Методическая разработка урока в 8 классе "Реки России".
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Урок связан повторением знаний из предыдущих тем, изучаемых в 6 классе. Знания, полученные при изучении данной темы, будут использоваться в последующих уроках, как при изучении темы « Богатство внутренних вод России» в 8 классе, так и при изучении темы «Волга» в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_reki_rossii.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1:Тема: Реки России.
Цели:
Образовательные:
-Выявить особенности рек России.
-Раскрыть понятия: «режим реки», «падение реки», «уклон реки», «годовой сток», «расход воды».
-Углубить знания о российских реках.
- Задуматься о проблемах российских рек, высказать собственное мнение о путях их решения.
Воспитательные:
-Формирование у учащихся навыков совместной деятельности, культуры общения, чувства ответственности за успехи группы.
Развивающие:
-Развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования.
-Развитие интереса к географическим знаниям.
-Развитие обще учебных умений и навыков.
-Развитие умения самостоятельно работать с учебником, картами и другой географической информацией.
Задачи:
Создать педагогические условия, при которых ученик сможет:
- работать с картой, текстом, атласом, контурной картой;
- решать экологические задачи;
- обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, и определять пути их охраны и рационального использования.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
* физическая карта России,
* атлас,
* к/к,
* учебник,
* иллюстрации “Реки России”.
Презентация.
На доске высказывание: “Текущая река – это сама жизнь”
П.П. Семенов-Тян-Шанский
Друзья мои! Я очень рад!
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок.
- Темой урока будет отгадка на следующую загадку:
ПеРЕКАты, повороты.
Мели и водовороты.
Размывая берега,
Мчится быстрая…
(река)
- Вы уже поняли, что тема нашего урока: «Реки России».
Слайд 2: “Текущая река – это сама жизнь” - сказал Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский.
- Вода – это чудесный дар природы. Вода - это единственный естественный ресурс, который невозможно заменить никаким искусственным. Значение воды в природе огромно. Без воды не может быть ничего живого на Земле. Большой круговорот воды – вечный процесс, в результате которого вода, проникая во все земные оболочки, снабжает их микроэлементами и взаимодействует со всеми природными компонентами.
Воды России это наше национальное богатство. Реки Обь, Енисей, Лена, Амур относятся к величайшим рекам мира, а Волга является самой крупной рекой Европы
- Являются ли для вас реки ценностью? Если да, то в чём эта ценность? (ответы детей)
- Из курса 6 класса мы знаем:
Река - … (естественный постоянный водный поток, текущий в выработанном им русле).
Исток - … (начало реки).
Устье - … (место впадения реки).
- Посмотрите на карту и покажите исток и устье реки Амур.
Прочитайте 3 подраздел пар.15 на странице 97 и ответьте на вопросы:
- Что называется речной долиной?
- Какая часть речной системы называется притоком?
- Как можно определить, где у реки Волги левый приток, где правый, где левый берег, где правый. Поставьте недалеко от устья реки у правого берега красный бакен, а у левого – белый. ( Нужно встать спиной к истоку реки и с правой стороны будет правый приток, а с левой – левый. Левый приток у Волги — Кама, правый - Ока).
- Равномерно ли распределены реки? От чего зависит такое распределение рек? (ответы детей: реки распределены не равномерно, это зависит от климата и рельефа, грунта, растительности).
Слайд 3:
Слайд 4: Используя таблицу 5 на странице 298, найдите ошибки в сопоставлении названия реки и указании их длины: Печора — 4440 м. ( 1809 м)
Северная Двина (с Югом) — 1809 м. ( 1318 м )
Амур (с Аргунью) — 1318 м. ( 4440 м )
Слайд 5: Все реки России можно классифицировать по следующим признакам:
- по питанию: а) снеговые (Печора), имеют реки умеренного климата с холодными, снежными зимами;
б) ледниковые (Амударья), которые берут начало в высоких покрытых льдом горах;
в) смешанное (Енисей, Лена).
г) подземные воды питают многие реки (реки пустынь и полупустынь).
Слайд 6: - по характеру течения: а) равнинные (малый уклон русла, небольшая скорость течения, широкие поймы));
б) горные (большой уклон и падение, большая скорость, глубокие и узкие долины, частые пороги и водопады).
Задание №1 группам (карточки):
1 группа.
1. Определите характер течения реки:
Н.Гоголь «Чуден Днепр...»
Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои. (Ответ: равнинная река).
2 группа.
М.Лермонтов «Дары Терека»:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят. (Ответ: горная река).
- А о чём говорит следующая часть этого стихотворения?
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит. (Ответ: характер течения реки в нижнем течении изменился, река стала равнинной, впадает в Каспийское море — озеро).
Слайд 7: - по принадлежности к бассейнам и области внутреннего стока;
В.Гюго говорил: «Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей».
- Каким океанам поют свои песни реки России?
Задания №2 группам (карточки):
1 группа.
