

- По сравнению с океанической земной корой, магматическая имеет большую мощность (30-80км.)

- В отличие от океанической земной коры, в состав материковой земной коры входит гранитный слой горных пород.

  1. Усвоение новых знаний

Очень давно на территории Скандинавского полуострова, там, где сейчас находится страна Норвегия, жили викинги. Вспомните, кем они были? Как назывались их корабли?

Они были морскими разбойниками и когда возвращались домой, а берега у них на родине такие, что пристать и вытащить судно на берег невозможно, викинги вбивали в скалу причальные кольца и к ним крепко привязывали свои корабли. Прошло несколько сотен лет, нет викингов. Но причальные кольца в Норвегии сохранились. Они находятся не на уровне воды, а на высоте примерно 9 метров над её поверхностью.

Как вы думаете, чему будет посвящена тема сегодняшнего урока?   Тема урока: Движение земной коры

Задание 3. Работая с планом на стр.72 Сформулируйте вопросы - суждение к теме урока, которые будут отражать цель урока?

5 мин.

1б за каждый вопрос.

Морскими- разбойниками.

Драккары.

-Мы будем говорить о движении земной коры.

Задание 3. Почему двигаются участки земной коры?

- Какие бывают виды движения земной коры?

- В каком случае движения земной коры приведут к землетрясениям?

- Вследствие чего, движения земной коры возникают в определённых районах Земли?

Задание 4. Работая с текстом (извлечение информации из текста) стр. 73-74

Раскройте содержание понятия «движение земной коры», укажите родовой и видовые признаки.

А Индивидуальный труд

Б. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда.

В. Фронтальная проверка. Самопроверка и самооценка

2мин.

        

        2б

1б за ответ

Движение земной коры - это процесс, связанный с перемещением веществ мантии, обусловленный внутренней энергией Земли.

Родовой признак - это процесс

Видовой признак - обусловленный внутренней энергией Земли.

Работая с текстом (извлечение информации из текста)

Задание 5. Прочитайте п.12 учебника стр.74-78, заполните логическую схему используя критерии деления, по теме «Виды движения земной коры»

По скорости

        По выходу на поверхность Земли

по направлению        лавы

А. Индивидуальный труд

Б.  Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда.

В. Сложная кооперация: выступление представителей от групп

Самопроверка и самооценка

8 мин.

6б- верная схема

( 1б за каждое понятие)

                        По скорости

 по направлению                                          по выходу на поверхность Земли лавы

        Задания 6 . В приведённом отрывке писатель М.Горький описывает события произошедшие в итальянском городе Мессине 28 декабря 1908г. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Приложение 1.

А Индивидуальный труд

Б. Простая кооперация: обсуждение результатов индивидуального труда  

В. Сложная кооперация: обсуждение выполнения задания в группах.       Самопроверка и самооценка

Вывод: Мы узнали, что сила землетрясений определяется по произведённым им разрушениям, и измеряется в баллах. Если землетрясение возникает под водой океанов, морей могут возникать цунами.

6 мин

(за каждый ответ на вопрос 2б.)

Вопрос 1. Утром 28 декабря 1908г. в Мессине произошло цунами.

Вопрос 2. Изучив описание явления в тексте, я думаю что сила землетрясения составляет 8-9  балов. Так как в тексте говорится о разрушении зданий и появлении глубоких трещин в почве.

Вопрос 3. Землетрясение и цунами. Гигантские волны, возникают на поверхности океана в результате мощных подводных землетрясений или извержений подводных вулканов.

Задание 8. Опираясь на раздел  Быстрые движения земной коры» используя карточку №3  сравните явления -землетрясения с вулканизмом ( выделите 2 общих и 2отличительных признака)

А Индивидуальный труд

Б. Фронтальная проверка. Самопроверка и самооценка

6мин

8б.

(за каждый вопрос 2б.)

Общие признаки

- Как землетрясения, так и вулканы относят к быстрым движениям Земли.

- Не только землетрясения, но и вулканы связаны с процессами возникающими в недрах Земли. 

- Сравнивая землетрясения и извержения вулканов можно сказать, что они приводят к катастрофическим последствиям.

Отличительные признаки

- В отличие от землетрясений, вулканизм возникает там, где земная кора имеет наименьшую толщину.

