Урок в 6 классе "Реки"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Шаврина Ирина Александровна

 

 

 Тема:             Реки

 

Цели:        1.   Познакомить учащихся с элементами речной системы.

2. Развивать знания и умения составлять характеристику рек по плану.

                     3. Воспитывать добросовестное отношение к труду.

 

Оборудование:   атлас и контурная карта для VI класса, график.

Тип урока: комбинированный

 

                                                                      Содержание урока.

1.Орг. момент.

2.Проверка д/з по вопросам:

1. Почему одни горные породы пропускают воду, а другие — нет?

2. В чем отличие грунтовых вод от межпластовых?

3. Расскажите об источнике или колодце, который вы видели: чистый ли он, охраняется ли от загрязнения? Как лучше его охранять?

4. Работа по карте у доски. 1.Покажите пути, которыми корабль может пройти из Санкт-Петербурга во Владивосток. Сколько таких путей? Какой из них удобный?

5. Работа по карточкам.

3.Доклад «Портрет Волги»

 

4. Изучение новой темы: О какой части гидросферы идет речь?

…Не много лет тому назад

Там, где сливаяся шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струя Арагвы и Куры

Был монастырь...    (Воды суши)

 

Что называется рекой? Записать определение в тетрадь: река-это поток воды  текущий в выработанном углублении русле.

Знакомство с элементами речной системы (исток, устье). Закрепить: исток-это….., устье-это…

Словарная работас термином «исток». Определите корень слова («ист»), подберите однокоренные слова (история, источник, истинна)

Работа с картой. Найти исток Волги (узкий ручей в Тверской обл.) и исток Ангары (могучий поток из оз. Байкал)

Задание тренировочного характера: по карте найти исток р. Миссисипи.

а) на какой высоте расположен исток;

б) на какой высоте расположено устье;

в) каково общее направление её течения.

Учебный приём и новая учебная ситуация: «вставать по течению реки», для этого

уч-ся поворачивают карту и определяют, какими притоками Волги являются Ока и Кама (левый или правый)

Работа с учебником: рис. 68, стр. 100.

Подчеркнуть, что главной характеристикой «речной системы»- является длина в км (пример Нил);  «бассейн» - площадь в км2         (пример   Амазонка).

Вопрос:   Уральские горы являются водоразделом каких рек?

Сформировать представление о речной долине помогут рис.69, 70 в учеб. И блок — диаграмма на форзаце.

Характер течения реки поможет определить стихотворение. М. Ю. Лермонтова.

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

 

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит...

 

Задание по карте: найдите р. Терек. Где и на какой высоте находится исток? Какой характер течения реки? Где расположено устье?

Игра: изобразить мимикой и пластикой характер горной и равнинной реки.

    

Пороги и водопады: рис. 71, 72 учеб.

Привести примеры:    высокий - Анхель, широкий — Ниагарский,  водопад в России — Илья Муромец.

А) Питание:  дождевое, снеговое, ледниковое, подземное. От питания изменяется уровень.

Низкий уровень — межень.

б) Режим: поводок, половодье (записать определение в тетрадь)

Закрепить в памяти уч-ся картину весеннего половодья:

         …Я раз за дровами

             В лодке поехал — их много с реки

             К нам в половодье весной нагоняет-

             Еду, ловлю их. Вода прибывает.

             Вижу один островок небольшой-

             Зайцы на нём собрались гурьбой.

             С каждой минутой вода подбиралась

             К бедным зверькам; уж под ними осталось

             Меньше аршина земли в ширину,

             Меньше сажени в длину...

                                                               Н. А. Некрасов.

а) Проанализировать график изменения уровня Волги  (приложение 1)

б) Разобрать условные обозначения по вертикали и горизонтали, а потом задать уч-ся вопросы:

  1. В какой сезон кол-во воды самое маленькое?  Самое большое?

  2. В каком месяце наблюдается высокий уровень воды?

  3. Чем объяснить небольшие и непродолжительные подъёмы воды летом?

Практическая работа по определению географического положения реки Нил. (Табл. 6 стр. 105 учебника)

Географический диктант по закреплению нового материала можно провести на следующем уроке 

Подведение итогов урока. Оценки.

1.Д/з параграф и   ГП р. Амазонка

 2. Творческая работа: составить кроссворды по теме «Реки»  

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...