Экологическое воспитание в процессе преподавания географии в школе.
статья по географии

Воронкова Марина Александровна

Экологическое воспитание включает в себя такие категории, как мировоззрение, отношение, ценности. Оно должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Даже самые хорошие фильмы и книги недостаточны для формирования активного экологического сознания.

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Экологическое воспитание поможет школьникам глубже уяснить смысл норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры", "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в процессе преподавания географии в школе.

«Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее,

что сделано в согласии с природой».

В.В. Докучаев

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая, что при этом она ранима и хрупка. Рассуждая о нуждах цивилизации, о политических и нравственных проблемах, болезнях века мы забываем, что глобальные проблемы, стоящие перед человечеством при всех их социально-экономических, политических аспектах являются в тоже время проблемами экологическими.

Проблема экологического воспитания школьников на  уроках географии в последнее время стала одной из самых актуальных. Причина тому — резкое ухудшение качества природной среды: ее деградация, а в некоторых странах и разрушение. Эта экологическая проблема и пути ее решения находят отражение в школьном экологическом образовании.

Экологическое воспитание включает в себя такие категории, как мировоззрение, отношение, ценности. Оно должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Даже самые хорошие фильмы и книги недостаточны для формирования активного экологического сознания.

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Экологическое воспитание поможет школьникам глубже уяснить смысл норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры", "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"

Наиболее важным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, игровая, познавательная, художественная).

Первые представления о природе закладываются в семье и детском саду. В начальной школе важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение учебного предмета “Окружающий мир”.

В средней школе экологическое воспитание обучающихся осуществляется в ходе преподавания таких учебных предметов, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и другие. Важно воспитать не только образованного человека, но и личность, способную к защите природы. География как предмет обладает исключительными возможностями для эффективного экологического образования и воспитания школьников.

Обучающиеся хорошо ориентируются в теории, знают сущность глобальных экологических проблем, но плохо представляют, как эти глобальные  проблемы проявляются в конкретных ситуациях вокруг нас. И поэтому одна из актуальных проблем географического образования – развитие интересов обучащихся в области изучения окружающей среды. Одним из способов развития может быть усиление экологической направленности в преподавании географии.

В  школьной географии  есть темы, которые отличаются большой экологизацией: «Загрязнение и охрана окружающей среды», «Географическая оболочка», «Биосфера», «Природные условия и ресурсы».

География позволяет рассматривать экологические проблемы человечества с точки зрения «хорошо-плохо». Формирование у детей ответственного отношения к природе-процесс сложный и длительный, конечным результатом которого является не только овладения определенными навыками и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости.

Цели и задачи экологического воспитания:

-обучение детей правилам общения с природой;

-развитие потребности общения с природой;

-воспитание понимания ценности природы как источника всех материальных и духовных благ.

Особую роль играет природоохранная деятельность школьников, виды которой очень разнообразны.

В школьном образовании курс географии позволяет рассмотреть экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном  и  локальном-на основе краеведческого. Практически на любом уроке необходимо затрагивать вопросы экологической тематики.

В курсе физической географии 6 класса начинается формирование представлений о географии как науке о Земле и обществе.

В курсе физической географии России получают дальнейшее развитие: рациональное природопользование, влияние деятельности человека  на природу.

Одной из главных особенностей экологического воспитания в курсе экономической и социальной географии мира является обобщение усвоенных ранее знаний о взаимодействии  в природе и проблем, затрагивающие интересы всех народов и стран.

Разнообразие форм и методов работы, их использование на уроках позволяет поддерживать интерес к предмету.

- Урок как традиционная форма(уроки-лекции, тематические, вводные).

-Специальные уроки(самостоятельная работа обучающихся, ролевые игры).

-Внеклассная и внешкольная работа(эксперимент, исследовательская работа).

-Экскурсии.

Главным критерием эффективности работы   по формированию экологической культуры является единство экологического сознания и поведения.

На Земле нет такого человека, который бы не любовался, красотой рек, цветущими лугами, березовыми рощами и не стремился узнать о природе как можно больше. Жизнь сложна и многогранна. Надо помнить, что все в природе связано между собой. Познание природы должно идти комплексно. Чтобы не разрывать связи, надо постигать  природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.

Литература.

1.Казимирова И.Р. Экологическое образование и воспитание школьников в изучении географии.- Гомель,2000

2. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии.-М.: Просвещение ,1990.

3. Панчешникова К.М. Методика обучения географии в школе. - Москва, Просвещение,1997г.

4. Кашлев С.С. Диагностика экологической культуры. – Мн., Беларусь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в процессе обучения физике.

В работе рассматриваются наиболее важные проблемы экологического  воспитания.Актуальность работы  определ...

Идеология и гражданско-патриотическое воспитание в процессе преподавания математики

Реализация методической темы «Идеология и гражданско – патриотическоевоспитание в процессе преподавания  математики»...

Статья на тему: " Развитие экологической компетентности в процессе преподавания биологии"

Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия неразумного ведения хозяйственной деятельности человека,  различные формы загрязнения...

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Методы физического воспитанияПод методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные ...