Рабочая программа по географии 11 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
рабочая программа по географии (11 класс)
Рабочая программа по географии 11 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_11_kl_21-22g.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет Администрации Шелаболихинского района Алтайского края по образованию
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крутишинская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
Принято на педагогическом совете протокол от 30.08.2021 №1 | Утверждено приказом «МБОУ Крутишинская СОШ» от 30.08.2021 № 68 |
Рабочая программа
по географии
Среднее общее образование
10 класс
на 2021-2022 учебный год
Разработчик программы:
М.С. Палкина,
учитель географии
с. Крутишка
2021г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе
- География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные
линии «Полярная звезда». 5—11 классы. В. П. Максаковского. 10—11 классы. Базовый уровень : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [А. И. Алексеев и др.]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2019
- Гладкий Ю.Н. География. 11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровень / Ю. Г. Гладкий, В. В. Николина. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2020.
Результаты освоения курса географии
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край;
2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанному на диалоге культур;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества;
5) сформированность толерантности сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
7) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
9) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений,
10) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
11) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
12) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познавания;
4) способность и готовность к самостоятельной информационно-позновательной деятельности, включая учение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7) умение использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности;
8) владения навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований.
Предметные результаты освоение образовательной программы освоения среднего общего образования по курсу географии на базовом уровне должны отражать:
- владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
- владения географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владения умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владения умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологической процессов явлений;
- владения умениями географического анализа и интерпретации и географической информации;
- владение умениями применять географические знания объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Содержание курса географии
География. 10—11 классы. Базовый и углублённый уровни
Тема 1. Человек и ресурсы Земли
Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.
Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природно-ресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.
Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и регионов. Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.
Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.
Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление.
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.
Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.
Практические работы: 1) оценка обеспеченности основными видами природных ресурсов:
2) сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и Саудовской Аравии.
3) сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).
Тема 2. Политическая карта мира
Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.
Государство — главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное. Типы государств. Главные критерии типологии. Политическая география и геополитика.
Практические работы: нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства.
Тема 3. География населения
Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.
Состав и структура населения. Этнический состав: одно и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов. Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость населения. Географические особенности размещения населения. Плотность населения. Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.
Практические работы: 1) сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран;
2) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле;
3) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.
Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций
Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.
Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская. Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная. Практические работы: сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя).
Тема 5. География мировой экономики
Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на современном этапе.
Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики. География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.
Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.
Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство.
Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.
Практические работы: 1) Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран. 2) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору учащегося).
Тема 6. Регионы и страны.
Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.
Англо-Саксонская Америка.
Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.
Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.
Практические работы: характеристика одной из отраслей экономики США.
Латинская Америка. Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития. Практическая работа: нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской Америки.
Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы, Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.
Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.
Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия. Италия. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.
Практические работы: 1) выполнение теста «Природные ресурсы Германии».
2) Характеристика одного из регионов Франции.
3) сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы (по выбору учащегося)
Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.
Постсоветский регион. Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия и Молдавия. Страны Закавказья.
Центрально азиатский регион. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.
Практические работы: 1) Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии. 2) Миграционная политика Центрально азиатского региона.
Выявление причин военного конфликта в Абхазии и Южной Осетии в 2008 г.
Зарубежная Азия. Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия. Крупнейшие экономические зоны.
Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.
Практические работы: 1) характеристика одной из отраслей экономики Китайской Народной Республики; 2) выполнение теста «Географическое положение Японии».
Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.
Южная Азия. Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.
Юго-Западная Азия и Северная Африка. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.
Практическая работа: экономико-географическая характеристика одного из государств Аравийского полуострова.
Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии. Южно-Африканская Республика — единственное экономически развитое государство Африки.
Практическая работа: экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки.
Австралия и Океания. Природа. Население. Экономика. Внутренние различия. Океания: обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние различия. Новая Зеландия. Практические работы: 1) Составление картосхемы международных экономических связей
Австралии.
Тема 7. Глобальные проблемы человечества
Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация глобальной экологической среды.
Практические работы 1) раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества.
Тематическое планирование
№ п\п | Раздел\Темы | Кол-во час | ||||
1 | Регионы с страны мира (21ч) Как поделить земное пространство. | 21 | ||||
2 | Центры экономической мощи и полюсы бедности | 1 | ||||
3 | США | 1 | ||||
4 | Канада | 1 | ||||
5 | Латинская Америка | 1 | ||||
6 | Регионы Латинской Америки | 1 | ||||
7 | Западная Европа. | 1 | ||||
8 | Германия | 1 | ||||
9 | Великобритания. Практикум № 1 Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека. | 1 | ||||
10 | Франция | 1 | ||||
11 | Италия Практикум № 2. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору). | 1 | ||||
12 | Центрально-Восточная Европа. | 1 | ||||
13 | Постсоветский регион. | 1 | ||||
14 | Зарубежная Азия | 1 | ||||
15 | Китайская Народная Республик | 1 | ||||
16 | Япония Практикум № 3. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору). | 1 | ||||
17 | Юго-Восточная Азия | 1 | ||||
18 | Южная Азия. | 1 | ||||
19 | Юго-Западная Азия и Северная Африка | 1 | ||||
20 | Тропическая Африка и ЮАР. | 1 | ||||
21 | Австралия и Океания. | 1 | ||||
Глобальные проблемы человечества (4ч) | 4 | |||||
22 | Глобальные проблемы человечества. | 1 | ||||
23 | Отсталость, голод, болезни | 1 | ||||
24 | Энергетическая и сырьевая проблема Практикум № 4 На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. | 1 | ||||
25 | Экологическая проблема Практикум № 5 На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества. | 1 | ||||
Современный мир (9ч) | 9 | |||||
26 | Человек и ресурсы земли | 1 | ||||
27 | География населения | 1 | ||||
28 | География культуры | 1 | ||||
29 | Политическая карта мира | 1 | ||||
30 | География мировой экономики | 1 | ||||
31 | Регионы и страны | 1 | ||||
32 | Регионы и страны | 1 | ||||
33 | Глобальные проблемы человечества | 1 | ||||
34 | Глобальные проблемы человечества | 1 | ||||
итого | 34 |
Лист внесения изменений
Дата | Содержание | Обоснование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дронов В. П., Савельева Л. Е. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы.
Электронные приложения...
Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещени...