Рабочая программа по географии (ФГОС) для 10 класса (2 часа в неделю)
рабочая программа по географии (10 класс)

Рабочая программа по географии для  10 класса.(Окончательный курс при 2 часах в неделю.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии для 10 класса ФГОС

Составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта по курсу «География» и разработана на основе авторской программы по географии 10-11 классы по линии «Полярная звезда» Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. - М: Просвещение, 2015. - 49с. Рабочая программа реализуется через УМК: Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 - 11 класс. / Ю. Н. Гладкий – М: Просвещение, 2014г.

Учебник –Учебник - Авторы: Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Исходными материалами для составления программы являются нормативно-правовые документы: Документы федерального уровня: ∙ Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ∙ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; ∙

География 10-ые классы

Всего 68 часов (2 часа в неделю)

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

 2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

 3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

 4. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

 5. использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

6. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

7. понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Раздел 1. Планируемые предметные результаты (задачи)освоения учебного курса:

Планируемый результат обучения - овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально – экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций, навыков инженерного мышления. В результате изучения курса «География. Современный мир» в ученик должен:

  1. знать/понимать:

        ∙ Этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;

 ∙ Важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;

 ∙ Необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

 ∙ Особенности научно – технической революции;

 ∙ Понятие «природопользование», виды природопользования;

 ∙ Особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы,   направления демографической политики в различных странах мира;

 ∙ Этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;

∙ Занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и наиболее низкой плотностью населения;

 ∙ Крупнейшие города и агломерации мира;

 ∙ Причины и виды миграции;

∙ Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий;

 ∙ Формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;

∙ Основные отрасли мирового хозяйства, проблемы и тенденции развития; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;

∙ Крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;

∙ Географическую номенклатуру, указанную в учебнике;

  1. уметь:

∙ Анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

       ∙ Определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и    нерациональность использования ресурсов;

∙ Определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

 ∙ Определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;

 ∙ Определять общие черты и различия в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;

∙ Характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;

∙ Определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;

 ∙ Составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную характеристику двух стран;

∙ Выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;

 ∙ Устанавливать причинно–следственные связи для объяснения географических явления и процессов;

 ∙ Составлять развернутый план доклада, сообщений;

 ∙ Строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе вывод;

∙ Составлять и презентовать реферат, презентацию;

∙ Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;

 ∙ Работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.

3). оценивать:

∙  Обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;

 ∙ Рекреационные ресурсы мира;

 ∙ Современное геополитическое положение стран и регионов;

 ∙ Положение России в современном мире;

∙ Влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

 ∙ Экологические ситуации в отдельных странах и регионах;

 ∙ Тенденции и пути развития современного мира.

Результаты освоения учебного предмета.

Личностным результатом обучения географии в старшей школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в старшей школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом собственных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в обществе, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ аналитического мышления;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; выполнение и пропаганду здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) владение основами научных методов познания окружающего мира, формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы среднего общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать и анализировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и групповую деятельность со сверстниками и с учителем, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы и распределять обязанности в группе;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий, тем самым оптимизировав и разнообразив процесс обучения;

7) умение извлекать и выбирать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических частных и глобальных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) овладение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;

6) овладение основными навыками нахождения, анализа, использования и презентации географической информации;

7) овладение основами картографической грамотности и использования картографических источников как одного из «языков» международной коммуникации;

8) формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;

9) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов природного и социально-экономического характера, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

10) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Раздел 2. Содержание учебного курса

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 часов)

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых. Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель. Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал. Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление. Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования. Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы. Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества. Практическая работа «Обозначение на контурной карте природных ресурсов».

 Тема 2. Политическая карта мира (5 часов)

 Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира. Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики. Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупнейших стран мира». Тестирование «Политическая карта мира».

Тема 3. География населения (5часов)

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа. Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов. Практическая работа «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегаполисов мира».

Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (5 часов)

Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные 9 цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО. География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей. Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурноисторическое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негроафриканская цивилизация: специфика, культурные ценности. Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций. Практическая работа «Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия». Тестирование «География культуры, религий, цивилизаций».

Тема 5. География мировой экономики (8 часов)

 Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе. Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы. Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти. Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира. 10 Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный. Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные. Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия. Практическая работа «Решение задач с использованием статистических данных».

Тема 6. Регионы и страны (29 часов)

Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности. Англо-язычная Америка Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло». Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории. Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития. Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее 11 главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма. Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия. Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия. Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация. Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг. Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия. Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства. Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия. Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высоко урбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия. 12 Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона. Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия. Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки. Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия. Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Практическая работа «Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека». Практическая работа «Экономико – географическая характеристика одной из стран Ц-В Европы». Тестирование «Регионы и страны».

Тема 7. Глобальные проблемы человечества (6 часов)

Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.

 Тематическое планирование географии.

Количество часов – 68 (2 часа в неделю) Практических работ – 7

№ темы

Тема

Количество часов

Плану     Факту.

Практические работы

1

Человек и ресурсы Земли.

