Идеология и гражданско-патриотическое воспитание в процессе преподавания математики
методическая разработка по алгебре по теме
Реализация методической темы
«Идеология и гражданско – патриотическое
воспитание в процессе преподавания
математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация методической темы | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация методической темы
«Идеология и гражданско – патриотическое
воспитание в процессе преподавания
математики»
Подготовила Курносова Е.А.,
учитель математики
МБОУ «СОШ№4»
г.Новомосковска
Образование, как известно, включает в себя обучение и воспитание.
Обучение представляет собой когнитивно - технологический компонент об-
разования, цель которого – усвоение учащимися определенной совокупнос-
ти знаний, выработка определенных умений и навыков. Иными словами,
его задачи – не только передать сумму разнообразных знаний, но и научить
мыслить, думать и применять их для решения познавательных и практичес-
ких задач.
Но образование будет неполноценным без другого важного компо-
нента – воспитания, цель которого существенно отличается от цели обуче
ния и состоит в том, чтобы сформировать нравственно зрелого, духовно
развитого, социально активного и ответственного человека, способного твор
чески преобразовывать окружающий мир, человека неравнодушного, спо –
собного к сопереживанию. Мировоззренческие установки ориентируют его
на Добро, Красоту, Справедливость. Это – гражданин и патриот, любящий
свой народ и уважающий другие народы.
Каково же наше молодое поколение сегодня? Мы вправе отметить
в среде нашей молодёжи наличие здоровых, прогрессивных настроений и
вправе надеяться на то, что она станет достойной сменой старшему поколе
нию. Но, одновременно, мы не можем не испытывать тревогу из-за того,
что подрастающее поколение во многом не имеет должных нравственных
ориентиров и зачастую лишено глубокого и определяющего чувства Роди
ны, прочно утвердившегося в сознании старших. К сожалению, в молодёж-
ной среде имеет место проявления бездуховности и, в известной мере, поте
ря осознанного смысла жизни. В силу определенных социально – экономи –
ческих факторов, а также – и об этом надо говорить прямо – из-за недоста-
точно эффективного педагогического воздействия наши юноши и девушки
зачастую вырастают не созидателями и преобразователями жизни, а лишь
потребителями материальных благ. Потеря идеалов, деформация системы
ценностей, падение нравственности, бездуховность, превалирование утили-
тарных, меркантильных ценностей характерны для некоторых слоев нашего
общества, в том числе и для части молодежи. В значительной степени сказы
вается влияние некоторых СМИ. С одной стороны, они настойчиво пропаган-
дируют и навязывают стандарты потребительского образа жизни, культ де –
нег, успеха, красивой жизни, а с другой, - культивируют насилие,
жестокость, способствуют раскрепощению низменных человеческих
страстей, пороков, инстинктов.
Системные исследования показали, что в значительной мере гипо-
тетические предположения оправдывают себя: государственное воздействие
на молодежь постоянно падает. Её устремления во многом сориентированы
на Запад и Америку.
По достаточно распространенному мнению профессиональных пе-
дагогов, не последнюю роль в подобном положении дел играет ориентация
в образовательном процессе, во-первых, на схему: учитель спрашивает,
ученик отвечает. Эту схему надо ломать, она воспитывает умственных робо-
тов.
Школьное обучение зачастую строится только на учебниках. Случается,
что некоторые молодые люди заканчивают среднюю школу (даже успешно), не прочитав ничего, что выходит за рамки программы.
Во-вторых, погоня за пресловутыми ЗУНами (знания, умения, на-
выки), в результате которой при обогащении ума многочисленной информа
цией наступает обнищание души. Современный школьник неплохо знаком
с математикой, физикой, историей, иностранным языком, правилами этики
поведения, но не знает главного - как соотнести свои знания и поступки.
Мы крестимся и материмся одновременно. У нас любовь – с синяками, доб-
ро - с кулаками. Потому что знания существуют в отрыве от личности. Мы,
к сожалению, не всегда учим самому главному – умению мыслить и жить духовной и нравственной жизнью.
О ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ЭФФЕКТЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ
В
сем известно, что математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Этой особенностью математической науки, в первую очередь, объясняются те хорошо известные методические трудности, которые неизбежно встают перед учителем математики и которых почти не знают преподаватели других наук: перед учителем математики стоит нелегкая задача — преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о "сухости", формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.
