Мастер-класс «След человека на Земле»
методическая разработка по географии (11 класс)
Цель: создать условия для повышения профессиональной компетентности учителя на основе изучения технологии развития критического мышления.
Задачи:
1. Повысить интерес к ТРКМ.
2. Изучить прием "шести шляп", " фишбоун", «кубик».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sled_cheloveka_na_zemle._docx.docx | 306.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «След человека на Земле»
Макеева Светлана Владимировна,
учитель географии МБОУ «Горковская СОШ»
Цель: создать условия для повышения профессиональной компетентности учителя на основе изучения технологии развития критического мышления.
Задачи: 1. Повысить интерес к ТРКМ.
2. Изучить прием "шести шляп", " фишбоун", «кубик».
Оборудование: компьютер, презентация, шесть шляп.
- Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе. Я желаю вам работать дружно, открыть, что- то новое для себя. Надеюсь, что вы поможете мне в проведении занятия, за что заранее вам благодарна.
Я приглашаю фокус-группу занять свои места.
Давайте попробуем вместе определить тему нашего мастер – класса. Обратите внимание на слайд. Внимательно смотрите на картинке, что на них изображено?
Слайд 2 (картинки: след – человек – земля).
Используя метод ассоциаций, мы выделили названия предложенных изображений. Попробуйте сами сформулировать тему нашего мастер-класса.
Слайд 3
Тема мастер-класса «След человека на Земле».
Перед вами на столе разложены разные предметы, а также лист бумаги и ручка (компас, кубик-рубик, глобус)
Предлагаю вам взять со стола один понравившийся вам предмет. Смелее, смелее. Изучите его форму, цвет, фактуру, размер. Смотрим, изучаем.
(участники изучают)
Изучили? Молодцы!
Откладываем предмет. Берем в руки лист и ручку. Вам задание: составьте список прилагательных, которые характеризуют выбранный вами предмет.
(участники пишут)
Достаточно, спасибо.
Теперь, пожалуйста, обведите слово из списка, которое лучше всего описывает вас самих. Выберите одно слово и поясните, почему именно это слово так описывает ваш характер.
(участники объясняют)
Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.
Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким образом, есть системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.
Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя научиться решать задачи не решая их, и т.д.
Современные условия развития общества всё больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся всё более актуальными. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать.
Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии.
Тему нашего мастер-класса мы попытаемся раскрыть с помощью технологии критического мышления.
Что же принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в наборе методов и приемов, которые направлены на развитие мыслительных навыков учащихся.
Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - создание мотива к обучению.
Уважаемые участники фокус группы вернемся к теме нашего мастер-класса. Человеческое общество развивалось в несколько этапов: Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. Слайд 4 За время развития человеческого общество возникло множество глобальных проблем человечества. Внимание на слайд. Давайте назовем эти проблемы. Слайд 5
Демографическая
Энергетическая
Загрязнение Мирового океана
Дефицит пресной воды
Проблема мира и разоружения
Экологическая.
И все это ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Вы знали об этих проблемах? А хотите узнать больше? Вот и первая стадия ВЫЗОВА - создание мотива к обучению.
Давайте соотнесем эти глобальные проблемы к этапам развития человеческого общества. Что у нас получилось. Все они возникли в постиндустриальный или современный период.
Также на этой стадии использую такие приемы, как «Мозговой штурм», «Верите ли вы, что…?»
Практическая часть: Игра «Верите ли вы, что…?»
Слайд 6
Верите ли вы, что после окончания мастер-класса вы что-нибудь возьмете для своей методической копилки?
Верите ли вы в то, что детей можно научить учиться?
- Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки? | - Верите ли вы, что можно детей научить учиться? | - Верите ли вы, что технология критического мышления трудна и недоступна? | - Верите ли вы в утверждение, что «все новое – это забытое старое»? |
Заполнение таблицы – первой строки)))
«+» - верю
«-« - не верю
Второй этап – осмысление – содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная.
На этом этапе использую различные приемы. Сейчас мы с помощью разных приемов попробуем рассмотреть некоторые ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
В последнее время все чаще дает о себе знать- проблема мира и разоружения. Слайд7 Международный терроризм набирает обороты. Возникают очаги военных действий. Назовите, где в настоящее время находится такой очаг – СИРИЯ (правильно).
