Вселенная
план-конспект урока по географии (5 класс)
Данная методическая разработка урока географии в 5 классе является уроком-обобщения и закрепления знаний по теме " Космос и Вселенная" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обобщающий урок по теме "Космос и Вселенная" | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по географии в 5 классе
по теме «Вселенная»
Цель урока: формирование представлений у учащихся о строении Вселенной.
Задачи:
- образовательные: повторить, обобщить и систематизировать учебный материал по теме "Вселенная”, обеспечить связь с последующими темами курса;
- воспитательные и развивающие: формировать научное мировоззрение, межпредметные связи, воспитывать потребность любить и уважать природу, стремление сохранить и оберегать ее;
- развивать познавательный интерес к изучаемым вопросам, формировать общеучебные умения и навыки (работу с дополнительной литературой: научно-популярной, научной, справочниками, энциклопедиями и др.), уметь самостоятельно работать с учебником, извлекать из него нужную информацию.
Оборудование:
- учебник “Природоведение” 5 класс (авторы А. А. Плешаков, Н. И. Сонин),
- рабочие тетради на печатной основе к учебнику (авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин),
- презентация с использованием коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система (колонки), экран.
Подготовка к уроку. Примерно за 2-3 недели до урока приготовить загадки, подобрать стихотворения для группы учащихся.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Слайд 1 | |
Сегодня на уроке мы с вами подведем итоги всему, что изучили за первую четверть. И сделаем это в необычной форме. Мы представим себя космическими артистами, которые прочитают Гимн Вселенной. Для этого нам придется вспомнить очень многое. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? | Ученики называют эти вопросы: Вселенная, небесные тела, история изучения Вселенной, Солнечная система и др. |
Слайд 2 | |
| Ученик: Астроном |
Слайд 3 (Представления о Вселенной в древности) | |
Учитель: - В представлении этого народа Земля является плоской и опирается на спины слонов, стоящих на черепахе. (Гиперссылка на слайд 4). - Этот древнегреческий ученый первым высказал идею о шарообразности Земли. - Древнегреческий ученый, считавший, что центр Вселенной не Земля, а Солнце. - Свои взгляды об устройстве мира этот древнегреческий ученый изложил в 13 томах труда “Великое математическое построение астрономии”. (Гиперссылка на слайд 5). | Учащиеся отвечают на вопросы: - Древние индийцы
- Пифагор - Аристарх Самосский - Клавдий Птолемей |
Слайд 6 (Николай Коперник) | |
- Какую модель Вселенной предложил Николай Коперник? Подумайте (проблемный вопрос): Сравните систему мира по Копернику и современную модель Вселенной, найдите черты сходства и различия. | Ответы учащихся. |
Слайд 7 (Джордано Бруно) | |
- Каковы заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной? | Ответы учащихся. |
Слайд 8 (Галилео Галилей) | |
- Какой вклад внёс Галилей в изучение строения Вселенной? | Ответы учащихся. |
Слайд 9 (Солнечная система) | |
- Что такое Солнечная система? | - Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему |
Слайд 10 (Солнечная система) | |
Гиперссылка на слайд “Модель Солнечной системы”. |
|
Слайд 11 (Планеты) | |
- На какие две группы делят планеты? - Назовите эти планеты. | - Планеты делят на две группы: планеты-гиганты и планеты земной группы. - По порядку все планеты Автор:Аркадий Хайт |
Слайд 12 (Меркурий) | |
- Смотрите! Знаете, кто этот странник? | - Будем знакомиться – Меркурий это. И там, где царство темной ночи, На взгляд – двойник Луны, соседки. И грунт составом сходен даже. |
Слайд 13 (Венера) | |
- Её атмосфера углекислотная, | - Такое давление, хоть не смертельное, |
Слайд 14 (Земля) | |
- В чём состоит главное отличие Земли от других планет? | - Есть одна планета-сад |
Слайд 15, 16 (Вид Земли из космоса) | |
Слайд 17 (Луна) | |
- Назовите естественный спутник Земли. | - Верный спутник, ночей украшенье, |
Слайд 18 (Поверхность Луны) | |
- Более тёмные участки лунной поверхности принято называть морями. Они сравнительно ровные и покрыты застывшей вулканической лавой. | - У лунного моря |
