Технологическая карта урока географии 8 класс Внутренние воды. Реки
план-конспект урока по географии (8 класс)
Урок по теме "Внутренние воды. Реки". Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и способов действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТК урока географии 8 класс Реки | 39.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии
Учитель: Портнягина С.Н.
Класс: 8
Тема урока: Внутренние воды. Реки
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и способов действий.
Задачи:
Обучающая
- ввести, сформировать понятия «режим реки», «питание реки», «уклон реки»;
формирование практических умений.
Развивающая
Развитие универсальных учебных действий:
- умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу, делать выводы, обобщать, проводить самоанализ;
- умения работать с различными информационными источниками;
Воспитательная
- способствовать формированию личностных качеств: умение работать в учебных группах, ответственности, способности к самооценке.
Планируемые результаты:
Предметные
- знать понятия: режим и питание реки;
- определять зависимость речной системы от климата;
- применять полученные знания в различных ситуациях.
Метапредметные
Регулятивные:
- умение организовывать свою деятельность,
- определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- оценивать результаты учебной деятельности.
Познавательные:
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество в паре, с учителем, со сверстниками.
Личностные
- развитие познавательных мотивов;
- умение уважительно относиться к мнению одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, модель смешанного обучении («Зоновая ротация»)
Методы обучения: частично – поисковый
Методы познания: частично – поисковый, анализ и самоанализ знаний
Межпредметные связи: ОБЖ, литература
Средства обучения: Учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство», 8 класс/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, физическая карта России, атласы, раздаточный материал, компьютер, проектор, ноутбуки.
п/п | Этап урока | Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. | 1 мин | Включение учащихся в учебную деятельность урока. Внутренняя готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Приветствие учащихся Позитивный настрой прием «Дерево достижений». Цель: создание эмоционально-психологического настроя. Обратите внимание на это дерево, у него листочки разного цвета. Сейчас я попрошу взять вас по одному листочку с дерева. И разместиться на тех местах , где изображен листочек такого же цвета. Каждый листок отображает ваш настрой на сегодняшний урок. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии, красный, — желают общаться, желтый — проявят активность, синий — будут настойчивы. | Настраиваются на урок | Организовывают рабочее место, настраиваются на работу. |
2. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | 3 мин | Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Создаёт учебную ситуацию - Сегодняшний урок я хочу начать со слов Виктора Гюго. А вы догадайтесь, о чём идёт речь. «Они, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей». Слайд 1 - Вспомните, что такое река? Что такое устье? Что такое Исток? - А теперь обратите внимание на фотографии рек в различное время года. Как вы думаете, чем отличаются эти реки? Когда реки находятся в таком состоянии? Какой компонент природы повлиял на состояние рек? (Слайд 2) | Отвечают на вопросы учителя. - о реках Дают определение Река – поток воды, текущий в природном углублении. Устье – куда впадает река Исток – начало реки климат | Познавательные: Формируют познавательные интересы Личностные: Осознают ценность географических знаний Коммуникативные: Формулируют и аргументируют своё мнение. Высказывают суждения, подтверждая их фактами. |
3. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 3 мин | Подготовка учащихся к организации осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения. | Предлагает сформулировать тему урока. Ставят цели урока. - Перед вами термины, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться на уроке: река, ледостав, ледоход, паводок, половодье, наводнение, межень, уклон реки, режим и питание реки. - Как вы думаете, все ли эти термины связаны с рекой и все ли они являются продуктом климата? - А правы вы или нет, мы узнаем в ходе нашего урока. | Формулируют тему, планируют задачи урока, Тема урока «Реки». Цели урока:
| Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. |
4. | Усвоение новых знаний и способов действий. | 26 мин | Организовать деятельность учащихся по изучению нового знания и способам действий. | Направляет деятельность учащихся. - Для того чтобы определить зависимость речной системы от климата, что в первую очередь мы с вами должны вспомнить? Слайд 3 Карта физическая России - В каких климатических поясах расположена наша страна? - В какой части нашей страны самая густая речная сеть? А почему? - далее знакомство с реками будет осуществляться вами самостоятельно, используя различные источники информации, работать будете в нескольких зонах, по сигналу учителя вы должны будете закончить работу в своей зоне и перейти к работе в другой зоне. Зеленый - Задание для 1 зоны. Используя атлас, необходимо заполнить контурные карты, обозначив крупные реки России и океаны, в которые они впадают (используя номенклатуру) Приложение 1 Красный - Задание для 2 зоны. Используя ноутбук, где вам предлагается просмотреть видео материал. Выясните, как определять, уклон реки. Желтый Задания для 3 зоны: Работа с учителем над краеведческим материалом. Дать характеристику одной из рек ЯНАО, используя атлас и дополнительные материалы. Приложение 2 Синий Задания для 4 зоны: Работа с учебником. Найдите в тексте учебника параграф & определения следующих понятий и выпишите в тетрадь Приложение 3 | Отвечают на вопросы учителя, делают первое заключение и записывают в тетрадь: Реки – продукт климата, потому что от климата зависит густота сети рек. Работают в группах с текстом учебника, с видеоматериалом, с картами атласа и контурными картами, с ресурсами Интернет Работа в зонах со сменой через 5 минут | Познавательные: Уметь анализировать, делать выводы, определять понятия. Уметь классифицировать информацию по заданным признакам. Уметь работать с источниками информации, вести поиск и отбор информации. Регулятивные: Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля правильности полученных результатов. Коммуникативные: Умение работать в группах. Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. |