Давайте познакомимся еще с одним методом КМ.
Метод «фишбоун» Слайд 8
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.
Схемы Фишбоун дают возможность:
- организовать работу участников в парах или группах;
- развивать критическое мышление;
- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
- ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Проблема дефицита питьевой воды Слайд 9
Давайте попробуем раскрыть эту проблему с помощью приема «Кубик».
Слайд 10
Прием кубик используется в Сингапурской системе обучения
ОПИШИ. Здесь ученики воспроизводят ранее изученный материал по предложенной теме (Опишите данную проблему).
ПРОАССОЦИИРУЙ. Здесь ученик показывает способность понимать изученное, а если урок освоения новых знаний, то высказывает предположение в соответствии с новой темой (Назовите пути решения проблемы).
ПРИМЕНИ. На этом этапе применяется умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, например в упражнениях (Какие знания по данной проблеме можно использовать на вашем предмете?)
СРАВНИ. Находит сходства и различия между изученной информацией и вновь приобретённой (Сравни проблему дефицита пресной воды с продовольственной проблемой).
ПРИДУМАЙ. Этот этап синтеза, обобщения из полученной информации в творческом виде: устной журнал, сочинение, открытка (Придумай лозунг к данной проблеме).
ОЦЕНИ. Это этап рефлексии. Где ученик отвечает на вопрос: «Для чего мне эти знания пригодятся?»
Третий этап – рефлексия, подведение итогов.
Слайд 11 Один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно.
Слайд 12 «Шесть шляп мышления». Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.
Рефлексию мы проведем с помощью этого метода.
А сейчас я попрошу всех участников мастер-класса высказать своё впечатление о нашем занятии, опираясь на метод «Шесть шляп».
1. Белая шляпа - статистическая (событие оценивается на основе данных статистики).
2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события).
3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события).
4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи).
5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).
6.Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.
Начну я с себя. Я – белая шляпа. Говорю только факты. Сегодня на мастер-классе, с помощью приемов технологии критического мышления мы узнали, какой след человек оставил на земле.
Итог работы. И в заключение мне хочется напомнить, что цель современного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе. А в этом нам призвана помочь данная технология. Актуальность самой технологии неоспорима. Развитие мыслительных навыков учащихся необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Приложение 1.
Проблема мира и разоружения
Проблема мира и разоружения — проблема предотвращения третьей мировой войны остается важнейшей, самой приоритетной проблемой человечества.
Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие, и возникла реальная угроза уничтожения целых стран и даже континентов, т.е. практически всей современной жизни.
Скоро пять лет, как в Сирии бушует гражданская война. В каждой "горячей точке", где сталкиваются интересы нескольких держав, конфликт может оказаться затяжным, с очень большими жертвами. Пока нельзя говорить о более-менее ясных перспективах решения сирийской проблемы. Воюющие стороны получают сильную поддержку: режим президента Сирии Башара Асада поддерживает Россия, а оппозицию ̶ Соединенные Штаты Америки. Но экстремистское "Исламское государство", или ИГИЛ ̶ третий участник конфликта, наиболее опасный. Они воюют против всех, сея хаос и ужас. Экстремисты захватили огромные территории, они "прославились" и разрушением бесценных исторических памятников.
Пути решения: Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием; Сокращение обычных вооружений и торговли оружием; Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил.
Действующие лица
Конфликт в Сирии начинался как внутренние протесты. Режим Башара Асада жестоко подавил их, и волнения переросли в затяжную войну, где участвуют десятки игроков - региональных и глобальных. Сейчас на первый план вышли религиозные противоречия. Сражаются, с одной стороны, правительственные силы, курды, а с другой — исламистская оппозиция.
Сейчас на границе Ирака и Сирии - территория, которую власти не контролируют.
У террористической организации есть четкая цель, хорошая армия и энергичное руководство. За короткое время под ее контроль попали огромные территории. Добиться компромисса между правительством Сирии и ИГИЛ невозможно по определению. Помимо ИГИЛ, здесь действуют другие отряды исламистской оппозиции, например, самая известная из них — "Джабха ан-Нусра".
