ТКУ урока по географии 6 класс Реки
план-конспект урока по географии (6 класс)
Материал содержить информацию урока Реки - артерии Земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reki_-_arterii_zemli.docx | 278.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа с.Талица
Елецкого муниципального района
Липецкой области
Методическая разработка
открытого урока географии
по теме: «Реки – артерии Земли»
6 класс
учитель географии
Захарова Наталья Владимировна
2021 год
Технологическая карта урока:
Класс: 6
Тема урока: Реки - артерии Земли
Тип урока: урок изучения нового материала, практикум
Цели:
- сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках России;
- расширить и углубить знания о водах суши – реках;
- научить обучающихся находить и показывать реки на карте;
- развивать познавательную активность, умение наблюдать, рассказывать, делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о реках (части, состав, виды);
- формировать умения работать с картой;
- формировать умения составлять описание географического объекта;
- формировать навыки по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
Развивающие:
- развивать навыки работы с информационным материалом.
- развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;
- развивать познавательный интерес и географическое мышления обучающихся;
Воспитательные:
- воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
- воспитывать бережное отношение к природе, Родине.
Планируемые результаты:
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России. Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки и речные системы; Описывать ГП реки по плану | Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; сравнивают объекты, факты, явления, события по заданным критериям, качественно и количественно описывают объект. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
Методы и формы обучения:
Наглядный, частично-поисковый, практический, индивидуальный, фронтальный, работа в парах, группах.
Образовательные ресурсы:
Учебник «География.5- 6 класс» А.И. Алексеев, В.В. Николина
Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал
Карта полушарий
Энциклопедии, справочники по географии
Необходимое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля |
| Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся: – Здравствуйте! Скажем мы новому дню! Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем! Все готовы – все готовы На столе у каждого лежат цветные листочки с заданиями, которые вы будете выполнять по ходу нашего урока. На первом листочке – ваше «дерево успеха», за каждое выполненное задание, вы ставите себе один балл, если задание не смогли сделать 0 баллов (приложение 5) | Готовятся к уроку, приветствуют учителя | |
| - Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. - Какую оболочку Земли мы изучаем? - Что она в себя включает? Выполним задание № 1. (розовый) Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к водам суши (приложение 1). Проверим задание. Ребята вы согласны, оцените ответ. Правильно выполнили задание 1 балл. | Обучающиеся дают ответ «Гидросфера» Воды Мирового океана Гидросфера Воды суши Вода в атмосфере Обучающиеся выделяют воды суши: болото, подземные воды, озеро, ручей, водопад, родник, водохранилище, река. Объяснение ответа. Воды Мирового океана: море, залив, океан | Устные ответы Индивидуальная работа, самооценка |
| Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных вами объектов. О каком, вам поможет определить загадка:
-Значит, какая будет тема урока? Ваше мнение (СЛАЙД 1) | Обучающиеся дают ответ на загадку - река Обучающиеся называют тему урока «Реки» и записывают в тетрадь | Устные ответы |
4.Целеполагание и мотивация | Сегодня мы разберем один из водных объектов суши – это реки. - Вы все были на побережье реки, вспомните, что представляет собой река? - Что вы знаете о реках? - А что бы вы хотели еще узнать о реках? -Какие цели мы перед собой поставим? Итак, сегодня мы должны узнать: - что такое река, ее части; - что такое речная система; - чем питаются реки; - зачем реки нужны человеку. | Высказывают свои предположения и точку зрения. | Индивидуальная и фронтальная работа, устные ответы. |
5.Изучение нового материала Физминутка для глаз «Путешествие по карте». Физкультминутка 6. Закрепление изученного. Практикум 7. Итоги урока. Рефлексия Домашнее задание | Знакомство с рекой мы начнем с посещения картинной галереи великих русских художников. (Слайд – шоу).(2,3,4) Читает стихотворение: Речка, синяя вода! Ты скажи, бежишь куда? И зачем ты так спешишь, Плещешь пеною, шумишь? Отвечала нам река: - Я бегу издалека, Я спешу, я тороплюсь, В океан большой вольюсь, Растворюсь там в глубине, На просторе вольно мне! Потому так и желанна Бесконечность океана. – Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река? Чуден Днепр при тихой погоде, –Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты. Творческое задание: чтение учащимися стихотворений о реках. А.Твардовский «За далью даль» Семь тысяч рек, ни в чем не равных: Н.А.Некрасов «На Волге» О, Волга! после многих лет (М.Ю.Лермонтов) Терек воет, дик и злобен, - Какие главные отличительные признаки у реки? По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично) «поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный», «русло» - Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река?