"Путешествие по материкам"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок географии
Тема урока: Путешествие по материкам.
Тип урока: урок обще методической направленности.
Авторы УМК: Базовый учебник: «География. Начальный курс. 5кл.: учебник./И.И Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014
План-конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС
Цель урока: углубить и развить знания учащихся о природе Земли.
Задачи:
Общеобразовательная: начать формирование у обучающихся представление о материках Земли, разнообразии их природы. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля: познакомить с новыми географическими терминами: «Материк, физическая карта», создание образного представления о материках.
Развивающая: развивать практические умения при работе с текстом и картой, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы, воспитывать позитивное отношение к учению, взаимодействуя в работе, создавая комфортные отношения между учащимися.
Технологии: здоровьесбережения, смыслового чтения, информационно-коммуникационные.
Виды деятельности (элементы содержания, контроль): составление образного рассказа о материках, .
Планируемые результаты:
Предметные: научиться различать материки по контурам и особенностям природы;
Метапредметные:
коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;
познавательные:уметь выделять особенности шести материков Земли;
Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Оборудование: ПК для демонстрации презентации, карта полушарий, раздаточный материал план ответов, тесты
Конспект урока 5 класс «Путешествие по материкам»
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Но это не обычная прогулка, а путешествие-знакомство с необычными растениями и животными. Мы с вами сможем не только вспомнить, что мы уже знаем о жизни растений и животных на разных материках, но и узнать много нового и интересного.
«Собираем багаж»
Что нам надо взять с собой в дорогу? Очень много важных вещей. Но прежде всего нам потребуется карта. Перед вами карта мира. Чтобы начать путешествие, нам нужно вспомнить все материки. Отгадайте по стихотворениям их названия:
Здесь горы-великаны – Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы. Их знает целый мир. Здесь реки – Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура. Лесов многообразие В родной для нас .. (Евразии.) | Это два материка Протекают дружно. Кордильеры, А на юге - Анды. Где же мы, ребята? Сев.и Юж. Америка | Раскалена от жара. Пустынная Сахара. Зато среди саванны – Слоны и обезьяны, Львы, зебры и жирафики Гуляют в жаркой (Африке.) |
Необычный материк, Хоть и ростом невелик. Сумчатых зверюшек Здесь живет немало: Белки, крысы, кенгуру И медведь коала. Австралия | Мы найдём на глобусе Материк, покрытый льдом! Здесь, среди полярных льдин, Важно топчется пингвин. (Антарктида. |
«Отправляемся в путь»
Ну что, ребята, теперь наш багаж знаний собран, и мы можем отправляться в путь!
Для путешествия мы берем карту. Давайте вспомним , что такое карта?
Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости
с помощью условных знаков.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная деятельность | Регулятивная деятельность | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Актуализация знаний учащихся | Предлагаю вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами: как образовались материки на Земле ? | Отвечают на вопрос | Анализировать, выделять существенные признаки | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Высказывать своё мнение | Самоконтроль выполнения задания | Определять степень успешности выполнения работы. |
Постановка темы и цели урока | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной беседы | Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения | Выделять существенную информацию из разных источников. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность ответов обучающихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Освоение нового материала | Контролирует класс при работе | Выполняют задания индивидуально | Исследование и отбор необходимой информации, её структурирование | Самоконтроль и взаимоконтроль | Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, | ||
Предлагает учащимся продемонстрировать итоги своей деятельности | Представляют результаты своей исследовательской деятельности | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать | Выслушивают ответы учеников, задают вопросы | Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения | Самоконтроль выполнения задания | Определять степень успешности выполнения работы | |
Закрепление знаний и способов действий | Обеспечивает усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации | Отвечают на проблемные вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать, сравнивать | Выслушивают ответы учеников | Высказывать свою точку зрения | Проводят самооценку своей деятельности на уроке | Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха |
Рефлексия | Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать | Высказывать свою точку зрения | Проводят самооценку своей деятельности на уроке | Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха | ||
Постановка домашнего задания | Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания, а так же предлагает творческое задание. |
Технологическая карта урока
Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.
