Практические работы
учебно-методический материал по географии (10 класс)
Предварительный просмотр:
Практические работы по географии для учащихся 10 классов
Пояснительная записка
Практическая работа учащихся на уроках географии – один из важнейших элементов приобретения знаний, умений, навыков. Она во многом зависит от мастерства учителя: найти главное, выделить его, дать анализ – составные части самостоятельной работы старшеклассников.
Представленная разработка состоит из 12 практических работ по курсу «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В.П. Максаковского для 10 классов. Каждая работа рассчитана на 1 урок.
В условиях модернизации образования встает сложная проблема содержания образования по каждому учебному предмету. Не обошла эта проблема и географию. Каждый творческий учитель решает ее по-своему.
Основываясь на дидактические принципы развития личностно-ориентированного обучения, представленный курс практических работ для 10 классов подразумевает не только передачу ученикам определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельной добычи информации.
Целью разработки является:
- усиление практической направленности уроков школьной географии в старшей школе
- развитие у учащихся навыка самостоятельной работы с различными источниками знаний.
При разработке пособия учтен собственный педагогический опыт. Апробация практических работ дала положительные результаты в оценке качества знаний учащихся 10 класса.
Ценным считаю то, что на этих уроках ученики с большим удовольствием занимались практической исследовательской деятельностью, учились делать самостоятельно выводы, постигая такую многогранную и увлекательную науку как география.
Практическая работа № 1.
Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК)
№ п\п | Страна | Нефть, млрд. т | Газ, трлн. м3 | Уголь, млрд. т | Р | |||||
З | Д | Р | З | Д | Р | З | Д | |||
1 | Россия | 6,7 | 0,3 | 4,8 | 0,5 | 202 | 0,1 | |||
2 | США | 3,8 | 0,3 | 4,5 | 0,5 | 445 | 0,9 | |||
3 | Канада | 1,5 | 0,1 | 2,2 | 0,1 | 15 | 0,03 | |||
4 | Китай | 4,0 | 4,0 | 1,6 | 0,3 | 296 | 1 |
Примечание.
З – запасы; Д- добыча; Р – ресурсообеспеченность.
1. Рассчитать Р стран мира, разделив количество ЗАПАСОВ на количество ДОБЫЧИ.
2. Сделать вывод о ресурсообеспеченности и развитии экономики страны.
Практическая работа №2.
Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.
- Экономико-географическое положение страны.
- На основании данных атласа дай оценку минеральным ресурсам страны.
- На основании данных атласа дай оценку водным ресурсам страны.
- На основании данных атласа дай оценку лесным и земельным ресурсам страны.
- Сделай общий вывод о ресурсообеспеченности страны.
Примечание.
1 вариант – США
2 вариант – Россия
3 вариант – Китай
Практическая работа № 3
Тема: Характеристика политико-географического положения страны
- Экономико географическое положение страны.
- Оценка ресурсной базы экономики страны:
- Минеральные ресурсы
- Лесные ресурсы
- Водные ресурсы
- Земельные ресурсы.
- Дай характеристику отраслей специализации страны.
- Сделай анализ политической ситуации в данной стране.
- * На контурную карту нанеси «горячие точки» планеты (опережающее домашнее задание).
Практическая работа №4.
Тема: Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй и основные формы административно-территориального устройства».
На основании материала учебника и данных атласа заполни следующую таблицу:
№ п\п | Форма правления | Форма административно- территориального правления | |||
республика | Конституционная монархия | Абсолютная монархия | Унитарное государство | Федеративное государство | |
Практическая работа №5.
Тема :Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира.
- Экономико- географическое положение страны.
- Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах.
- Объяснить причины различий и сходств в процессах воспроизводствах.
- Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.
Примечание.
1 вариант – Россия и Китай
2 вариант – Италия и Корея
3 вариант – Швеция и Малайзия
4 вариант – США и Вьетнам
Практическая работа №6.
Тема: Объяснение региональных и отраслевых различий
в структуре занятости населения стран мира
- Указать тип воспроизводства в каждой стране, по атласу определить среднюю плотность населения.
- Указать различия в структуре занятости населения представленных стран , используя данные таблицы.
- Объяснить причины различия занятости населения.
- Сделать общий вывод.
Примечание.
1 вариант – США и Индонезия
2 вариант – Китай и Нигерия
Занятость населения (в %)
№ п\п | Страна | Аграрный сектор | Добыв. пром. | Обраб. пром. | Строитель- ство | Торговля | Сфера услуг |
1 | США | 8 | 4 | 5 | 17 | 19 | 47 |
2 | Индонезия | 54 | 3 | 2 | 5 | 11 | 25 |
3 | Китай | 7 | 12 | 56 | 6 | 11 | 8 |
4 | Нигерия | 42 | 4 | 6 | 3 | 26 | 19 |
Практическая работа №7.
Тема: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран мира
(в виде таблицы)
Страна | Страна |
ЭГП | ЭГП |
Численность населения и районы с большей плотностью. | Численность населения и районы с большей плотностью. |
Тип воспроизводства, есть ли прирост населения. | Тип воспроизводства, есть ли прирост населения. |
Возрастной и половой состав населения. | Возрастной и половой состав населения. |
Занятость населения, доля городского и сельского населения. | Занятость населения, доля городского и сельского населения. |
Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами. | Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами. |
Примечание.
1 вариант – Канада и Алжир
2 вариант – Германия и ОАЭ.
Практическая работа №8.
Тема: Объяснение причин миграционных процессов
- Установить направления миграционных потоков в пределах указанной территории.
- Показать на контурной карте стрелками направление миграционных потоков.
- Объяснить причины миграционных потоков.
Примечание.
1 вариант – Европа
2 вариант – Северная Америка
3 вариант – Азиатское пространство.
Практическая работа № 9.
Тема: Характеристика центров мирового хозяйства
- Проведи анализ условиям (климатическими, географическими, природными), которые способствовали формированию этого экономического центра.
- Составь в виде круговой диаграммы структуру отраслей хозяйства этого экономического центра и сделай общий вывод о преимущественном направлении.
- Перечисли основные статьи экспорта и импорта данного экономического центра.
- К каким международным группировкам относится этот экономический центр.
Примечание.
1 вариант – Европа
2 вариант – Азия
Практическая работа №10.
Тема: Составление картосхемы « Региональные и отраслевые группировки стран мира»
- Нанеси на контурную карту страны данной группы, обозначив их определенным цветом.
- Заполни таблицу и сделай вывод о наличии одинаковых отраслей экономики:
№ п\п | Страна | Основные отрасли экономики |
- Сформулируй основные причины формирования этих отраслей (ресурсы, население, транспорт).
- Сделай общий вывод о структуре экономики этой группы стран.
Примечание.
1 вариант – страны доиндустриальной экономики
2 вариант – страны индустриальной экономики
3 вариант – страны постиндустриальной экономики
Практическая работа №11.
Тема: Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»
- На контурной карте обозначить 10 стран-лидеров по добыче угля.
- Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.
- Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.
- Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.
Практическая работа №12.
Тема: Составление картосхемы «Металлургия мира»
- На контурной карте обозначить 10 стран-лидеров по добыче железной руды.
- Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.
- Обозначить 10 стран-лидеров по производству стали.
- Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом кардиограммы).
- Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной руды и производству стали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...