( СЛАЙД 5,6) И расставим карточки по порядку. Работа с кластером. ( Река – естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом руслом). Работа с картами атласа Откроем атласы и найдем физическую карту полушарий на стр.14. - Посмотрите, как река обозначена на карте. Почему именно так? -Приведите каждый примеры рек, назовите их. - Реки покрывают земной шар голубой паутиной. На земле почти 20 миллионов рек, 53 из них имеют длину более 1000 км. Они играют в жизни человека большую роль. По их берегам возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки кормили и поили людей. Они были преградой от врагов. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало, одна река вытекает из озера, другая из родника, третья начинается в горах, четвертая слиянием двух рек. - Определите, какая река берёт начало в точке с координатами 57 с.ш. 33 в.д. ? - Как называется начало реки?(СЛАЙД 7) Исток – это место, где река берет начало. Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает. Важно! Исток не может находиться в море или океане. - Как называется место, куда впадает река? Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. (СЛАЙД 8) Работа в парах. Возьмите листочки с заданием № 2. - Откройте физическую карту Российской федерации на стр.20.Ознакомьтесь с заданием: вам нужно найти с помощью карты исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с этим заданием. (Приложение 2).( зеленый) Давайте проверим, как справилась с заданием ваша пара. Ребята, у кого задание такое же проверим, правильно ли выполнили задание, оцените работу. Справились с заданием № 2 без ошибок, ставим 1 балл. Прежде чем выполнять следующие задание, поработаем устно с понятиями. У Географчика к вам несколько вопросов: - Как называется расстояние от истока до устья? - Расстояние от истока до устья называется длиной реки. Значит, реки бывают длинными и короткими. Работаем с физической картой Российской Федерации стр. 20 - Приведите примеры длинных рек. - Приведите примеры коротких рек. Многие реки являются притоками других рек. Притоки бывают правыми и левыми. - Как определить, где правый приток, а где левый? - Обратимся к карте: определим притоки (правый, левый) рек: Лена (притоки Алдан, Вилюй) Обь (приток Иртыш) Волга (приток Кама). Следующий вопрос от Географчика: - Что такое речная система?(СЛАЙД 9) Главная река со всеми притоками образует речную систему. - Продолжаем работу в парах. Приступим к выполнению задания № 3. (голубой цвет) Схема реки. На листочке, изображена схема реки и задание. Проверка выполнения задания. На слайде показана схема. Проверяется каждое пустое поле по парам. Если все задание выполнили правильно, ставим 1 балл Учитель просит посмотреть на карту на север юг, запад восток. «Совершить» кругосветное путешествие глазами по океанам из города Мурманск, начиная по Северному Ледовитому океану через Тихий океан, Индийский и Атлантический (при этом учитель может проводить указкой по карте, а учащиеся следят глазами). Закрыть глаза сосчитать до десяти. Включается музыка (звуки в природе -ручей в лесу) Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся.) Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания. (СЛАЙД 12) Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради питание рек по середине. Питание рек:
Подведем итог урока, сегодня мы узнали: - что такое река, ее части; - что такое речная система; - какие бывают реки; - зачем они человеку; Пусть каждый возьмет свое «Дерево успеха» и оценит свою работу на уроке. -Ребята оцените, кто сегодня хорошо поработал на уроке. Согласны?! Знакомит с домашним заданием: Для всех Параграф 33, вопросы в конце параграфа На выбор: 1)Составить синквейн со словом река -Ребята, какие реки протекают возле нашего села? 2)Творческое задание: описать реки согласно плану практической работы. ? На следующем уроке мы продолжим изучать тему реки и начнем с практической работы (если не успели). | Смотрят картины, слушают стихотворения Обучающиеся дают ответ Учащиеся высказывают разные версии Один из обучающихся работает с кластером у доски, расставляя карточки по порядку. Делают запись в тетрадь Объясняют условный знак, находят реки на карте, запоминают их названия. Приводят примеры рек. Слушают учителя и смотрят слайд – шоу. Обучающиеся работают с учебником (поиск информации), находят определения понятий, дают ответы. Знакомятся с заданием на листочках. С помощью атласа выполняют задание. Проверяют задание. Самооценка, взаимооценка. Учащиеся работают с учебником (поиск информации), находят определения понятий, дают ответ: длина реки Примерные ответы учащихся: Длинные: Обь, Лена, Енисей. Короткие: Анадырь, Мезень, Таз Ответы детей Обучающиеся работают с учебником (поиск информации), находят ответ, отвечают. Работа с картой, ответы учащихся: Река Лена - Алдан правый приток, Вилюй- левый приток. Река Обь – Иртыш левый приток. Река Волга – Кама левый приток. Ответ обучающихся: Главная река со всеми притоками образует речную систему. Знакомятся со схемой и заданием № 3 Выполняют задание. Обучающиеся проверяют схему. За правильное выполнение задания, ставят 1 балл. Учащиеся выполняют физминутку для глаз, выполняя команды учителя Знакомятся с заданием, распределяют задания между участниками группы Исправляют ошибки(?) Выступление групп согласно плану у доски Обучающиеся отвечают на вопросы устно (да-нет) Записывают домашнее задание Ответ Быстрая Сосна. | Устные ответы. Фронтальная работа Выслушиваются ответы обучающихся и делается вывод. Работа с картой Индивидуальная работа Индивидуальная работа, поиск информации Работа в парах. Работа с картой, письменные ответы Устные ответы Фронтальная работа. Устные ответы. Индивидуальная работа с картой у доски. Устные ответы Фронтальная работа. Устные ответы. Устные ответы. Работа в парах. Самопроверка Работа в группе. Письменные ответы. Устный ответ. Оценивание работы на уроке. Самооценка на листочках |
Приложение 1.
