Технологическая карта урока географии в 5 классе "Параллели и меридианы"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Технологическая карта урока географии в 5 классе "Параллели и меридианы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paralleli_i_meridiany5.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Абейдулина Диана Альбертовна
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Параллели и меридианы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме.
Задачи урока:
- Образовательные (формирование познавательных УУД): сформировать понятия «параллель», «меридианы». Продолжить формировать понятие «географический полюс», «экватор».
- Развивающие (формирование регулятивных и коммуникативных УУД): сформировать умение определять направление по карте и глобусу; развивать навыки работы с источниками географической информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Воспитательные (формирование личностных УУД) : развивать умение работать в коллективе, воспитывать ответственность и аккуратность.
Оборудование: атласы, контурные карты, электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля» А.А.Лобджанидзе, презентация
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный этап | Приветствие.А сейчас проверь, дружок, Здравствуйте ребята. | Приветствуют учителя | Регулятивные: умение организовать свою деятельность на уроке Коммуникативные УУД:формировать умение слышать |
2.Повторение изученного материала | Учитель: Ребята, какие способы изображения земной поверхности вы знаете? 1.На ноге стоит одной, Дайте определение понятиям: 1.Что такое глобус? 2.Что такое аэрофотоснимок? 3.Что называется планом местности? 4.Что такое географическая карта Оцените свои знания | Отвечают на вопросы Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности. Глобус – объемная модель Земли. Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов. План местности – чертеж, небольшого участка поверхности Земли, выполненный с помощью масштаба и условных знаков Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков Ставят оценки в карту оценки знаний | РегулятивныеУУД: умение строить высказывание Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы |
3.Актуализация знаний | 1.Посмотрите на физический глобус, о чем он нам может рассказать? 2. Откройте атлас на стр.6-7 3.О чем нам может рассказать карта полушарий? 4.Покажите на карте и глобусе параллели и меридианы. - У кого нет ответа? - Что вы не смогли сделать? (не знаем пока, что такое параллели и меридианы) - Кто нашел на карте и глобусе параллели и меридианы? Вы можете доказать, что выполнили задание правильно? - Что вы не можете сделать? ( мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы) Учитель: Какая же тема нашего урока. Тема урока: Параллели и меридианы. Слайд1. На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая параллели и меридианы? Слайд.2 1.Что такое параллели и меридианы? 2.Как они выглядят на глобусе и картах? 3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте? | О форме Земли, о материках,океанах,горах,течениях и т.д. Открывают карту полушарий О форме Земли, о материках,океанах,горах,течениях и т.д. (не знаем пока, что такое параллели и меридианы) мы не можем доказать, что выполнили задание правильно, т.е. правильно определили параллели и меридианы) Записывают тему урока в тетрадь:Параллели и меридианы 1.Что такое параллели и меридианы? 2.Как они выглядят на глобусе и картах ? 3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте? | Регулятивные УУД: постановка учебной цели и темы урока Познавательные УУД: работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать ее. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, целеполагание Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к изучению географии |
4.Изучение нового материала | 1.Что такое параллели? Слайд.3,5 Работа с текстом и с глобусом Учащиеся разделяются на группы и отвечают на вопросы. Вопросы в виде таблицы(См. в приложении) Слайд.4 1 группа – Что такое меридианы? Слайд 6. – Как они выглядят? - В какие стороны горизонта направлены –Длина меридианов. -Как называется главный меридиан,на какие полушария он делит земной шар? 2 группа – Что такое параллели? – Как они выглядят на глобусе -Длина параллелей. -Самая длинная параллель, ее длина -На какие полушария делит Землю экватор? .-В какие стороны горизонта направлены Учитель: Ребята, что вы узнали о параллелях? Проверяем, как вы заполнили табл. Учитель дополняет, задает вопросы.Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности земли параллельно экватору. Вспоминаем что такое экватор? Показывают на карте и на глобусе. В каждой точке параллель направлена на восток и на запад. Параллели – окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Вспоминают, что такое полюс? Самая длинная параллель – это экватор. Длина его 40 000 км. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам Учитель:Что вы узнали о меридианах Меридианы. В переводе на русский язык слово «Меридиан» означает «полуденная линия». Её направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к Южному. Меридианы – кратчайшие линии, условно проведённые на поверхности земли от одного географического полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину. | Работа в группах Заполнение таблицы(Прил.) Работают с информацией представленной учителем Работа с текстом и с глобусом
