«Поликультурное образование как одно из направлений толерантности на уроках географии»
проект по географии
Участие в XXI Всероссийской научно-практической конференции "Башкатовские чтения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Поликультурное образование как одно из направлений толерантности на уроках географии»
Автор: Патрикеева Елена Николаевна, учитель географии МОУ Индустринской ООШ Коломенского городского округа Московской области»
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху как птицы,
Плавать под водой как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле как люди»
(Бернард Шоу)
В настоящее время, в процессе развития современного общества, в эпоху глобализации, потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность.
Поликультурное образование – это система образования, ориентированная на подготовку учащихся к приспособлению к жизни в многонациональной и поликультурной среде.
О воспитании толерантности мы говорим очень много, и работа в этом направлении ведется огромная.
Но сегодня мне не хотелось бы останавливаться на общих терминах и понятиях, а рассказать о том, как эта работа ведется на моих уроках.
По моему мнению, география – единственный школьный предмет, формирующий у обучающихся комплексное представление о Земле как планете людей, о природных и социально – экономических процессах, происходящих вокруг нас.
На своих уроках я использую различные технологии, особенно часто интерактивные. Они не только повышают активность учащихся, но и предают уроку иное эмоциональное содержание, которое, надеюсь, останется в памяти и во взрослой жизни нынешних учеников.
В 7 классе мы знакомимся с традициями, религией, языками, нормами поведения разных народов мира.
В раздел «Население Земли» включены следующие темы:
- Народы и религии
- Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население.
Изучая эти темы, ребята узнают такие понятия как этнос, мировая и национальная религии, их география, материальная и духовная культура, мятники культурного наследия; узнают об особенностях жизни и деятельности людей в зависимости от климатических условий. При этом делается акцент на том, что в разных уголках нашей планеты складываются свой быт, свои обычаи. Как отличаются друг от друга одежда, дома, прически и нравы людей. В результате ребята понимают, что за названиями религий и этносов стоят люди с другими традициями быта и культуры, но с такими же, как у нас общечеловеческими ценностями.)
Совершая путешествие по каждому из континентов, мы невольно оказываемся в различных удаленных местечках мира, о которых, порой, и не знали. Ребятам очень интересно слушать о традициях разных племен и народов.
Например, изучая Африку, мы говорим о таких странах как Египет, Эфиопия, Судан. Здесь мы не можем ни упомянуть о том, что они имеют древнейшую культуру. Народы Африки внесли огромный вклад в историю мировой культуры: египетские пирамиды, резьба по слоновой кости, скульптуры из бронзы.
Во время урока стараюсь не ограничиваться материалами учебника, а всегда нахожу дополнительную информацию, которая была бы интересна ученикам.
Жители Египта крайне суеверны. Огромным спросом пользуются защитные амулеты, талисманы здоровья и богатства, которые встречается повсюду: в бедных домах и роскошных апартаментах. Суеверность египтян порой доходит до абсурда. Чрезмерная похвала, комплименты в адрес женщин и детей расцениваются как попытки сглаза. Детей в Египте любят, балуют и всеми способами стараются защитить. Чтобы не вызвать зависть, их называют неблагозвучными именами, одевают в обноски и обмазывают сажей.
В результате проведения такой работы у ребят появляются новые интересные и необычные знания традиций разных народов мира, вырабатывается уважительное отношение к ним, а значит, развивается толерантность.
В 8 классе, изучая природу России, мы останавливаемся на отдельных регионах нашей страны. Здесь мы изучаем традиции, культуру народов России.
Довольно богат материал о жителях Северного Кавказа. К примеру, ведется рассказ о том, что население Дагестана живёт в горных аулах, т.к. городов в высокогорьях нет. А Пятигорск крепко связан с именем М.Ю. Лермонтова. Часто бывает так, что это для детей является новостью. У них не только разжигается интерес к теме, но и гордость за свою страну. Естественно, что такие уроки я стараюсь сопровождать дополнительными материалами, видеороликами или презентациями.
Продолжение работы над развитием толерантности ведется и в 9 классе.
Раздел «Население Российской Федерации» включает в себя темы:
- Численность населения
- Национальный состав населения России
- Миграции населения
- Городское и сельское население.
На этом этапе мы продолжаем знакомство с языковыми семьями, мировыми религиями. Здесь очень важно закрепить и утвердить у детей понимание, что Россия – многонациональное государство. Необходимо учиться принимать других такими, какие они есть. Учиться терпимо относиться к их самобытности, умно разрешать конфликты.
В региональной части курса эта работа находит свое продолжение. Здесь при изучении крупных регионов России мы останавливаемся на населении каждого из них, говорим не только об особенностях их жизни, обычаях, традициях, но и о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться.
Так при изучении Европейского Севера ребята узнают о том, что большую часть населения этого региона составляли мужчины, которые отправлялись на Север на заработки, но сейчас начался отток населения, т.к. рост цен «съедает» повышенную оплату труда». Но проблема заключается не только в этом: важно создание более благоприятных культурно-бытовых и жилищных условий для северян.
Понимание того, в каких условиях живут и работают люди, вызывает у ребят уважение к ним, заставляет пересмотреть отношение не только к близким людям, но и к посторонним.
Универсальным результатом многих направлений поликультурного воспитания должна стать личность ученика, максимально образованная, толерантная во всех смыслах этого слова.
В завершении хочу вспомнить слова Л.Н. Толстого: "Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание".
Я работаю в небольшой сельской школе. У нас 134 ученика. При этом немало ребят из Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана.
Самой главной проблемой, с которой сталкиваются эти ребята приходя к нам в школу, это языковой барьер. Но со временем это исправляется. Хочется отметить, что никогда у нас не возникало конфликтов на почве расовых неприязни. Ребята отлично вливаются в коллектив, находят себе друзей и подруг. Возможно, это привилегия маленьких школ, где все чувствуют себя одной большой семьей.
Список использованной литературы.
1. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб: КАРО, 2007.
2. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. — М.: ЦСПиМ, 2010.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков – Москва “Просвещение” 2009.
4. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 5–9 классы / сост. А.А. Летягин.– 2-е изд.М.: Дрофа, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантности на уроках географии
Уважение и утверждение культурных различий - высокий уровень поликультурного образования для детей и взрослых. Лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе деятельности, когда уч...
Воспитание толерантности на уроках географии
Материал о воспитании толерантности на уроках географии...
Статья "Воспитание толерантности на уроках географии"
Воспитание толерантности на уроках географии....
Информатизация образования как одно из направлений образовательной политики СССР в 1980-е гг.
На современном этапе развития цивилизованного общества отмечается интенсивность протекания процесса его информатизации. Информатизация общества представляет собой глобальный социальный процесс, отличи...
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В 1990-Е ГГ.
История формирования информационного общества включает в себя историю возникновения и развития новых, связанных с информатизацией, видов деятельности человека. В России за последние годы появились спе...
Образовательный проект "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
На базе МОУ "Татарско-Тавлинская ООШ" действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур н...
Программа экспериментальной работы по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"
Программа экспериментальной работы по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"...