Рабочая программа по предмету: «Биология» 6 класс 2021 – 2022 учебный год
рабочая программа по биологии (6 класс)

Тюменцева Людмила Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Биология: 6 класс

 35 часов

 

 

Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
  3. Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
  5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
  6. Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
  7. Учебный план основного общего образования МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» на 2021-2022учебный год.
  8. Положение о рабочей программе МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
  9. Программы основного общего образования по биологии. 5–9 классы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с учебником, рекомендованным  Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций"/ под ред. И.Н.Пономаревой. - М., "Вентана-Граф", 2020г.-189с.

Цели изучения предмета.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

•ориентация в системе моральных норм и ценностей:

- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;

- формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

А также:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;  о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,  работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_klass_2021-2022.docx105.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

«Рассмотрено»

на заседании ШПК

____________________

Протокол №________

от «___»______2021  г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

________/___________________/

«___» ___________2021   г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «НижнесаянтуйскаяСОШ»

__________/Б.Б. Митыпов/

Приказ №___

от «___» _______2021 г.

Рабочая   программа

по предмету:

«Биология»

6 класс

2021 – 2022 учебный год

Всего часов на учебный год: 35 часов

Количество часов в неделю: 1 час

Составлена в соответствии с программой по биологии к учебнику для 6 классов   общеобразовательных школ авторов И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова; под редакцией И.Н. Пономаревой. 6-е издание, переработанное. М. Вентана –Граф, 2020 г. 189 с. Ил. (учебник входит в систему УМК «Алгоритм успеха»)

Составители:

Тюменцева Л.В., учитель биологии,

 I квалификационная категория

                                                                     ПотаповаО.В., учитель биологии

I квалификационная   категория

с. Нижний Саянтуй

2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Биология: 6 класс

 35 часов

Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 6-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
  3. Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
  5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
  6. Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
  7. Учебный план основного общего образования МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» на 2021-2022 учебный год.
  8. Положение о рабочей программе МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»
  9. Программы основного общего образования по биологии. 5–9 классы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с учебником, рекомендованным  Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций"/ под ред. И.Н.Пономаревой. - М., "Вентана-Граф", 2020г.-189с.

  Цели изучения предмета.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

•ориентация в системе моральных норм и ценностей:

- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;

- формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

А также:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;  о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,  работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи раздела «Растения»

Обучения:

  1. привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков - изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний
  2. создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей:
  3. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, в соответствии со стандартом биологического образования
  4. способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности
  5. продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки,  через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (проверка ведения тетради и конкурс на лучшую  тетрадь в конце каждой четверти)

Развития:

  1. создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
  2.  развитие - слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, -эстетических эмоций, -положительного отношения к учёбе, -умения ставить цели (через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных  фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

Воспитания:

  1. способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией»,
  2. способствовать формированию у учащихся коммуникативной, экологической и валеологической компетентностей

Особенности программы

В программе расширен экологический и краеведческий материал. Изучение курса ведется с использованием местного материала (гербария местной флоры, натуральных объектов и т.п.)

Представленная  в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Лабораторные и практические работы, экскурсии проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются целыми уроками или фрагментами уроков. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Планируемые результаты обучения биологии в 6 классе

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  5. формирование личностных представлений о целостности природы,
  6. формирование толерантности и миролюбия;
  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  8.  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
  11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формированияпознавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

  осознание роли жизни (1-я линия развития);

 рассмотрение биологических процессов в развитии  (2-я линия развития);

 использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);

 объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами обучения биологии в 6 классе являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • классификация и определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • выделение существенных систематических признаков биологических объектов и процессов - обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,  
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на живых объектах и таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • определение связи строения и функций тканей, органов растений; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи растительного организма с окружающей его средой;
  • понимание процессов, происходящих в живых системах - растениях (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов - наблюдать за ростом и развитием растений и сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  • развитие чувства ответственности за сохранение природы.

 3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы техники безопасности работы в кабинете биологии на экскурсиях;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
  • овладение методами искусственного размножения растенийи способами ухода за комнатными растениями

 5. В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

По окончанию 6 класса обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений,;
  • осуществлять классификацию биологических объектов – растений на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности растительных организмов к среде обитания;
  • различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты - растения, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание:

Тема 1. "Наука о растениях - ботаника" - 4 час.