Учебник стр.48-49 Полуокружности, соединяющие Северный и Южный полюсы Земли Все меридианы представляют собой полуокружности Север-юг Одинаковая и равна 20005 км Начальный, Гринвичский, западное и восточное полушарие Линии, проведенные параллельно экватору Это окружности… Разная Экватор,40076км Северное и южное Запад-восток Зачитывают данные таблицы
Зачитывают данные таблицы | Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
5.Физминутка | На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. | Показывают движения | |
6.Изучение нового материала (продолжение) | Мои географические исследования Стр.49 учебника 1.Определите какую форму имеют меридианы на глобусе? 2.Какую форму имеют меридианы на карте полушарий и карте России? 3.Сравните форму экватора на глобусе и картах полушарий и мира 4.Определите какую форму имеют параллели на глобусе. 5.Сравните форму параллелей на карте полушарий и на карте России Посмотрите как могут изображаются меридианы и параллели на картах выполненных в разных картографических проекциях Учитель:Параллели и меридианы проведены через определённое количество градусов. Параллели и меридианы составляют градусную сетку карты Работа ск- картами и картами атласа. Учитель: Для чего же нужны параллели и меридианы? Учитель:Древнегреческий ученый Эратосфен, живший в 276 -194 гг. до н. э., впервые предложил наносить на изображения земной поверхности условные линии – параллели и меридианы. Определение направлений по меридианам и параллелям. Учитель: Что нам известно. Какие направления показывают условные линии. По меридианам и параллелям определяются основные и промежуточные стороны горизонта. Задание 5.тр.стр.25. Оцените свою работу Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат) А что такое координата? Сколько параллелей и меридианов можно провести через одну точку? | Работа скартами атласа стр.6-7,10-11 На глобусе – дуги равной длины На карте полушарий меридианы-дуги разной длины. Средний меридиан – прямая линия,на карте России форму лучей Экватор на глобусе – окружность. А на карте полушарий и мира - прямая линия На глобусе параллели окружности, а на карте полушарий и карте России -кривые линии-дуги Электронное приложение к учебнику Градусная сетка=параллели +меридианы( в тетрадь К-к стр.4-5 зад.1,атлас стр.6-7,10-11 Подписать на к-к значение параллелей и меридианов Для определения направлений, ориентирования. Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат) Учащиеся: Параллели – запад, восток. Меридианы – север, юг. Выполняют задания в тетрадиЗаполнение карты оценки знаний Стр.49 учебника читают Положение точки на плоскости Рис.2.30. Один меридиан и одну параллель | Познавательные УУД: Извлечение необходимой информации Коммуникативные УУД: Умение работать совместно, слушать собеседника. Выражать свои мысли Регулятивные УУД: умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму. Личностные УУД:Формирование навыков организации анализа своей деятельности
|
7. Применение полученных знаний при выполнении простейших заданий | Глобус весь пересекают, Старший среди них - экватор, Слабым ученикам географический диктант,сильным тест из электронного приложения к учебнику Географический диктант (краткие ответы на вопросы)
| Отвечают на вопросы Выполняют задания диктанта и теста Взаимопроверка | Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы Регулятивные УУД: Умение контролировать и оценивать работу |
8.Домашнее задание | Учитель комментирует домашнее задание.
| Осознанно записывают домашнее задание |
|
9.Подведение итогов урока | 1.Какие цели мы ставили 2.Нашли мы ответы на все поставленные вопросы? | Учащиеся анализируют и делают выводы, что нового они узнали на уроке, и оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные УУД: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
10.Рефлексия | – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".
Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....
Технологическая карта урока географии по теме «Параллели и меридианы» Учитель: Макарова Г.Н. Класс: 5а,б
5кл. Урок по теме " Параллели и меридианы"...
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...
Технологическая карта урока 5 класс " Параллели и меридианы"
Технологическая карта урока 5 класс " Параллели и меридианы"Вручение аттестатов 9 класс....