4. | Первичное закрепление и осмысление учебного материала. | 6 мин | Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий. | - А теперь я предлагаю вам послушать отрывок из поэмы А.С. Пушкина. «Медный всадник». Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело — воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решёткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружён. - Как вы думаете, какое явление описал в своей поэме поэт? А.С. Пушкин описал Петербургское наводнение 1824 года — самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга. (Слайд 4) - А о каком явлении писал Н. Некрасов в своем стихотворение «Дед Мазай и зайцы» …Я раз за дровами (Слайд 5) - В чем отличие наводнения от половодья? | Отвечают на вопросы учителя. - Наводнение Отвечают на вопросы учителя. Приводят доказательства - Половодье Наводнение — это затопление водой местности, которое может произойти в результате подъема уровня воды в реке, озере или море и может быть вызвано как паводком, так и половодьем. | Познавательные: Контролируют и оценивают процесс и результаты работы. Регулятивные: Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля правильности полученных результатов. |
5. | Информация о домашнем задании | 1 мин | Нацелить на осознанное выполнение домашнего задания, записать. | Предлагает использовать информационный сайт о реках http://vsereki.ru и найти 10 интересных фактов о реках, которые вас удивили. (Слайд 6) | Записывают д/з. | |
6. | Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.
| 2 мин | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | - Можно ли считать, что «Реки – продукт климата»? - Что для вас сегодня на уроке было открытием? - Какие приобретённые знания с урока вам пригодятся в повседневной жизни. -Оцените результаты своей деятельности на уроке. На листочке с дерева Достижений поставьте себе отметку за урок и выходя прикрепите ее к дереву. - Спасибо за работу. Урок окончен. | Анализируют свою работу на уроке. Самооценка | Личностные: Осознают ценность географических знаний. Адекватно понимать причины успеха-неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение. Регулятивные: Умение анализировать свои действия, определять уровень достижений своих результатов (самооценка). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Номенклатура РЕКИ РОССИИ
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Колыма, Анадырь, Амур, Северная Двина, Печора, Нева, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Уссури, Камчатка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РЕКИ ЯНАО
План описания реки.
- Название
- Исток реки.
- Направление течения.
- Притоки реки.
- Место впадения.
- Использование реки человеком.
- Экологические проблемы.
Название реки | Исток | Устье | Длина, км | Притоки |
Надым | озера Нумто | Обская губа, Карского моря | 545 | Левая Хетта, Хейгияха, Ярудей, Татлягаяха, Симиеган, Танлова, Правая Хетта, Большой Ярудей |
Обь | слиянием рек Бия и Катунь | Обская губа, Карского моря | 3650 | Чумыш, Иня, Томь, Чулым, Кеть, Тым, Вах, Тромъёган, Пим, Лямин, Назым; слева - Чарыш, Алей, Шегарка, Чая, Парабель, Васюган, Большой Юган, Большой Салым, Иртыш. |
Пур | слиянием рек Пякупур и Айваседапур | Тазовскую губу (залив Обской губы Карского моря). | 389 | Вэнгапур Пурпе, Етыпур, Еркалнадейпур, Харампур, Ягенетта, Большая Хадырьяха, Евояха, Табъяха Нгаркатабъяха (Аркатабъяха), Хадуттэ |
Таз | От соединяющихся между собой озер Тынильту и Кулыту | Тазовскую губу (залив Обской губы Карского моря). | 1401 | Большая Ширта, Худосей, Печалькы, Пякалькы (Пэкылькы), Хэтылькы, Парусовая, Русская (Луцаяха), Ратта, Поколька, Каралька, Ватылька, Толька, Часелька, Варкасылькы, Большая Тотыдэоттаяха, Юредейяха |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
река
ледостав
ледоход
паводок
половодье
наводнение
межень
уклон реки
режим
питание реки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока Климат и внутренние воды Австралии
Для учащихся...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
Технологическая карта урока географии по теме "Реки" 6 класс
Тема урока: РекиКласс: 6УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2014Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.Задачи урока:Образовательные: Сформироват...
Технологическая карта урока географии по теме "Вода на Земле"
Технологическая карта к уроку географии по теме "Вода на Земле" составлена для обучающихся 6 класса....
Технологическая карта урока по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России"
Урок по данной теме изучается на основе материалов краеведения, что дает представление не только о внутренних водах страны, но и, возможно главное, знания о водах своей местности. Учащиеся учатся срав...
Адаптированное задание по географии. Диктант "Внутренние воды. Река"
Задание по географии с адапированым текстом для учащихся с нарушением слуха, способствует в игровой форме "диктанта-шифровки", запоминанию терминов и определений при изучении тем...
Конспект урока по теме "Внутренние воды. Реки России", 8 класс
Конспект урока по теме "Внутренние воды. Реки России", 8 класс...