Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания географии
статья по географии на тему

Ольга Владимировна Воробьёва

Из опыта работы учителя географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_stati.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ

    Сегодня становится актуальным формирование у школьников единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления.

    География, как ни один другой предмет в школе, требует от учащихся широты кругозора и умения использовать знания, полученные в школьных курсах истории, математики. Последние годы ознаменованы развитием гуманистической географии, которая немыслима без учета фактора музыки, изобразительного искусства и,  особенно, литературы. Но ребята затрудняются использовать в курсе географии знания, полученные в ходе изучения других предметов. Расширить кругозор школьников, научить их  видеть взаимосвязь между разными предметами, анализировать русскую и иностранную литературу с географической точки зрения, обеспечить системность обучения, повысить уровень знаний учеников позволяют интегрированные уроки.  Чтобы сделать урок географии интереснее, выразительнее я использую отрывки из литературных и музыкальных произведений, показываю репродукции картин.

    Какие же литературные произведения попадают в поле зрения географов? В первую очередь формирующие наши географические представления о мире.  Необходимость создания географического образа обусловлена и  дидактическими и воспитательными задачами, так как именно на уроках географии часто приходится сталкиваться с вопросами, которые способствуют формированию мировоззрения и которые могут стать уроками нравственного подхода ко всякому явлению, событию, человеку. С помощью отрывков из литературных произведений можно решить такие дидактические задачи, как обучение умению выделить главное в описании, сравнить несколько признаков и сделать вывод, выявить причинно-следственные связи природных процессов и явлений.

    При формировании географических образов возможно использование следующих направлений учебной работы с отрывками из художественной литературы:

  1. развитие аналитических навыков
  2. активизация мыслительного процесса
  3. развитие логического мышления с помощью вопросов географического характера
  4. активизация познавательной деятельности через выполнение самостоятельных заданий с художественной литературой

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Тема: «Климат и климатические ресурсы России» (8 класс)

Урок: «Циркуляция атмосферы и воздушные массы»

Объясняя в ходе урока понятия об антициклонах и циклонах, я предлагаю учащимся отрывки из стихотворений. В каком из них говорится об антициклоне (циклоне)? Объясните, по каким признакам это можно определить?

«Мокрая осень летела над Петербургом…                                                          Зеленоватым роем проносились там облачные клоки;                                                Они сгущались в желтоватый дым, припадающий
К крышам угрозою…» (
А. Белый)

«Мороз и солнце – день чудесный!» (А.С. Пушкин)

«А над Невою посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!»
 (О. Мандельштам)

Во втором и третьем отрывках говорится об антициклоне, так как в них отражены такие признаки антициклона, как «мороз и солнце», «солнце, тишина», т.е. безветрие, безоблачность и мороз.

Тема: «Почвы и почвенные ресурсы России» (8 класс)

Урок: «Типы почв и их разнообразие».

После объяснения нового материала я предлагаю учащимся отрывки из литературных произведений и задаю вопрос: «Определите, какие грунты характерны для описываемой местности, какие проблемы с этим связаны?»

1. «По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там» (
А.С. Пушкин)

2. «…Мох и мох, кочки, озера, лужицы. В сапогах вода, свистят, как старые насосы, сил нет вытаскивать их из вязкого болота…И так всю жизнь по мхам и лесам…С моховинки в лес, из леса на моховинку, с угора в низинку, с низинки на угор» (М. Пришвин)

3. «Грунт земли, на которой построен город, болотистый, хотя ранее местность была возделана под пашни. Еще в 1713 году повсюду были приметны борозды плугов, дорога к городу была очень тонкая, плохая, и весь путь весной и осенью был усеян лошадьми, падшими в упряжи между трясинами» (В.Пылаев)

Грунты болотистые, топкие, поэтому основная проблема, связанная с ними, проблема строительства домов и различных сооружений, транспортных путей.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Тема: «Австралия» (7 класс)

Урок: «Австралийский Союз».

