Рабочая программа по географии 5-6 классы 2021-2022 учебный год
рабочая программа по географии (5, 6 класс)
Современная география обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и другими подходами, поэтому лучше других наук подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды.
Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, экономических и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_5_klass_2021-2022_uchebnyy_god.docx | 988.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
- Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/22учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации )
- Рабочая программа к учебнику "География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2020
- Учебного плана МАОУ «Байкало -Кударинская СОШ» на 2021-2022 учебный год
- Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов географии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа составлена в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712 о внесении изменений во ФГОС общего образования, в части рабочих программ учебных предметов, курсов, которые с 2021-2022 учебного года должны содержать тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания школы.
Цели:
- - развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,
- раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,
- воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
- создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
Задачи:
- формирование представлений о единстве природы, о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- воспитание в духе уважения к другим народам как основы духовно – нравственной культуры народов России и мира ;
- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов);
- развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Современная география обладает естественнонаучным и социально-экономическим содержанием, комплексным, социальным, гуманистическим и другими подходами, поэтому лучше других наук подготовлена к разработке научных основ стратегии сохранения жизненной среды человечества, стратегии социального совершенствования для устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды.
Школьная география, формируя систему знаний о природных, социально-экономических, техногенных процессах и явлениях, готовит учащихся к практическому применению комплекса географических, геоэкологических, экономических и социальных знаний и умений в сфере общественно-географической деятельности.
Место учебного предмета
Общее количество часов – 34, в том числе резервных уроков – 1 час. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.5 класс :Количество тематических практических работ – 4 Экскурсия – 1 6 класс Количество тематических практических работ-6
Общая характеристика организации учебного процесса
Технологии
- Личностно-ориентированные и развивающие технологии
- Технологии на основе активизации познавательной деятельности учащихся(игровыетехнологии,технологияинтенсивногообучениянаосновесхемныхизнаковыхмоделейучебногоматериала, технология проблемного обучения).
- Технологии на основе эффективного управления и организации учебного процесса (групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии
- Здоровьесберегающие технологии
Методы обучения
- словесные (рассказ, объяснение, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации);
- наглядные (метод иллюстраций,метод демонстраций)
- практические (наблюдение объектов и явлений в природе, работы с картами, схемами, профилями, статистическими данными)
Формы обучения:- индивидуальная; коллективная ; групповая ; парная ; фронтальная
Средства обучения: Дидактические средства обучения
Вербально-информационные: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия по отдельным вопросам методики преподавания географии.
Наглядные средства обучения: географические карты, картосхемы, картодиаграммы, аэрофотоснимки, иллюстративные таблицы, натуральные объекты (коллекции минералов и горных пород, гербарии и др.), схемы, таблицы.
Аудиовизуальные средства обучения: учебные кинофильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации, компакт-диски.
Технические средства: проектор, компьютер.
Формы текущего контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.
Методы контроля: комбинированный опрос, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль (географический диктант, самостоятельная работа, практическая работа), групповая форма контроля
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания -формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
2. Патриотического воспитания -ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения географии как науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной географии , заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества ;
3. Духовно-нравственного воспитания -представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
6. Трудового воспитания - коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных
интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
7. Экологического воспитания - экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её
существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому
и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в
ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им
в познавательной, коммуникативной и социальной практике
8. Ценностей научного познания - мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и
составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития
природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых
процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными
текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и
познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Метапредметными результатами изучения курса «Географии» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Познавательные УУД:
- – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
- участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Предметные результаты:
- объяснять, для чего изучают географию;
- использовать различные источники географической информации;
- называть основные способы изучения Земли;
- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдения находить и формулировать зависимости
и закономерности;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений;
- строить простые планы местности;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;
- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- наносить и правильно подписывать географические объекты;
- приводить примеры форм рельефа;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять значение ключевых понятий.
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
- изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
Содержание тем учебного курса «География. Землеведение. 5 класс»
Раздел I. Как устроен наш мир (9 ч)
ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (5 ч)
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля - обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна - спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля - планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ (4 ч)
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)
ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ (6 ч)
Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?
Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?
Исследования Океана и внутренних частей материков.
Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения - источники географической информации.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Раздел III. Как устроена наша планета (14 ч)
ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?
ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА (3 ч)
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе
и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
ТЕМА 7. АТМОСФЕРА (3 ч)
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборовизмеряют значения разных элементов погоды?
ТЕМА 8. БИОСФЕРА (2 ч)
Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету?
Что такое биосфера?
Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу?
Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы»,
«проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- обозначать на контурной карте географические объекты;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- описывать погоду своей местности;
- вести простейшие наблюдения элементов погоды;
- вести полевой дневник.
Резервное время – 3 часа.
Практические работы
- Урок-практикум «Глобус как источник географической информации».
- Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации».
- Урок-практикум «Работа с коллекцией горных пород и минералов».
- Урок-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой».
- Урок-практикум. Экскурсия в природу.
Содержание тем учебного курса «География. Землеведение. 6 класс»
РАЗДЕЛ IV. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (3 ч)
Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?
Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?
Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?
РАЗДЕЛ V. ПУТЕШЕСТВИЯ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ (5 ч)
План местности.Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?
Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?
Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.
Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?
Урок-практикум. Работа с картой. Практическая работа №3. Описание местоположения объекта на карте. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?
РАЗДЕЛ VI. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (17 ч)
ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ (2 ч)
Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?
Движение вод в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?
ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)
Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?
Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение?
Вулканы.Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?
ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ (3 ч)
Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?
Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?
Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?
ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (6 ч)
Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?
Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?
Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?
Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще
причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?
Урок-практикум. Практическая работа №4. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.
Урок-практикум. Практическая работа №5. Наблюдения за погодой. Составление календаря погоды.Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?
ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА — КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ (3 ч)
Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?
Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?
Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?
РАЗДЕЛ VII. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СРЕДА ЖИЗНИ (6 ч)
ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА (2 ч)
Закономерности распространения живых организмов на Земле.От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?
Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?
ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (3 ч)
Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?
Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?
Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?
ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)
Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?
Резервное время – 4 часа.
Практические работы
- Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу.
- Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности.
- Урок-практикум. Практическая работа №3.Работа с картой.
- Урок-практикум. Практическая работа №4. Работа с климатическими картами.
- Урок-практикум. Практическая работа №5. Наблюдения за погодой.
Тематическое планирование – 5 класс
(34 часа в год)
Распределение часов по разделам
№ раздела, темы | Наименование раздела и темы | Количество часов | В том числе на практические работы |
1. | Раздел I. Как устроен наш мир | 10 | 1 |
Тема 1. Земля во Вселенной | 6 | ||
Тема 2. Облик Земли | 4 | 1 | |
2. | Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности | 8 | 1 |
Тема 3. Изображение Земли. | 2 | ||
Тема 4.История открытия и освоения Земли. | 6 | 1 | |
3. | Раздел III. Как устроена наша планета | 16 | 3 |
Тема 5. Литосфера. | 5 | 1 | |
Тема 6. Гидросфера. | 3 | ||
Тема 7. Атмосфера. | 3 | 1 | |
Тема 8. Биосфера. | 2 | 1 | |
Тема 9. Природа и человек. | 3 | ||
Всего часов34 |
Тематическое планирование – 6 класс(34 часа в год)
Распределение часов по разделам
№ раздела, темы | Наименование раздела и темы | Количество часов | В том числе на практические работы |
1. | Раздел IV. Земля во Вселенной | 3 | 1 |
2. | Раздел V. Путешествия и их географическое отражение | 5 | 2 |
3. | Раздел VI. Природа Земли | 18 | 2 |
Тема 10. Планета воды. | 2 | ||
Тема 11. Внутреннее строение Земли. | 3 | ||
Тема 12. Рельеф суши. | 3 | ||
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли. | 6 | 2 | |
Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли. | 4 | ||
4. | Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни | 8 | |
Тема 15. Живая планета | 2 | ||
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности | 3 | ||
Тема 17. Природа и человек | 3 | ||
Всего часов 34 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности ученика | Планируемые результаты обучения (УУД) | Основные направления воспитательной деятельности |
1. | Введение. | Работа с источниками информации: учебниками. Просмотр презентации. | Предметные: Объяснять значение понятий "география". Метапредметные: Работать с текстом. Личностные: Привести свои примеры, доказывающие значение географии в современном мире. | 1,3 |