Используя атлас стр. 16 распределите перечисленные ниже реки по бассейнам стока (Атлантического, Северного Ледовитого): Волга, Урал. Днепр, Дон, Лена,Терек, Амур, Сухона, Тобол.
2 группа.
Используя атлас стр. 16 распределите перечисленные ниже реки по бассейнам стока ( Тихого океанов и внутреннего стока): Волга, Урал. Днепр, Дон, Лена,Терек, Амур, Сухона, Тобол.
(Ответы: Атлантический: Днепр, Дон; Северный Ледовитый: Сухона, Лена,Тобол;
Тихий: Амур; внутреннего стока: Волга, Урал, Терек).
Слайд 8: Физминутка.
Поработали на славу
Ну — ка, дружно станьте в ряд
Физминутку выполнять.
У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте).
- по использованию человеком:
Велика роль рек в исторической судьбе народов. У славян они служили источниками воды, пищи (рыбная ловля), преградой для кочевников. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот неписанный закон нашел отражение в поговорке «Как пить дать».
Русский народ хорошо знал и любил свои реки, величал их уважительно, ласково: Волга-матушка, Дон-Иванович. Ремесло лоцмана было очень почетным на Руси. С IX века стали исподволь использовать энергию текучей воды: строили ветряные мельницы. С помощью водяных колес приводили в движение станки и другие механизмы. Первая в России ГЭС была построена в 1896 году.
В настоящее время вода рек используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности.
Слайд 9: На возможности хозяйственного использования рек влияют:
а) падение реки — превышение истока над устьем;
б) уклон реки — отношение падения к её длине;
в) годовой сток — расход воды в реке за длительное время. Измеряется в кубических метрах в секунду.
г) расход воды — количество воды, проходящее по руслу за единицу времени;
Слайд 10: Водные ресурсы – это воды, которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве.
Слайд 11: Водопотребление в семье.
Слайд 12: Знаете ли вы, что…
Слайд 13:
Задача:
Необходимо знать, что при вытекании воды из кранов в виде капель теряется до 60 литров в сутки, а в виде струи толщиной в спичку — 500 литров. Определите, потери воды в школе при условии неисправности 2 кранов за неделю.
Слайд 14: д) режим — изменение уровня воды в реке, её водоносности, процесса замерзания и вскрытия.
К нему относятся: 1) половодье — ежегодно повторяющееся в определённый сезон года увеличение количества воды в реке и сильный подъём уровня в результате таяния снега выпадения дождя в течение длительного периода времени.
2) паводок — внезапный кратковременный подъём уровня воды в реке, вызванный выпадением сильных дождей, усиленным таянием снега или ледника в период оттепели.
3) межень — самый низкий уровень воды в реке, обусловленный очень жаркой или морозной погодой.
- Ребята, какое явление природы описал автор:
Но силой ветра от залива
Переграждённая Нива
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова... (наводнение)
- Да, вода не только наш друг и помощник, но вода обладает и разрушительной силой.
Слайд 15: - Какие стихийные и опасные явления связанные с водой вы знаете? (ответ - наводнения, цунами, снегопады, сели, лавины, наледи, гололёд, оползни).
- Как правильно мы должны вести себя при внезапном наводнении? (дети зачитывают инструкцию по группам).
Инструкция поведения при внезапных наводнениях.
1 группа
- не терять самообладание, не поддаваться панике;
- наметить конкретный план действий;
- действовать: быстро занять ближайшее возвышенное безопасное место;
- Быть готовым к эвакуации на воде, если нужно подавать сигналы бедствия.
Эвакуация — способ сохранения жизни людей.
2 группа
- для этого используются все имеющиеся плавсредства — баржи, лодки, плоты;
- входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила;
- во время движения запрещается меняться местами.
Слайд 16: Существует много легенд, сказок, песен о реках. Писатели, художники прославляли реки в своих произведениях. С водой связаны поверья, приметы, гадания, заговоры, а также былины и эпосы.
Слайд 17: - Определите, о какой великой реке идёт речь в отрывке из стихотворения Александра Твардовского «За далью — даль»:
Семь тысяч рек. Ни в чём не равных:
И с гор стремящий бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих вдаль, семь тысяч рек
Она со всех концов собрала -
Больших и малых — до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.
Слайд 18: - Эта река с древних пор была известна древним грекам под коротким названием «Ра».
- Арабы в эпоху Средневековья величали её «Итиль», то есть «река рек».
- Некоторые учёные считают, что название реки произошло от русских слов «влага», «вода». (Ответ - Волга)
Ни в одной стране мира нет такого количества рек, как в нашей. Если учитывать только те реки, длина которых превышает 10 тыс.км., то общая длина их составит более 3 млн.км.! Соединившись, наши реки могли бы несколько раз покрыть расстояние до Луны и обратно.
- Посмотрите на иллюстрации крупных рек России. Обратите внимание на красоту этих рек.
Слайд 19: Волга – великая русская река.
Слайд 20: Енисей – могучий богатырь.
Слайд 21: Ангара – дочь Байкала.
Слайд 22: Лена – сибирская красавица.