Завершая изучение материка, с целью обобщения материала, в конце урока учащимся читаю стихотворение об Австралии и даю задания к нему.

АВСТРАЛИЯ – страна наоборот
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами.
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Трава сама там лезет из коры,
И кролики страшней, чем наводненье.
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот…
Ее исток на лондонском причале.
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот…
(Т. Усова)

Вопросы к стихотворению:

Опираясь на знания о материке, объясните значение строк:

1. «Она располагается под нами»,
«Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады
Там в январе, а не в июле лето».

Австралия расположена к югу от экватора, поэтому там летними месяцами являются декабрь, январь и февраль, а зимними – июнь, июль и август                     2. Почему «…реки без воды…..»?

В центральной и западной частях Австралии осадков выпадает очень мало, поэтому реки пересыхают до полного исчезновения, остаются только их русла (реки-крики)                                                                                                                            3. О какой птице идет речь «…в зарослях следы бескрылых птиц»? Птица киви

4. «…рождаются зверята из яиц,

И  там собаки лаять не умеют». Что это за животные? Утконос и ехидна. Это животные, которые выводят детенышей из яиц, а вскармливают их молоком (птицы-звери). Собака – динго      

5. «Трава сама там лезет из коры» - это… дерево казуарина с безлистными нитевидными ветвями

6. Как кролики стали «страшней, чем наводненье»? Европейцы завезли кроликов, они быстро расплодились и расселились по пастбищам, которыми пользовались сумчатые и овцы            

7. Почему в Австралии «…спасает юг от северной жары»? 

На юге Австралии климат прохладнее, чем на севере, потому что южная часть дальше от экватора и на нее оказывают охлаждающее влияние Антарктида и холодное течение Западных ветров                                                                                    8. О каком городе говорится: «…его исток на лондонском причале»? Город Сидней. Здесь была колония каторжников, куда в конце 18 века английское правительство ссылало преступников

9. «Столица не имеет населенья» - это… Город Канберра оживает только во время работы парламента, здесь живут постоянно только те люди, которые обслуживают инфраструктуру города

10. «Для хищников дорогу расчищали изгнанники и каторжный народ» - потому что… Материк осваивался осужденными на каторгу, высланными сюда английским правительством

11. «Австралия – страна наоборот…» - потому что… Австралия расположена в южном полушарии; на севере жарче, чем на юге; по сравнению с материками северного полушария  - зимние месяцы – летние, а летние – зимние

Тема: «Природные зоны России» (8 класс)

Урок: «Тундра и лесотундра»

    В конце урока детям предлагаю текст с описанием изученной природной зоны и устное задание – выделить характерные признаки тундры.

«В тундре – весна. Звенят большие и малые ручьи. Со стоном взламываются речушки в горах. Дрожат покрытые тонкой пленкой заморозков рябоватые озерца, лужи, купели стоячей, остро пахнущей мхом и землей талой воды.

Вода всюду. Ступишь ногой в мох – и мох сочится. Тронешь мшистую кочку – и кочка сочится. Станешь робко ногой на ледок – и из-под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя. Вся тундра сейчас сплошное болото. Оно оживленно всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое желтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух.

Весна входит в тундру робко и неуверенно. Останавливается. Оглядывается. Испуганно замирает под нежданным нордом, ежится под метельным остом и все-таки идет, идет… Уже сполз в лощины снег, но еще не стаял. Уже открылись забереги, но лед еще прочен. Уже появился гусь, но еще нет комара» (Б.Л. Горбатов, «Обыкновенная Арктика»)

обилие воды, «робость» наступающей весны, неустойчивость погоды – то северный ветер, то восточный, заболоченность: многолетняя мерзлота не позволяет воде просачиваться в грунт, а из-за низких температур невысокая испаряемость, наличие гнуса

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Тема: «Природные зоны России» (8 класс)

Урок: «Степи»

Обобщая факторы, влияющие на формирование данной природной зоны, детям предлагаю два отрывка из произведений русских классиков. Задание: определите, что общего есть в приведенных описаниях, по каким признакам можно узнать изучаемую природную зону?

«Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчетные сияли звезды; месяц – казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух  был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе…, а по степи – сушь, сгибшая трава, и по ней белый неумолчный перепелиный бой да металлический звон кузнечиков…

   А днями – зной, духота, мглистое курево. На выцветшей голубизне  неба – нещадное солнце, бестучье да коричневые стальные полудужья распростертых крыльев коршуна…Суслики свистят истомно и хрипло. На желтеющих парных отвалах нор дремлют сурки. Степь горяча, но мертва, и все окружающее прозрачно-недвижимо. Даже курган синеет на грани видимого сказочно и невнятно, как во сне…» (М.И.Шолохов, «Тихий Дон»)

      «Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь, и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в липовой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…

   Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились ласточки, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку…. Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла…» (А. П.Чехов, «Степь»)

общее в этих отрывках - описание равнинности территории, ее бескрайности, сухости, безоблачности, характерных представителей растительного и животного мира. Главная причина указанных признаков – высокие летние температуры, небольшое и не очень частое выпадение осадков

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Тема: «Воды суши» (6 класс)

Урок: «Реки»

    После знакомства с типами питания рек, с характерами рек предлагаю домашнее творческое задание: «Подберите описания рек в произведениях русских писателей, найдите признаки, по которым можно узнать характер реки, объясните, чем он обусловлен»

Возможные варианты описаний и ответов к ним:

А) «…В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами…»

Б) «…Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит….»

В) «…Бег санок вдоль Невы широкой…»

Г) «…Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю (
какому?) против бури…»

Д) «…И пеной разъяренных вод,…
Но силой ветра от залива (
какого?)
Перегражденная Нева обратно шла,
Гневна, бурлива и затопляла острова;
Погода пуще свирепела;
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь…»

Е) «…Осада! Приступ! Злые волны
Как воры лезут в окна…»

Ж) «…Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там;
Приют убогого чухонца…»
(А.С.Пушкин)

З) «Под глинистой утесистой горой,
Унизанной лачужками, направо,
Катилася широкой пеленой
Родная Волга, ровно, величаво…»
(Н.А. Некрасов)

Река Нева – широкая, «державная» (обращается внимание на политическую значимость реки), Волга – широкая, ровная величавая. Обе эти реки протекают по равнинной местности. Второе описание реки Невы создает ее образ во время нагонного наводнения

А) «Где мчится Арагва в тенистых брегах
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной,
И бьется о берег в вражде бесполезной,
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады…»

Б) «Терек воет, дик и злобен,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь
Он лукавый принял вид,
И, приветливо ласкаясь,
К морю теплому (
какому?) приник» (А.С. Пушкин)

Река Терек берет начало в   высоких горах Кавказа, такие признаки, как «свирепое веселье», «воет, дик и злобен», «бьется о берег» говорят о горном характере реки. В нижнем течении Терек течет по равнине и здесь приобретает черты равнинной реки: «лукавый», «приветливый», «ласковый»

А) «Блеща средь полей широких,
Вот он льется! Здравствуй Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата
Реки знают тихий Дон;
... Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих…»
(А.С. Пушкин)

Б) «…У прибрежных лоз, у высоких круч
И любили мы и росли.
Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч
Над тобой летят журавли…
….Враг напал на нас, мы с Днепра ушли.
Смертный бой гремел, как слеза.
Ой, Днепро, Днепро, ты течешь в дали,
И волна твоя, как слеза…»
(Е. Долматский)

Характер реки Дон равнинный, об этом говорят такие признаки: «широк, могуч»,  «тихий», «льется», течет «средь полей широких»

    Создаваемый географический образ, формируемый на литературной основе, поможет не только лучше узнать изучаемый   материал, но и объяснить мотивы поведения людей, способствующие воспитанию уважения к истории своего народа, труду своих предков, будет способствовать формированию географической и экологической культуры.

