Технологическая карта урока по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Порватова Любовь Ивановна

Урок по данной теме изучается на основе материалов краеведения, что дает представление не только о внутренних водах страны, но и, возможно главное, знания о водах своей местности. Учащиеся учатся сравнивать различные по характеристикам реки, закрепляют знания о природоохранных мероприятиях, выражать свое отношение к вопросам взаимосвязи природных компонентов. На уроке вырабатываюся основные УУД, а также умения сочетать разные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока:

Водные ресурсы России.

Цели урока:

- создание условий для осознания и закрепления новой учебной информации об особенностях водных ресурсов России и своей местности;

- актуализация и обобщение знаний о воде и ее роли в природе.

Задачи:

 Предметные:

Сформировать у учащихся систему знаний о водных ресурсах России и своей местности, их использовании и охране.

Научить учащихся работать с разными источниками получения географической информации.

Систематизировать знания учащихся о роли воды в природе и хозяйстве страны и своей местности.

Научить учащихся оценивать степень комфортности/дискомфортности природных условий своей местности (любого региона России) по наличию водных ресурсов.

Метапредметные:

Совершенствовать умение самостоятельно формулировать тему, цели, задачи урока, ставить цели на каждом этапе урока и определять проблемные вопросы.

Создать условия для активной познавательной, исследовательской деятельности.

Учить использовать ИКТ для определения и объяснения новых понятий по теме урока.

Способствовать развитию умения слушать, комментировать, оценивать информацию.

Учить умению организовывать работу на уроке в свободном образовательном пространстве.

Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между разными природными компонентами.

Личностные:

Способствовать развитию умений получать нужную географическую информацию из различных источников: учебник, атлас, интернет-ресурсы.

Помогать учащимся логично и убедительно отстаивать свою точку зрения, опираясь на достоверные факты и информационные источники.

Повышать мотивацию к изучению предмета географии и краеведения.

Формировать экологическую ответственность к окружающей среде, своему здоровью, воспитывать культуру поведения в природе.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме.

Проявление положительного отношения к предмету география, осознание ее значения.

 Регулятивные УУД:

 Предметные:

Понимать понятие «водные ресурсы» и, что составляет водные ресурсы на территории России.

Уметь работать с разными источниками географической информации.

Метапредметные:

Ориентироваться в системе знаний в рамках образовательного процесса и в повседневной жизни.

Уметь организовывать свою деятельность, определять цели и задачи.

Оценивать достигнутые результаты.

Планировать свою деятельность под руководством учителя, высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Умение учащимися самостоятельно контролировать свое время и управлять им, адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Личностные:

Формировать экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

 Коммуникативные УУД:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать свое мнение и позицию.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, строить монологическое контекстное высказывание.

 Познавательные УУД: 

Работать с текстом учебника и картой, поиск нужной информации из учебного текста и рисунков, устная и письменная речь, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

  Тип урока

 Урок получения новых знаний.

 Ценностный компонент урока 

Доказать, что Россия имеет огромные запасы водных ресурсов, но их качество зависит от каждого из нас.

Технология

Проблемный диалог (подводящий диалог).

 Ресурсы  

 Учебник География России. Природа. Автор: И.И.Баринова. М.: Дрофа, 2015, атласы по географии России, 8-9 класс, настенная физическая карта России, стикеры, технологическая карта урока, проектор, мультимедийная доска, нуотбук с выходом в Интернет, презентация.


п/п

Этапы урока

Время (мин.)

Методы, приемы, формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Организационный этап. Мотивация.

Организация внимания.

2

Небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке.

Приветствие детей.  Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.
Сегодня, ребята, вы не только послушные исполнители, но и активные исследователи.
Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.

Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Воспринимают информацию, осмысливают.

Личностные:
Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к уроку.

2.

Этап проверки домашнего задания.

5

Фронтальная работа в тетрадях. Разноуровневые задания «Продолжи ответ…». [1].

Проверяет уровень усвоения учащимися материала предыдущего урока. Включает их в систему знаний через в-+

Учащиеся выполняют задания с последующей взаимопроверкой.

включение их в систему знаний через выполнение разноуровневых заданий:

Регулятивные: Умение учащихся
высказывать свое предположение на основе пройденного учебного материала.
Личностные: Формирование у учащихся объективной самооценки и взаимооценки.

3.

Мотивация к деятельности на этапе объяснения нового материала.

3

Побуждающий проблемный диалог. [2]. Работа в парах.

 Рефлексивно-оценочные действия учащихся.

Предлагает классу проблемный вопрос: Подумайте выскажите свое мнение, а так ли важно иметь сведения о внутренних водах своей страны, своего края? Может быть, это совсем не важно?

Обсуждают проблемный вопрос, высказывают свое мнение, анализируют ответы товарищей. Свои ответы аргументируют информацией, полученной с карты.

Личностные:

Формирование собственного представления о природе связи всех природных компонентов.

Регулятивные:

Умение учащимися высказывать свое собственное представление о значимости внутренних вод.

4.

Этап усвоения новых знаний и способов действий. Актуализация имеющегося у учащихся опыта. Целеполагание.

12

Проблемный диалог.

Выдвигает перед учащимися следующую проблему, опираясь на знание уже изученных видов природных ресурсов (минеральные, климатические, агроклиматические).  Предлагает учащимся определить тему и цели урока, мотивирует на восприятие новых знаний.

Отвечают на вопрос. Участвуют в разрешении проблемной ситуации, определяют тему, цели урока, ставят собственную цель на уроке: что бы я хотел узнать, какие новые знания могу получить на данном уроке.

Познавательные: формирование умений обобщать факты, сопоставлять и делать выводы.

Коммуникативные: Умение сотрудничать в коллективе.
Предметные:

Понимать понятие «водные ресурсы» и, что составляет водные ресурсы на территории России.

Уметь работать с разными источниками географической информации.

5.

Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Физминутка.

6

2

Самостоятельная фронтальная работа по вариантам.

Выход в Интернет: информация о происхождении названия реки Нева, картосхема течения реки. Работа со стикерами.

Географическая физминутка.
Стороны горизонта.

1. Предлагает в процессе самостоятельной работы   выявить основные виды хозяйственного использования внутренних вод на основе сравнения двух рек России: Енисей и Хета.

2.Беседа о реке Нева: как образовалась, почему так называется, чем река помогает городу, в чем проявляется изменчивый характер реки, что значит река в вашей жизни.

1. Работают по тексту учебника и физической карте в атласах.
2. Работа со стикерами на настенной карте.
3 Высказываются об особенностях Невы, значении реки в жизни города, опираясь на свои собственные наблюдения.

Учащийся подает звоночек – сигнал на физминутку.

Познавательные: 

Работать с текстом учебника и картой, поиск нужной информации, устная и письменная речь, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: Умение сотрудничать, проявлять терпение и доброжелательность, доверять собеседнику.

6.

Этап применения новых знаний и способов действий.

5

Фронтальная работа: составление схемы «Использование водных ресурсов человеком» с последующим разрешением учебной задачи. [3].

Устанавливает правильность и осознанность изученного материала. Выявляет проблемы в осмыслении материала: а если вдруг вода на планете Земля иссякнет, то что может произойти в жизни человека и природе?

Учащиеся составляют схему, готовят свои вопросы и примеры по новому изучаемому материалу. Участвуют в дискуссии.

Познавательные: Формирование умений находить информацию, умений самостоятельно строить ответ; выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные: умение сотрудничать, проявлять терпение и доброжелательность, доверять собеседнику.
Регулятивные: 

формирование умения работать со схемой, сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

7.

Этап обобщения и систематизации знаний.

4

Фронтальная работа. 

Прием «Пересечение тем». Слайд № 1. План описания реки. Приложение № 1, страница 296 учебника географии.

Обобщает ответы и предлагает классу составить план описания реки, проверить себя, сверяя различные планы описания реки.

Составляют план описания реки, слушают товарищей, проверяют себя, сверяя различные планы описания реки.

Познавательные: формирование умений обобщать факты, сопоставлять и делать выводы.

Регулятивные: умение учащихся
высказывать свое предположение на основе полученного
на уроке учебного материала.

8.

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

3

Прием «Задай вопрос учителю или товарищу». [4].   

Выявляет качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Отвечает на вопросы учащихся.

Учащиеся обобщают полученные знания по теме урока, составляют и задают проблемные вопросы учителю: - почему….