Но этой же особенностью математической науки в значительной мере объясняется и специфика задач, встающих перед учителем математики, который хочет использовать преподавание своей науки в воспитательных целях. Ясно, что и здесь стоящая перед ним задача труднее, чем в случае большинства других наук, ибо научная дисциплина, занятая изучением не самих вещей, а лишь отношений между ними, и потому необходимо требующая поднятия на некоторую ступень абстракции, — такая дисциплина, очевидно, лишь в редких случаях способна давать учителю повод к эффективному воздействию на формирование характера и мировоззрения учащихся, на регулирование их поведения.
идейно-нравственное воспитание на уроках
математики
О роли и значении уроков математики в воспитании правильного и дисциплинированного мышления говорится и пишется очень много. Напротив, о влиянии математических занятий на формирование личности учащегося не сказано почти ничего. Это вполне понятно: по абстрактности своего предмета математическая наука не может давать учащемуся тех непосредственных впечатлений, этически воздействующих и формирующих характер образов, картин, эмоций, какими располагает, скажем, история или литература. Было бы, однако, весьма поверхностно делать отсюда вывод, что в деле формирования нравственной личности школьника уроки математики вообще должны быть скинуты со счетов. Считаем, что работа над усвоением математической науки неизбежно воспитывает у учащихся целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в их нравственном облике. Сделать этот процесс более активным и результаты его более прочными - достойная задача для учителя.
Но, прежде всего, надо тщательно разобраться в том, что же это за черты и какие особенности математической работы способны их воспитывать.
Честность и правдивость.
В любой всякого рода дискуссии каждая из спорящих сторон исходит, как правило, из желательного ей, выгодного для нее решения вопроса и с большей или меньшей изобретательностью изыскивает возможно более убедительную аргументацию для решения вопроса в свою пользу. В зависимости от эпохи, среды и содержания спора стороны при этом апеллируют к тому или другому высшему авторитету — общечеловеческой морали, "естественному" праву, священному писанию, юридическому кодексу, действующим правилам внутреннего распорядка, а часто и к высказываниям отдельных авторитетных ученых или признанных политических руководителей. Все мы много раз наблюдали, с какой страстностью ведутся подобного рода споры и какой убежденностью дышит, по-видимому, истинная, справедливая, отвечающая духу и букве признанного в качестве арбитра авторитетного источника, решение.
Нас всегда интересовало, как же развиваются такие черты, как честность и правдивость учащихся под воздействием уроков математики. Это очень радостная и морально возвышающая картина, когда ученик постепенно преодолевает в себе отрицательную привычку - подчинять законы мышления своим личным, мелким, корыстным интересам, теоретически защищать все то и только то, что ему практически выгодно; когда он учится уважать объективную
правильность аргументации как высшую духовную и культурную ценность и все чаще и с все более легким сердцем жертвовать ради нее своими личными интересами. Доведенная до предела, эта черта представляет собою не что иное, как честность и правдивость — одно из лучших украшений нравственной личности человека. Например, при решении задачи по геометрии в 11 классе на нахождение объема пирамиды, в основании которой лежит правильный треугольник, предлагается учащимся решить эту задачу наиболее рациональным методом, заведомо зная, что учащиеся будут находить площадь равностороннего треугольника различными способами: используя формулу Герона, опустив высоту на одну из сторон, используя готовую формулу для нахождения площади равностороннего треугольника; .
Учащиеся находят площадь основания различными способами, но в ходе дискуссии все приходят к единому мнению, используя формулу: отрадно, что в ходе дискуссии побеждает честность и правдивость.
Настойчивость и мужество.
Добросовестная и серьезная работа над приобретением и укреплением знаний в любой научной области требует систематического напряжения умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей, мужественной встречи неудач; поэтому такая работа при правильном руководстве учителя неизбежно воспитывает у учащегося соответственные черты характера: трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Непосредственно ясно, какое решающее значение имеют все эти черты для развития морально и общественно полноценной человеческой личности и с каким вниманием должен поэтому учитель следить за максимальным использованием своих уроков в целях воспитательного воздействия в указанном
направлении. Те возможности, которыми для этого располагают предметы школьного обучения, весьма многочисленны и многообразны, и нет такого предмета, в специфических чертах которого не было бы заложено особых, именно этому предмету свойственных движущих рычагов такого воспитательного воздействия. Наша задача здесь, естественно, должна состоять в указании тех черт математики как школьного преподавания, которые, отличая ее от других предметов школьного преподавания, способствуют развитию у учащихся разумной настойчивости и сознательного мужества — этих неоценимых качеств развивающейся личности.