    Для вовлечения  учащихся в активную  познавательную деятельность, развития их коммуникативных компетенций, пространственного воображения и креативности мышления, воспитания географической культуры и эстетического восприятия географических объектов  через  литературные произведения мною был  разработан урок  «По следам доктора Айболита» (6 класс), который я провожу в конце учебного года.

Ход урока

Эпиграф: «Сказка ложь, да в ней намек!» (А.С. Пушкин)

    Все вы с детства знаете  сказку известного русского писателя и поэта Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит».  Я предлагаю вам посмотреть на это стихотворение с географической точки зрения и совершить вместе с доктором Айболитом путешествие по миру. Ваша задача - определить маршрут, по которому передвигался Айболит, и нанести его на карту. Также проверить, насколько верно с географической точки зрения Корней Иванович написал свое стихотворение. Итак, в путь!

1. Прочитав  предложенные отрывки из произведения, вы должны определить пункт отправления. В какой природной зоне проживал Айболит?

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,

И жучок, и червячок, и медведица!

Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса: "Ой, меня укусила оса!"

И пришёл к Айболиту барбос: "Меня курица клюнула в нос!"

И прибежала зайчиха и закричала: "Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!

Он бежал по дорожке, и ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой, маленький заинька мой!"

И сказал Айболит: "Не беда! Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки, он опять побежит по дорожке".

И принесли к нему зайку, такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки, и заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать тоже пошла танцевать,

И смеётся она и кричит: "Ну, спасибо тебе. Айболит!"

    Место, откуда Айболит отправляется в путь, может быть определено с очень высокой степенью достоверности. Во-первых, это лесная («Он под деревом сидит»), таежная зона («…и волчица, …и медведица…»), Северное полушарие, причем район, освоенный человеком («…и корова...»). Проще всего предположить, что это Россия; на ту же мысль наталкивает и явно славянское происхождение имени Айболит. Особо ценные сведения можно извлечь из эпизода с зайцами («Мой зайчик, мой мальчик попал под трамвай!») — выясняется, что дело происходит в большом городе, где ходят трамваи! Конечно, городов, претендующих на честь быть резиденцией Айболита, несколько, но здесь нам на помощь приходит литература. Действие всех сказок К. Чуковского происходит в Санкт-Петербурге («Крокодил», «Мойдодыр» и др.). Можно считать окончательно установленным, что доктор Айболит начал свое путешествие в Африку из Санкт-Петербурга.

2. Какие несоответствия, с точки зрения научного смысла, содержат эти строки? Откуда мог в действительности прискакать шакал (природная зона, континенты)?

Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал:

"Вот вам телеграмма от Гиппопотама!"

"Приезжайте, доктор, в Африку скорей

И спасите, доктор, наших малышей!"

    Шакал  - хищник, скорее всего он съел бы кобылу. Шакалы встречаются в Европе, Азии, Африке, Северной Америке (койот) в природных зонах саванн, редколесий, степей и полупустынь.

 3. Прочитав  предложенные отрывки из произведения, вы должны определить пункт назначения

"Что такое? Неужели ваши дети заболели?"

"Да-да-да! У них ангина, скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит!

Приходите же скорее, добрый доктор Айболит!"

"Ладно, ладно, побегу, вашим детям помогу.

Только где же вы живёте? На горе или в болоте?"

"Мы живём на Занзибаре, в Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По, где гуляет Гиппопо

По широкой Лимпопо".

И рыщут по дороге слоны и носороги

И говорят сердито: "Что ж нету Айболита?"

А рядом бегемотики схватились за животики:

У них, у бегемотиков, животики болят.

И тут же страусята визжат, как поросята.

Ах, жалко, жалко, жалко бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них, и оспа, и бронхит у них,

И голова болит у них, и горлышко болит.

Они лежат и бредят: "Ну что же он не едет,

Ну что же он не едет, доктор Айболит?"