Слайд 23: Обь – свое имя получила от народа коми, что в переводе означает “бабушка”
(Волга – матушка, а Обь – бабушка).
Слайд 24: Дон-Иванович — батюшка.
- Подпишите на контурной карте крупные реки России.
Обсудим проблему: Может ли страна, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка чистой пресной воды?
Не смотря на такое могущество рек России, истощение водных ресурсов в результате потери их качества представляет большую угрозу.
- какие меры нужно предпринимать по улучшению качества воды? (Ответы - Регулирование речного стока. Мощные очистительные сооружения. Улучшение технологий производства. Сокращение потерь воды).
Закрепление.
Слайд 26: Викторина:
1) Величайшие реки мира — Обь, Енисей, Лена, Амур.
2) Самая крупная река Европы — Волга.
3) Реки России относятся к бассейнам - 3 океанов (Атлантическому, Тихому,Северному Ледовитому) и области внутреннего стока.
4) Реки Ростовской области — Дон, Маныч, Сал.
Слайд 27: Вывод: Воды России – наше национальное богатство. Их нужно разумно использовать и охранять.
- Не случайно сказал Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский, что “Текущая река – это сама жизнь”
Неповторима красота каждой реки, большой и малой. Нет такой меры, чтобы измерить радость, приносимую общению с рекой.
Слайд 28: Д/З: Мне хочется, чтобы эта тема вам запомнилась, и я предлагаю вам выполнить дома творческую работу “Реки – чудесный дар природы”. Вы можете подобрать стихи или описания рек в литературных произведениях, сочинить сами стихи о реках, нарисовать рисунок, приготовить сообщение, придумать задания-загадки.
Слайд 28: Удачного дня. Хорошего настроения!
Чтобы знали мы друг друга,
Есть прекрасная наука.
Географией зовётся,
Испокон веков она.
Полюби её, играя,
На вопросы отвечая.
И всё больше узнавая
От рассвета до темна.
Задание для групп.
По плану описания составить характеристику рекам: Волга и Енисей.
План описания | Волга | Енисей |
1.Где берёт начало | Валдайская возвышенность | Саяны |
2.Общее направление | С-З - Ю-В | Ю-В - С-З |
3.Куда впадает | Каспийское море | Карское море |
4.Характер течения | Равнинное | Горное |
5.Длина реки | 3551м | 4092м |
6.Возможность хозяйственного использования |
ПАМЯТКА
Наша планета — наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее.
Если найдёшь в лесу родник — сохрани его. Может быть это начало полноводной реки.
Вглядись в чудный мир природы, вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя, и ей нужны твои заботливые руки.
Вот как вспомнил свою реку детства известный кинорежиссёр Александр Довженко:
«Река моя, жизнь моя, люблю я воду твою ласковую, животворящую и берега твои чистые, и всех людей, что трудятся на твоих берегах.
Кланяюсь тебе за ласку, за богатство, что дала ты моему сердцу. За то, что, глядя на тебя. Делаюсь я добрым, человечным и счастливым, что могу любить тебя всю жизнь. Река моя — душа моего народа».
Приложение
Речная система реки Волги
- Нанесите правый и левый приток Волги.
- Покажите исток и устье реки.
Задание №1 группам (карточки): 1. Определите характер течения реки: 1 группа. Н.Гоголь «Чуден Днепр...» Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои. |
Задание №1 группам (карточки): 1. Определите характер течения реки: 2 группа. М.Лермонтов «Дары Терека»: Терек воет, дик и злобен, Меж утёсистых громад, Буре плач его подобен, Слёзы брызгами летят. |
Задания №2 группам (карточки): 1 группа. Используя атлас стр. 16 распределите перечисленные ниже реки по бассейнам стока (Атлантического, Северного Ледовитого): Волга, Урал. Днепр, Дон, Лена, Терек, Амур, Сухона, Тобол. |
Задания №2 группам (карточки): 2 группа. Используя атлас стр. 16 распределите перечисленные ниже реки по бассейнам стока ( Тихого океанов и внутреннего стока): Волга, Урал. Днепр, Дон, Лена, Терек, Амур, Сухона, Тобол. |
Инструкция поведения при внезапных наводнениях. 1 группа
Эвакуация — способ сохранения жизни людей. |
Инструкция поведения при внезапных наводнениях. 2 группа
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николаевская СОШ
Открытый урок
по географии
на тему:
«Реки России»
8 класс
Учитель: Тимошенко Л.Н.
Николаевский – 2й
2012 год
Климат
Рельеф
Реки
Направление и характер течения
Густота речной сети, питание и режим рек, ледостав
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век9 класс тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...
Методическая разработка урока по теме "Россия в Первой мировой войне"
презентация к уроку...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век
Анализировать политику Временного правительства в сравнении с деятельностью ведущих политических партий (большевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов) на различных этапах революции;Определять альтернатив...
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе "Внешняя политика СССР в 1945 - 1953 гг"
Конспект урока на основе конструктора урока....
Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)
Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...
Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).
Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.). На уроке предполагается изучение нового м...