Например, изучая тему «Квадратные уравнения» (курс «Алгебра - 8 класс»), перед учащимися встает нестандартная ситуация: упростите выражение , где или , где учащиеся должны уметь применять не только имеющиеся знания, но четко знать ряд определений корня квадратного, модуля числа и т.д., и только на основании логических суждений и выводов прийти к правильному результату.
Прежде всего, хочется здесь отметить четкую определенность поставленной цели, желаемого и требуемого результата каждого математического задания. Если заданием служит сочинение исторического или литературного содержания, то нельзя указать момента, когда такое задание дефинитивно закончено выполнением — возможности дополнения и усовершенствования, систематических улучшений всякого рода здесь почти безграничны; с другой стороны, учащийся не чувствует себя здесь достаточно компетентным для авторитетной оценки своей работы: то, что ему представляется в его сочинении вполне удачным, может встретить совсем иную оценку со стороны учителя. Вся эта, по существу, для данного задания неизбежная неопределенность, расплывчатость в оценке законченности и качества проделанной работы должна, несомненно, оказывать некоторое расслабляющее влияние на волевое напряжение школьника.
В математике дело обстоят иначе. Если заданием служит решение задачи или доказательство теоремы, то тем самым указывается с полной определенностью и тот момент, когда задание может считаться окончательно
выполненным: когда решена задача или доказана теорема; все остальное — изложение найденного решения, правильность и аккуратность записи и т. п. — имеет и в глазах учителя, и в глазах ученика лишь второстепенное, не решающее значение. Главным образом и качество работы здесь оценивается с однозначной определенностью: задача должна быть решена верно, теорема должна быть доказана правильно. Проверить отсутствие логических ошибок в своем рассуждении ученик может и должен уметь сам; в случае задачи он знает даже определенные приемы проверки решения. Легко понять, какое стимулирующее влияние на упорство, настойчивость в достижении цели может оказать и действительно оказывает эта четкая определенность показателей результата. Победа здесь так же непосредственно ощутительна, как в шахматной партии или спортивном состязании, и сам учащийся может с такой же уверенностью зафиксировать и оценить свое достижение, как и его авторитетный учитель.
Так, например, сформулировав теорему Виета (курс «Алгебра - 8 класс») дать возможность учащимся, записав приведенное квадратное уравнение:, доказать эту теорему самостоятельно и показать на конкретных примерах ее применение. Учащиеся сами находят дискриминант:, находят корни по известной формуле этого уравнения: ; находят их сумму: , аналогично находят произведение корней:
,затем проверяют выполнение этой теоремы на конкретном примере. Здесь очевидно, что достижение цели способствует не только высокому показателю полученного результата, но
и проявлению упорства, настойчивости, творческому подходу. Кроме того, учащиеся по желанию готовят реферат о жизни и деятельности Виета.
Вторая, значительно более глубокая и важная черта математических заданий, которую хочется здесь отметить, состоит в присущем им в значительном большинстве случаев творческом характере. В то время, как в большинстве других областей знания выполнение задания, за немногими исключениями, требует от учащегося лишь определенных знаний и навыков — в лучшем случае еще умения стройно и стилистически правильно излагать эти знания, — решение математической задачи, как правило, предполагает изобретение специально ведущего к поставленной цели рассуждения и тем
самым становится — пусть весьма скромным — творческим актом. Именно этот творческий, исследовательский характер математических заданий более чем что-либо другое влечет к себе молодые силы растущего и крепнущего интеллекта учащегося.
Много внимания необходимо уделять творческой и познавательной работе с учащимися на уроке математики. Это наблюдается при построении учащимися функций и их исследований, при построении четких и красивых чертежей в ходе геометрических задач, при разрешении различного вида нестандартных ситуаций на уроке, а также при составлении математических кроссвордов, написании рефератов, подбор различного вида занимательных и «текстовых» задач. Например:
- Дым от одной сигареты содержит 5 м/г яда никотина.
