Технологическая карта урока по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Урок по данной теме изучается на основе материалов краеведения, что дает представление не только о внутренних водах страны, но и, возможно главное, знания о водах своей местности. Учащиеся учатся сравнивать различные по характеристикам реки, закрепляют знания о природоохранных мероприятиях, выражать свое отношение к вопросам взаимосвязи природных компонентов. На уроке вырабатываюся основные УУД, а также умения сочетать разные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 39.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: | Водные ресурсы России. |
Цели урока: | - создание условий для осознания и закрепления новой учебной информации об особенностях водных ресурсов России и своей местности; - актуализация и обобщение знаний о воде и ее роли в природе. |
Задачи: | |
Предметные: | Сформировать у учащихся систему знаний о водных ресурсах России и своей местности, их использовании и охране. Научить учащихся работать с разными источниками получения географической информации. Систематизировать знания учащихся о роли воды в природе и хозяйстве страны и своей местности. Научить учащихся оценивать степень комфортности/дискомфортности природных условий своей местности (любого региона России) по наличию водных ресурсов. |
Метапредметные: | Совершенствовать умение самостоятельно формулировать тему, цели, задачи урока, ставить цели на каждом этапе урока и определять проблемные вопросы. Создать условия для активной познавательной, исследовательской деятельности. Учить использовать ИКТ для определения и объяснения новых понятий по теме урока. Способствовать развитию умения слушать, комментировать, оценивать информацию. Учить умению организовывать работу на уроке в свободном образовательном пространстве. Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между разными природными компонентами. |
Личностные: | Способствовать развитию умений получать нужную географическую информацию из различных источников: учебник, атлас, интернет-ресурсы. Помогать учащимся логично и убедительно отстаивать свою точку зрения, опираясь на достоверные факты и информационные источники. Повышать мотивацию к изучению предмета географии и краеведения. Формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью, воспитывать культуру поведения в природе. |
Формирование УУД: | |
Личностные УУД: | Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме. Проявление положительного отношения к предмету география, осознание ее значения. |
Регулятивные УУД: | Предметные: Понимать понятие «водные ресурсы» и, что составляет водные ресурсы на территории России. Уметь работать с разными источниками географической информации. Метапредметные: Ориентироваться в системе знаний в рамках образовательного процесса и в повседневной жизни. Уметь организовывать свою деятельность, определять цели и задачи. Оценивать достигнутые результаты. Планировать свою деятельность под руководством учителя, высказывать свое предположение на основе учебного материала. Умение учащимися самостоятельно контролировать свое время и управлять им, адекватно оценивать правильность выполнения действий. Личностные: Формировать экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, правил поведения в чрезвычайных ситуациях. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. |
Коммуникативные УУД: | Сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать свое мнение и позицию. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, строить монологическое контекстное высказывание. |
Познавательные УУД: | Работать с текстом учебника и картой, поиск нужной информации из учебного текста и рисунков, устная и письменная речь, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. Ставить проблему, аргументировать ее актуальность. |
Тип урока | Урок получения новых знаний. |
Ценностный компонент урока | Доказать, что Россия имеет огромные запасы водных ресурсов, но их качество зависит от каждого из нас. |
Технология | Проблемный диалог (подводящий диалог). |
Ресурсы | Учебник География России. Природа. Автор: И.И.Баринова. М.: Дрофа, 2015, атласы по географии России, 8-9 класс, настенная физическая карта России, стикеры, технологическая карта урока, проектор, мультимедийная доска, нуотбук с выходом в Интернет, презентация. |
№ | Этапы урока | Время (мин.) | Методы, приемы, формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. | Организационный этап. Мотивация. Организация внимания. | 2 | Небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке. | Приветствие детей. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. | Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Воспринимают информацию, осмысливают. | Личностные: |
2. | Этап проверки домашнего задания. | 5 | Фронтальная работа в тетрадях. Разноуровневые задания «Продолжи ответ…». [1]. | Проверяет уровень усвоения учащимися материала предыдущего урока. Включает их в систему знаний через в-+ | Учащиеся выполняют задания с последующей взаимопроверкой. включение их в систему знаний через выполнение разноуровневых заданий: | Регулятивные: Умение учащихся |
