Мастер-класс на тему «Человеку для счастья надо…»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Добрый день, уважаемое жюри, коллеги! Сегодня я хочу поговорить с вами о счастье.
Школа не дает готовых уроков счастья, подобно тому, как не дает всходов сразу посаженное зерно. Но свою задачу как учитель русского языка и литературы я вижу в воспитании этого чувства счастья в своём ученике.
Поэтому неслучайно эпиграфом к нашему разговору о счастье я подобрала слова Антона Семеновича Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя; но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно».
- Так что нужно для счастья? Давайте узнаем, что вы об этом думаете.
Для меня настоящее счастье - это когда всем людям, которые мне дороги, хорошо, когда они все рядом, когда я чувствую, что нужна им...
Мне кажется, человек не может быть счастлив в одиночестве.
Счастье есть, пока в мире живет любовь и доброта.
Вывод. Наверное, нельзя дать однозначного определения счастью, так же, как и любви. Самое короткое из них прозвучало в кинофильме "Доживем до понедельника": "счастье — это когда тебя понимают".
Вывод: понимание счастья у каждого своё
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_2.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МОУ Большечирклейской сош
Фахритдиновой И.З.
Мастер-класс на тему
«Человеку для счастья надо…»
Цели:
- Выработать этические представления о счастье, обсудить разные трактовки понимания счастья;
- содействовать укреплению духовных качеств: веры, нравственности, оптимизма, сострадания;
- создать условия для самораскрытия личности, формировать и развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, развивать мышление.
Добрый день, уважаемое жюри, коллеги! Сегодня я хочу поговорить с вами о счастье.
Школа не дает готовых уроков счастья, подобно тому, как не дает всходов сразу посаженное зерно. Но свою задачу как учитель русского языка и литературы я вижу в воспитании этого чувства счастья в своём ученике.
Поэтому неслучайно эпиграфом к нашему разговору о счастье я подобрала слова Антона Семеновича Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя; но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно».
- Так что нужно для счастья? Давайте узнаем, что вы об этом думаете.
Для меня настоящее счастье - это когда всем людям, которые мне дороги, хорошо, когда они все рядом, когда я чувствую, что нужна им...
Мне кажется, человек не может быть счастлив в одиночестве.
Счастье есть, пока в мире живет любовь и доброта.
Вывод. Наверное, нельзя дать однозначного определения счастью, так же, как и любви. Самое короткое из них прозвучало в кинофильме "Доживем до понедельника": "счастье — это когда тебя понимают".
Вывод: понимание счастья у каждого своё.
И из каждого такого понимания можно сложить общее представление о счастье. Психологи утверждают, что существует несколько уровней счастья.
- Давайте сейчас поделимся на группы, для того чтобы каждая из них определила своё понимание счастья из предложенных литературных цитат.
1. Итак, первая группа получила высказывание О. Мандельштама: «За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить?»
- В чем заключено счастье для автора этих строк? ( радость от самого пребывания на земле)
- Да, верно. К сожалению, взрослыми это ценится уже редко. Только постарев и потеряв здоровье, мы начинаем понимать, как счастливы были когда-то одним лишь ощущением бытия. Недаром о некоторых людях говорят: радуется жизни, как ребенок.
- А кто из литературных персонажей был счастлив только оттого, что жив? ( Буратино, Колобок лягушка-путешественница)
2. Слово второй группе. Ваши строки: «Счастье – в окладе большом и власти…» (Э. Асадов) А это что за счастье? (материальное благополучие)
К сожалению, пока труднодоступное в нашем обществе. Хотя говорится, что не в деньгах счастье, но без необходимого не проживешь. Нельзя осуждать за это людей, главное – чтобы материальные ценности не заменили духовные….
-Кто из знакомых вам персонажей был доволен и счастлив на этом уровне? ( «Царь Кощей над златом чахнет», старуха из сказки « Золотая рыбка», мачеха и её дочери в сказках «Золушка», «Морозко», «Госпожа-метелица», «Остров сокровищ», «Пираты Карибского моря»)
3. Третья группа – вам слово. «…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится» - какая мерка счастья заключена в этих словах? (общение, дружба, любовь)
Да. Верно, во всем многообразии их проявления. Если человек владеет этими дарами, казалось бы, что ещё для счастья надо! Но мудрая этика напоминает, что любовь не вечна и посещает не всех. С дружбой тоже не всё так просто. Сколько написано об этом! Немецкий поэт Людвиг тик считал, что все люди любят или, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». Поэтому это не окончательное счастье.