    Прежде всего, обратим внимание на животных, приславших телеграмму: гиппопотам, слоны и носороги, бегемотики, страусята. Это жители саванн. Интересен и ответ зверей: «Мы живем на Занзибаре, в Калахари и в Сахаре, на горе Фернандо-По, где гуляет Гиппопо по широкой Лимпопо». Как видим, охвачена почти вся территория континента Африки, преимущественно сухие и пустынные области. Что и подтверждают следующие строки:

А в Африке, а в Африке, на чёрной Лимпопо,

Сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке под пальмою сидит

И на море из Африки без отдыха глядит:

Не едет ли в кораблике доктор Айболит?

Не прыгает, не скачет он, а горько-горько плачет он

И доктора зовёт: "О, где же добрый доктор?

Когда же он придёт?"

4. Какую форму рельефа пересек Айболит, когда бежал «по полям, по лугам, по лесам»? В каком направлении движется доктор?

И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лугам, по лесам он бежит
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

А в лицо ему ветер, и снег, и град:

"Эй, Айболит, воротися назад!"

И упал Айболит, и лежит на снегу:

"Я дальше идти не могу".

И сейчас же к нему из-за ёлки выбегают мохнатые волки:

"Садись, Айболит, верхом, мы живо тебя довезём!"

И вперёд поскакал Айболит и одно только слово твердит:

"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!"

    «Поля, луга, леса» - чаще всего такое сочетание встречается на равнинах. Корней Иванович Чуковский оставил нам описания Русской равнины, что только подтверждает, что пункт отправления выбран нами правильно. Казалось бы, ближайший путь из Петербурга к Африке — морской или же сушей на юг. Но доктор не знает, где находится Африка. Здесь следует вернуться немного назад и уточнить, в какое время года была получена телеграмма. Это лето, может быть, начало осени, так как среди пациентов упомянуты насекомые: жучок, паучок, укусившая барбоса оса. Судя по быстроте, с какой наступила зима («А в лицо ему ветер, и снег, и град»), доктор двинулся на север.

5. Волны какого моря могут «проглотить» Айболита?

Но вот перед ними море - бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна. Сейчас Айболита проглотит она.

"О, если я утону, если пойду я ко дну,

Что станется с ними, с больными, с моими зверями лесными?"

Но тут выплывает кит: "Садись на меня, Айболит,

И, как большой пароход, тебя повезу я вперёд!"

И сел на кита Айболит и одно только слово твердит:

"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!"

Айболит достиг Баренцева моря. Последнее соображение подкрепляется тем, что в море ему встретился кит («Но тут выплывает кит…»), а значит, это не Балтийское море. Можно предположить, что кит доставит Айболита прямо в Африку.

6. Какие горы должен был пересечь Айболит, торопясь к больным? Определите среднюю высоту этих гор.

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят под самые тучи!

"О, если я не дойду, если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными, с моими зверями лесными?"

И сейчас же с высокой скалы к Айболиту слетели орлы:

"Садись, Айболит, верхом, мы живо тебя довезём!"

И сел на орла Айболит и одно только слово твердит:

"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!"

    Еще одно доказательство того, что доктор Айболит совсем не разбирается в географии: он постоянно называет африканских зверей «зверями лесными». Кит действительно довез Айболита до Африки, до ближайшей ее точки — северо-западного берега. На пути доктора препятствие: это горная цепь. Но какая? Атласские горы. Описание Атласских гор очень интересно. Указаны возраст гор («А горы все выше, а горы все круче»), высота — средневысотные горы («А горы уходят под самые тучи!»). В последней фразе ключевое слово «под», то есть горы ниже туч, не выше 2000 м — как раз средняя высота Атласских гор.

7. Какова последняя точка маршрута? 