3. | Мотивация к деятельности на этапе объяснения нового материала. | 3 | Побуждающий проблемный диалог. [2]. Работа в парах. Рефлексивно-оценочные действия учащихся. | Предлагает классу проблемный вопрос: Подумайте выскажите свое мнение, а так ли важно иметь сведения о внутренних водах своей страны, своего края? Может быть, это совсем не важно? | Обсуждают проблемный вопрос, высказывают свое мнение, анализируют ответы товарищей. Свои ответы аргументируют информацией, полученной с карты. | Личностные: Формирование собственного представления о природе связи всех природных компонентов. Регулятивные: Умение учащимися высказывать свое собственное представление о значимости внутренних вод. |
4. | Этап усвоения новых знаний и способов действий. Актуализация имеющегося у учащихся опыта. Целеполагание. | 12 | Проблемный диалог. | Выдвигает перед учащимися следующую проблему, опираясь на знание уже изученных видов природных ресурсов (минеральные, климатические, агроклиматические). Предлагает учащимся определить тему и цели урока, мотивирует на восприятие новых знаний. | Отвечают на вопрос. Участвуют в разрешении проблемной ситуации, определяют тему, цели урока, ставят собственную цель на уроке: что бы я хотел узнать, какие новые знания могу получить на данном уроке. | Познавательные: формирование умений обобщать факты, сопоставлять и делать выводы. Коммуникативные: Умение сотрудничать в коллективе. Понимать понятие «водные ресурсы» и, что составляет водные ресурсы на территории России. Уметь работать с разными источниками географической информации. |
5. | Этап закрепления новых знаний и способов действий. Физминутка. | 6 2 | Самостоятельная фронтальная работа по вариантам. Выход в Интернет: информация о происхождении названия реки Нева, картосхема течения реки. Работа со стикерами. Географическая физминутка. | 1. Предлагает в процессе самостоятельной работы выявить основные виды хозяйственного использования внутренних вод на основе сравнения двух рек России: Енисей и Хета. 2.Беседа о реке Нева: как образовалась, почему так называется, чем река помогает городу, в чем проявляется изменчивый характер реки, что значит река в вашей жизни. | 1. Работают по тексту учебника и физической карте в атласах. Учащийся подает звоночек – сигнал на физминутку. | Познавательные: Работать с текстом учебника и картой, поиск нужной информации, устная и письменная речь, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: Умение сотрудничать, проявлять терпение и доброжелательность, доверять собеседнику. |
6. | Этап применения новых знаний и способов действий. | 5 | Фронтальная работа: составление схемы «Использование водных ресурсов человеком» с последующим разрешением учебной задачи. [3]. | Устанавливает правильность и осознанность изученного материала. Выявляет проблемы в осмыслении материала: а если вдруг вода на планете Земля иссякнет, то что может произойти в жизни человека и природе? | Учащиеся составляют схему, готовят свои вопросы и примеры по новому изучаемому материалу. Участвуют в дискуссии. | Познавательные: Формирование умений находить информацию, умений самостоятельно строить ответ; выявлять причины и следствия простых явлений. Коммуникативные: умение сотрудничать, проявлять терпение и доброжелательность, доверять собеседнику. формирование умения работать со схемой, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
7. | Этап обобщения и систематизации знаний. | 4 | Фронтальная работа. Прием «Пересечение тем». Слайд № 1. План описания реки. Приложение № 1, страница 296 учебника географии. | Обобщает ответы и предлагает классу составить план описания реки, проверить себя, сверяя различные планы описания реки. | Составляют план описания реки, слушают товарищей, проверяют себя, сверяя различные планы описания реки. | Познавательные: формирование умений обобщать факты, сопоставлять и делать выводы. Регулятивные: умение учащихся |
8. | Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. | 3 | Прием «Задай вопрос учителю или товарищу». [4]. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Отвечает на вопросы учащихся. | Учащиеся обобщают полученные знания по теме урока, составляют и задают проблемные вопросы учителю: - почему…. - как вы думаете… - может ли… - что значит… | Регулятивные: Формирование умения работать в коллективе, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
9. | Этап информирования учащихся о домашнем задании. | 1 | Слайды на мультимедийной доске. Фронтальное задание. | Обеспечивает понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Три уровня домашнего задания: -стандартный минимум: усвоить текст учебника, записей в тетради, ответить на вопросы для самоконтроля; - повышенный: выполнить стандартный минимум и дать оценку водных ресурсов своего края (форму изложения выбрать самостоятельно); - творческий: провести исследование на тему «Сохранение воды – глобальная проблема человечества», | Делают свой выбор. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: умение Выбрать задание по своим возможностям. Коммуникативные: Планирование сотрудничества с учителем. |
10. | Этап подведения итогов. Рефлексия. | 2 | Прием «Телеграмма». [4]. | Инициирует рефлексию по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействию с учителем и одноклассниками. Просит учащихся сделать вывод, достигли ли они цели урока. - С каким настроением вы работали на уроке? Спрашивает, кто из учащихся смог на уроке повысить уровень своих знаний «умею», кто пока на ступеньке «знаю», а кто может сказать «смогу объяснить». Благодарит учащихся за работу. | Учащиеся подводят итоги, высказывают свое мнение. Благодарят друг друга и учителя за сотрудничество. |
Литература.
- О.А.Бибекова, Л.А.Ласикова, Н.В. Приходько. Современные образовательные технологии в обучении географии. Волгоград: Учитель, 2005.
- С.В.Васильев и др.Программно-методические материалы для учителей по географии Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Издательство Московского Университета 2008.
- С.В.Жолован, И.Ю.алексашина, Е.А.Криницына, Т.С.Кузнецова Т.И.Эльперина. Академический вестник. Выпуск 2 (11), СПб: СПбАППО, 2010.
- М.И.Капранова. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде. Волгоград: Учитель, 2015.
- Кузнецова Т.С., Тарасова Л.В. Переходим на новые стандарты. География: Рабочая тетрадь. СПб, 2014.
- Федеральные государственные образовательные стандарты. Концепция государственного стандарта общего образования.
Приложения.
[1]. Разноуровневые задания «Продолжи ответ…».
1 уровень.
Река - это_________________________________________________________________.
Озеро – это _______________________________________________________________.
Русло реки – это___________________________________________________________.
Болото – это_______________________________________________________________.
Ледник – это_______________________________________________________________.
2 уровень.
Направление и характер течения реки зависят от _____________________________________.
Что способствует образованию болот-________________________________________________.
Как влияет многолетняя мерзлота на жизнь человека ___________________________________.
Докажите, что «Реки – продукт климата» ______________________________________________.
3 уровень.
- Рассчитайте падение и уклон реки Колыма, используя данные таблицы № 3 учебника.
- В чем заключается созидательная и разрушительная работа рек?
- Определи по физической карте, в какой части России больше озер и почему?
[2]. Е.В.Зарукина, Н.А.Логинова, М.Мю Новик.Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. Учебно-методическое пособие. – СПБ: СПбГИЭУ, 2010.
[3]. Составление схемы «Использование водных ресурсов человеком».
Использование водных ресурсов человеком |
Сельское хозяйство | Промышленность | Энергетика | Транспорт | Питьевая вода и бытовые нужды |
[4]. О.А.Бибекова, Л.А.Ласикова, Н.В. Приходько. Современные образовательные технологии в обучении географии. Волгоград: Учитель, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС
Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...
Тест по географии для 8 класса "Внутренние воды и водные ресурсы России"
Тестовое задание для проверки знаний по географии в 8 классе по теме "Внутренние воды России"...
Разработка урока. Тема: "Внутренние воды и водные ресурсы России". Обобщающий урок
Обобщающий урок по теме "Водные ресурсы России"...
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ
Обобщающий урок на тему: Внутренние воды России....
«Организация практической деятельности обучающихся при изучении темы «Внутренние воды и водные ресурсы России». География 8 класс»
В эпоху информатизации и глобализации возрастающий быстрыми темпами объем информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социо...
География 8 класс.Раздел:" Внутренние воды и водные ресурсы России" Тест: " Воды России"
География 8 класс .Итоговый тест по теме :" Воды России" ....