Методическая разработка урока "Вулканы Земли"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Исламова Римма Николаевна

Методическая разработка по теме   «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по географии»  Урок по теме «Вулканы Земли» (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_vulkany_islamova_r.n.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по географии»

Урок по теме «Вулканы Земли» (5 класс)

Учитель географии Исламова Римма Николаевна МБОУ «СОШ №1» города Нефтеюганска

Тип урока:

урок освоения новых знаний и видов учебных действий.

Планируемые образовательные результаты:

 предметные: формирование понятий «вулкан», «очаг магмы», «жерло», «кратер»; умение характеризовать типы вулканов и приводить примеры действующих и потухших вулканов; описывать процесс извержения вулкана; определять закономерности географического распространения вулканизма; обозначать на контурной карте вулканы.

метапредметные: владеть устной и письменной речью, строить монологические высказывания; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи; устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, делать выводы, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять

логические операции самостоятельно способности к выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, планирует сотрудничество в паре, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формировать умения прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, самостоятельно   формулировать тему и цели урока принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и приобретут умение: самостоятельность; оценивать.

Корректировать свои знания;

Технологическая карта урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1. Мотивация и

актуализация учебной деятельности.

1. Чтение сказки «Сказка о самой большой в мире юрте».

Самая большая юрта имеет форму юрты. Такую же форму, как и юрты из оленьих шкур. И топят их по-черному. Давным-давно в обычной юрте жил богатый охотник Томгиргин. Ходил он на лыжах на охоту. И однажды забрел далеко-далеко за горные хребты и вышел к морю-океану. Жил на берегу моря старый рыбак с красавицей дочерью Итатель. Увидел ее Томгиргин, влюбился и жениться на ней захотел. Да только не отдавал ему рыбак дочь ни в какую. Но согласился, только условие поставил, по которому Томгиргин должен был построить такую большую юрту, чтобы ее из-за горных хребтов с берега моря видно было. Возвратился домой Томгиргин, задумался, как построить юрту. Из оленьих шкур построишь — ветром ее такую высокую свалит, да и где столько шкур взять? Начал строить из камней. Долго строил и построил на славу. Отдал ему рыбак дочь. Поселился с ней Томгиргин в своей каменной юрте. Первым делом свадьбу сыграли. Очаг при этом так жарко растопили, что над юртой высоко в небо огненный столб взметнулся. Теперь уже старые стали Томгиргин и Итатель. Но все равно, когда гостей принимают, очаг жарко топят. Золы тогда много выпадает и на нартах ездить плохо: очень уж полозья зола стачивает.

2. Ответить на вопросы:

1. Расскажите, какие события происходили с героями сказки?

2. Какие природные объекты и явления послужили основой для сюжета сказки и

    основных сказочных событий?

3. Назовите тему урока.

3. Актуализация знаний. Ответить на вопросы в начале параграф 24 стр. 137 учебника:

     1. Что вам известно о вулканах?

     2. Опишите, как вы представляете извержение вулкана.

     3. О каких грандиозных извержениях вулканов вы знаете?

4. Демонстрация картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Обсуждение картины:  

  1. Какие чувства вызывает картина?
  2. Почему художник назвал картину “Последний день Помпеи”?

       3.   Можете ли вы объяснить причину извержения вулканов? Попробуйте  

          сформулировать цель и задачи работы на уроке. На какие вопросы вы хотели бы

          получить ответы на вопросы.

  1. Читают сказку.  
  2. Отвечают на вопросы.
  3. Определяют тему урока.

Высказывают свои предположения.

Определяют цель своей работы на уроке: изучить строение вулкана и определить причины извержений и распространения вулканов.

Определяют задачи урока.

  1. 2. Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний и(или) видов учебных действий.

1. Организация групповой формы работы (группы созданы с низкими и высокими учебными возможностями обучающихся).

