Движения земной коры
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Интегрированный урок (география + физика) по теме "Движение земной коры": знакомство с причинами, вызывающими движения земной коры, и их следствиями (землетрясения, вулканы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по теме "Движения земной коры" | 333 КБ |
презентация к уроку "Движения земной коры" | 601 КБ |
Предварительный просмотр:
«Движения земной коры»
интегрированный урок
география + физика
Авторы: Ясакова Е. А., учитель географии,
Бобровникова С. В., учитель физики
МОУ Борисоглебская СОШ №3
Цели урока:
Социально-психологическая:
Учащиеся должны:
- выявлять собственный уровень усвоения понятий "гора", "вулкан", «внутреннее строение Земли»;
- развивать свои коммуникативные способности: принимать участие в обсуждении внутреннего строения Земли (температура, строение и толщина слоя ядра, мантии, земной коры); выслушивать мнение своих товарищей.
Академическая:
- учащиеся должны уметь определять географическое положение гор, их высоту и координаты;
- находить по карте вулканы, определять их координаты и высоту;
- уметь по заданным координатам определять вулкан.
Задачи урока
Образовательные:
- Сформировать представление о происхождении вулканов
- Сформировать представление о грабене и горсте
- Познакомить учащихся с видами движения земной коры и процессами их образования
- Углубить понятие горы
- Сформировать представление у учащихся типаж гор по высоте
Воспитательные:
- Способствовать формированию материалистического мировоззрения.
Развития мышления:
- Способствовать развитию мыслительных способностей учащихся: анализировать, сравнивать; делать выводы и обобщения; ставить и разрешать проблемы.
Оснащение урока: карточки индивидуальных заданий многоуровневые; мультимедийная презентация; географические атласы.
Необходимое оборудование: колба, вода, марганцовка, сухое горючее, спиртовка; кристаллизатор, надувной шарик, предметный столик; макет вулкана.
Основное содержание урока:
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Ясакова Е.А.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать внешнюю оболочку Земли Литосферу и процессы происходящие в ней. Но внешние процессы тесно связаны с внутренним состоянием планеты, т.е. с её строением.
Давайте вспомним, а каково же внутреннее строение Земли
Для этого возьмите карточки, которые вам раздали и подпишите их. На этих карточках вы должны подписать и нарисовать компоненты внутреннего строения Земли, а так же их характеристики (диаметр, толщину, температуру). А на оценку 5 необходимо решить задачу.
Задание 1
Вариант 1 Внутреннее строение Земли | Вычислите температуру в шахте, если на поверхности земли температура +80С, а глубина шахты 750 м. |
Вариант 2 Внутреннее строение Земли | Вычислите температуру на поверхности земли, если в шахте на глубине 1000 м температура +300С. |
Задание 2
Вопросы | Кавказ | Урал |
Географическое положение (между какими морями или равнинами находятся) | ||
Направление | ||
Протяженность | ||
Координаты | ||
Преобладающие высоты (по шкале) | ||
Главная вершина (название, координаты) |
- Определите координаты вулканов: Эльбрус (Россия)
Килиманджаро (Африка).
- Покажите на контурной карте: Везувий, Этна, Гекла, Ключевская Сопка.
- * НЛО, при посадке на Землю, спустился на высоту 1000 м и, сохраняя направление и высоту, продолжает двигаться по 500 северной широты. Посмотрите по карте полушарий, сможет ли НЛО на этой высоте сделать полный оборот вокруг Земли?
- * По карте полушарий или карте России найдите горы, расположенные вдоль 600 восточной долготы.
- * По карте полушарий найдите, какие горы пересекает параллель 300 южной широты.
Поменяйтесь карточками и проверьте себя и своего товарища. Сверьте написанное вами с текстом на доске.
СЛАЙД № 1
Вспомните, что такое литосфера, земная кора? Из чего она состоит?
СЛАЙД № 2
Литосферные плиты подвержены движению или нет. Почему? С какой скоростью они двигаются? В каких направлениях двигаются литосферные плиты?
СЛАЙД № 3
К чему приводят вертикальные движения литосферных плит?
СЛАЙД № 4
А вот объясняются вертикальные движения земной коры с помощью законов физики.