   Последняя точка маршрута  - устье Лимпопо. Это видно непосредственно из текста. («На чёрной Лимпопо, сидит и плачет в Африке печальный Гиппопо») Он сидит на побережье, т.к. река впадает в Индийский океан («И на море из Африки без отдыха глядит…»).

    8. Какое несоответствие, с точки зрения научного смысла, содержат эти строки?

Но вот, поглядите, какая-то птица

Всё ближе и ближе по воздуху мчится.

На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит:

"Да здравствует милая Африка!"

И рада и счастлива вся детвора:

"Приехал, приехал! Ура! Ура!"

А птица над ними кружится, а птица на землю садится.

И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по животикам,

И всем по порядку даёт шоколадку,

И ставит и ставит им градусники!

И к полосатым бежит он тигрятам.

И к бедным горбатым больным верблюжатам,

И каждого гоголем, каждого моголем,

Гоголем-моголем, гоголем-моголем,

Гоголем-моголем потчует.

Десять ночей Айболит не ест, не пьёт и не спит,

Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники.

9. Все ли, с точки зрения географии и здравого смысла, здесь верно?

Вот и вылечил он их, Лимпопо!

Вот и вылечил больных. Лимпопо!

И пошли они смеяться, Лимпопо!

И плясать и баловаться, Лимпопо!

И акула Каракула правым глазом подмигнула

И хохочет, и хохочет, будто кто её щекочет.

А малютки бегемотики ухватились за животики

И смеются, заливаются - так что дубы сотрясаются.

Вот и Гиппо, вот и Попо, Гиппо-попо, Гиппо-попо!

Вот идёт Гиппопотам. Он идёт от Занзибара.

Он идёт к Килиманджаро - и кричит он, и поёт он:

"Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!"

    Занзибар остров, поэтому дойти от него до Килиманджаро  Гиппопотам не мог.

Итак, нанесите  на карту  маршрут движения доктора Айболита, определив координаты начальной и конечной точек путешествия.

     В 7 классе дети получают задание прочитать роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта», определить начальный и конечный пункты маршрута, их координаты. Затем наносят маршрут на карту, рассчитав пройденное расстояние.

    Прочитав сказку «Гуси-лебеди», ученики 6 класса составляют план местности, на которой происходит действие сказки (помимо общепринятых, своими условными знаками показывают печку, яблоню, избушку Бабы-Яги, путь девочки, путь девочки и мальчика, путь гусей-лебедей, места укрытия). Несмотря на кажущуюся шутливость задания, речь идет о формировании у учащихся пространственных представлений. Первые варианты карт, как правило, не отличаются ни разнообразием, ни сложностью вариантов. Вдоль прямой как стрела тропинки, с юга на север, через поле, последовательно стоят печь, за ней яблонька, а с запада на восток через поле молочная река в кисельных берегах. За рекой темнеет лес. Вопрос: «Разве девочка переходила (или переплывала) реку?» — заставляет ребят задуматься над местоположением реки. Постепенно, по мере размышления (не все так просто!), представления о изображаемой  местности   меняются,  становятся   не столь примитивными. Ученики могут объяснить местоположение объектов, например, почему избушка не на полянке (она за деревьями, в лесу, ведь девочка не видела ее издалека, она увидела ее вдруг) или почему обозначено болото (она ведь сказала Бабе-Яге, что по мхам, по болотам ходила, значит, она по лесу бегала и в разные болота попадала)

    Также на уроках географии я использую разнообразную музыку, например на уроке в 6 классе при изучении темы "Климат. Погода» чтобы сильнее передать ассоциации, складываемые с той или иной погодой, я использую произведение "Времена года" П. И. Чайковского. На уроке в 7 классе при изучении темы "Европа – центр цивилизации» или в 9 классе при изучении темы «География народных художественных промыслов России» дети воспринимают учебный материал через музыкальные  образы.                                                                                                                                    

     Важным средством обучения могут служить и произведения живописи. Использование на уроках географии репродукций картин великих художников позволяет направить усилия учителя с формирования знаний, умений, навыков на развитие личности ученика, его творческих возможностей, формирование художественно-образного мышления, развитие эстетического вкуса, умения воспринимать и понимать красоту.

    Первое знакомство с живописью начинаю на уроке в 6 классе “Виды изображения местности на плоскости”. В ходе беседы говорю, что одним из способов изображения местности может быть рисунок. Объясняю, что рисунок природы в искусстве называют пейзажем (в переводе с французского языка - раскрывающийся вид). Каких художников-пейзажистов вы знаете? (Шишкин, Левитан, Айвазовский)

    Показываю репродукцию с картины Шишкина “Корабельная роща”, на которой изображен большой участок земной поверхности: лес, река, камни, трава. В картине художник выражает свои чувства, настроение, восхищение красотой природы.

Какие чувства вызывает у вас картина? Что вам больше всего понравилось, произвело наибольшее впечатление?

    Более близкое знакомство с живописью проводится в теме “Земная кора” на уроке “Вулканы”. После объяснения темы показываю ребятам картину Брюллова “Последний день Помпеи”, на которой изображено извержение вулкана Везувий: рушатся величественные здания, низвергаются статуи, смятенная толпа мечется, залитая зловещим блеском молний и пламенем вулкана. Динамичность композиции, освещение, дающее контраст света и тени, порывистые движения фигур усиливают трагичность картины.

    На уроке “Горы суши” знакомлю детей с картинами «Вечер» и «Гималаи. Розовые горы» художника Рериха. За свою жизнь он написал около 7 тысяч картин, изображающих горы. Именно поэтому художника называли “певцом гор”. Рассматривая репродукции, обращаю внимание детей на цвет гор: яркие, переходящие один в другой. Рельеф гор очень расчленен, поэтому они освещаются солнцем по-разному.

    На уроке “Волны в океане” провожу беседу о картине “Девятый вал” Айвазовского. Очень важно качество репродукции, так как художник тонко и изящно передает цвет волн, моря, бури. Особенное восхищение вызывает мужество горстки людей, борющихся со страшной стихией.

    Репродукции оставляют яркое эмоциональное впечатление, запоминаются, побуждают к творчеству. В результате использования произведений живописи на уроках физической географии ученики свои доклады, сообщения часто сопровождают рисунками.

.

ЛЕТНИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ


    Развитие познавательной активности учащихся – важнейшая и сложная задача современной школы. Формирование системы знаний ученика происходит в рамках учебного процесса, а также в процессе самообразования школьников. Но самообразование должно продолжаться и в период летних каникул, не теряя своей целенаправленности и эффективности. Летние задания учащимся помимо задачи закрепления пройденного учебного материала имеют цель совершенствования навыков самостоятельной работы и через нее побуждают к дальнейшему развитию познавательной активности. Летние задания не требуют зубрежки фактов и названий, проведения занудных расчетов, они рассчитаны на наблюдательность, пытливость, логическое мышление, глубокое осмысление природных явлений и процессов, а также взаимодействия человеческого общества и природной среды. Их выполнение будет полезно и для дальнейшей жизни и работы.

    Для учащихся 6-8 классов мною разработана система летних домашних заданий, цель которых:

- закрепить      знания, полученные на уроках

- обобщить      свои впечатления о путешествиях и поделиться ими с окружающими
- способствовать  изучению родного края, прививать любовь к родной природе
- развивать      интерес к чтению

- развивать интерес к изучению географии

    Летние задания по географии для учащихся 6 класса

I. Оформите отчет о летних каникулах «Интересный уголок Земли» по плану:

  1. Где я был (уметь показать на карте):

- название материка (острова, полуострова)

- омывающие моря (если есть)

- название страны

- город (сельская местность)

  1. Что я видел:

А – рельеф

  1. название равнин, гор этой местности
  2. полезные ископаемые

Б – природные условия

  1. название природной зоны
  2. характеристика климата
  3. поверхностные воды (реки, озера)
  4. растительный и животный мир
  5. наблюдаемые интересные природные явления