10

1

2

Политическая карта.

5

1

3

География населения.

6

1

.

4

География  мировой экономики.

12

1

5

Регионы и страны

29

2

6

Глобальные проблемы человечества.

6

Система контроля учебных достижений учащихся.

Для проверки усвоения материала обучающимися 10 класса используется как фронтальный, так и индивидуальный контроль. В качестве измерителей выступают карточки-задания, тестовые работы, практические работы.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Устный ответ. Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при 4 ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям 4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

 Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

 4. ответ самостоятельный;

5. наличие неточностей в изложении географического материала; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; понимание основных географических взаимосвязей; знание карты и умение ей пользоваться; при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Отметка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

4. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

5. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в 5 этом тексте; обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

6. слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); скудны географические представления, преобладают формалистические знания; знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

7. только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

 Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

 4. имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная отметка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение отметки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата  план

Дата  факт

Тема урока

Практическая работа

Задание на дом

 1

 02.09

 

 Тема 1. Человек и ресурсы Земли - 10 часов

От древности до наших дней.

 

 

§1

 2

07.09

 

 

Современное освоение планеты.

 

 

§2

 3

 09.09

 

 

Природные ресурсы

 

 

§3

 4

14.09

 

 

Ископаемые природные ресурсы. Рудные и нерудные полезные ископаемые

§4 с.17-20 ч., с.20 з.2-4 п.

.

Земельные ресурсы

 

 

4

§

 5

 16.09

 

 

Земельные ресурсы

 

 

§5

 6

21.09 

 

 

Водные ресурсы

 

 

§6

 7

 23.09

 

 

Лесные ресурсы

 

.

Ресурсы Мирового

 

 

§7

 8

 28.09

 

 

Ресурсы Мирового океана

§8 с.35-39 ч., с.39 з.3,4 п.

Другие виды

 

 §8

 9

 30.09

 

 Другие виды ресурсов

 

 §9

 10

05.10

 

 Природопользование .

 Практическая работа №1 Обозначение на контурной карте природных ресурсов.

 §10

 11

07.10

 Тема 2. Политическая карта мира – 5 часов

Формирования политической карты мира.

-53 ч.

дарство — главный объект политической карты

Практическая

§20

 12

 12.10

 

 Государство — главный объект политической карты. ФП, АУ государств. Границы.

 Практ. работа.

 §21

 13

 14.10

 

 Типы государств

 

 §22, к/к

 14

19.10

 

 Политическая география и геополитика.

 

 §23

 15

 21.10

 

 Итоговый тестовый контроль по теме: «Политическая карта мира.

 Тест №1

 

 

 

 

 Тема 3. География населения – 6 часов

 

 

 16

 

 

 Численность населения. Демографическая политика стран.

 

 §11

 17

 

 

 Расовый и этнический состав населения.

 

 §12

 18

 

 Возрастной и половой состав населения мира. Занятость населения

 

 §13

 19

 

 

 Размещение населения по территории Земли. Города. Сельское расселение. Урбанизация.

 Практическая работа №3 Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира.

 §14

 20

 

 

 Миграции населения.

Практическая работа №5

§15

 21

 

 

 География религий, цивилизаций.

 Практическая работа №6

 §18, 19

 

 

 

 Тема 5. География мировой экономики – 12 часов

 

 §21 с.96-100 ч.

 22

 

 

 Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств.

 

§24  

 23

 

 

Международное разделение труда.

 

 §25

 24

 

 

 Горнодобывающая промышленность

 

 §26

 25

 

 

 Мировая энергетика

 

  §26

 26

 

 

 Нетрадиционная энергетика.

 

 §26

 26

 

 

Обрабатывающая промышленность.

 

 §27

 27

 

 

Сельское хозяйство мира.

 

 §27

 28

 

 

 Сельское хозяйство мира.

 

 §28

 29

 

 

 Транспорт мира.

 

 §28

 30

 

 

 Транспорт и сфера услуг.

 

 §29

 31

 

 

 Мировые хозяйственные связи и интеграции.

 Практическая работа № 5

 §29

 32.

 

 

 Обобщающий урок по теме: «География мировой экономики

 

 §30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тема 6. Регионы и страны – 29 часов.

 

 

 33

 

 

 Как поделить земное пространство.

 

§31 

 34

 

 

 Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

 

§32 

 35

 

 

 Территориальная структура хозяйства.  Различия между районами.

 

 §33

 36

 

 

 США. Экономика.

 

 §33

 37

 

 

 США. Внутренние различия

 

 §33

 38

 

 

 Канада

 

 §34

 39

 

 

 Латинская Америка

 

 §35

 40

 

 

 Регионы Латинской Америки

 

 §36

 41

 

 

 Страны Л. Америки

 Практическая работа №6 «Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека»

 §36

 42

 

 

 Западная Европа.

 

 §37

 43

 

 

 Германия.

 

 §38

 45.

 

 

 Великобритания.

 

 §39

 46.

 

 

 Франция.

