Урок в 6 классе "Реки"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Тема: Реки
Цели: 1. Познакомить учащихся с элементами речной системы.
2. Развивать знания и умения составлять характеристику рек по плану.
3. Воспитывать добросовестное отношение к труду.
Оборудование: атлас и контурная карта для VI класса, график.
Тип урока: комбинированный
Содержание урока.
1.Орг. момент.
2.Проверка д/з по вопросам:
1. Почему одни горные породы пропускают воду, а другие — нет?
2. В чем отличие грунтовых вод от межпластовых?
3. Расскажите об источнике или колодце, который вы видели: чистый ли он, охраняется ли от загрязнения? Как лучше его охранять?
4. Работа по карте у доски. 1.Покажите пути, которыми корабль может пройти из Санкт-Петербурга во Владивосток. Сколько таких путей? Какой из них удобный?
5. Работа по карточкам.
3.Доклад «Портрет Волги»
4. Изучение новой темы: О какой части гидросферы идет речь?
…Не много лет тому назад
Там, где сливаяся шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струя Арагвы и Куры
Был монастырь... (Воды суши)
Что называется рекой? Записать определение в тетрадь: река-это поток воды текущий в выработанном углублении русле.
Знакомство с элементами речной системы (исток, устье). Закрепить: исток-это….., устье-это…
Словарная работас термином «исток». Определите корень слова («ист»), подберите однокоренные слова (история, источник, истинна)
Работа с картой. Найти исток Волги (узкий ручей в Тверской обл.) и исток Ангары (могучий поток из оз. Байкал)
Задание тренировочного характера: по карте найти исток р. Миссисипи.
а) на какой высоте расположен исток;
б) на какой высоте расположено устье;
в) каково общее направление её течения.
Учебный приём и новая учебная ситуация: «вставать по течению реки», для этого
уч-ся поворачивают карту и определяют, какими притоками Волги являются Ока и Кама (левый или правый)
Работа с учебником: рис. 68, стр. 100.
Подчеркнуть, что главной характеристикой «речной системы»- является длина в км (пример Нил); «бассейн» - площадь в км2 (пример Амазонка).
Вопрос: Уральские горы являются водоразделом каких рек?
Сформировать представление о речной долине помогут рис.69, 70 в учеб. И блок — диаграмма на форзаце.
Характер течения реки поможет определить стихотворение. М. Ю. Лермонтова.
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит...
Задание по карте: найдите р. Терек. Где и на какой высоте находится исток? Какой характер течения реки? Где расположено устье?
Игра: изобразить мимикой и пластикой характер горной и равнинной реки.
Пороги и водопады: рис. 71, 72 учеб.
Привести примеры: высокий - Анхель, широкий — Ниагарский, водопад в России — Илья Муромец.
А) Питание: дождевое, снеговое, ледниковое, подземное. От питания изменяется уровень.
Низкий уровень — межень.
б) Режим: поводок, половодье (записать определение в тетрадь)
Закрепить в памяти уч-ся картину весеннего половодья:
…Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет-
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нём собрались гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину...
Н. А. Некрасов.
а) Проанализировать график изменения уровня Волги (приложение 1)
б) Разобрать условные обозначения по вертикали и горизонтали, а потом задать уч-ся вопросы:
1. В какой сезон кол-во воды самое маленькое? Самое большое?
2. В каком месяце наблюдается высокий уровень воды?
3. Чем объяснить небольшие и непродолжительные подъёмы воды летом?
Практическая работа по определению географического положения реки Нил. (Табл. 6 стр. 105 учебника)
Географический диктант по закреплению нового материала можно провести на следующем уроке
Подведение итогов урока. Оценки.
1.Д/з параграф и ГП р. Амазонка
2. Творческая работа: составить кроссворды по теме «Реки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...