«Определение направлений и расстояний по географической карте»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Урок для обучающихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме

« Определение направлений и расстояний по географической карте», 5класс.

 Цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Географическая карта. Определение направлений и расстояний».

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний и умений

Планируемые результаты: уметь определять направление и расстояние по карте.

Предметные: давать определения понятиям географическая карта, масштаб, виды масштабов, стороны горизонта, классификация карт по содержанию , охвату территории

Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): развитие умения вести самостоятельный поиск в различных источниках информации, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, осознавать, что географическая карта - это второй язык географии, умение пользовать картой необходимо современному человеку, который свободно перемещается по области, стране, миру.

Личностные: (личностные УУД): – осознание роли географии и географических знаний в познании окружающего мира; собственная мотивация к учебной деятельности, собственная оценка учебной ситуации, аргументировать и координировать её с позициями одноклассников

Образовательная цель: Показать значение умений пользоваться географическими картами. Преобразовывать информацию из одного вида в другой, добывать и извлекать новую информацию из источников, перерабатывать её, обобщать, классифицировать, сравнивать; Определять местоположение объектов на карте.

Развивающая цель: Умение описывать различные географические объекты. Умение определять направление и расстояния между географическими объектами на карте. Анализировать различные виды карт

Воспитательная цель: реализовать принцип связи изучаемого на уроке материала с жизнью,

воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету, географическую культуру.

Методы обучения: картографический, проблемного обучения, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

 Средства обучения: : учебник 5 класса, географический атлас, физическая карта полушарий , презентация, проектор.

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

1

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Воспринимают приветствие учителя, позитивно настраиваются на урок

2

Целеполагание, мотивация

Ещё с древних времён люди свои знания о Земле старались представить в виде карт-чертежей. Считают , что карта – “второй язык” географии».

Как вы думаете, почему?

Приводят различные варианты ответов

Сознание ценности знаний о географических картах , как важнейшего компонента познаний научной картины мира

Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Принимать решение.

3

Актуализация

Чтобы достичь цели вспомним:

1. Что такое стороны горизонта?

2. Что называется параллелями и меридианами?

3. Сравним параллели и меридианы ?

4. Что называется масштабом? 

Отвечают на вопросы

Анализировать, выделять существенные признаки, сравнивать

Самоопределение (для чего?)

и настрой на постановку учебных целей

Взаимодействие с учителем во время опроса, высказывать свою точку зрения

Определять уровень успешности, самоконтроль

4

Первичное усвоение

Ребята! Сформулируем тему нашего урока: (она зашифрована в загадке)

Загадка: Ее с собой берет геолог,

Турист, водитель, археолог.

А сейчас отправляемся в «Картографию» страну изучения карт Земли

1 Самостоятельно дайте определение географической карты

2. Сравните его с определением в учебнике?

3 Какую информацию можно получить из определения географической карты?

4. Прочитайте текст §17 и ответьте на вопросы:

1. На какие группы делятся карты ?

2. Как классифицируются карты по масштабу , по содержанию, по охвату территории?

3. Составьте схемы классификаций в тетради

4. Чем отличается изображение на географических карта и глобусах? Назовите не менее 3 отличий.

5. Где больше искажений при изображении объектов, определении расстояний – на карте или глобусе?

Работают с текстом учебника, составляют схемы

Работают в парах

Умение вести поиск информации и понимание прочитанного текста

Осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры

Понимать позицию других, учебное сотрудничество.

Сверять свои действия с целью дополнить и исправить свои ошибки

5

Осознание и осмысление

Работа с атласом:

1. Дополните классификацию карт в тетради своими примерами карт из атласа

2. Определение направлений по физической карте полушарий и физ. карте России (Приложение № 1)

3. Определение расстояний по физической карте полушарий (Приложение № 2 )

Работают с картами атласа

Преобразовывать информацию.

Выстраивать логическую цепочку рассуждения

Учебно-познавательный интерес

Самостоятельно искать средства достижения цели

Проговаривать последовательность действий

6

Первичное закрепление

Тест

(приложение №3)

Объяснять значение понятий

Уважение ситуации успеха партнёра

Определять уровень успешности.

Оценка действий партнёра

7

Домашнее задание

Параграф учебника

Сконструировать 3 задания на определение направлений и расстояний по карте

8

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом

Самооценка своей деятельности

Осознание причин успеха и неуспеха

Приложение № 1

  1. По физической карте России определите , в каком направлении от Москвы находится Элиста, Волгоград, Астрахань.
  2. В каком направлении от материка Евразия находятся материки: Австралия, Северная Америка, Антарктида

3. Какой город будет восточнее Омск или Новосибирск.

Приложение № 2

1. По карте полушарий определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между материками: Африкой и Австралией , Африкой и Южной Америкой .

2. Найдите на физической карте России город , который находится в 400 км от Москвы к востоку. Какой город лежит к западу от Москвы на расстоянии 1600 км от нее?

Приложение № 3

1. . По карте России в атласе, определите: какой город находится к югу от Санкт-Петербурга?

А) Минск; Б) Москва;  В) Берлин; Г) Мурманск.

2. По карте полушарий определите: Пиренейский полуостров от Средиземного моря находится:

А) к западу; Б) к востоку; В) к югу; Г) к северу.

3. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К югу от Москвы расположены:

А) Каир; Б) Чёрное море; В) озеро Виктория ; Г) Париж.

4. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К востоку от Санкт-Петербурга расположены:

А) Уральские горы; Б) Москва; В) Якутск; Г) Тихий океан.

5. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К северу от Сантьяго расположены:

А) пролив Дрейка; Б) Нью-Йорк; В) Мехико; Г) Карибское море.

6 . Определите какой из масштабов наибольший:

а) 1 : 5 000    б) 1 : 25 0     в) 1: 10 000    г) 1: 50 000

7 .Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба: а\ 1:25000; б\ 1:250000; в\ 1:25 000000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Определение направления долевой нити.»

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме:  «Определение направления долевой нити.»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР

Урок географии в 6 классе. Цель  урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...

План урока №70 «Лабораторная работа №11 «Получение изображений с помощью линзы и определение её фокусного расстояния».

В соответсвии с дистанционным обучением, учащимся предлагатся подробный план занятия с опорой на онлайн трансляцию платформы Zoom и видио материалов "Наука детям"...

Определение географических координат по географической карте

Практическая работа по географии для 5х классов по УМК А.И. Алексеева...

Разбор заданий для подготовки к ГИА в 9 классе.Определение с помощью географической карты атласа центров промышленности.

Материал разработан для учащихся,которые готовятся к ГИА по географии самостоятельно. Тема материала- определение по географическим картам центров промышленности....

Разбор заданий для подготовки к ГИА в 9 классе.Определение с помощью географической карты атласа центров промышленности.

Материал предназначен для самостоятельной подготовки учащихся к ГИА. трабатывает навыки чтения информации ,размещенной на карте географического атласа...