Движения земной коры
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Ясакова Елена Александровна

Интегрированный урок (география + физика) по теме "Движение земной коры": знакомство с причинами, вызывающими движения земной коры, и их следствиями (землетрясения, вулканы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Движения земной коры»

интегрированный урок

география + физика

Авторы: Ясакова Е. А., учитель географии,

Бобровникова С. В., учитель физики

МОУ Борисоглебская СОШ №3

Цели урока:

 Социально-психологическая:

Учащиеся должны:

  1. выявлять собственный уровень усвоения понятий "гора", "вулкан", «внутреннее строение Земли»;
  2. развивать свои коммуникативные способности: принимать участие в обсуждении внутреннего строения Земли  (температура, строение и толщина слоя ядра, мантии, земной коры); выслушивать мнение своих товарищей.

Академическая:

  1. учащиеся должны уметь определять географическое положение гор, их высоту и координаты;
  2. находить по карте вулканы, определять их координаты и высоту;
  3. уметь по заданным координатам определять вулкан.

Задачи урока

Образовательные:

  1. Сформировать  представление   о  происхождении  вулканов  
  2. Сформировать  представление  о  грабене и горсте  
  3. Познакомить  учащихся с видами движения земной коры и процессами их образования
  4. Углубить понятие горы
  5. Сформировать представление у учащихся типаж гор по высоте

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию материалистического мировоззрения.

Развития мышления:  

  1. Способствовать развитию мыслительных способностей учащихся: анализировать, сравнивать; делать выводы и обобщения; ставить и разрешать проблемы.

Оснащение урока: карточки индивидуальных заданий многоуровневые; мультимедийная презентация; географические атласы.

Необходимое оборудование: колба, вода, марганцовка, сухое горючее, спиртовка; кристаллизатор, надувной шарик, предметный столик; макет вулкана.

Основное содержание урока:

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Ясакова Е.А.   

Сегодня на уроке мы продолжим изучать внешнюю оболочку Земли Литосферу и процессы происходящие в ней. Но внешние процессы  тесно связаны с внутренним состоянием планеты,  т.е. с её строением.

Давайте вспомним, а каково же внутреннее строение Земли

Для этого возьмите карточки, которые вам раздали и подпишите их. На этих карточках вы должны подписать и нарисовать компоненты внутреннего строения Земли, а так  же их характеристики  (диаметр, толщину, температуру). А на оценку  5  необходимо решить задачу.

Задание 1

Вариант 1

Внутреннее строение Земли



Вычислите температуру в шахте, если на поверхности земли температура +80С, а глубина шахты 750 м.





Вариант 2

Внутреннее строение Земли



Вычислите температуру на поверхности земли, если в шахте на глубине 1000 м температура +300С.








Задание 2

Вопросы

Кавказ

Урал

Географическое положение (между какими морями или равнинами находятся)

Направление


Протяженность


Координаты


Преобладающие высоты (по шкале)

Главная вершина (название, координаты)

  1. Определите координаты вулканов: Эльбрус (Россия)

Килиманджаро (Африка).

  1. Покажите на контурной карте: Везувий, Этна, Гекла, Ключевская Сопка.
  2. * НЛО, при посадке на Землю, спустился на высоту 1000 м и, сохраняя направление и высоту, продолжает двигаться по 500 северной широты.  Посмотрите по карте полушарий, сможет ли НЛО на этой высоте сделать полный оборот вокруг Земли?
  3. * По карте полушарий или карте России найдите горы, расположенные вдоль 600 восточной долготы.
  4. * По карте полушарий найдите, какие горы пересекает параллель 300 южной широты.

Поменяйтесь карточками и проверьте себя и своего товарища. Сверьте написанное вами с текстом на доске.

СЛАЙД № 1

Вспомните, что такое литосфера, земная кора? Из чего она состоит?

 

СЛАЙД № 2

Литосферные плиты подвержены движению или нет. Почему? С какой скоростью они двигаются?   В каких направлениях двигаются литосферные плиты?  

СЛАЙД № 3

К чему приводят вертикальные движения литосферных плит?  

СЛАЙД  № 4

А вот объясняются вертикальные движения земной коры с помощью законов физики.

И поэтому о механизме вертикальных движений литосферных плит вам расскажет учитель физики Бобровникова С.В. Все внимание на экран.

СЛАЙД № 5

         В ходе многочисленных исследований ученые обнаружили, что в мантии содержится газ. И  мантия похожа на закипающую воду, в которой появляются, увеличиваются и лопаются пузырьки. Точно таким образом ведет себя и мантия. Пузырьки, образующиеся в ней, поднимаясь на поверхность, приподнимают слой мантии, которая в свою очередь, поднимает слой земной коры, образуя горст.

Если же пузырёк лопнет, в образовавшуюся пустоту устремится мантия, а вслед за ней и участок земной коры, образуя грабен.

Ясакова Е.А.   Но есть не  только вертикальные движения, но и горизонтальные.  

Природу горизонтальных движений также можно объяснить с помощью законов физики.  

Бобровникова С.В.                ОПЫТ С МАРГАНЦОВКОЙ: (конвекция внутри жидкости)

 Давайте представим, что слой воды в колбе – это слой мантии. Мантия нагревается от ядра снизу. Давайте и мы с вами будем подогревать нашу колбу снизу. Пусть участок воды над кристаллами марганцовки испытывает меньшее давление, чем вся остальная поверхность. Смотрите внимательно, как ведут себя струи жидкости на этом участке. И каково направление их движения. Подобно движению жидкости слои мантии движутся в горизонтальном направлении. Это движение приводит к движению литосферных плит в двух направлениях: либо навстречу друг другу, либо в противоположных направлениях.

Ясакова Е.А.   Что же происходит на земной поверхности из-за горизонтальных движений  

литосферных плит  

СЛАЙД № 6

Когда плиты отталкиваются  друг от друга на Земле появляются не только разломы

Но и вулканы.

Откуда к нам пришло название  вулкан. Поможет нам разобраться в образовании вулканов физика.

СЛАЙД № 7

Бобровникова С.В. ОПЫТ С  ШАРИКОМ

В местах, где мантия испытывает меньшее давление, она более подвижна. Следовательно, мантия, находясь все под большим давлением, способна пробить себе дорогу в земной коре и выйти на поверхность. Это чаще происходит в местах соединения литосферных плит, которые расходятся в разные стороны, или в местах наиболее тонкой земной коры - океане. Давайте с имитируем поведение мантии при помощи обыкновенного воздушного шарика. Роль мантии при этом выполняет обыкновенная вода. Как вы думаете, что будет происходить, если я буду сжимать шарик? Правильно, вода найдет выход и образует маленький фонтанчик. Вот так в природе и возникают вулканы.

Ясакова Е.А.   Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке. Почему? Объясните связь  мантия – магма – лава.

По каким признакам  можно определить, что перед вами вулкан?

СЛАЙД № 8

Какие из вулканов вы знаете?

СЛАЙД  № 9

Какие вулканы называют потухшими, уснувшими, действующими?

Возьмите карточки и выполните  задание  № 2  

Но при горизонтальном движении  литосферные   плиты не только отталкиваются друг от друга, но и сталкиваются друг с другом. Что происходит в результате сталкивания литосферных плит? Из чего состоит гора.  Покажите на макете.  

СЛАЙД  № 10

Какими  бывают  горы  по  высоте?

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с причинами вертикальных и горизонтальных движений земной коры; с происхождением  вулканов;  с причинами образования грабена и горста;   углубили понятие горы.

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Движение земной коры", 6 класс

Развёрнутый план-конспект  урока, прикреплен вариант самоанализа урока. Материал позволит не только отлично провести урок, но и представить его администрации школы или гостям....

Презентация по теме "Движения земной коры"

Презентация к уроку по географии для 6 класса по теме "Движения земной коры. Землетрясения"...

"Движение земной коры. Вулканы"

Урок географии с использованием электронных образовательных ресурсов 5 класс. Учебник "География 5-6" издательство "Просвещение " (Полярная звезда)...

Движения земной коры

Движения земной коры...

строение и движения земной коры

презентация может использоваться на уроке  в 6 классе при прожождении данной темы...