Задание для групп обучающихся с низкими учебными возможностями:

Используя текст учебника стр. 137-138 учебника, составить словарь терминов «магма», «лава», «кратер», «жерло» и зарисовать строение вулкана в дневнике-географа-следопыта стр. 19.

Задания для групп обучающихся с высокими учебными возможностями:

Используя текст стр. 137-138 и рисунок 94 учебника составить иллюстрированный рассказ «Образование вулкана» в дневнике-географа-следопыта стр. 18-19.

2.Проверка выполнения заданий с использованием интерактивной доски.

    1.  Подписать на предложенном рисунке части вулкана.

    2.  Рассказать, как происходит извержение вулкана, используя иллюстрации и фото на слайде.

3. Составление определения понятия «Вулкан» по схеме:

    Определяемое   =     что это?                     +        существенные признаки  

     понятие              или ближайший род        

4. Просмотр и обсуждение видеоролика «Почемучка. Вулканы и гейзеры».

    От чего зависит форма вулкана?

5. Выявление особенностей видов вулканов. 

    Задание: заполнить таблицу «Вулканы мира» на стр. 20 (задание 2) в дневнике географа-следопыта, используя текст учебника стр. 137-138 учебника, карту атласа «Вулканы» (стр. 12-13).

   

6. Определение причин образования вулканов и распространения на Земле.

   Задание: рассмотреть карту атласа «Вулканы» (стр. 12-13) и сравнить ее с рисунком на

   стр.141 учебника.

   С какими линиями совпадают зоны распространения вулканов? Что такое вулканизм?

   (стр. 139 учебника).

   Почему происходит извержение вулканов?

Выполнение заданий в группах.

Проверка выполнения.

Используется интерактивная доска.

Заполнение схемы понятия «Вулкан» осуществляется на интерактивной доске и в тетрадях.

Обсуждают и отвечают на вопрос.

Выполняют задание в дневнике географа-следопыта.

Находят на карте полушарий и показывают на настенной карте.

Сравнивают карту атласа и рисунок учебника.

Называют причины образования вулканов на Земле.

  1. 3. Освоение новых знаний и (или) видов учебных действий на основе алгоритма деятельности.

Задание: на контурную карту нанести разными цветами крупнейшие действующие и потухшие вулканы Земли, карту атласа «Вулканы» (стр. 12-13).

Выполняют задание на контурной карте

  1. 4. Выполнение пробного учебного действия.

Задания предлагаются на выбор учащихся:

1.Составить синквейн на тему «Вулкан»  

  1. строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейн, выраженное в форме существительного.
  2. строка – два прилагательных.
  3. строка – три глагола.
  4. строка – фраза, несущая определенный смысл.
  5. строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

2. Решить кроссворд «Вулканы Земли»

Выполнение заданий и проверка

5. Самопроверка (взаимопроверка) уровня усвоения новых знаний и (или) сформированности видов учебных действий.

Задание представлено на слайде: составить логическую цепочку «Образование вулкана»:

         1. Магма вскипает, образуется очаг магмы. (3)

         2. Литосфера разбита на литосферные плиты. (1)

         3. Выбрасываются вулканический пепел и бомбы, изливается лава, образуется конус

             вулкана. (4)

         4. Литосферные плиты сталкиваются (2)

         5. Движение магмы внутри конуса происходит по трещине – жерлу. (5)

         6. Образовался вулкан, на вершине которого кратер. (6)

 Взаимопроверка (работа в парах). Ответы представлены на слайде.

Составляют цепочку «Образование вулкана».

Осуществляется взаимопроверка.

6. Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и(или) формированию видов учебных действий.

Проведения приёма рефлексии «Расскажи по схеме».

Я знаю__________

Я запомнил______

Я могу__________

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Высказывают личное мнение об уроке и способах работы на нем.

Задание на дом:

Параграф 24 читать. Выполнить задание по теме «Вулканизм» по ссылке https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/litosfera-56809/vulkanizm-99937


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...