Практические работы
учебно-методический материал по географии (10 класс)

Практические работы по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_raboty_10.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Практические работы по географии для учащихся 10 классов

Пояснительная записка

Практическая работа учащихся на уроках географии – один из важнейших элементов приобретения знаний, умений, навыков. Она во многом зависит от мастерства учителя: найти главное, выделить его, дать анализ – составные части самостоятельной работы старшеклассников.

Представленная разработка состоит из 12 практических работ по курсу «Экономическая и социальная география мира»  под редакцией В.П. Максаковского  для 10 классов. Каждая работа рассчитана  на 1 урок.

В условиях модернизации образования встает сложная проблема содержания образования по каждому учебному предмету. Не обошла эта проблема и географию. Каждый творческий учитель решает ее по-своему.

Основываясь на дидактические принципы развития личностно-ориентированного обучения, представленный курс практических работ для 10 классов подразумевает не только передачу ученикам определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельной добычи информации.

Целью разработки является:

  • усиление практической направленности уроков школьной географии в старшей школе
  • развитие у учащихся навыка самостоятельной работы с различными источниками знаний.

При разработке  пособия  учтен  собственный педагогический опыт. Апробация  практических работ дала положительные результаты в оценке качества знаний учащихся 10 класса.

Ценным считаю то, что на этих уроках ученики с большим удовольствием занимались практической исследовательской деятельностью, учились делать самостоятельно выводы, постигая  такую многогранную и увлекательную  науку как география.

Практическая работа № 1.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности  отдельных стран мира (ТЭК)

№ п\п

Страна

Нефть, млрд. т

Газ, трлн. м3

Уголь, млрд. т

Р

З

Д

Р

З

Д

Р

З

Д

1

Россия

6,7

0,3

4,8

0,5

202

0,1

2

США

3,8

0,3

4,5

0,5

445

0,9

3

Канада

1,5

0,1

2,2

0,1

15

0,03

4

Китай

4,0

4,0

1,6

0,3

296

1

Примечание.

З – запасы; Д- добыча; Р – ресурсообеспеченность.

1. Рассчитать Р стран мира, разделив количество  ЗАПАСОВ  на  количество ДОБЫЧИ.

2. Сделать вывод о ресурсообеспеченности  и развитии экономики страны.

Практическая работа №2.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.

  1. Экономико-географическое положение страны.
  2. На основании данных атласа дай оценку минеральным ресурсам страны.
  3. На основании данных атласа дай оценку водным ресурсам страны.
  4. На основании данных атласа дай оценку лесным и земельным ресурсам страны.
  5. Сделай общий вывод о ресурсообеспеченности страны.

 Примечание.

1 вариант – США

2 вариант – Россия

3 вариант – Китай

Практическая работа № 3

Тема: Характеристика политико-географического положения страны

  1. Экономико географическое положение страны.
  2. Оценка ресурсной базы экономики страны:
  • Минеральные ресурсы
  • Лесные ресурсы
  • Водные ресурсы
  • Земельные ресурсы.
  1. Дай характеристику отраслей специализации страны.
  2. Сделай анализ политической ситуации в данной стране.
  3. * На контурную карту нанеси «горячие точки» планеты (опережающее домашнее задание).

Практическая работа №4.

Тема: Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй и основные формы административно-территориального устройства».

На основании материала учебника и данных атласа заполни следующую таблицу:

п\п

Форма правления

Форма административно- территориального правления

республика

Конституционная

монархия

Абсолютная монархия

Унитарное государство

Федеративное государство

Практическая работа №5.

Тема :Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира.

  1. Экономико-  географическое положение страны.
  2. Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах.
  3. Объяснить причины различий и сходств в процессах воспроизводствах.
  4. Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.

 Примечание.

1 вариант – Россия и Китай

2 вариант – Италия и Корея

3 вариант – Швеция и Малайзия

4 вариант – США и Вьетнам

Практическая работа №6.

Тема: Объяснение региональных и отраслевых различий

в структуре занятости населения стран мира

  1. Указать тип воспроизводства в каждой стране, по атласу определить среднюю плотность населения.
  2. Указать различия в структуре занятости населения представленных стран , используя данные таблицы.
  3. Объяснить причины различия занятости населения.
  4. Сделать общий вывод.

Примечание.

1 вариант – США и Индонезия

2 вариант – Китай и Нигерия

Занятость населения (в %)

№ п\п

Страна

Аграрный сектор

Добыв. пром.

Обраб. пром.

Строитель-

ство

Торговля

Сфера услуг

1

США

8

4

5

17

19

47

2

Индонезия

54

3

2

5

11

25

3

Китай

7

12

56

6

11

8

4

Нигерия

42

4

6

3

26

19

Практическая работа №7.

Тема: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран мира

(в виде таблицы)

Страна

Страна

ЭГП

ЭГП

Численность населения и районы с большей плотностью.

Численность населения и районы с большей плотностью.

Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.

Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.

Возрастной и половой состав населения.

Возрастной и половой состав населения.

Занятость населения, доля городского и сельского населения.

Занятость населения, доля городского и сельского населения.

Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

  Примечание.

1 вариант – Канада и Алжир

2 вариант – Германия и ОАЭ.

Практическая работа №8.

Тема: Объяснение причин миграционных процессов

  1. Установить направления миграционных потоков в пределах указанной территории.
  2. Показать на контурной карте стрелками направление миграционных потоков.
  3. Объяснить причины миграционных потоков.

Примечание.

1 вариант – Европа

2 вариант – Северная Америка

3 вариант – Азиатское пространство.

Практическая работа № 9.

Тема: Характеристика центров мирового хозяйства

  1. Проведи анализ условиям (климатическими, географическими, природными), которые способствовали формированию этого экономического центра.
  2. Составь в виде круговой диаграммы структуру отраслей хозяйства  этого экономического центра и сделай общий вывод о преимущественном направлении.
  3. Перечисли основные статьи экспорта и импорта данного экономического центра.
  4. К каким международным группировкам относится этот экономический центр.

Примечание.

1 вариант – Европа

2 вариант – Азия

Практическая работа №10.

Тема: Составление картосхемы « Региональные и отраслевые группировки стран мира»

  1. Нанеси на контурную карту страны данной группы, обозначив их определенным цветом.
  2. Заполни таблицу и сделай вывод о наличии одинаковых отраслей экономики:

№ п\п

Страна

Основные отрасли экономики

  1. Сформулируй основные причины формирования этих отраслей (ресурсы, население, транспорт).
  2. Сделай общий вывод о структуре экономики этой группы стран.

Примечание.

1 вариант – страны доиндустриальной  экономики

2 вариант – страны индустриальной экономики

3 вариант – страны постиндустриальной экономики

Практическая работа №11.

Тема: Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»

  1. На контурной карте обозначить 10 стран-лидеров по добыче угля.
  2. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.
  3. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.
  4. Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.

Практическая работа №12.

Тема: Составление картосхемы «Металлургия мира»

  1. На контурной карте обозначить 10 стран-лидеров по добыче железной руды.
  2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.
  3. Обозначить 10 стран-лидеров по производству стали.
  4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом кардиограммы).
  5. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной руды и производству стали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...

Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...

Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.  Закрепление теорети...