 

 §40

 47

 

 

 Италия

 

 §41

 48

 

 

 Центрально-Восточная Европа

 Практическая работа №7 «Экономико-географическая характеристика одной из Стран Ц-В Европы»

 §42

 49

 

 

 Постсоветский регион.

 

 §43

 50.

 

 

 Постсоветский регион.

 

 §43

 51.

 

 

 Зарубежная Азия.

 

 §44

 52.

 

 

 Китайская народная республика.

 

 §45

 53.

 

 

 Китайская народная республика.

 

 §45

 54.

 

 

 Япония.

 

§ 46

 55-56-57

 

 

 Юго-Восточная Азия.

Южная Азия.

Юго-Западная Азия.

 

 §47, 48

 58-59

 

 

 Северная Африка.

Тропическая Африка.

 

§49-50

 60

 

 

 ЮАР

 

 §50

61

 

 

 Австралия и Океания.

 

 §51

 62

 

 

 Итоговый тестовый контроль по теме: «Регионы и страны»

 Тест №2

 

 

 

 

 Тема 7. Глобальные проблемы человечества – 6 часов

 

 

 63

 

 

 Глобальные проблемы.

 

 §52

 64

 

 

 Отсталость, голод, болезни.

 

 §53

 65-66.

 

 

 Энергетическая и сырьевая проблемы.

Экологическая проблема.

 

 §54

 67

 

 

 Экологическая проблема

 

§55

68

 

 

 Урок – конференция «География современного мира»

Обобщение.

 

 §

Дополнительная литература

  • Автономов В.С., Кузнецов А.П., Мицкевич А.А., Субботина Т.П., Шерам К.А. Мир и Россия. Материалы для размышлений и дискуссий. СПб, Высшая школа Экономики, 1999 г
  • Гдалин Д.А, Гладкий Ю.Н., Мохов С.И. Конструктор текущего контроля.10-11 класс.М.,Просвещение,2010 г.
  • Гладкий Ю.Н. Глобальная география.11 класс.М.,Дрофа,2010 г.
  • Душина И.В.,Смоктунович Т.Л. Народы мира. Книга для чтения по географии.М.,Баласс,2004 г.
  • Курашева У.М. Экономическая и социальная география мира в схемах и таблицах.10 класс. М., Экзамен, 2011 г.
  • Кузнецов А.П. Экономическая и социальная география мира.Книга для учащихся 10 класса. Из серии «За страницами учебника». М.,Просвещение,2000 г.
  • Каданер А.П. «Разработка и апробация уроков и упражнений для учащихся 10-11 классов с использованием активных методов обучения и направленных на решение задач экологического образования для устойчивого развития»,СПб,2004 г.
  • Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2011 г.
  • Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.
  • Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2006 г.
  • Максаковский В.П. Географическая картина мира. (в 2-х книгах) М.Дрофа,2007 г.
  • .Максаковский В.П «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2011г.
  • Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 – 11 классы. – М., Дрофа 2009.
  • Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. - М., Дрофа, 2011
  • Холина В.Н., Наумов А.С., Родионова И.А. Социально – экономическая география мира. Справочное пособие. М.,Дрофа,2007 г.

Мультимедийные обучающие программы:

  • География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
  • Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
  • Материалы журналов «География».
  • Материалы журналов «География для школьников»

Электронные пособия

  • Интерактивные плакаты «Экономическая география регионов мира».
  • Уроки географии Кирилла и Мефодия.
  • Географический справочник «Страны мира».
  • Политические карты мира.
  • География. Готовимся к ЕГЭ.
  • Репетитор по географии Кирилла и Мефодия.
  • Экономическая и социальная география мира.

Интернет-ресурсы

Статистическая база данных ФАО

http://faostat.fao.org/default.aspx?lang=ru

Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (английский язык). Аналитическая и статистическая информации по проблеме здоровья и долголетия населения

http://www.who.org

Статистика по горнодобывающей промышленности

http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/mcs

Статистика по энергетике на официальном сайте Международного энергетического агентства

http://www.iea.org/Textbase/stats/index.asp

Официальный сайт ЮНЕП – Программы ООН по окружающей среде (английский язык). Аналитическая и статистическая информация по экологической проблеме

http://www.grid.unep.ch/data/index.php

Официальный сайт Мирового института ресурсов. База данных по вопросам населения планеты, биоразнообразия, загрязнению окружающей среды и использованию ресурсов

http://www.wri.org

Официальный сайт Секретариата Рамочной конференции ООН по изменению климата. Аналитическая и статистическая информация по проблеме изменения климата

http://www.unfccc.de


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерных программ по физике федерального базис...

Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образо­вания по математике 1.      (Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании...

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (6 часов в неделю, 204 часа в год). Учебник Т.А. Ладыженской

В помощь учителю русского языка. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику Т.А.Ладыженской...

Рабочая программа по математике ФГОС 5 класс (6 часов в неделю)

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Рабочая программа по алгебре для 8 класса. ( 4 часа в неделю в 1 четверти, 3 часа в неделю во 2 четверти. Всего 119 часов в год) . Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. " Алгебра 8"

Программа содержит: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, подробный календарно-тематический план....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ8 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год) ...