Технологическая карта урока географии в 5 классе "Параллели и меридианы"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Абейдулина Диана Альбертовна

Технологическая карта урока географии в 5 классе "Параллели и меридианы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paralleli_i_meridiany5.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Абейдулина Диана Альбертовна

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Параллели и меридианы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по  изучаемой теме.

Задачи урока:

  • Образовательные (формирование познавательных УУД): сформировать понятия «параллель», «меридианы». Продолжить формировать понятие «географический полюс», «экватор».
  • Развивающие (формирование регулятивных и коммуникативных УУД): сформировать умение определять направление по карте и глобусу; развивать навыки работы с источниками географической информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • Воспитательные (формирование личностных УУД) : развивать умение работать в коллективе, воспитывать ответственность и аккуратность.

Оборудование: атласы, контурные карты, электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля»  А.А.Лобджанидзе, презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный этап

Приветствие.А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Здравствуйте ребята.

Приветствуют учителя

Регулятивные: умение организовать свою деятельность на уроке

Коммуникативные УУД:формировать умение слышать

2.Повторение изученного материала

Учитель:

Ребята, какие способы изображения земной поверхности вы знаете?

1.На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны(Глобус)

Дайте определение понятиям:

1.Что такое глобус?

2.Что такое аэрофотоснимок?

3.Что называется планом местности?

4.Что такое географическая карта

Оцените  свои знания

Отвечают на вопросы

Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности.

Глобус – объемная модель Земли.

Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов.

План местности – чертеж,  небольшого участка  поверхности Земли, выполненный с помощью масштаба и условных знаков

Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков

Ставят оценки в карту оценки знаний

РегулятивныеУУД:  умение строить высказывание

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы

3.Актуализация знаний

1.Посмотрите на  физический  глобус, о чем он нам может рассказать?

2. Откройте атлас на стр.6-7

3.О чем нам может рассказать карта полушарий?

4.Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы.

- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать? (не знаем пока, что такое параллели и меридианы)

- Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы?

 Вы можете доказать, что выполнили задание правильно?

- Что вы не можете сделать?

( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)

Учитель: Какая же тема нашего урока.

Тема урока: Параллели и меридианы.

Слайд1.

На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая параллели и меридианы?

Слайд.2

1.Что  такое параллели и меридианы?

2.Как они выглядят на  глобусе и картах?

3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?

О форме Земли, о материках,океанах,горах,течениях и т.д.

Открывают карту полушарий

О форме Земли, о материках,океанах,горах,течениях и т.д.

(не знаем пока, что такое параллели и меридианы)

мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы)

Записывают тему урока в тетрадь:Параллели и меридианы

1.Что  такое параллели и меридианы?

2.Как они выглядят на глобусе и картах ?

3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?

Регулятивные УУД: постановка учебной цели и темы урока

Познавательные УУД: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать ее.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, целеполагание

Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к изучению географии

4.Изучение нового материала

1.Что такое параллели? Слайд.3,5

Работа с текстом и  с глобусом

Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы. Вопросы  в виде таблицы(См. в приложении) Слайд.4

1 группа

– Что такое меридианы? Слайд 6.

– Как они выглядят?

- В какие стороны горизонта направлены

–Длина  меридианов.

-Как называется главный меридиан,на какие полушария он делит земной шар?

2 группа

– Что такое параллели?

–  Как они выглядят на глобусе

-Длина  параллелей.

-Самая длинная параллель, ее длина

-На какие полушария делит Землю экватор?

.-В какие стороны горизонта направлены

Учитель: Ребята, что вы узнали о параллелях? Проверяем, как вы заполнили табл.

Учитель дополняет, задает вопросы.Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Вспоминаем что такое экватор? Показывают на карте и на глобусе. В каждой точке параллель  направлена на восток и на запад. Параллели – окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Вспоминают, что такое полюс? Самая длинная параллель – это экватор.  Длина его 40 000 км. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам

Учитель:Что вы узнали о меридианах

Меридианы. В переводе на русский язык слово «Меридиан» означает «полуденная линия». Её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к Южному.

Меридианы  – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину.

Работа в группах

Заполнение таблицы(Прил.)

