Практические работы
учебно-методический материал по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Практические работы 5 класс
Алгоритм выполнения практических работ.
- Внимательно прочитайте задание практической работы.
- Составьте план работы по выполнению практической работы.
- Определите перечень источников информации, необходимых для выполнения практической работы.
- Проанализируйте источники информации.
- Выберите из всего спектра информации ту, которая непосредственно относится к заданию практической работы.
- Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.
Практическая работа №1.
Тема: Составление схемы наук о природе.
Цель работы: Формирование знаний учащихся о составе наук природы; формирование умений преобразовывать текстовый материал в схематический и вычерчивание его в виде схемы.
Задание учащимся:
- Из текста §1 выбрать информацию, которая характеризует состав наук о природе.
- Преобразовать текстовый материал в схематический, и вычертить схему наук о природе.
Практическая работа № 2.
Тема: Составление описания учебного кабинета географии.
Цель работы: Формирование умений и навыков работы по заданному алгоритму. Проверка умений учащихся сформированности у обучающихся навыков и умений по составления простейших планов.
План описания
- Название учебного кабинета.
- Положение учебного кабинета в здании школы.
- Положение учебного кабинета на этаже школьного здания.
- Линейные размеры кабинета: длина, ширина, высота.
- Положение отдельных предметов внутри кабинета.
Задание учащимся:
- Описать кабинет по предложенному алгоритму.
- Составить план кабинета географии.
Практическая работа.
Тема: Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Цель работы: Формирование умений работы с разными источниками информации, их классификация.
Задание учащимся:
Классификация - это процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками.
- Составить список (перечень) всех источников информации имеющихся в кабинете.
- Проанализируйте их, выделите признаки источника информации чтобы разделить весь перечень источников на группы.
- Результаты работы оформите в виде таблицы.
Название группы | Группа 1 | Группа 2 | Группа3 |
Список источников | Список источников 1 | Список источников 2 | Список источников 3 |
Практическая работа № 3
Тема: Организация наблюдений за погодой.
Цель работы: Формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
***
Задание учащимся:
- Повторить приемы наблюдения за погодой: приемы определения температуры воздуха, направления и силы ветра, облачности, атмосферного давления.
- Вычерчивание таблицы для внесения данных своих наблюдений за погодой с помощью условных знаков.
КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ НА СЕНТЯБРЬ
Дни недели | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Состояние облачности | О | ||||||||||||||||||
Виды облаков | |||||||||||||||||||
Осадки | … | ||||||||||||||||||
Направление ветра | |||||||||||||||||||
Сила ветра | 1б | ||||||||||||||||||
Фенологические наблюдения |
Практическая работа.
Тема: Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами.
Цель работы: Изучение тени различных фигур отбрасываемых ими тени.
Задание учащимся:
- Изучить фигуры, рассмотреть тени от фигур при изменении их положения относительно источника освещения.
- Заполнить таблицу.
Форма фигуры | Форма тени |
- Сделать вывод (выбрать фигуру) у которой форма отбрасываемой тени не меняется при изменении положения самого тела относительно лампы (источника освещения)
Практическая работа.
Тема: Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму.
Цель работы: Изготовить модель Земли.
Задание учащимся:
- Используя пластилин, бумагу, клей и др. изготовить модель Земли.
- Дополнить готовую модель Земли элементами движения земли и элементами поверхности Земли.
Практическая работа № 4
Тема: Составление сравнительной характеристики разных видов (способов) изображения земной поверхности.
Цель работы: Формирование представлений о разных способах изображения земной поверхности.
Оборудование: Глобус, географическая карта, топографическая карта, космические фотографии, рисунок Земли.
Задание учащимся:
- Определить сходство и отличие всех представленных способов изображения земли
- Результаты работы оформить в виде таблицы, в которой указываются черты сходства и отличий перечисленных изображений земной поверхности.
глобус | Географическая карта | Фотография | Рисунок | ||
сходства | |||||
отличия |
- Запишите вывод о возможности использования каждого изображения земной поверхности в повседневной и хозяйственной деятельности.
Практическая работа № 5.
Тема: Составление плана кабинета географии.
Цель работы: Формирование умений и навыков работы по заданному алгоритму. Проверка умений учащихся сформированности у обучающихся навыков и умений по составления простейших планов.
План описания
- Название учебного кабинета.
- Положение учебного кабинета в здании школы.
- Положение учебного кабинета на этаже школьного здания.