И поэтому о механизме вертикальных движений литосферных плит вам расскажет учитель физики Бобровникова С.В. Все внимание на экран.
СЛАЙД № 5
В ходе многочисленных исследований ученые обнаружили, что в мантии содержится газ. И мантия похожа на закипающую воду, в которой появляются, увеличиваются и лопаются пузырьки. Точно таким образом ведет себя и мантия. Пузырьки, образующиеся в ней, поднимаясь на поверхность, приподнимают слой мантии, которая в свою очередь, поднимает слой земной коры, образуя горст.
Если же пузырёк лопнет, в образовавшуюся пустоту устремится мантия, а вслед за ней и участок земной коры, образуя грабен.
Ясакова Е.А. Но есть не только вертикальные движения, но и горизонтальные.
Природу горизонтальных движений также можно объяснить с помощью законов физики.
Бобровникова С.В. ОПЫТ С МАРГАНЦОВКОЙ: (конвекция внутри жидкости)
Давайте представим, что слой воды в колбе – это слой мантии. Мантия нагревается от ядра снизу. Давайте и мы с вами будем подогревать нашу колбу снизу. Пусть участок воды над кристаллами марганцовки испытывает меньшее давление, чем вся остальная поверхность. Смотрите внимательно, как ведут себя струи жидкости на этом участке. И каково направление их движения. Подобно движению жидкости слои мантии движутся в горизонтальном направлении. Это движение приводит к движению литосферных плит в двух направлениях: либо навстречу друг другу, либо в противоположных направлениях.
Ясакова Е.А. Что же происходит на земной поверхности из-за горизонтальных движений
литосферных плит
СЛАЙД № 6
Когда плиты отталкиваются друг от друга на Земле появляются не только разломы
Но и вулканы.
Откуда к нам пришло название вулкан. Поможет нам разобраться в образовании вулканов физика.
СЛАЙД № 7
Бобровникова С.В. ОПЫТ С ШАРИКОМ
В местах, где мантия испытывает меньшее давление, она более подвижна. Следовательно, мантия, находясь все под большим давлением, способна пробить себе дорогу в земной коре и выйти на поверхность. Это чаще происходит в местах соединения литосферных плит, которые расходятся в разные стороны, или в местах наиболее тонкой земной коры - океане. Давайте с имитируем поведение мантии при помощи обыкновенного воздушного шарика. Роль мантии при этом выполняет обыкновенная вода. Как вы думаете, что будет происходить, если я буду сжимать шарик? Правильно, вода найдет выход и образует маленький фонтанчик. Вот так в природе и возникают вулканы.
Ясакова Е.А. Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке. Почему? Объясните связь мантия – магма – лава.
По каким признакам можно определить, что перед вами вулкан?
СЛАЙД № 8
Какие из вулканов вы знаете?
СЛАЙД № 9
Какие вулканы называют потухшими, уснувшими, действующими?
Возьмите карточки и выполните задание № 2
Но при горизонтальном движении литосферные плиты не только отталкиваются друг от друга, но и сталкиваются друг с другом. Что происходит в результате сталкивания литосферных плит? Из чего состоит гора. Покажите на макете.
СЛАЙД № 10
Какими бывают горы по высоте?
Итак, сегодня на уроке вы познакомились с причинами вертикальных и горизонтальных движений земной коры; с происхождением вулканов; с причинами образования грабена и горста; углубили понятие горы.
Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Движение земной коры", 6 класс
Развёрнутый план-конспект урока, прикреплен вариант самоанализа урока. Материал позволит не только отлично провести урок, но и представить его администрации школы или гостям....
Презентация по теме "Движения земной коры"
Презентация к уроку по географии для 6 класса по теме "Движения земной коры. Землетрясения"...
Движение земной коры
7 класс...
"Движение земной коры. Вулканы"
Урок географии с использованием электронных образовательных ресурсов 5 класс. Учебник "География 5-6" издательство "Просвещение " (Полярная звезда)...
"Движение земной коры.Вулканы. Горячие источники.Гейзеры"
Открытый урок в 6 классе...
Движения земной коры
Движения земной коры...
строение и движения земной коры
презентация может использоваться на уроке в 6 классе при прожождении данной темы...