«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии»
статья по географии
В данной работе представлен опыт использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии»
(из опыта работы Дарнотук Елены Викторовны, учителя географии МБОУ СШ № 10 г. Ярцево Смоленской области)
Современный урок географии…Что это?
Урок – это встреча, общение. Урок – это путешествие. Путешествие по стране знаний.
География всегда была один из самых интересных, увлекательных и любимых предметов в школьной программе. Это наука, изучающая Землю. Она изучает очень многие вопросы, и они касаются не только природы, но и жизни, хозяйственной деятельности людей. В последние годы наблюдается понижение интереса к предмету, а вместе с этим понижение уровня знаний. Многие объясняют это тем, что географию не надо сдавать при поступлении в ВУЗы. Да, к большому сожалению, даже поступая на географический факультет педагогических ВУЗов надо сдавать ЕГЭ по обществознанию, а не по географии. Но, думаю, каждый со мной согласится, что нельзя стать образованным и культурным человеком, не зная основ географии. А значит нам – учителям географии необходимо организовать свои уроки так, чтобы ученик чувствовал себя на них комфортно, и учёба для него стала естественным и интересным делом. В школе, как в зеркале отражается все, что происходит в нашем обществе. В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии. Но, используя компьютер на уроке, нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье. По нормам СанПина непрерывная работа за компьютером обучающихся школы не должна превышать 20 минут за урок. Об этом нужно помнить при подготовке и планировании уроков. Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. Компьютер для учащихся – источник получения новой информации и инструмент интеллектуальной и в целом – познавательной деятельности. Поэтому основная задача современного педагога правильно преподнести учебную информацию. Использование учителем новых технологий позволит сделать урок более наглядным, содержательным и более интересным для нынешнего поколения.
Актуальность проблемы:
1. Необходимость повышения уровня мотивации и интереса к уроку географии.
2. Потребность создания программно-методического обеспечения для обучения школьников географии с применением ИКТ.
Цель: создание обучающей среды с применением ИКТ.
Для достижения поставленной цели мной были определены следующие задачи:
1. Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
2. Повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ.
3. Активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ.
Ожидаемый результат: повышение интереса к изучению географии, а так же эффективности самостоятельной работы учащихся, развитие возможностей для творчества, обретение и закрепление различных профессиональных навыков.
Условия реализации опыта
Использование ИКТ в нашей школе обусловлено следующими условиями: рабочее место в кабинете географии оборудовано персональным компьютером, медиапроектором, экраном, сканером. Данная техника используется мною, как в урочное время, так и в организации внеклассной и воспитательной работы.
Основные формы работы с ИКТ на уроках географии:
1. Непосредственное применение в учебном процессе.
2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий.
3. Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
Примеры применения ИКТ на уроках географии
Информационные технологи я использую на разных этапах урока. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
Применение интерактивных карт на уроках географии
Спецификой преподаваемого мной предмета является использование на уроках географических карт. Среди них особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала. Опыт применения интерактивных карт в учебном процессе имеет несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий. Существует три основных вида работы с электронной картой: работа со слоями карты; работа с дополнительным материалом и использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.). Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Использование таких карт помогает мне научить детей устанавливать соответствие между рельефом, тектоническим строением и полезными ископаемыми. Прием наложения карт использую и при изучении темы «Климат». Учащиеся выявляют влияние разных климатообразующих факторов на формирование климата определенных территорий. Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов). Или частично подписанные карты (например, с названиями только объектов суши или контурные карты) и по ним осуществляю проверку географической номенклатуры по изучаемым темам.
Организация проверки выполнения домашнего задания.
Проверка домашнего задания необходима для установления степени усвоения материала. Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания я использую: презентацию-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления. Можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы. (PowerPoint). А также раздаточный материал: тесты (Excel) (Word), карточки (Word), кроссворды (Excel), самостоятельные и контрольные работы (Word). Это очень экономит время, и дает мне возможность больше внимания уделить изучению нового материала.
Организация объяснения нового материала с помощью ИКТ.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. Для решения дидактической задачи данного этапа на уроках-лекциях я использую мультимедийные презентации(PowerPoint). Демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук помогает познакомить учащихся с природным объектом, явлением, процессом. При изучении темы «Природные зоны» использую корректировку, раскрашивание отсканированных изображений (PhotoShop). Практические работы на уроках географии являются необходимым условием формирования у учащихся метапредметных и предметных результатов. А для успешного их проведения необходимо подготовить к уроку диаграммы (Excel); схемы (Excel); таблицы (Word) .
Организация закрепления и систематизации знаний.
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. На уроке закрепления использую тренажёр, позволяющий осуществить контроль за усвоением изученного материала, интерактивные тесты и тренинги. Часто это индивидуальная работа учащегося с компьютером и полная обработка ответов компьютерной программой. Другой способ – выведение тестовых заданий на экран мультимедийного проектора и выполнение работы всем классом одновременно. Второй способ актуален при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Для учащихся среднего звена особенно популярны презентации - игры (PowerPoint). Например: после изучения темы «Гидросфера» провожу «Географическое лото». На первом слайде изображено поле с квадратами разного цвета, и ребята могут выбирать задания разного уровня сложности. В шестом классе использую «Географические загадки». Учащимся предлагаются темы загадок и, выбирая одну из них, идет закрепление материала по той или иной теме курса.
Использование ИКТ при выполнения проектной работы.
В базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Мои учащиеся часто выполняют проекты, которые представляют для участия в различных конкурсах. Например: Овсеенко О., Иванченко Д., Прохоренкова А. - победители областного краеведческого конкурса «Рушник»; Хаимов А. - победитель районного конкурса «Земля – наш общий дом»; Антоненкова А. - областной конкурс юных исследователей «Подрост» - 2 место; областной конкурс на лучший экологический проект «Живем на Смоленщине»-3 место.
Выполнение проекта без использования компьютерных средств стало практически невозможным. Причем используются ИКТ на разных этапах выполнения проекта: выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека), оформление портфолио проекта (Word), создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и его защита (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
Использование ИКТ во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Я веду факультатив по географии для учащихся восьмых классов «Лес и человек». Учащиеся факультатива изучают основы лесоводства, экологию леса, активно занимаются эколого-просветительской работой среди своих сверстников и взрослых. Изготавливают стенные газеты, плакаты, буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher). Готовят презентации-выступление (PowerPoint), анкеты для сбора статистических данных (Excel).
Заключение.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету.
Результаты применения ИКТ: использование ИКТ на уроках географии позволило достичь следующих результатов:
- повышение интереса учащихся к изучению географии;
- более глубокое изучение предмета;
- отсутствие неуспевающих по предмету;
- выбор большим числом учащихся географии в качестве переводного и итогового экзамена за курс общеобразовательной школы;
- стабильные результаты качества знаний;
- учащиеся стали более инициативными и самостоятельными.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»
В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...
ТЕХНОЛОГИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В статье рассматриваются основы технологии гуманитаризации, а также показывается ее применение на уроке геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора"...
«Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выучен...
Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии
Роль игры в сочетании с другими педагогическими технологиями для повышения эффективности географического образования...
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, химии....
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...