- Линейные размеры кабинета: длина, ширина, высота.
- Положение отдельных предметов внутри кабинета.
Задание учащимся:
- Описать кабинет по предложенному алгоритму.
- Составить план кабинета географии.
Практическая работа.
Тема: Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Цель работы: Формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса.
Оборудование: Компас.
Алгоритм выполнения:
- Проверка исправности компаса (не должно быть механических повреждений);
- Определение направления на север по показанию магнитной стрелки (после установления компаса в горизонтальное положение вдали от железных тел и источников электромагнитного излучения)
Задание учащимся:
- Определить с помощью компаса стороны горизонта.
- Сделать записи в тетради.
Практическая работа.
Тема. Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа.
Цель работы: Формирование умений работы в контурных картах.
Требования (правила) работы в контурных картах:
- Работа на контурной карте осуществляется только карандашами.
- Названия географических объектов одного вида подписываются одинаковым по размерам и цвету шрифтом.
- Название географических объектов не должны выходить за их контуры.
- При невозможности нанесения названия географического обекта в рамках контура объекта используются цифровы обозначение, которое расшифровывается в легенде карты.
- Варианты используемых обознанчений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются.
Задание учащимся:
- Обозначить на контурной карте географические объекты, указанные в тексте §7.
- Оформить в соответствии с требованиями контурную карту.
Практическая работа № 6.
Тема: Обозначение на контурной карте маршрута путешествия финикийцев с указанием географической номенклатуры по теме.
Цель работы: Формирование умений работы в контурных картах.
Требования (правила) работы в контурных картах:
- Работа на контурной карте осуществляется только карандашами.
- Названия географических объектов одного вида подписываются одинаковым по размерам и цвету шрифтом.
- Название географических объектов не должны выходить за их контуры.
- При невозможности нанесения названия географического обекта в рамках контура объекта используются цифровы обозначение, которое расшифровывается в легенде карты.
- Варианты используемых обознанчений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются.
Задание учащимся:
- Обозначить на контурной карте географические объекты, указанные в тексте §8.
- Оформить в соответствии с требованиями контурную карту.
Практическая работа.
Тема: Составление описание путешествия Марко Поло по ключевым словам.
Цель работы: Совершенствование навыков работы с текстом учебника.
- Ключевые слова выстраиваются в хронологическом порядке.
- Выбираются только те ключевые слова, которые относятся непосредственно к путешествию Марко Поло.
- Для каждого ключегого слова составляется предложение по теме задания.
Задание учащимся:
- Составить и записать описание путешествия Марко Поло.
Практическая работа.
Тема: Обозначение на контурной карте маршрута первого путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов.
Цель работы: Формирование умений работы в контурных картах.
Требования (правила) работы в контурных картах:
- Работа на контурной карте осуществляется только карандашами.
- Названия географических объектов одного вида подписываются одинаковым по размерам и цвету шрифтом.
- Название географических объектов не должны выходить за их контуры.
- При невозможности нанесения названия географического обекта в рамках контура объекта используются цифровы обозначение, которое расшифровывается в легенде карты.
- Варианты используемых обознанчений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются.
Задание учащимся:
- Обозначить на контурной карте географические объекты, указанные в тексте §13.
- Оформить в соответствии с требованиями контурную карту.
Практическая работа.
Тема: Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Фернана Магеллана, обозначение географических объектов.
Цель работы: Формирование умений работы в контурных картах.
Требования (правила) работы в контурных картах:
- Работа на контурной карте осуществляется только карандашами.
- Названия географических объектов одного вида подписываются одинаковым по размерам и цвету шрифтом.
- Название географических объектов не должны выходить за их контуры.
- При невозможности нанесения названия географического обекта в рамках контура объекта используются цифровы обозначение, которое расшифровывается в легенде карты.
- Варианты используемых обознанчений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются.
Задание учащимся:
- Обозначить на контурной карте географические объекты, указанные в тексте §14.
- Оформить в соответствии с требованиями контурную карту.
Практическая работа №7.
Тема: Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»
Цель работы: Формировать умения составления сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира», различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.
Оборудование: атлас, учебник и дополнительные источники информации.
Задание учащимся:
- На основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации составить сводную таблицу «Имена русских землепроходцев и мореплавателей на карте мира».
- Результаты работы оформить в виде таблицы:
Имя путешественника, род деятельности | Годы жизни | Район исследования | Дата путешествия | Географический объект, названный в честь путешественника |
Практическая работа №8.
Тема: Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Цель работы: Формирование умений работы в контурных картах.
***
Требования (правила) работы в контурных картах:
- Работа на контурной карте осуществляется только карандашами.
- Названия географических объектов одного вида подписываются одинаковым по размерам и цвету шрифтом.
- Название географических объектов не должны выходить за их контуры.
- При невозможности нанесения названия географического обекта в рамках контура объекта используются цифровы обозначение, которое расшифровывается в легенде карты.
- Варианты используемых обознанчений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются.
- Задание учащимся:
- С использованием физической карты мира или физической карты полушарий обозначить на контурной карте материки и океаны.
- Оформить в соответствии с требованиями контурную карту (легенду карты).
Задание учащимся:
- Обозначить на контурной карте материки и океаны.
Практическая работа.
Тема: Обозначение на контурной карте крупнейших государств Евразии.
Цель работы: Формирование навыков учащихся работе на контурной карте с учетом предъявляемых требований.
Требования (правила) работы в контурных картах:
- Работа на контурной карте осуществляется только карандашами.
- Названия географических объектов одного вида подписываются одинаковым по размерам и цвету шрифтом.
- Название географических объектов не должны выходить за их контуры.
- При невозможности нанесения названия географического обекта в рамках контура объекта используются цифровы обозначение, которое расшифровывается в легенде карты.
- Варианты используемых обознанчений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются.
- Задание учащимся:
- С использованием физической карты мира или физической карты полушарий обозначить на контурной карте материки и океаны.
- Оформить в соответствии с требованиями контурную карту (легенду карты).
Задание учащимся:
- Нанести на контурную карту крупнейшие государства материка.
Практическая работа.
Тема: Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»
Цель работы: Формировать умения составления таблицы «Особенности живой природы Африки», различать и сравнивать особенности растительного и животного мира.
Задание учащимся:
- На основе анализа текста §22 и осуществления выборки тематического материала по заданным позициям. Заполнить таблицу.
Природная зона | Особенности растительного мира | Особенности животного мира |
Влажные экваториальные леса | ||
Саванна | ||
Пустыня |
- Оформить вывод о причинах разнообразия растительного и животного мира на материке.
Практическая работа.
Тема : Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка Северной Америки.
Цель работы: Формирование навыков учащихся работы в контурной карте с учетом предъявляемых требований.
Оборудование: Политическая карта мира.
Задание учащимся.
- Нанести на контурную карту крупнейшие по площади государства материка.
Практическая работа № 9.
Тема: Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка Южной Америки.
Цель работы: Формирование навыков учащихся работы в контурной карте с учетом предъявляемых требований.
Задание учащимся:
- Нанести на контурную карту, крупнейшие (по площади) государста материка.
Практическая работа.
Тема: Обозначение на контурной карте океанов и морей, омывающих материк Австралия.
Цель работы: Формирование навыков учащихся работы на контурной карте с учетом предъявляемых требований.
Требования (правила) работы в контурных картах:
- Работа на контурной карте осуществляется только карандашами.
- Названия географических объектов одного вида подписываются одинаковым по размерам и цвету шрифтом.
- Название географических объектов не должны выходить за их контуры.
- При невозможности нанесения названия географического обекта в рамках контура объекта используются цифровы обозначение, которое расшифровывается в легенде карты.
- Варианты используемых обознанчений переносятся в легенду карты, группируются по видам и расшифровываются.
- Задание учащимся:
- С использованием физической карты мира или физической карты полушарий обозначить на контурной карте материки и океаны.
- Оформить в соответствии с требованиями контурную карту (легенду карты).
Задание учащимся:
- Нанести на контурную карту материки и океаны.
Практическая работа.
Тема: Составление перечня научно - исследовательских антарктических станций.
Цель работы: Совершенствование навыков работы с текстом учебника и атлосом.
Задание учащимся:
- На основе анализа карты атласа составить перечень научно-исследовательских станций расположенных в антарктиде.
- Записать научно-исследовательские станции в алфавитном порядке.
Практическая работа № 10.
Тема. Организация фенологических наблюдений в природе.
Цель работы: Формирование умений вести фенологические наблюдения за изменениями, происходящими в природе.
Задание учащимся:
1.Проанализировать фенологические изменения, происходившие в природе за весенние месяцы.
2. Выводы об изменениях в природе записать в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...