- По сравнению с землетрясениями, извержения вулканов приводят к выходу на поверхность земли лавы.

- Сравнивая вулканизм и землетрясения можно сказать, что извержения вулканов приводят к возникновению положительных форм рельефа, то есть к горам, а землетрясения нет.

  1. Обобщение темы урока. Подведение итогов работы.

Подведение итогов:

а) определение степени достижения целей, поставленных в начале урока;

б) подсчёт баллов;

в) соотнесение школьниками набранного количества баллов с заявкой на оценку;

г) выявление учащихся, получивших запланированную оценку;

д) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной;

е) обсуждение с учениками причин расхождения плана и факта оценки.

  1. Домашнее задание

Прочитать п.12, составить вопросы- понятия (карточка 1), с новыми понятиями по теме урока.

Устно ответить на вопросы понятия

Приложение 1C:\Users\Паша\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\4с.jpeg



Предварительный просмотр:

Фамилия И.О._____________________________________________________

Заявка на оценку

«5» - 18 и более

«4» - 14-17 баллов

«3» - 10-13 баллов

Тема  урока_______________________________________________________

План:

  1. Движение земной коры
  2. Виды движения земной коры
  3. Землетрясения

Задание 1. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определение понятия «Движение земной коры»

обусловленный , это процесс, внутренней энергией Земли,  связанный с перемещением веществ мантии,.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раскройте содержание понятия «движение земной коры»,  подчеркните родовой признак, и волнистой линией видовые признаки.

2 балл

+1б за ответ

Задание 2. Используя  раздел «Виды движения земной коры» , заполните логическую схему используя критерии деления.

6б- верная схема

( 1б за каждое понятие

+1б за ответ

Задание 3. В приведённом отрывке писатель М.Горький описывает события, произошедшие в итальянском городе Мессине 28 декабря 1908г. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

В 5 часов 20 минут земля вздрогнула. Треск и скрип оконных рам, дверных колод, звон стёкол, грохот падающих лестниц разбудили спящих: люди вскочили, ощущая всем телом эти подземные толчки…

Качались стены, срываясь подали потолки, посуда, картины, зеркала, изгибался пол, мебель тряслась, двигаясь по комнате, опрокидывались шкафы, подпрыгивали столы… Земля глухо гудела, стонала, горбилась под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины…

Всё море качается, как огромная чаша, готовая опрокинуться на остатки города… Кажется, что вот сейчас вся масса его выплеснется на землю до последней волны и капли…

Поднялась к небу волна высотой неизмеримой, закрыла грудью половину неба, и, качая белым хребтом, согнулась, переломилась, упала не берег, и страшной тяжестью своей покрыла здания, обломки, и, не удержавшись на берегу, хлынула назад, увлекая с собой всё схваченное.

Вопрос 1. Что произошло в Мессине утром 28 декабря 1908 года? ____________________________________________________________________

Вопрос 2. На основании описания оцените силу землетрясения в баллах.

____________________________________________________________________

Вопрос 3. В тексте присутствует описание не одного, а двух связанных друг с другом стихийных бедствий. Назовите их, заполнив их таблицу, и скажите, какая связь существует между ними.

Причина

Следствие

____________________________________________________________________

(за каждый ответ на вопрос 2б)

+1б за ответ

Задание 4. Опираясь на раздел  «Быстрые движения земной коры» и карточку №3  сравните явления - землетрясения с вулканизмом. Выделите 1 общий,  и 1отличительный признак.

Общие признаки: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отличительные признаки:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

.

(за каждый вопрос 2б.)

+1б за ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Движение земной коры", 6 класс

Развёрнутый план-конспект  урока, прикреплен вариант самоанализа урока. Материал позволит не только отлично провести урок, но и представить его администрации школы или гостям....

Презентация по теме "Движения земной коры"

Презентация к уроку по географии для 6 класса по теме "Движения земной коры. Землетрясения"...

"Движение земной коры. Вулканы"

Урок географии с использованием электронных образовательных ресурсов 5 класс. Учебник "География 5-6" издательство "Просвещение " (Полярная звезда)...

Движения земной коры

Интегрированный урок (география + физика) по теме "Движение земной коры": знакомство с причинами, вызывающими движения земной коры, и их следствиями (землетрясения, вулканы)....

Движения земной коры

Движения земной коры...