2. | Представление об устройстве мира. | Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система". Просмотр презентаций (видео). | Предметные: Объяснять значение понятий" геоцентрическая и гелиоцентрическая модель " Метапредметные: Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами. Познавательные: Сравнивать две модели устройства мира, Личностные: Привести свои примеры, доказывающие вращение Земли вокруг Солнца. Поиск информации об ученых, упомянутых в параграфе. | 3,6 |
3. | Звёзды и Галактики | Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью Просмотр презентаций (видео), просмотр электронного приложения | Предметные: Объяснять значение слов "звезда", "Галактика" Метапредметные: Работа с текстом, таблицами. Личностные: формирование целостного мировоззрения, ответственное отношение к учёбе. | 2,6 |
4. | Солнечная система | Работа с источниками информации: таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система". Просмотр презентаций (видео). | Предметные: Называть и показывать планеты Солнечной системы, приводить примеры планет земной группы и планет - гигантов, объяснять значение "астероид", метеорит", "комета". Метапредметные: Работа с текстом, таблицами, фото. Регулятивные: Выдвижение версий на проблему "Почему Земля - обитаемая планета?" и " "Как человек исследует Солнеч. систему?" Личностные: Развитие личностной рефлексии. | 3,8 |
5. | Луна-спутник Земли. | Нахождение дополнит.информации о Луне, информации: таблица, схемы, учебниками, моделью " Солнечная система". | Предметные: по результатам наблюдения за Луной находить и сформулировать зависимость фазы Луны от освещения Солнцем. Метапредметные Регулятивные: самостоятельно обнаружить и сформировать вопросы к тексту параграфа (учебн.проблема стр.30 в.3) Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе. | 3,8 |
6. | Земля-планета Солнечной системы. | Наблюдать теллурий или электрон.модель движений Земли. Работа с картами, схемами. | Предметные: выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг оси. Составлять и анализировать схему "Географические следствия вращения Земли". Объяснять значение новых слов и выражений: северный полюс, южный полюс, экватор, северное и южное полушарие, ось вращения Земли, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Метапредметные Познавательные УУД: выявление причин и следствий простых явлений, решение практич. и познават. задач. | 3,8 |
7. | Облик земного шара. | Работа с картами (нахождение океанов, материков, островов, полуостровов, архипелагов). Формулировка значений ключевых слов | Предметные: объяснять значение ключевых слов: "Мировой океан, материк, полуостров, остров, архипелаг". Показ географич. объектов на карте. Метапредметные Регулятивные:Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью (практ. зад-е стр.36). | 1,2,6 |
8. | Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли. | Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, атласа. Знакомство с моделью Земли-глобусом. | Предметные: называть недостатки и достоинства глобуса, начать формирование навыков работы с глобусом. Метапредметные Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Личностные:Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | 3,8 |
9. | Параллели и меридианы. Градусная сеть. | Определение расстояний и направлений по глобусу. Находить и называть сходства и различия элементов градусной сети на глобусе и карте. | Предметные:показывать на глобусе и карте экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы; объяснять значение ключевых слов и выражений из параграфа Метапредметные Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | 1,6 |
10 | Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. | Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определение расстояний и направлений по глобусу. Выполнение практических задач. | Предметные: Определение расстояний и направлений по глобусу. Метапредметные Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | 6,8 |
11 | Способы изображения земной поверхности. | Знакомство с различными источниками информации-планами местности, аэрофоснимками, космическими снимками. | Предметные: Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения задач. Метапредметные Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества. | 6,8 |
12 | История географической карты. | Научится работать с компасом, картой ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. | Предметные:классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории работать с компасом, картой ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. Метапредметные: участвовать в совместной деятельности. Личностные: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | 3,8 |
13 | Географические открытия древности. | Исследовать по картам маршруты путешественников, находить в интернете, энциклопедиях информацию о путешественниках. Изучать по картам маршруты путешествий разного времени и периодов; работать с записками, отчётами, дневниками. Работа с текстом учебника: для выявления новых понятий, терминов и выражений, умения объяснять значение их своими словами: "путь изваряг в греки", Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы. Ознакомление с основными способами изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающимися результатами географических открытий и путешествий; изучения по картам маршрутов путешествий разного времени и периодов. | Предметные: Создавать письменные тексты и устные сообщения, презентации на основе нескольких источниках географ.информации. Называть: основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время; наиболее выдающиеся результаты Великих географ.открытий. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов. Метапредметные Личностные: Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, ценностям. Познавательные:
Личностные:воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; | 2,8 |
14 | Географические открытия Средневековья | 1,8 | ||
15 16. 17. | Великие географические открытия. В поисках Южной Земли Исследование океана и внутренних частей материков. | |||
18. | Урок-практикум. Записки путешественников, литературные произведения, как источники географической информации. | Изучать по картам маршруты путешествий разного времени и периодов; работать с записками, отчётами, дневниками. | Предметные: Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. Метапредметные: Работать с текстом и нетекстовыми компонентами. Личностные: целостным мировоззрением. | 3,6 |
19. | Внутреннее строение Земли | Формирование умений использовать и применять теоретические знания на практике. | Предметные: Объяснение ключ.слов: "земная кора", "литосфера", "мантия", "ядро". Описание модели строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать между собой. Метапредметные Личностные:Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). | 2,8 |
20. | Горные породы и их значение для человека | Работа с новыми понятиями и терминами (уметь объяснять своими словами) Характеристика методов изучения земных недр и Мирового океана;. | Предметные:объяснениеключ.слов "литосфера, горные породы, полезные ископаемые" Метапредметные8 Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления • выявлять причины и следствия простых явлений • составлять тезисы, различные виды планов • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); Личностные: формирование ответственного отношенияк учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.(зад-е 5 стр.93) | 6,8 |
21 | Урок-практикум. | Изучение горных пород в ходе выполнения практической работы. | Личностные: формирование ответственного отношенияк учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. Метапредметные Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.); | 2,6,8 |
22. | Рельеф и его значение для человека | Работа с новыми понятиями и термина ми (уметь объяснять своими словами. Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана | Предметные: Распознавать на физических картах различные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практич. задачи по определению на картах средней и абсолютной высот. Метапредметные Регулятивные: Работа по плану, сверять свои действия, и при необходимости исправлять ошибки. Познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей | 6.7 |
23. | Основные формы рельефа | Умение узнавать и находить на картах примеры основных форм рельефа суши и дна океана | 6.7 | |
24 25. | Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части | Работа со схемой мирового круговорота воды и географической картой с целью находить отличительные особенности частей Мирового океана. | Предметные: знать и объяснять значение новых слов"гидросфера", "Мировой океан", "Мировой круговорот воды", "море", "залив", "пролив", "лиман". Показ на карте частей Мирового океана. Метапредметные Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию морей, проливов. | 7.8 |
26. | Гидросфера-кровеносная система Земли | Разнообразие поверхностных и подземных вод. Их роль в жизни человека | Предметные: Знать и объяснять значение ключ.слов "река, русло, исток, устье, приток, речная система, озёрные котловины, болота, ледники, подземные воды, водопроницаемые и водоупорные породы". Метапредметные Личностные: формирование основ экологической культуры, на примере значения и охраны пресных вод. | 6.7 |
27 28 29. | Атмосфера Земли и её значение для человека. Погода Урок -практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. | Формирование практических навыков и умений: - измерять (определять) темпера туру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации; описывать погоду своей местности. | Предметные: значение ключ.слов" атмосфера, тропосфера, воздушные массы, погода, метеорология, синоптическая карта, термометр, барометр, гигрометр, осадкомер, флюгер, анемометр" Формирование практических навыков работы с простейшими метеорологическими приборами. Метапредметные Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: формирование основ экологической культуры, на примере выяснения причин загрязнения атмосфере в дополнительной литературе. Уметь вести простейшие наблюдения элементов погоды. | 3,6 |
30. | Биосфера - живая оболочка Земли | Формирование умений работать с новыми терминами, приводить примеры взаимосвязи всех живых организмов на Земле, умение работать на экскурсии. | Предметные: значение новых слов: "биосфера, биологический круговорот, пищевая цепь, хищники, травоядные, реликт" Метапредметные Личностные: формирование основ экологической культуры, на примере доказательств на утверждение "Человек-часть биосферы". Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений. | 6.7 |
31. | Урок - практикум. Экскурсия в природу. | Ознакомление со способами работы на местности. Сбор материалов для исследовательской работы. | Предметные: Выполнение заданий по предложенным типовым планам работы на местности. Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. | 7.8 |
32. | Воздействие человека на природу. | Познакомить с Красной Книгой России, Республики Бурятия | Предметные: Прогнозировать состояние окружающей среды. Личностные: формирование основ экологической культуры. | 3,7 |
33. | Обобщающий урок по разделу «Как устроена наша планета». | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | Личностные: Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий. Метапредметные: умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. Предметные: продемонстрировать ЗУН по темам. | 1,2,3 |
34. | Обобщающий урок за курс «Землеведения» в 5 классе. | Систематизировать и обобщать знания по темам курса географии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. | Личностные: Знание основных принципов и правил отношения к живой и неживой природе. Метапредметные: Умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. Предметные:Проверка ЗУН за курс 5 класса. | 3.7 |
Тематический план 5 класс.
№ п/п | Разделы | Количество часов | Вид занятий | |
практические | экскурсии | |||
1 | Как устроен наш мир | 9 | 1 | |
2 | Развитие географических знаний о земной поверхности | 8 | 1 | |
3 | Как устроена наша планета | 14 | 2 | 1 |
4 | Резерв | 3 | ||
Итого | 34 | 4 | 1 |
Практические работы 5 класс
- Урок-практикум «Глобус как источник географической информации».
- Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации».
- Урок-практикум «Работа с коллекцией горных пород и минералов».
- Урок-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой».
Урок-практикум. Экскурсия в природу.
Содержание тем учебного курса «География. Землеведение. 6 класс»
РАЗДЕЛ IV. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (3 ч)
Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?
Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?
Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?
РАЗДЕЛ V. ПУТЕШЕСТВИЯ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ (5 ч)
План местности.Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?
Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?
Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.
Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?
Урок-практикум. Работа с картой. Практическая работа №3. Описание местоположения объекта на карте. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?
РАЗДЕЛ VI. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (17 ч)
ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ (2 ч)
Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?
Движение вод в Мировом океане.Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?
ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)
Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?
Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение?
Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?
ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ (3 ч)
Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?
Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?
Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?
ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (6 ч)
Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?
Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?
Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?
Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще
причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?
Урок-практикум. Практическая работа №4. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.
Урок-практикум. Практическая работа №5 Наблюдения за погодой. Составление календаря погоды .Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?
ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА — КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ (3 ч)
Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?
Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?
Подземные воды. Болота. Ледники.Как добыть воду из под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?
РАЗДЕЛ VII. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СРЕДА ЖИЗНИ (6 ч)
ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА (2 ч)
Закономерности распространения живых организмов на Земле.От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?
Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?
ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (3 ч)
Понятие о географической оболочке.Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?
Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?
Природные зоны Земли.Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?
ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (1 ч)
Стихийные бедствия и человек.Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?
Резервное время – 3 часа.
Практические работы
- Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу.
- Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности.
- Урок-практикум. Практическая работа №3.Работа с картой.
- Урок-практикум. Практическая работа №4. Работа с климатическими картами.
- Урок-практикум. Практическая работа №5. Наблюдения за погодой.
Тематическое планирование – 6 класс
(34 часа в год)
№ раздела, темы | Наименование раздела и темы | Количество часов | В том числе на практические работы |
1. | Раздел IV. Земля во Вселенной | 3 | |
2. | Раздел V. Путешествия и их географическое отражение | 5 | 2 |
3. | Раздел VI. Природа Земли | 18 | 2 |
Тема 10. Планета воды. | 2 | ||
Тема 11. Внутреннее строение Земли. | 3 | ||
Тема 12. Рельеф суши. | 3 | ||
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли. | 6 | 2 | |
Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли. | 4 | ||
4. | Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни | 8 | |
Тема 15. Живая планета | 2 | ||
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности | 3 | ||
Тема 17. Природа и человек | 3 | ||
Всего часов 34 |
Материально-техническое обеспечение
Основная литература
- География. Землеведение. 5 - 6 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2020.
Дополнительная литература
5 класс
- География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2020.
- География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова - М.: Дрофа, 2020.
- География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
- Атлас. География. 5 класс.
- Контурные карты. География. 5 класс.
6 класс
- География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2020.
- География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова - М.: Дрофа, 2020.
- Атлас. География. 6 класс.
- Контурные карты. География. 6 класс.
Методическая литература для учителя
- Долгорукова С.В., Елисеева Л.Е. Уроки географии 6-9 класс с применением информационных технологий - М.: Глобус. 2019.
- Евдокимов В.И. География полный курс в географических диктантах - М. Московский лицей. 2018
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс - М. Вако. 2018.
- Чернова В.Г. География в таблицах и схемах - СПб.: Виктория. 2019.
Оборудование и приборы
1. Гербарий для физической географии.
2. Глобусы.
3. Компасы.
4. Коллекция горных пород и минералов.
5. Комплект настенных карт по курсу 6 класса.
6. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.
7. Комплект тематических таблиц по курсу 6 класса.
8.Электронные носители - 6-7 класс. Уроки географии Кирилла и Мефодия. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: «Биология» 5 класс 2021 – 2022 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии ...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 6 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Биология: 6 класс 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Нижнеса...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 10 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология10 класс, 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 10-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская ...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология11 класс, 34 часа Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 11-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ&raq...
Рабочая программа по предмету: «Экология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по экологии 11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:Федерал...
Рабочая программа по алгебре в 7 классе, 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по алгебре в 7 классе на 2021-2022 учебный год. Разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Авторы Ю.Н Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Е. Нешков, С.Б. Суворова, под ред С.А. Теляковско...
Рабочая программа по географии 5-6 класс 2021/2022 учебный год по ФГОС
Рабочая программа по географии 5-6 класс 2021/2022 учебный год по ФГОС...