Приложение 2.
Проблема пресной воды
Ученые предполагают, что через 30 лет количество воды, пригодной для питья, уменьшится в два раза. Из всех запасов ¾ пресной воды на планете содержится в твердом состоянии – в ледниках, и только ¼ — в водоемах. Мировые запасы питьевой воды находятся в пресных озерах. Наиболее известные из них следующие:
Кроме озер, воды некоторых рек также пригодны для питья, но в меньшей степени. Создаются искусственные моря и водохранилища, чтобы накапливать пресную воду. Самыми большими запасами воды в мире обладает Бразилия, РФ, США, Канада, Китай, Колумбия, Индонезия, Перу и др.
Дефицит пресной воды
Эксперты утверждают, что если бы все водоемы с пресной водой были разделены на планете равномерно, то запасов питьевой воды хватило бы на всех людей. Однако эти водоемы размешены неравномерно, и в мире существует такая глобальная проблема, как дефицит питьевой воды. Проблемы со снабжением питьевой воды есть в Австралии и в Азии (Восточной, Средней, Северной), на северо-востоке Мексики, в Чили, Аргентине, а также практически по всей территории Африки. Всего нехватка воды испытывается в 80 государствах мира.
Основной потребитель пресной воды – это сельское хозяйство, а на коммунальное использование приходится небольшая часть. С каждым годом потребности в пресной воде возрастают, а ее количество уменьшается. Она не успевает возобновляться. Результат дефицита воды:
- снижение урожайности сельскохозяйственных культур;
- рост заболеваемости людей;
- обезвоживание жителей засушливых регионов;
- возрастание смертности людей от нехватки питьевой воды.
Решение проблемы дефицита пресной воды
Первый способ решения проблемы дефицита питьевой воды – это экономить воду, что может делать каждый человек на земле. Для этого нужно уменьшить количество ее расхода, не допускать утечки, вовремя закручивать краны, не загрязнять и рационально использовать водные ресурсы. Второй способ – это формировать водохранилища с пресной водой. Специалисты рекомендуют совершенствовать технологии очистки и переработки воды, что позволит ее экономить. Также возможно соленую воду перерабатывать в пресную, что является наиболее перспективным способом решения проблемы дефицита воды.
Кроме того, необходимо изменить методы расхода воды в сельском хозяйстве, например, использовать капельный полив. Нужно задействовать и другие источники гидросферы – использовать ледники и делать глубокие скважины, чтобы увеличивать количество ресурсов. Если все время работать на развитие технологий, то уже в ближайшее время можно будет решить проблему дефицита пресной воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему «Человеку для счастья надо…»
Добрый день, уважаемое жюри, коллеги! Сегодня я хочу поговорить с вами о счастье. Школа не дает готовых уроков счастья, ...
Мастер - класс и презентация "Человек, как губка"
Мастер-класс "Человек, как губка"для учащихся 5-9 классов по направлению ДУХОВНО-НРВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Презентация к мастер-классу....
Мастер-класс "Физические качества человека"
для практической работы по физической культуре в 6 классах. Дети сами формулируют понятие физических качеств, выполняя двигательные действия....
Материал к уроку о деформации."Каждый человек на Земле оставляет следы своих рук"
Каждый человек на Земле оставляет следы своих рук, своих творений. И недаром в народе говорят, что настоящий мужчина должен посадить : дерево. Вырастить :сына. И построить дом. А настоящая женщина все...
Мастер класс на тему Человек в химическом пространстве.
материал содержимт презентацию и конспект мастер класса на тему"Человек в химическом пространстве"...
Мастер-класс "Возможности выживания человека в условиях автономного существования в природе"
Презентация, которая поможет обучающимся познать возможности выживания, если они оказались одни в природных условиях, поможет соорудить временное жилище, научить ориентироваться на местности...
Муниципальный этап конкурса "Учитель года 2020" мастер-класс на тему:"Человек - необыкновенное чудо природы"
Муниципальный этап конкурса "Учитель года 2020" мастер-класс на тему:"Человек - необыкновенное чудо природы"...