Работают с информацией представленной учителем

 Работа с текстом и с глобусом

 

 Учебник стр.48-49

Полуокружности, соединяющие Северный и Южный полюсы Земли

Все меридианы представляют собой полуокружности

Север-юг

Одинаковая и равна 20005 км

 Начальный, Гринвичский, западное и восточное полушарие

Линии,  проведенные параллельно экватору  

Это окружности…

Разная

Экватор,40076км

Северное и южное

Запад-восток

 Зачитывают данные таблицы

 

 Зачитывают данные таблицы

Познавательные УУД:

  • работа с информацией, работа с учебными моделями,
  • использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.

Регулятивные УУД:

  • умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

  • межличностное и деловое сотрудничество,
  • слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. 

5.Физминутка

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
 Реки, горы, океаны.
 Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

Показывают движения

6.Изучение нового материала

(продолжение)

Мои географические исследования

Стр.49 учебника

1.Определите какую форму имеют меридианы на глобусе?

2.Какую форму имеют меридианы на карте полушарий и карте России?

3.Сравните форму экватора на глобусе и картах полушарий и мира

4.Определите какую форму имеют параллели на глобусе.

5.Сравните форму параллелей на карте полушарий и на карте России

Посмотрите как могут изображаются меридианы и параллели на картах выполненных в разных картографических проекциях

Учитель:Параллели и меридианы проведены через определённое количество градусов.

Параллели и меридианы составляют градусную сетку карты

Работа ск- картами и картами атласа.

Учитель: Для чего же нужны параллели и меридианы?

Учитель:Древнегреческий ученый Эратосфен, живший в 276 -194 гг. до н. э., впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – параллели и меридианы.

Определение направлений по меридианам и параллелям.

Учитель: Что нам известно. Какие направления показывают условные линии.

По меридианам и параллелям определяются основные и промежуточные стороны горизонта.

Задание 5.тр.стр.25.

Оцените свою работу

Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)

А что такое координата?

Сколько параллелей и меридианов можно провести через одну точку?

Работа скартами атласа стр.6-7,10-11

На глобусе – дуги равной длины

На карте полушарий меридианы-дуги разной длины. Средний меридиан – прямая линия,на карте России форму лучей

Экватор на глобусе – окружность. А на карте полушарий  и мира - прямая линия

На глобусе параллели окружности, а на карте полушарий и карте России -кривые линии-дуги

Электронное приложение к учебнику

Градусная сетка=параллели +меридианы( в тетрадь

К-к стр.4-5 зад.1,атлас стр.6-7,10-11

Подписать на к-к  значение  параллелей и меридианов

 Для определения направлений, ориентирования. Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения  места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)

Учащиеся: Параллели – запад, восток.

Меридианы – север, юг.

Выполняют задания в тетрадиЗаполнение карты оценки знаний

Стр.49 учебника читают

Положение точки на плоскости

Рис.2.30. Один меридиан и одну параллель

Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации

Коммуникативные УУД: Умение работать совместно, слушать собеседника. Выражать свои мысли

Регулятивные УУД: умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму.

Личностные УУД:Формирование навыков организации анализа своей деятельности

 

 

 

7. Применение полученных знаний при выполнении простейших заданий

Глобус весь пересекают, 
Сходятся на полюсах. 
Постепенно подвигают 
Стрелки на любых часах. 
Через сушу, океаны 
Пролегли(меридианы)

Старший среди них - экватор, 
И от севера до юга 
Эти линии, ребята, 
Параллельны все друг другу. 
Догадаться вы сумели, 
Что же это?..(параллели) 

Слабым ученикам географический диктант,сильным  тест из электронного приложения к учебнику

Географический диктант (краткие ответы на вопросы)

  1. Полуокружности, соединяющие географические полюса называют ...
  2. Линии,  проведенные параллельно экватору называют …
  3. Отсчет параллелей ведется от  …
  4. Отсчет меридианов ведется от …
  5. Параллели и меридианы образуют  …

Отвечают на вопросы

Выполняют задания диктанта и теста

Взаимопроверка

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы

Регулятивные УУД: Умение  контролировать и оценивать работу

8.Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание.

  1. Параграф 18
  2. К-к стр.4-5

Осознанно записывают домашнее задание

 

9.Подведение итогов урока

1.Какие цели мы ставили

2.Нашли мы ответы на все поставленные вопросы?

 Учащиеся анализируют и делают выводы, что нового они узнали на уроке, и оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД:

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

10.Рефлексия

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Кто получил отметку в дневнике? За что?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...

Технологическая карта урока 5 класс " Параллели и меридианы"

Технологическая карта урока 5 класс " Параллели и меридианы"Вручение аттестатов 9 класс....