Сколько яда примет человек за один день, выкурив 20
сигарет, если от каждой из них в его организм попадет 1/5
часть никотина.
Приведенный пример несёт в себе воспитательный эффект: профилактика курения.
Воспитание патриотизма.
Задача использования уроков математики для воспитания и укрепления у учащихся прочного чувства гордости за свою Родину и любви к ней имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки. Надо сказать прямо, что непосредственно, своим собственным материалом и содержанием математика в силу этой причины вообще не может служить орудием пропаганды чего-либо столь конкретного, как красота и величие родной
страны, так считают многие. Здесь она с естественной скромностью вынуждена уступить место другим наукам.
Однако на уроках математики ученик вовсе не все время сосредоточивается на ее абстрактной сущности; абстрактные схемы математики непрестанно, почти на каждом уроке оснащаются, дополняются и иллюстрируются весьма различным конкретным содержанием, сюда входит содержательный материал "текстовых" задач, исторические сведения, различного рода приложения и т. п. При этом много внимания необходимо уделять на уроках математики математическим экскурсам, в ходе которых учащиеся знакомятся с весьма интересным материалом из истории развития математики, как науки, истории создания математической символики , с интересными достижениями российских ученых в области медицины - разработка нового заменителя крови, выращивание клеток легких, создание биологически активных добавок. В области народного хозяйства - Использование аэрокосмических технологий для прогнозирования урожая и изобретение нового метода реабилитации земель, загрязненных радионуклидами .
С большим интересом учащиеся сообщают некоторые моменты из жизни великих математиков, о некоторых из них сложены легенды, например об Архимеде.
Большой эффект дают «философские минутки», в ходе которых учащиеся знакомятся с высказываниями Великих людей, которые несут не только познавательный характер, но и воспитывающий, в ходе которых учащимся приходится не только задуматься над ними, но и извлечь многое для себя неизвестное.
Вот некоторые из них:
«Внимание есть та дверь, через которую проходит все-то, что только входит в душу человека из внешнего мира» (К. Д. Ушинский)
«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»
(Эзоп)
Следует отметить, что «философские минутки» мы называем «жемчужинами мудрости», они несут в себе очень интересный материал: «Математики о не математике», которые содержат в себе очень интересные высказывания.
Вот некоторые из них:
В общественных отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, врагов обращать в друзей.
(Пифагор).
«Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой».
(Пифагор)
Значительно теснее связан с самой математической наукой прием, состоящий в придании патриотической направленности целому ряду исторических сведений. Этот прием, помимо впечатляющей силы воздействия, особенно ценен еще тем, что он значительно повышает интерес учащихся к истории математической науки, а во многих случаях дает повод и возможность эффективным образом ознакомить учащихся с математическими фактами, выходящими за пределы официальной программы и счастливым образом ее дополняющими.
Хочется отметить, что на высоком уровне в школе проходят «Неделя математики», где учащимся и учителям предоставляется огромное поле деятельности: выпуск стенгазет и математических кроссвордов, математические вечера, брейн-ринги, игра «Слабое звено», «Что? Где? Когда?» , на которых учащиеся имеют возможность проявить не только свои способности и творчество, но и повысить свой интеллект, расширить свои познания в области математической науки.
Вся идейно-нравственная работа, проводимая на уроках математики и во внеклассных мероприятиях, проводится с самой благородной целью -воспитание Гражданина своего Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты воспитания учащихся в процессе преподавания математики
Статья содержит некоторые предложения из опыта моей работы учителем математики в сельской школе. Некоторые мои находки, позволяющие привлечь учащихся к самому трудному для них предмету....
Из опыта работы «Трудовое воспитание учащихся в процессе преподавания математики через решение задач с региональным компонентом»
Из опыта работы "Трудовое воспитание учащихся в процессе преподавания математики через решение задач с региональным компонентом"...
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Методы физического воспитанияПод методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные ...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
Экологическое воспитание в процессе преподавания географии в школе.
Экологическое воспитание включает в себя такие категории, как мировоззрение, отношение, ценности. Оно должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Даже самые хорошие фильмы и...
«Совершенствование методов обучения и воспитания в процессе преподавания русского языка и литературы»
Программа совершенствования методов обучения и воспитания...