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания.

Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.

Демонстрация:

  • Гербарий и натуральные объекты растений.
  • Микропрепараты кожицы лука
  • Микропрепараты тканей растений

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Планируемые результаты обучения

Личностные:

Метапредметные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

  • Учащиеся должны уметь:
  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разумные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Предметные:

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • что изучают биология и ботаника
  • органы растения (корень и побег, части побега)
  • разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам
  • признаки живых организмов, Царства Растения
  • факторы живой и неживой природы и связанные с деятельностью человека
  •  увеличительные приборы: строение лупы и микроскопа
  • основные органоиды клетки;
  • особенности растительных тканей;
  • жизненные формы растений.
  • жизнедеятельность клетки
  • правила работы с микроскопом
  • последовательность приготовления микропрепарата

на повышенном уровне

  • науки, изучающие живую природу

  • органы вегетативные и генеративные

  • клетка – единица строения и жизнедеятельности
  • запасные вещества клетки
  • функции основных частей клетки

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • распознавать органы цветкового растения
  • узнавать споровые и семенные растения
  • пользоваться лупой и микроскопом
  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом
  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать методы биологических исследований;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды растительной клетки;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани растений;
  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

на повышенном уровне

  • сравнивать различные жизненные формы
  • обосновывать значение растений в жизни человека и необходимость их охраны
  • устанавливать взаимосвязи между строением растений и факторами среды обитания
  • объяснять отличия молодой клетки от старой
  • доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • биология
  • ботаника
  • однолетние
  • многолетние
  • двулетние
  • жизненные формы
  • деревья кустарники травы
  • орган корень
  • побег
  • спора
  • семя
  • среда обитания
  • факторы среды
  • лупа
  • микроскоп
  • предметное и покровное стекла
  • объектив
  • окуляр тубус
  • штатив
  • предметный столик
  • зеркало
  • винты
  • оболочка
  • ядро
  • вакуоль
  • цитоплазма
  • пластиды

на повышенном уровне

  • флора
  • низшие растения
  • высшие растения
  • вегетативные органы
  • генеративные органы
  • абиотические факторы
  • биотические факторы
  • антропогенный
  • цитология
  • пигмент
  • хромосомы
  • лейкопласты
  • хлоропласты
  • хромопласты
  • поры
  • органоиды

Тема 2. "Органы цветкового растения" - 8 часов

Планируемые результаты обучения

Личностные:

Метапредметные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

  • Учащиеся должны уметь:
  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
  • особенности строения цветка как генеративного органа;
  • строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;
  • видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;
  • использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать функции органов растений;
  • описывать стадии развития органов растений и всего растения;
  • называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
  • различать и определять типы корневых систем;
  • определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
  • сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
  • устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;
  • изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;
  • объяснять особенности роста органов растения;
  • устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
  • систематизировать знания по теме;
  • оценивать свои результаты и достижения.

1. Строение семени. Семена одно и двудольных растений. Условия прорастания семян. Значение семян.

Лабораторная работа №1. «Строение семени фасоли»

Демонстрация:

  • коллекция семян  растений
  • строение семени

Предметные:

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • строение семян однодольных и двудольных растений
  • распространение  семян
  • значение семян в жизни растения
  • условия прорастания семян
  • агротехника посева семян

на повышенном уровне

  • разнообразие семян по особенностям строения
  • сроки хранения основных семян

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • распознавать на рисунках и схемах составные части семян
  • распознавать по внешнему виду семена основных сельскохозяйственных культур

на повышенном уровне

  • сравнивать семена
  • обосновывать использование человеком семян в зависимости от химического состава
  • обосновывать основные агротехнические приемы

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • семя
  • зародыш
  • семенная кожура
  • стебелек
  • корешок
  • почечка
  • семядоли
  • однодольные растения
  • двудольные растения
  • эндосперм

на повышенном уровне

  • микропиле
  • всхожесть
  • агротехника

  1. Корень: внешнее и внутреннее  строение.  Типы корневых систем. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.

