«Определение направлений и расстояний по географической карте»
план-конспект урока по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме
« Определение направлений и расстояний по географической карте», 5класс.
Цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Географическая карта. Определение направлений и расстояний».
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний и умений
Планируемые результаты: уметь определять направление и расстояние по карте.
Предметные: давать определения понятиям географическая карта, масштаб, виды масштабов, стороны горизонта, классификация карт по содержанию , охвату территории
Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): развитие умения вести самостоятельный поиск в различных источниках информации, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, осознавать, что географическая карта - это второй язык географии, умение пользовать картой необходимо современному человеку, который свободно перемещается по области, стране, миру.
Личностные: (личностные УУД): – осознание роли географии и географических знаний в познании окружающего мира; собственная мотивация к учебной деятельности, собственная оценка учебной ситуации, аргументировать и координировать её с позициями одноклассников
Образовательная цель: Показать значение умений пользоваться географическими картами. Преобразовывать информацию из одного вида в другой, добывать и извлекать новую информацию из источников, перерабатывать её, обобщать, классифицировать, сравнивать; Определять местоположение объектов на карте.
Развивающая цель: Умение описывать различные географические объекты. Умение определять направление и расстояния между географическими объектами на карте. Анализировать различные виды карт
Воспитательная цель: реализовать принцип связи изучаемого на уроке материала с жизнью,
воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету, географическую культуру.
Методы обучения: картографический, проблемного обучения, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: : учебник 5 класса, географический атлас, физическая карта полушарий , презентация, проектор.
Этапы урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые УУД | ||||
Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Воспринимают приветствие учителя, позитивно настраиваются на урок | ||||
2 | Целеполагание, мотивация | Ещё с древних времён люди свои знания о Земле старались представить в виде карт-чертежей. Считают , что карта – “второй язык” географии». Как вы думаете, почему? | Приводят различные варианты ответов | Сознание ценности знаний о географических картах , как важнейшего компонента познаний научной картины мира | Слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Принимать решение. | ||
3 | Актуализация | Чтобы достичь цели вспомним: 1. Что такое стороны горизонта? 2. Что называется параллелями и меридианами? 3. Сравним параллели и меридианы ? 4. Что называется масштабом? | Отвечают на вопросы | Анализировать, выделять существенные признаки, сравнивать | Самоопределение (для чего?) и настрой на постановку учебных целей | Взаимодействие с учителем во время опроса, высказывать свою точку зрения | Определять уровень успешности, самоконтроль |
4 | Первичное усвоение | Ребята! Сформулируем тему нашего урока: (она зашифрована в загадке) Загадка: Ее с собой берет геолог, Турист, водитель, археолог. А сейчас отправляемся в «Картографию» страну изучения карт Земли 1 Самостоятельно дайте определение географической карты 2. Сравните его с определением в учебнике? 3 Какую информацию можно получить из определения географической карты? 4. Прочитайте текст §17 и ответьте на вопросы: 1. На какие группы делятся карты ? 2. Как классифицируются карты по масштабу , по содержанию, по охвату территории? 3. Составьте схемы классификаций в тетради 4. Чем отличается изображение на географических карта и глобусах? Назовите не менее 3 отличий. 5. Где больше искажений при изображении объектов, определении расстояний – на карте или глобусе? | Работают с текстом учебника, составляют схемы Работают в парах | Умение вести поиск информации и понимание прочитанного текста | Осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры | Понимать позицию других, учебное сотрудничество. | Сверять свои действия с целью дополнить и исправить свои ошибки |
5 | Осознание и осмысление | Работа с атласом: 1. Дополните классификацию карт в тетради своими примерами карт из атласа 2. Определение направлений по физической карте полушарий и физ. карте России (Приложение № 1) 3. Определение расстояний по физической карте полушарий (Приложение № 2 ) | Работают с картами атласа | Преобразовывать информацию. Выстраивать логическую цепочку рассуждения | Учебно-познавательный интерес | Самостоятельно искать средства достижения цели | Проговаривать последовательность действий |
6 | Первичное закрепление | Тест (приложение №3) | Объяснять значение понятий | Уважение ситуации успеха партнёра | Определять уровень успешности. Оценка действий партнёра | ||
7 | Домашнее задание | Параграф учебника Сконструировать 3 задания на определение направлений и расстояний по карте | |||||
8 | Рефлексия | сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… | Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом | Самооценка своей деятельности | Осознание причин успеха и неуспеха |
Приложение № 1
- По физической карте России определите , в каком направлении от Москвы находится Элиста, Волгоград, Астрахань.
- В каком направлении от материка Евразия находятся материки: Австралия, Северная Америка, Антарктида
3. Какой город будет восточнее Омск или Новосибирск.
Приложение № 2
1. По карте полушарий определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между материками: Африкой и Австралией , Африкой и Южной Америкой .
2. Найдите на физической карте России город , который находится в 400 км от Москвы к востоку. Какой город лежит к западу от Москвы на расстоянии 1600 км от нее?
Приложение № 3
1. . По карте России в атласе, определите: какой город находится к югу от Санкт-Петербурга?
А) Минск; Б) Москва; В) Берлин; Г) Мурманск.
2. По карте полушарий определите: Пиренейский полуостров от Средиземного моря находится:
А) к западу; Б) к востоку; В) к югу; Г) к северу.
3. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К югу от Москвы расположены:
А) Каир; Б) Чёрное море; В) озеро Виктория ; Г) Париж.
4. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К востоку от Санкт-Петербурга расположены:
А) Уральские горы; Б) Москва; В) Якутск; Г) Тихий океан.
5. Используя карту полушарий, выберите неправильный ответ. К северу от Сантьяго расположены:
А) пролив Дрейка; Б) Нью-Йорк; В) Мехико; Г) Карибское море.
6 . Определите какой из масштабов наибольший:
а) 1 : 5 000 б) 1 : 25 0 в) 1: 10 000 г) 1: 50 000
7 .Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба: а\ 1:25000; б\ 1:250000; в\ 1:25 000000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Определение направления долевой нити.»
Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Определение направления долевой нити.»...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР
Урок географии в 6 классе. Цель урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...
Практическая работа по географии 6 класса по теме«Определение географических координат, направлений и расстояний по глобусу и карте».
Фильфорд на знание понитий....
План урока №70 «Лабораторная работа №11 «Получение изображений с помощью линзы и определение её фокусного расстояния».
В соответсвии с дистанционным обучением, учащимся предлагатся подробный план занятия с опорой на онлайн трансляцию платформы Zoom и видио материалов "Наука детям"...
Определение географических координат по географической карте
Практическая работа по географии для 5х классов по УМК А.И. Алексеева...
Разбор заданий для подготовки к ГИА в 9 классе.Определение с помощью географической карты атласа центров промышленности.
Материал разработан для учащихся,которые готовятся к ГИА по географии самостоятельно. Тема материала- определение по географическим картам центров промышленности....
Разбор заданий для подготовки к ГИА в 9 классе.Определение с помощью географической карты атласа центров промышленности.
Материал предназначен для самостоятельной подготовки учащихся к ГИА. трабатывает навыки чтения информации ,размещенной на карте географического атласа...