Рабочая программа по предмету: «Биология» 6 класс 2021 – 2022 учебный год
рабочая программа по биологии (6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Биология: 6 класс
35 часов
Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
- Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
- Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
- Учебный план основного общего образования МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» на 2021-2022учебный год.
- Положение о рабочей программе МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
- Программы основного общего образования по биологии. 5–9 классы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций"/ под ред. И.Н.Пономаревой. - М., "Вентана-Граф", 2020г.-189с.
Цели изучения предмета.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
•ориентация в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
А также:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_6_klass_2021-2022.docx | 105.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании ШПК ____________________ Протокол №________ от «___»______2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» ________/___________________/ «___» ___________2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «НижнесаянтуйскаяСОШ» __________/Б.Б. Митыпов/ Приказ №___ от «___» _______2021 г. |
Рабочая программа
по предмету:
«Биология»
6 класс
2021 – 2022 учебный год
Всего часов на учебный год: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Составлена в соответствии с программой по биологии к учебнику для 6 классов общеобразовательных школ авторов И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова; под редакцией И.Н. Пономаревой. 6-е издание, переработанное. М. Вентана –Граф, 2020 г. 189 с. Ил. (учебник входит в систему УМК «Алгоритм успеха»)
Составители:
Тюменцева Л.В., учитель биологии,
I квалификационная категория
ПотаповаО.В., учитель биологии
I квалификационная категория
с. Нижний Саянтуй
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Биология: 6 класс
35 часов
Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
- Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
- Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
- Учебный план основного общего образования МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» на 2021-2022 учебный год.
- Положение о рабочей программе МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
- Программы основного общего образования по биологии. 5–9 классы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций"/ под ред. И.Н.Пономаревой. - М., "Вентана-Граф", 2020г.-189с.
Цели изучения предмета.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
•ориентация в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
А также:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи раздела «Растения»
Обучения:
- привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков - изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, в соответствии со стандартом биологического образования
- способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности
- продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки, через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце каждой четверти)
Развития:
- создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
- развитие - слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, -эстетических эмоций, -положительного отношения к учёбе, -умения ставить цели (через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика
Воспитания:
- способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией»,
- способствовать формированию у учащихся коммуникативной, экологической и валеологической компетентностей
Особенности программы
В программе расширен экологический и краеведческий материал. Изучение курса ведется с использованием местного материала (гербария местной флоры, натуральных объектов и т.п.)
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Лабораторные и практические работы, экскурсии проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются целыми уроками или фрагментами уроков. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Планируемые результаты обучения биологии в 6 классе
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формированияпознавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами обучения биологии в 6 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- классификация и определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- выделение существенных систематических признаков биологических объектов и процессов - обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на живых объектах и таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- определение связи строения и функций тканей, органов растений; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи растительного организма с окружающей его средой;
- понимание процессов, происходящих в живых системах - растениях (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов - наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- развитие чувства ответственности за сохранение природы.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы техники безопасности работы в кабинете биологии на экскурсиях;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
- овладение методами искусственного размножения растенийи способами ухода за комнатными растениями
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
По окончанию 6 класса обучающийся научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений,;
- осуществлять классификацию биологических объектов – растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности растительных организмов к среде обитания;
- различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты - растения, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание:
Тема 1. "Наука о растениях - ботаника" - 4 час.
Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания.
Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.
Демонстрация:
- Гербарий и натуральные объекты растений.
- Микропрепараты кожицы лука
- Микропрепараты тканей растений
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».
Планируемые результаты обучения
Личностные: | Метапредметные: |
|
|
Предметные:
учащиеся должны знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
Тема 2. "Органы цветкового растения" - 8 часов
Планируемые результаты обучения
Личностные: | Метапредметные: |
|
|
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
- особенности строения цветка как генеративного органа;
- строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;
- видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;
- использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать функции органов растений;
- описывать стадии развития органов растений и всего растения;
- называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
- различать и определять типы корневых систем;
- определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
- сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
- устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;
- изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;
- объяснять особенности роста органов растения;
- устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
- систематизировать знания по теме;
- оценивать свои результаты и достижения.
1. Строение семени. Семена одно и двудольных растений. Условия прорастания семян. Значение семян.
Лабораторная работа №1. «Строение семени фасоли»
Демонстрация:
- коллекция семян растений
- строение семени
Предметные:
учащиеся должны знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
- Корень: внешнее и внутреннее строение. Типы корневых систем. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.
Лабораторная работа №2.«Строение корня проростка»
Демонстрация:
- Гербарий растений с различными корневыми системами
- Виды корней. Зоны корня
- Микропрепарат «Корневые волоски
Предметные:
учащиеся должны знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
- Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля.
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с расположением и строением почек"
Лабораторная работа № 4 "Строение корневища, клубня, луковицы"
Демонстрация:
- Гербарий растений с различными видами побегов
- Побеги растений с различными видами почек
- Гербарий и натуральные листья комнатных растений.
- Гербарий и натуральные объекты для изучения листорасположения.
- Гербарий по многообразию стеблей.
- Микропрепараты внутреннего строения листьев, стеблей
- Видоизменения побегов, листьев.
Предметные:
учащиеся должны знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
- Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.
Демонстрация:
- Гербарий и натуральные экземпляры цветков, соцветий
- Коллекция семян и плодов растений
- Натуральные объекты: цветки, плоды
Предметные:
учащиеся должны знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
Тема 3. "Основные процессы жизнедеятельности растений"- / часов
Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.
Лабораторная работа № 5 "Черенкование комнатных растений"
Демонстрация:
- Способы вегетативного размножения растений
- Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Планируемые результаты обучения
Личностные: | Метапредметные: |
|
|
Предметные:
учащиеся должны знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
Тема 6. «Многообразие и развитие растительного мира» – 11 часов
Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.
Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.
Лабораторная работа №6 «Строение моховидных растений»
Демонстрация:
- гербарий «Морские водоросли»
- гербарий «Мхи»
- гербарий «Папоротники. Хвощи. Плауны»
- гербарий «Голосеменные растения»
- гербарий «Покрытосеменные растения», «Класс Однодольные растения», «Класс Двудольные растения»
- коллекция шишек хвойных растений.
Планируемые результаты обучения
Личностные: | Метапредметные: |
|
|
Предметные:
учащиеся должны знать
на базовом уровне
- водорослей
| на повышенном уровне
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
Тема 5. "Природные сообщества" – 3часа
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.
Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы ».
Планируемые результаты обучения
Личностные: | Метапредметные: |
|
|
Предметные:
учащиеся должны знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне |
учащиеся должны уметь
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне
| на повышенном уровне
|
Учебно-тематическое планирование
по биологии в 6 классе
Основные разделы | Количество часов | Лабораторные работы |
Наука о растениях - ботаника | 4 | - |
Органы цветкового растения | 8 | 4 |
Основные процессы жизнедеятельности растений | 7 | 1 |
Многообразие и развитие растительного мира | 11 | 1 |
Природные сообщества | 4 | |
Повторение | 1 | |
Итого | 35 | 6 |
Тематическое планирование по биологии для 6-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
1. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
2. Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.
3. Развитие ценностных отношений к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.
4. Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
Календарно-тематическое планирование
Биология, 6 класс
№ урока | Тема урока | Воспитательный компонент урока | Дата по плану | Дата фактическая | |
Глава I « Наука о растениях – ботаника» 4 часа | |||||
1 | Введение. Наука о растениях - ботаника | Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. | 1 неделя | ||
2 | Многообразие жизненных форм растений | 2 неделя | |||
3 | Клеточное строение растений | 3 неделя | |||
4 | Ткани растений | 4 неделя | |||
Глава II «Органы цветкового растения» 8 часов | |||||
5 | Строение семени ЛР | Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. | 5 неделя | ||
6 | Условия прорастания семян. | 6 неделя | |||
7 | Корень – его строение и значение ЛР | 7 неделя | |||
8 | Побег, его строение и развитие ЛР | 8 неделя | |||
9 | Лист, его строение и значение | 9 неделя | |||
10 | Стебель, его строение и значение ЛР | 10 неделя | |||
11 | Цветок – его строение и значение | 11 неделя | |||
12 | Плоды. Разнообразие и значение плодов | 12 неделя | |||
Глава III «Основные процессы жизнедеятельности растений» 7 часов | |||||
13 | Минеральное питание растений | словий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. | 13 неделя | ||
14 | Воздушное питание растений. | 14 неделя | |||
15 | Дыхание и обмен веществ у растений | 15 неделя | |||
16 | Размножение и оплодотворение растений | 16 неделя | |||
17 | Вегетативное размножение растений ЛР | 17 неделя | |||
18 | Рост и развитие растений | 18 неделя | |||
19 | Подведем итоги: тема 1-3 | 19 неделя | |||
Глава IV «Многообразие и развитие растительного мира»11 часов | |||||
20 | Понятие о систематике. | словий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. | 20 неделя | ||
21 | Отдел водоросли | 21 неделя | |||
22 | Отдел Мхи ЛР | 22 неделя | |||
23 | Отдел Папоротникообразные | 23 неделя | |||
24 | Отдел Голосеменные | 24 неделя | |||
25 | Отдел Покрытосеменные | 25 неделя | |||
26- 27 | Основные семейства покрытосеменных | 26-27неделя | |||
28 | Историческое развитие растительного мира | 28 неделя | |||
29 | Разнообразие и происхождение культурных растений | 29 неделя | |||
30 | Дары Нового и Старого света | 30 неделя | |||
Глава V «Природные сообщества» 4 часа | |||||
31 | Понятие о природном сообществе | словий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. | 31неделя | ||
32 | Совместная жизнь организмов в сообществе | 32 неделя | |||
33 | Смена природных сообществ | 33 неделя | |||
34 | Годовая контрольная работа | 34 неделя | |||
Повторение 1 час | |||||
35 | Жизнь растений | 35 неделя | |||
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: «Биология» 5 класс 2021 – 2022 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии ...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 10 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология10 класс, 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 10-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская ...
Рабочая программа по предмету: «Биология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология11 класс, 34 часа Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 11-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ&raq...
Рабочая программа по предмету: «Экология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по экологии 11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:Федерал...
Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс на 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа по предмету профильный труд 12 класс 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по предмету профильный труд 12 класс на 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5 класса 2021-2022 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «География» ориентирована на учащихся 5 класса и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общ...