Слайд 19 (Марс) | |
- О Марс, оставленный когда-то | - О Марс! Пустая камня глыба, |
Слайд 20 (Гиперссылка на ЦОР “В плену у Марса” - упражнение для глаз) | Учащиеся играют, управляя кнопками на экране (исследуют поверхность Марса). |
Слайд 21 (Юпитер) | |
- Какая планета самая большая в Солнечной Системе? - Что такое Большое Красное пятно? | - Пятую именем Вселенского владыки - Построен, как слоеный шар из газов |
Слайд 22 (Сатурн), гиперссылка на ЦОР “Сатурн и его спутники” (игра “Собери пазлы”) | |
- У каждой планеты есть что-то своё, Что ярче всего отличает её. | - Сатурн непременно узнаешь в лицо - |
Слайд 23 (Кольца Сатурна) | Просмотр видеосюжета. |
Слайд 24 (Уран) | |
Слайд 25 (Нептун) | |
- Нептун в сиянье голубом – “морское божество” | - Восьмой от Солнца, дальше в тридцать раз нашей Земли |
Слайд 26 (Плутон) | |
- Какой объект Солнечной системы переведён в 2006 г. в класс планет-карликов? | Ответы учащихся. |
Слайд 27 (Астероиды), Слайд 28 | |
- Что такое астероид? | - “Звездоподобные” небесные тела. Большинство из них движется между орбитами Марса и Юпитера. |
Слайд № 29, 30 | |
- Какое роскошное диво! | - А нам говорят: Это лёд! |
Слайд 31 (Метеоры) | |
- Что такое метеоры? | - Вспышки света, возникающие при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли. |
Слайд 32 (Метеориты), Слайд 33 | |
- Вдруг репродуктор | - Упавшие на Землю космические тела называют метеоритами. |
Слайд 34 (Звёзды) | |
- Что такое звёзды? - Какая звезда самая главная в жизни каждого человека? | - Раскалённый газ. - Ядерный реактор - - Эта звезда называется Солнце. Солнце – источник света и тепла, без него жизнь на Земле была бы невозможна. |
Слайд 35 (Созвездия), Слайд 36 (Гиперссылка на ЦОР “Большая Медведица”), 37 (Орион) | |
- Что такое созвездия? Какие созвездия Вы знаете? | - Не боясь зимы и стужи, |
Слайд 38 (Зодиакальный круг) | |
- "Теперь ответь мне, юный друг, | - Их имена: Овен, Телец, |
Игра (Пояс Зодиака) | Учащиеся хором отвечают. |
Снег январский на дороге, |
|
Слайд 39 (Млечный путь – наша Галактика), Слайд 40 (Участок Млечного пути, звучит “Песня звездочёта” из фильма “Про Красную шапочку”), Слайд 41, 42 (Многообразие галактик), Слайд 43 (Большое и Малое Магеллановы облака). | |
- Что такое галактика? Какие галактики ты знаешь? | - Чёрный бархат неба |
Слайд 44 (Загадки) | |
Слайд 45 (Возвращение домой) | |
Слайд 46 (Выбери правильный ответ) | |
Учитель: - Наша урок-концерт завершается. Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам. Спасибо за урок! (Подведение итогов, выставление оценок) | Учащиеся делятся впечатлениями об уроке. |
Литература
1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2009.
2. А.А. Плешаков. Н.И. Сонин. Природоведение. Рабочая тетрадь к учебнику для 5 класса. М.: Дрофа, 2011.
3. Энциклопедия для детей. Том 8. Астрономия. Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия по физике Тема: «Исследования Вселенной – NASA»
Пояснительная записка к разработке внеклассного мероприятия по физикена тему «Исследования Вселенной – NASA» Авторы работы№ФИО учителяМесто работыдолжность1.Шершнева Елена Геннадьевна...
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"
Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"сопровождается презентацией о космосе. Предназначена для учащихся среднего звена...
Презентация к уроку "Как древние люди представляли себе Вселенную".
Презентация к уроку природоведения в 5 классе по учебнику А.А. Плешакова....
Биологические карты по теме "Вселенная"
Предложите детям поиграть на уроке в карты. Да, да, в карты, только биологические, которые позволят не только проверить знания, но и повторить материал. Карты раздаются всем поровну. Если ученик дает ...
Проверочная работа по теме «Вселенная»
Дидактический материал по природоведению для 5 классов разработан для итоговой проверки знаний по теме «Вселенная». Представлен карточками в двух вариантах. Разработан к учебнику для общеобразов...
ПЕРВОПРОХОДЕЦ ВСЕЛЕННОЙ
Презентация к классному часу о Ю. А. Гагарине...
Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»
Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"...