- как вы думаете…

- может ли…

- что значит…

Регулятивные: Формирование умения работать в коллективе, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: формирование умений анализировать, обобщать факты, ставить вопросы.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

9.

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

1

Слайды на мультимедийной доске. Фронтальное задание.

Обеспечивает понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Три уровня домашнего задания:

-стандартный минимум: усвоить текст учебника, записей в тетради, ответить на вопросы для самоконтроля;

- повышенный: выполнить стандартный минимум и дать оценку водных ресурсов своего края (форму изложения выбрать самостоятельно);

- творческий: провести исследование на тему «Сохранение воды – глобальная проблема человечества»,
- создать презентацию «Защита водоемов своей местности».

Делают свой выбор. Записывают домашнее задание.

Регулятивные: умение Выбрать задание по своим возможностям.

Коммуникативные: Планирование сотрудничества с учителем.

10.

Этап подведения итогов. Рефлексия.

2

Прием «Телеграмма». [4].  

Инициирует рефлексию по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействию с учителем и одноклассниками. Просит учащихся сделать вывод, достигли ли они цели урока.

- С каким настроением вы работали на уроке?

 Спрашивает, кто из учащихся смог на уроке повысить уровень своих знаний «умею», кто пока на ступеньке «знаю», а кто может сказать «смогу объяснить».

Благодарит учащихся за работу.

Учащиеся подводят итоги, высказывают свое мнение.

Благодарят друг друга и учителя за сотрудничество.

Литература.

  1. О.А.Бибекова, Л.А.Ласикова, Н.В. Приходько. Современные образовательные технологии в обучении географии. Волгоград: Учитель, 2005. 
  2. С.В.Васильев и др.Программно-методические материалы для учителей по географии Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Издательство Московского Университета 2008.
  3. С.В.Жолован, И.Ю.алексашина, Е.А.Криницына, Т.С.Кузнецова Т.И.Эльперина. Академический вестник. Выпуск 2 (11), СПб: СПбАППО, 2010.
  4. М.И.Капранова. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде. Волгоград: Учитель, 2015.
  5. Кузнецова Т.С., Тарасова Л.В. Переходим на новые стандарты. География: Рабочая тетрадь. СПб, 2014.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты. Концепция государственного стандарта общего образования.  

Приложения.

[1]. Разноуровневые задания «Продолжи ответ…».

1 уровень.
Река - это_________________________________________________________________.

Озеро – это _______________________________________________________________.

Русло реки – это___________________________________________________________.

Болото – это_______________________________________________________________.

Ледник – это_______________________________________________________________.

2 уровень.

Направление и характер течения реки зависят от _____________________________________.

Что способствует образованию болот-________________________________________________.

Как влияет многолетняя мерзлота на жизнь человека ___________________________________.

Докажите, что «Реки – продукт климата» ______________________________________________.

3 уровень.

  1. Рассчитайте падение и уклон реки Колыма, используя данные таблицы № 3 учебника.
  2. В чем заключается созидательная и разрушительная работа рек?
  3. Определи по физической карте, в какой части России больше озер и почему?

[2]. Е.В.Зарукина, Н.А.Логинова, М.Мю Новик.Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению. Учебно-методическое пособие. – СПБ: СПбГИЭУ, 2010.

[3].  Составление схемы «Использование водных ресурсов человеком».

Использование водных ресурсов человеком

Сельское хозяйство

Промышленность

Энергетика

Транспорт

Питьевая вода и бытовые нужды

 [4].  О.А.Бибекова, Л.А.Ласикова, Н.В. Приходько. Современные образовательные технологии в обучении географии. Волгоград: Учитель, 2005. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС

Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...

Тест по географии для 8 класса "Внутренние воды и водные ресурсы России"

Тестовое задание для проверки знаний по географии в 8 классе по теме "Внутренние воды России"...

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

Обобщающий урок на тему: Внутренние воды России....

«Организация практической деятельности обучающихся при изучении темы «Внутренние воды и водные ресурсы России». География 8 класс»

В эпоху информатизации и глобализации возрастающий быстрыми темпами объем информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социо...

География 8 класс.Раздел:" Внутренние воды и водные ресурсы России" Тест: " Воды России"

География  8 класс .Итоговый тест по теме :" Воды России" ....