Лабораторная работа №2.«Строение корня проростка»

Демонстрация:

  • Гербарий растений с различными корневыми системами
  • Виды корней. Зоны корня
  • Микропрепарат «Корневые волоски

Предметные:

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • функции корня
  • виды корней
  • типы корневых систем
  • зоны корня, их функции
  • почва, ее состав
  • видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки

на повышенном уровне

  • особенности строения клеток раз-личных зон
  • корни дыхательные и воздушные, корни-подпорки, корни-прищепки

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • распознавать типы корневых систем

на повышенном уровне

  • обосновывать взаимосвязь строения и функций клеток различных зон корня

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • корень
  • главный корень
  • боковые корни
  • придаточные
  • корневая система
  • стержневая корневая система
  • мочковатая корневая система
  • зоны корня
  • корневые волоски
  • восходящий ток
  • нисходящий ток
  • корнеплоды
  • корневые шишки

на повышенном уровне

  • геотропизм
  • хемотропизм
  • ходульные корни
  • столбовидные корни
  • досковидные корни
  • воздушные корни

  1. Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с расположением и строением почек"

 Лабораторная работа № 4  "Строение корневища, клубня, луковицы"

Демонстрация:

  • Гербарий растений с различными видами побегов
  • Побеги растений с различными видами почек
  • Гербарий и натуральные листья комнатных растений.
  • Гербарий и натуральные объекты для изучения листорасположения.
  • Гербарий по многообразию стеблей.
  • Микропрепараты внутреннего строения листьев, стеблей
  • Видоизменения побегов, листьев.

Предметные:

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • побег
  • части побега
  • почки вегетативные и генеративные
  • почки верхушечные и боковые
  • лист – боковая часть побега
  • внешнее строение листа:  листовая пластинка и черешок
  • листья простые и сложные
  •  жилкование листьев
  • листорасположение
  • внутреннее строение листа: кожица, устьице, мякоть, жилка
  • видоизменения листьев: усики, колючки
  • стебель – осевая часть побега
  • функции стебля
  • многообразие стеблей
  • строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина, их функции
  • видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их хозяйственное значение

на повышенном уровне

  • почка – зачаточный побег
  • части листа: прилистники, влагалище
  • разнообразие простых и сложных листьев
  • край листовой пластинки
  • кутикула и восковой налет
  • строение жилки: волокна, сосуды, ситовидные трубки, их функции
  • отложение запасных питательных веществ в стебле
  • особенности строения видоизме-ненных побегов

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • узнавать на рисунках части побега, почки
  • называть и показывать части листа
  • определять тип листорасположения и жилкование
  • отличать простые и сложные листья
  • узнавать на рисунках и схемах части стебля

на повышенном уровне

  • сравнивать вегетативные и генера-тивные почки
  • распознавать по внешнему виду почки различных растений
  • доказывать, что почка – зачаточный побег
  • сравнивать листья различных растений
  • связывать особенности строения листа со средой обитания
  • объяснять взаимосвязь строения листа с выполняемыми функциями
  • объяснять взаимосвязь строения и функций клеток стебля

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне

  • побег
  • лист
  • почки
  • верхушечные почки
  • узел
  • междоузлие
  • почечные чешуи
  • ветвление
  • крона
  • простой лист
  • сложный лист
  • очередное листорасположение
  • супротивное
  • мутовчатое
  • параллельное жилкование
  • дуговое
  • сетчатое
  • кожица
  • жилка
  • столбчатая ткань
  • губчатая ткань
  • листопад
  • усики
  • колючки
  • стебель
  • удлиненный стебель
  • укороченный стебель
  • кора
  • камбий
  • древесина
  • сердцевина
  • годичное кольцо
  • сосуды
  • ситовидные трубки
  • волокна
  • корневище
  • клубень
  • луковица

на повышенном уровне

  • почки: пазушные, спящие, вегетативные, генеративные
  • конус нарастания
  • листовой рубец
  • листовая мозаика
  • влагалище листа
  • кущение
  • прищипка
  • пасынкование
  • теневая поросль
  • ксилема
  • флоэма
  • световые и теневые листья
  • растения – хищники
  • чечевички
  • пробка
  • луб
  • трахеиды
  • суккуленты
  • эфемероиды
  • клубнелуковицы

  1. Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.

Демонстрация:

  • Гербарий и натуральные экземпляры цветков, соцветий
  • Коллекция семян и плодов растений
  • Натуральные объекты: цветки, плоды

Предметные:

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • строение цветка
  • соцветия, их биологическая роль
  • типы плодов
  • значение плодов
  • распространение плодов и семян

на повышенном уровне

  • цветок – видоизмененный побег
  • околоцветник двойной и простой
  • цветки однополые и обоеполые
  • растения однодомные и двудомные
  • соцветия простые и сложные
  • особенности теплолюбивых и холодостойких растений

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • узнавать и называть основные части цветка
  • узнавать на наглядном материале виды соцветий
  • определять типы плодов

на повышенном уровне

  • сравнивать цветки
  • сравнивать плоды
  • обосновывать основные агротехнические приемы

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне

  • цветоножка
  • цветоложе
  • чашечка
  • венчик
  • тычинка
  • пестик
  • кисть
  • корзинка
  • колос
  • сухие плоды
  • сочные плоды
  • односемянные плоды
  • многосемянные плоды
  • ягода
  • коробочка
  • боб
  • стручок
  • костянка
  • зерновка
  • семянка
  • яблоко
  • однодольные растения
  • двудольные растения

на повышенном уровне

  • простой околоцветник
  • двойной околоцветник
  • рыльце
  • столбик
  • завязь
  • пыльник
  • тычиночная нить
  • обоеполые цветки
  • однополые цветки
  • однодомные растения
  • двудомные растения
  • зонтик
  • щиток
  • головка
  • початок
  • простые соцветия
  • сложные соцветия
  • вскрывающиеся плоды
  • невскрывающиеся плоды
  • околоплодник

Тема 3. "Основные процессы жизнедеятельности растений"- / часов

Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.

Лабораторная работа № 5 "Черенкование комнатных растений"

Демонстрация:

  • Способы вегетативного размножения растений
  • Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

Метапредметные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

  • Учащиеся должны уметь:
  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • корневое питание
  • корневое давление
  • удобрения, их значение и основные виды
  • воздушное питание (фотосинтез)
  • испарение, его значение для организма
  • дыхание растений
  • размножение и его значение
  • способы вегетативного размножения:
  • черенками
  • отводками
  • усами
  • видоизмененными побегами
  • опыление: перекрестное (ветром), самоопыление
  • двойное оплодотворение
  • образование плодов и семян
  • рост растений в длину и в толщину
  • развитие растений
  • особенности минерального и воздушного питания растений;
  • отличие дыхания от фотосинтеза;
  • роль дыхания и фотосинтеза в жизни растений;

на повышенном уровне

  • макро- и микроэлементы
  • космическую роль зеленых растений
  • значение воды в жизни растений
  • этапы водообмена
  • половое и бесполое размножение
  • вегетативное размножение отпрысками и прививкой
  • приспособленность растений к разным способам опыления
  • искусственное опыление
  • ветвление, формирование кроны
  • образование годичных колец
  • периоды индивидуального развития растений
  • зависимость роста и развития от условий окружающей среды

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление)
  • наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды
  • размножать комнатные растения черенками
  • проводить опыты, доказывающие рост корня
  • определять возраст дерева по спилу
  • объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых волосков;
  • сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений;
  • характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе;
  • обосновывать космическую роль зелёных растений;
  • устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с окружающей средой;
  • характеризовать обмен веществ как важный признак жизни;
  • объяснять биологическую роль размножения в жизни растений;
  • сравнивать разные виды размножения;
  • сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения;
  • применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях;
  • проводить черенкование комнатных растений;
  • характеризовать этапы индивидуального развития растения;
  • соблюдать правила работы в кабинете биологии.

на повышенном уровне

  • объяснять роль составных частей почвы в жизни растения
  • обосновывать необходимость охраны почв
  • объяснять результаты опытов
  • обосновать приспособленность растений к фотосинтезу
  • обосновывать необходимость озеленения населенных пунктов и защиты воздуха от загрязнений
  • сравнивать фотосинтез и дыхание
  • определять по внешнему виду растений – способ опыления
  • ставить опыты с целью выявления прищепки на рост побега
  • объяснять рост побега

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне

  • почва
  • корневое давление
  • удобрения органические
  • минеральные
  • фотосинтез
  • дыхание
  • водообмен
  • вегетативное размножение
  • черенок
  • семенное размножение
  • оплодотворение
  • яйцеклетка
  • спермий
  • центральная клетка
  • зигота
  • рост
  • развитие
  • периодичность

на повышенном уровне

  • названия удобрений
  • автотрофы
  • гетеротрофы
  • гидатофиты
  • гидрофиты
  • гигрофиты
  • мезофиты
  • ксерофиты
  • склерофиты
  • суккуленты
  • отпрыски
  • привой
  • подвой
  • семязачаток
  • гамета
  • клон
  • ростовые  вещества
  • периоды развития:
  • зародышевый
  • молодости
  • зрелости
  • старости

Тема 6. «Многообразие и развитие растительного мира» – 11 часов

Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.

   Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.

Лабораторная работа №6 «Строение моховидных растений»

Демонстрация:

  • гербарий «Морские водоросли»
  • гербарий «Мхи»
  • гербарий «Папоротники. Хвощи. Плауны»
  • гербарий «Голосеменные растения»
  • гербарий «Покрытосеменные растения», «Класс Однодольные растения», «Класс Двудольные растения»
  • коллекция шишек хвойных растений.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

Метапредметные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

  • Учащиеся должны уметь:
  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:        

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • систематические категории,  значение систематики в изучении растений;
  • классификацию растений;
  • Общая характеристика, строение, жизнедеятельность и значение, отличительные черты:

-  водорослей

  • мохообразных
  • папоротникообразных
  • голосеменных
  • покрытосеменных
  • многообразие покрытосеменных:
  • признаки классов
  • признаки семейств
  • основные представители семейств
  • многообразие и происхождение растений
  • доказательства исторического развития растений
  • этапы развития растительного мира
  • влияние человека на растительный мир
  • важнейшие сельскохозяйственные растения: зерновые, овощные, плодово-ягодные
  • биологические основы их выращивания
  • заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений.

на повышенном уровне

  • половое и бесполое размножение водорослей
  • жизненные циклы мхов и папоротников
  • древовидные папоротники
  • жизненных цикл сосны
  • покрытосеменные – господствующая группа растений
  • редкие и охраняемые растения Республики Бурятия
  • усложнение растений в процессе исторического развития
  • причины господства покрытосеменных растений
  • происхождение культурных растений
  • понятие сорта
  • достижения науки в выведении новых сортов
  • основные регионированные сорта

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • распознавать представителей разных отделов
  • определять растения по определительным карточкам
  • распознавать представителей разных семейств выделять общие признаки растений, свидетельствующие о единстве растительного мира
  • применять знания по биологии для выращивания культурных растений
  • систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид;
  • осваивать приёмы работы с определителями растений;
  • выделять и описывать существенные признаки водорослей;
  • сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;
  • сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;
  • характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам, семействам;
  • устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и условиями окружающей среды;
  • проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;
  • прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений;
  • применять приёмы работы с определителями растений;
  • выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;
  • объяснять сущность понятия эволюции растений;
  • называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
  • характеризовать значение растений в жизни человека;
  • соблюдать правила работы в кабинете биологии.

на повышенном уровне

  • уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши
  • выявлять приспособления у растений к среде обитания
  • различать лекарственные и ядовитые растения
  • выявлять приспособленность растений к среде обитания
  • находить черты усложнения у растений разных отделов

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне

  • систематика
  • царство
  • отдел
  • вид
  • высшие растения
  • низшие растения
  • споровые семенные
  • зооспоры
  • ризоиды
  • заросток

на повышенном уровне

  • хроматофор
  • слоевище (таллом)  
  • спорофит
  • гаметофит
  • конъюгация
  • гаметангии
  • архегонии
  • антеридии
  •  палеоботаника
  •  псилофиты
  • селекция
  • сорт
  • отбор

Тема 5. "Природные сообщества" – 3часа

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.

Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы ».

Планируемые результаты обучения

Личностные:

Метапредметные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

  • Учащиеся должны уметь:
  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

учащиеся должны знать

на базовом уровне

  • строение и структуру сообщества
  • характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;
  • круговорот веществ и поток энергии как главном условии существования природного сообщества;
  • смена сообществ, причины и этапы
  • многообразие природных сообществ
  • о роли зелёных растений в природных сообществах;
  • о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого явления;

на повышенном уровне

учащиеся должны уметь

на базовом уровне

  • строить цепи питания
  • распознавать разные виды сообществ
  • характеризовать структуру сообществ, взаимосвязи между организмами в сообществах
  • объяснять причины смены сообществ
  • объяснять сущность понятия природное сообщество;
  • характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества;
  • наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;
  • систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;
  • называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса;
  • объяснять целесообразность ярусности;
  • называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции;
  • приводить примеры смены природных сообществ;
  • объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;
  • аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.

на повышенном уровне

  • строить схемы разнообразных природных сообществ

термины и понятия,  которые необходимо знать

на базовом уровне

  • природное сообщество – биогеоценоз
  • биосистема
  • круговорот веществ
  • растительное сообщество
  • видовой состав
  • местообитание
  • ярус
  • смена сообществ
  • виды сообществ

на повышенном уровне

  •  условия среды
  • Экологические факторы
  • Среда обитания
  • Экологическая ниша
  • Биотоп
  • Временные сообщества
  • Коренное сообщество
  • сукцессия


Учебно-тематическое планирование

по биологии в 6 классе

Основные разделы

Количество часов

Лабораторные работы

Наука о растениях - ботаника

4

-

Органы цветкового растения

8

4

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

1

Многообразие и развитие растительного мира

11

1

Природные сообщества

4

Повторение

1

Итого

35

6


Тематическое планирование по биологии для 6-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:

 1. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

2. Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

 3. Развитие ценностных отношений к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

4. Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

Календарно-тематическое планирование

Биология, 6 класс

№ урока

Тема урока

Воспитательный компонент урока

Дата

по плану

Дата

фактическая

Глава I « Наука о растениях – ботаника» 4 часа

1

Введение. Наука о растениях - ботаника

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

 

- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

1 неделя

2

Многообразие жизненных форм растений

2 неделя

3

Клеточное строение растений

3 неделя

4

Ткани растений

4 неделя

Глава II «Органы цветкового растения» 8 часов

5

Строение семени ЛР

Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

 

- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

5 неделя

6

Условия прорастания семян.

6 неделя

7

Корень – его строение и значение ЛР

7 неделя

8

Побег, его строение и развитие ЛР

8 неделя

9

Лист, его строение и значение

9 неделя

10

Стебель, его строение и значение ЛР

10 неделя

11

Цветок – его строение и значение

11 неделя

12

Плоды. Разнообразие и значение плодов

12 неделя

Глава III «Основные процессы жизнедеятельности растений» 7 часов

13

Минеральное питание растений

словий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

 

- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

13 неделя

14

Воздушное питание растений.

14 неделя

15

Дыхание и обмен веществ у растений

15 неделя

16

Размножение и оплодотворение растений

16 неделя

17

Вегетативное размножение растений ЛР

17 неделя

18

Рост и развитие растений

18 неделя

19

Подведем итоги: тема 1-3

19 неделя

Глава IV «Многообразие и развитие растительного мира»11 часов

20

Понятие о систематике.

словий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

 

- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

20 неделя

21

Отдел водоросли

21 неделя

22

Отдел Мхи ЛР

22 неделя

23

Отдел Папоротникообразные

23 неделя

24

Отдел Голосеменные

24 неделя

25

Отдел Покрытосеменные

25 неделя

26- 27

Основные семейства покрытосеменных

26-27неделя

28

Историческое развитие растительного мира

28 неделя

29

Разнообразие и происхождение культурных растений

29 неделя

30

Дары Нового и Старого света

30 неделя

Глава  V «Природные сообщества» 4 часа

31

Понятие о природном сообществе

словий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

 

- здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

31неделя

32

Совместная жизнь организмов в сообществе

32 неделя

33

Смена природных сообществ

33 неделя

34

Годовая контрольная работа

34 неделя

Повторение 1 час

35

Жизнь растений

35 неделя

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету: «Биология» 5 класс 2021 – 2022 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022  учебный год для обучающихся 5-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии ...

Рабочая программа по предмету: «Биология» 10 класс 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология10 класс, 35 часов Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 10-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская ...

Рабочая программа по предмету: «Биология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАБиология11 класс, 34 часа Рабочая программа по предмету «Биология» на 2021-2022 учебный год для обучающихся 11-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ&raq...

Рабочая программа по предмету: «Экология» 11 класс 2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка             Рабочая программа по экологии 11 класса составлена в соответствии с нормативными документами:Федерал...

Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по предмету профильный труд 8а класс  на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по предмету профильный труд 12 класс 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по  предмету профильный труд 12 класс  на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5 класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «География» ориентирована на учащихся 5 класса и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общ...