Напоминает название изучаемого раздела «Природа Земли». Предлагает вспомнить определение географической карты. Выводит на цель и тему урока. Предлагает ответить на вопросы: Ребята, давайте посмотрим на физическую карту полушарий и ответим на вопросы: Что изображено на карте голубым цветом (учитель показывает указкой на карте). Что еще показано на карте (учитель обводит материки, острова). Давайте назовём материки. Итак, какова же тема нашего урока ?? Тема нашего урока: Путешествие по материкам. Давайте попробуем определить цель урока? Скажите в названии темы , какое ключевое слово? Путешествие или материки? Почему ключевое слово путешествие, а не материки? С чем мы можем познакомиться путешествуя по материку? (Работа с картой) Цель урока узнать о материках Земли. Для достижения цели мы
Что нам может помочь в этом путешествии? (карта. ) Давайте вспомним, а что такое карта?) Назовите ещё раз все материки Земли по карте.
Сегодня мы заочно посетим все материки Земли. А кто мне скажет, что такое материк? (Материки (континенты) – это огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой Евразия (см приложение подробнее ) Евразия – это самый большой материк. Рельеф Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м), Африка Африка – второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро, 5895 м.
Северная Америка Площадь Северной Америки без островов — 20,36 млн км². Вдоль западного побережья тянутся горные цепи – Кордильеры. Самая высокая гора Кордильер – Мак-Кинли(6193м). Реки Северной Америки полноводны, саман крупная из них – Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнем Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио. Южная Америка Ю. Америка по площади занимает 4-е место среди континентов На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Это самый влажный континент планеты. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака. Австралия Площадь:7 692 024 км² Австралия – самый маленький материк. Он же и самый сухой: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных, полноводных рек. Антарктида Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 0 С. Это самая низкая температура на Земле. 4.Закрепление материала: Итак, мы побывали с вами на всех материках Земли и определили их главные особенности. Ребята познакомили нас с особенностями климата, рельефа. А теперь посмотрим как же вы все это запомнили. Для этого ответим на вопросы теста. 5.Итог урока: Сделайте вывод по уроку. 3 4 Домашнее задание: § 22. 6.Рефлексия – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? - Кто справился с тестом на отлично? – Кто получил отметку в дневнике? За что? Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Ι. Актуализация знаний Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока. ΙΙ. Открытие нового знания Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом. Отметить учеников, которые хорошо работали со схемой. Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей. ΙΙΙ. Применение нового знания * Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали вывод Вы молодцы, на уроке вы замечательно работали! Мне понравилось, как вы работали с учебником, картой атласа, давали полные ответы на мои вопросы. (Выставление оценок за урок.) Домашнее задание:
| 1мин Учащиеся отвечают на вопросы Учащиеся перечисляют материки.
Определяют тему , Отвечают на вопросы Дети предлагают свои варианты ответов. Дети называют географические объекты по карте: название рек, равнин, озер Определяют цели урока Опираются на знания, полученные на предыдущих уроках Отвечают на вопросы. Отгадывают материк Отвечают на вопрос Слайды Дети делают гимнастику. Слайды Слайды Определяют по стихотворению о каком материке идет речь Слайды |
Список использованной литературы:
- «География. Начальный курс. 5кл.: учебник./И.И Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014 г
- Разумовская О. К., Козловский Е. Т. Занимательная география. – Санкт Петербург: Кристалл, 1998.
- Рабочие программы. География 5-9 классы – М.: «Дрофа», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Путешествие по материкам"
Конкурс - игра для учащихся 7 - х классов по географии. Цель: обобщить знания по пройденному курсу географии за 7 класс....
Интеллектуальная игра "Путешествие по материкам"
Внеклассное мероприятие по географии для 7 класса....
Урок по теме "Путешествие по материку Южная Америка»
Обобщение знаний учащихся о природных комплексах, о населении Южной Америки, подведение итогов изучения темы. Проверка знаний учащимися характерных черт природы материка: рельефа, климата, внутренних ...
Путешествие на материк Общения
Занятие напрвлено на развитие коммуникативной сферы учащихся....
"Путешествие по материкам"
Цели: развивать познавательные способности учащихся и интерес к предмету, формировать умение работать в команде, способствовать выработке положительной оценки таких качеств учащихся, как эрудиция...
«Путешествие по материкам
Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).2. Может ли кит проглотить человека? (нет, у него очень узкая глотка)3. Как называются плавучие острова льда? (айсберг).4.Назовите самую длин...
методическая разработка урока естествознания "Путешествие по материкам"
Тип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель:формирование способности обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с природными особенностями матер...