- Дружбе, любви посвящено много произведений. Какие из них остались у вас в памяти? ( «Мой первый друг, мой друг бесценный» Пушкина и Нагибина, «Теплый хлеб» К. Паустовского, «Ася» , «Первая любовь»Тургенева, « Я вас любил» Пушкина и др.)
И, наконец, 4 группа: порадуйте нас своим счастьем. «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей» (Людвиг ванн Бетховен). В чем секрет вашего счастья? (делать счастливыми других). Как вы понимаете эти слова? ( дарить своё сердце, жить ради других)
Верно.
- Кого из героев литературы и в жизни вы можете назвать? ( Павел Корчагин из романа « Как закалялась сталь» - и его прототип – сам Николай Островский; «Овод» роман Этель Лилиан Войнич, Образ Данко из легенды Изергиль).
Много примеров можно привести. И ими можно воистину гордиться. Стихи Э.Асадова, ослепшего после ранения в Великую Отечественную войну, чьи строчки мы приводили сегодня, разве не заставляют нас задуматься о простых истинах, разве не заглушают боль, не вселяют надежду?..А музыка Бетховена, оглохшего в возрасте 26 лет, разве не осчастливила людей, разуверившихся в жизни? Вы можете возразить, что не всякому суждено быть героем…. Но ведь можно быть счастливым, получая радость от забот о родных. Счастлив учитель, любимый теми, кому отдал своё время, талант и сердце. Счастлива мать, чей ребенок, пусть неумело, но старательно готовит ужин к её приходу и неслышно ходит по квартире, пока он спит…
- Итак, что мы увидели?
Кто-то счастлив от того, что живет.
Кто-то рад материальному благополучию.
Кто-то счастлив, общаясь, а кто-то творя…
Кто-то счастлив, делая счастье другим.
- Давайте вернемся к началу занятия: можно ли дать готовые уроки счастья? Почему?
Каждый выбирает для себя свой уровень. Наша задача – учить детей быть счастливыми на всех уровнях, на всех ступенях счастья.
А счастье , по-моему, просто,
Бывает разного роста:
От кочки до Казбека
В зависимости от человека!
Будьте счастливы! На всех ступенях, на всех уровнях. Чтобы вы получали удовольствие от самого пребывания на земле, имели материальную стабильность, любили, дружили, творили и делали вокруг себя счастливыми людей!!!
Звучит песня « Мы желаем счастья вам!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урок музыки (МХК) "Человек - это то, во что он сам верит" А. П. Чехов
Материал урока можно использовать не только для уроков музыки, но и для уроков МХК, а также классных часов. Это небольшая иллюстрация организации ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уро...
План-конспект урока по теме "Человек- искатель счастья" в 10 классе (углубленное изучение) учебник"English X" авт. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева,
Урок построен по технологии деятельностного метода. Деятельностной целью является формирование коммуникативной компетенции учащихся в рамках обозначенной темы. Содержательная цель- актуализировать зна...
Мастер класс в 11кл. Тема: Человек – памятник
Показать методику работы с художественным произведением, развивать умения мыслить, вести дискуссию, высказывать свою точку зрения, развивать умения анализировать произведения, давать оценку современны...
Мастер- класс «Человеку для счастья надо…»
Технология критического мышления...
Мастер-класс для мам с детьми "Фонарик счастья"
Этот мастер-класс проводится для мам с детьми. Панно называется «Фонарик счастья» и все элементы этого панно его олицетворяют – китайский красный фонарик, цветущая китайская айва, ее...
Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.
Это разработка проведенно мастер-класса учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....
Мастер-класс "Оценка состояния работоспособности человека: исследовательская работа на уроке".
Данный мастер-класс был представлен на конкурсе профессионального мастерства "Учитель года-2021"....