Задание № 1.
Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те, которые относятся к водам суши.
Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, залив, родник, река,
водохранилище, озеро, водопад, море.
Приложение 1.
Задание № 1.
Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те, которые относятся к водам суши.
Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, залив, родник, река,
водохранилище, озеро, водопад, море.
Приложение 1.
Задание № 1.
Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те, которые относятся к водам суши.
Географические объекты: Болото, океан, ручей, подземные воды, залив, родник, река,
водохранилище, озеро, водопад, море.
Приложение 2.
Задание № 2А
вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки | Исток реки | Устье реки |
Волга | ||
Ангара |
Географические объекты: река Енисей, Валдайская возвышенность, Каспийское море, озеро Байкал.
Задание № 2Б
вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки | Исток реки | Устье реки |
Иртыш | ||
Анадырь |
Географические объекты: река Обь, восточные сколы хребта Монгольский Алтай, Анадырский залив, Анадырское плоскогорье.
Задание № 2В
вам нужно найти с помощью физической карты Российской федерации атласа исток и устье рек, которые написаны в вашей таблице. Внизу таблицы даны географические объекты, которые помогут вам справиться с заданием.
Название реки | Исток реки | Устье реки |
Амур | ||
Лена |
Географические объекты: Охотское море, слияние рек Шилки и Аргунь, озеро в Байкальском хребте, море Лаптевых.
Приложение 3
Схема реки | |||||||||||
|
Схема реки | |||||||||||
|
Схема реки | |||||||||||
| |||||||||||
ФИ____________________
«Дерево успеха»
За каждое выполненное задание, вы ставите себе
один балл, если задание не смогли сделать 0 баллов
Задания
Количество баллов
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Всего:
Самооценка:
Тема урока мне понятна, на уроке все
получилось.
Неплохо работал(а) на уроке, но что-то не
получилось.
Сегодня у меня не получилось, но я еще раз
попробую повторить и поработать над темой.
РЕКА
УГЛУБЛЕНИИ
ТЕЧЁТ
ВОДНЫЙ
ПОТОК
ЕСТЕСТВЕННЫЙ
РУСЛО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе "Реки"
Тема: Реки Цели: 1. Познакомить учащихся с элемента...
Открытый урок по географии 6 класс тема "Реки"
Открытый урок по географии 6 класс по теме "Реки". Предлагается конспект урока по теме. На уроке используется работа в парах, группах....
Методическая разработка урока в 8 классе "Реки России".
p { margin-bottom: 0.21cm; } Урок связан повторением знаний из предыдущих тем, изучаемых в 6 классе. Знания, полученные при изучении данной темы, будут использоваться в последующих уроках, как пр...
Урок в 8 классе "Реки России"
Данные разработки можно использовать при проведении обобщающего урока по теме....
Разработка урока в 8 классе "Реки России"
В разработке представлены скриншоты презентации, которая выполнена в формате SMART Notebook (к сожалению, презентацию загрузить не удалось). Если кого-то заинтересовала разработка урока, напишите, я в...
Методическая разработка модульного урока по географии Тема: «Реки»
Технологическая карта урокаА) предметные – Сформировать представление о реке, ее составных частях, частях речной системы , видах рек относительно рельефа.Б) метапредметные–форм...
План конспект урока по географии. Тема: Реки Лена и Амур
План конспект урока по географии для 6 класса для обучающихся с ОВЗ...