В – изменения в природе этого края, вызванные деятельностью человека

  1. Чем я помог сохранению природы этого края
  2. Собранная коллекция или интересные фотографии 

II. Прочитайте книгу Джеральда Даррелла «Моя семья и другие звери»                                 и наиболее интересные описания, цитаты выпишите в тетрадь

Летние задания по географии для учащихся 7 класса

I. Вы - сотрудник туристической фирмы и разрабатываете новый экскурсионный маршрут (по тому месту, где вы отдыхали летом). Напишите экскурсионную программу. Подберите иллюстрации, фотографии, рисунки и оформите рекламный проспект о вашем экскурсионном маршруте.

Как называется ваша турфирма?

Какие бы исторические центры и памятники архитектуры и искусства (а может быть природы) предложили бы для осмотра экскурсантам?

На сколько дней рассчитан ваш экскурсионный маршрут?

II. Прочитайте роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта», определите начальный и конечный пункты маршрута, их координаты, нанесите маршрут на карту, рассчитайте пройденное расстояние.

Летние задания по географии для учащихся 8 класса

I. Прочитайте одну из предложенных книг и напишите по ней отзыв

  1. Артур Конан-Дойл «Затерянный мир»
  2. В.А. Обручев «Земля Санникова»
  3. Тур Хейердал «Путешествие на Кон-Тики»

План отзыва

  1. Автор и название произведения. Жанр (роман, повесть, фантастика, описание научной экспедиции и т.д.)
  2. Сведения об авторе, история создания книги
  3. О чем говорится в книге?
  4. Кто герои произведения?
  5. Что тебе больше всего понравилось – интересные события или характеры героев?
  6. Какие эпизоды запомнились ярче всего, почему?
  7. Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно)? Почему?
  8. Чему научила тебя книга? Над какими вопросами заставила задуматься?

II. Летний гео-фотоконкурс

Летние поездки, путешествия или даже просто прогулки по родному городу предоставляют отличную возможность сделать множество хороших кадров. Но фотография может не только радовать глаз и напоминать о приятных моментах жизни, но и иметь глубокий географический смысл. Сделайте фотографию географического объекта, явления или процесса в одной из указанных ниже номинаций и составьте небольшое текстовое описание (не больше половины страницы А4), характеризующее явление, изображенное на снимке и его географический смысл.

Номинации фотоконкурса:

Метеорологические явления и облака - почаще смотрите на небо, там много всего интересного  

Гидрология и геоморфология - фотографии интересных объектов и явлений, связанных с водами суши и формами рельефа

Экология и проблемы природопользования - фотографии как процессов и явлений, загрязняющих и разрушающих окружающую среду, так и, наоборот, примеров рационального природопользования, охраны и защиты окружающей среды

    При оценке работ учитываются красота и необычность снимка,  географическая актуальность, емкость и правильность описания запечатленного явления или объекта.

    В начале нового учебного года я провожу урок, на котором ученики рассказывают о выполнении заданий. Они подходят к подобным работам творчески. Часто встречаются рисунки, стихи собственного сочинения. Я уверена, что подобные работы приносят огромную пользу с точки зрения  осознанной мотивации обучения и развития навыков самостоятельной работы в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на уроках географии и её роль в развитии познавательной активности школьника

Введение     В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деят...

Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников

Этот тест к учебнику М.М.Разумовской и др. "Русский язык: 6 класс" (М.:Дрофа) поможет организовать и проконтролировать усвоение курса русского языка  в течение всего учебного года. С помощью этог...

Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников

Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...

Игровые технологии на уроках литературы как средство развития познавательной активности у школьников

Игровые технологии на уроках русского языка развивает логическое мышление, память, воображение, речевую деятельность учащихся...

Методическое описание "Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников"

Игровые техгнологии - это самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению....

Статья на тему: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников.

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Урок - игра  как средство развития познавательной активности младших школьников....