ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В 1990-Е ГГ.
статья по информатике и икт на тему

История формирования информационного общества включает в себя историю возникновения и развития новых, связанных с информатизацией, видов деятельности человека. В России за последние годы появились специализированные профессиональные группы людей, которые связаны с обслуживанием телекоммуникационной и информационной техники, процессов обработки информации, оказанием научно-информационных, консультативных и других услуг подобного рода. Возникновение новых профессиональных и научных направлений требует определенной подготовки кадров, в которой содержания, методы, средства обучения должны соответствовать условиям развития информатизации общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В 1990-Е ГГ.

М.В. Спивак,

ГБОУ СПО «Прасковейский сельскохозяйственный техникум»

История формирования информационного общества включает в себя историю возникновения и развития новых, связанных с информатизацией, видов деятельности человека. В России за последние годы появились специализированные профессиональные группы людей, которые связаны с обслуживанием телекоммуникационной и информационной техники, процессов обработки информации, оказанием научно-информационных, консультативных и других услуг подобного рода. Возникновение новых профессиональных и научных направлений требует определенной подготовки кадров, в которой содержания, методы, средства обучения должны соответствовать условиям развития информатизации общества.

В настоящее время государством повышенное внимание уделяется задачам информатизации общества  и всех его сфер, к числу которых относится и образование. Уже вначале 90-х гг. XX века, в момент распада СССР, сопровождавшегося сменой идеологии, приватизацией предприятий, перестройкой всего социально-экономического и политического уклада общества, приведшего к разрушению государственной монополии на информацию, начала осознаваться необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества. В этот период информатизация образования России стала рассматриваться как важный этап и необходимое условие информатизации страны в целом, как одно из главных направлений модернизации отечественной системы образования.

В 1993 году была принята «Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг.» [3]. Под информатизацией образования в ней понималось не просто «внедрение в учебный процесс нового содержания и новых технологий», а создание «мощной информационной инфраструктуры», без которой невозможно развитие цивилизованного рынка товаров и услуг, обеспечение решения задач социальной сферы, включение государства в мировое сообщество в качестве полноценного партнера.

Целями Программы являлись:

- информационно-технологическое обеспечение реализации Закона Российской Федерации «Об образовании» и принципов государственной политики в области образования путем расширения применений средств и методов новых информационных технологий;

- координирование усилий органов государственной власти и управления образованием при разработке и реализации региональных и ведомственных программ информатизации.

Для достижения этих целей Программа предусматривала решение следующих задач:

- «создание и внедрение необходимых учебно-методических материалов для реализации рекомендаций Базисного учебного плана в области информатизации;

- разработка и введение образовательных стандартов обучения информатике в образовательных учреждениях всех уровней;

- создание не менее 40 узлов образовательной информационной сети;

- создание при каждом узле сети банка учебно-методических материалов;

- создание условий вхождения российских образовательных учреждений в мировое образовательное информационное пространство;

- создание системы государственной сертификации аппаратных и программных средств информатизации образования;

- создание системы межрегиональных центров информатизации образования;

- координация региональных программ развития образования» [3].

Реализация данных задач была направлена на:

- обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной и организационной техники, которые бы позволили применять новые информационные технологии (НИТ) в обучении;

- подготовку всех работников сферы образования к использованию НИТ;

- разработку вариативных учебно-методических материалов (в форме печатной, аудио и видео продукции, компьютерных программ), которые бы способствовали обеспечению процесса изучения НИТ, а также применения НИТ во всех дисциплинах для образовательных учреждений всех типов и уровней в качестве средства обучения;

- создание инфраструктуры, которая бы обеспечила доступность образовательной информации всем образовательным учреждениям;

- создание в сфере образования условия, помогающего стимулировать  применение инноваций;

- создание действенной системы контроля качества работы образовательных учреждений, их способности удовлетворить образовательные потребности населения.

В  целом анализ основных положений Программы показывает, что она включила в себя основные стратегические направления информатизации образования, характерные еще для образовательной системы СССР.

В основе информатизации образования лежало определение информатизации данное в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», принятом в 1995 году. Информатизация в нем рассматривается как «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» [1].

Исходя из этих положений Программы и определения информатизации,  в педагогике сформировалось два подхода к пониманию понятия «информатизация образования». В более узком толковании, информатизация образования – это «комплекс мер, направленный на обеспечение системы образования информационной продукцией, средствами и технологией, базирующихся на микропроцессорной технике» [11, c.69].

В более широком смысле информатизация образования – это «не только следствие информатизации общества, но и необходимое условие дальнейшего общественного развития» [9]. Данное определение в своей основе содержит такие принципы информатизации, как принцип социальной направленности; экономической целесообразности; совместимости на всех уровнях с мировым процессом информатизации; соответствия необходимого и реального уровня и состояния информатизации; доступности к информационному фонду для каждой личности; интеграции информационных ресурсов в мировой информационный фонд; согласованности и взаимообусловленности всех компонентов структуры информатизации. В этом аспекте главной целью введения общеобразовательного курса информатики стало формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям информационного общества.

По мнению В.В. Жихарского, главная цель информатизации образования в 1990-е гг. состояла в подготовке обучаемых к эффективному и полноценному участию в общественной, бытовой, профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества XXI века [7, c.112-116].

Данная цель, по его мнению, предполагала реализацию следующих основных задач информатизации образования:

1. Учащиеся общеобразовательных школ в области использования информационных технологий в быту, общественной жизни и при обучении должны получать базовые знания и навыки: по составу и структуре информационных технологий; о месте и значении информационных технологий в различных областях человеческой деятельности; ввода информации в компьютер с использованием современных средств, умение работать с введенным текстом (аналогия с умением писать и готовить письменные тексты); навыки работы с загруженным текстом; поиска, загрузки, выгрузки и пересылки конкретных текстов, работа с базами данных (аналогия работы в библиотеке); умение пользоваться компьютером для вычислений и решения арифметических задач; навыки по созданию стандартных сообщений и т.д.

2. При получении среднего образования навыки в использовании информационных технологий, полученные при начальном образовании, должны развиваться и закрепляться за счет максимального использования информационный технологий (ИТ) при преподавании других предметов. Учащийся, получивший среднее образование, должен свободно владеть вышеперечисленными навыками (по аналогии с умением писать, читать и т.п.).

3. Основных задач информатизации в высшем и среднем профессиональных образованиях две:

1) ИТ должны максимально использоваться в процессе обучения с целью повышения его эффективности, доступности и качества.

2) При получении профессионального образования обучаемые должны приобретать специальные знания и навыки по использованию ИТ в предметной области их будущей профессиональной деятельности.

Главным ориентиром в организации школьного обучения стала идея непрерывного образования в области информатики, что нашло свое отражение в активной инициативе регионов. Так по данным О.В. Вязовой «к 1994 году в 37 регионах России были разработаны региональные программы информатизации образования, среди которых заслужили внимания работы: Пермской и Ярославской областей; Алтайского и Ставропольского краев; Кемеровской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Томской областей; гг. Москвы, Санкт-Петербурга. Создаются региональные центры информатизации» [6, c.51].

К 1995 году в педагогической литературе появились работы, в которых анализировались процессы углубленного [17], профильного [4], расширенного и раннего обучения информатике [10].

В 1996 году в Национальном докладе Российской Федерации на II международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» была обозначена политика, так называемой, «островной информатизации». В частности в докладе говорилось, что: «информатизация образования требует весьма значительных материальных ресурсов, сравнимых по объему с годовым национальным доходом страны. Поэтому в России на практике реализуется так называемая островная информатизация, что означает:

- выделение в системе образования ключевых организационных, учебных, социальных и управленческих структур, допускающих интегральную информатизацию и способных служить «островами», начиная с которых может развертываться процесс глобальной информатизации образования;

- организация проведения и обеспечения в этих подструктурах процесса системной интеграции информационных технологий;

- создание и поддержку условий, обеспечивающих по принципу цепной реакции, распространение процесса разработки, развития и использования информационных технологий с «островов» информатизации на систему образования» [цит. по 8, c.31].

Для решения этих задач в 1998 г. была разработана «Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации»,  в которой стратегическая цель информатизации образования была обозначена как «глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий (НИТ), радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества» [2].

В «Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации» в качестве стратегических задач информатизации образования были выделены следующие [2]:

1. Подготовка кадров, способных осуществить решение поставленной масштабной цели повышения качества образования с использованием перспективных ИТ.

2. Анализ уровней целесообразного применения ИТ для различных направлений и уровней подготовки специалистов.

3. Научное обоснование методологии информатизации общего и профессионального образования.

4. Разработка новых принципов и методов представления, обработки и накопления данных и знаний.

5. Создание системы стандартизации ИТ, разработки методик сертификации программных и технических образовательных средств.

6. Создание единого телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования.

7. Обеспечение массового доступа к единой системе баз данных и информационных ресурсов сферы образования России для всех групп пользователей.

Б.Н. Богатырь выделил основные направления работы по информатизации системы образования в рамках реализации Концепции [5, c. 8-13]:

1. Информатизация процессов обучения в профессиональном и общем образовании.

2. Получение обучаемыми определенного, государственными образовательными стандартами, уровня знаний, умений и навыков в области общей и профессиональной «информационной культуры».

3. Создание в сфере образования информационной инфраструктуры.

4. Информатизация процессов управления образованием.

5.Информатизация, проводящихся в национальной системе образования, научных исследований и разработок.

6. Оснащение сферы образования современной телекоммуникационной техникой и информационно-вычислительными средствами.

7. Создание и развитие современной системы дистанционного образования.

Таким образом, Концепция, по существу, была направлена на  проведение качественных изменений в состоянии всей, окружающей систему образования, информационной среды, представления новых возможностей,  как роста совокупного общественного интеллекта, так и для прогрессивного, ускоренного развития каждой личности. Однако экономический кризис 1998 года помешал реализации этой Концепции.

В ряде работ того времени были обозначены и проблемы информатизации образования в школе [12, c.25; 13, c.151-153; 14; 15, c.118-119 и др.], к которым относились сокращение финансирования образования и науки, численности работников, занятых образовательной деятельностью; невысокий уровень подготовленности и психологическая не готовность большинства педагогов и администраций школ к освоению и применению в своей работе информационных технологий; неудачи в практической реализации политики «островной информатизации» из-за недостатка финансирования; отсутствие механизмов и оснований для реализации федеральной политики в области информатизации образования на региональном уровне; смещение  управления процесса информатизации в системе образования на региональный уровень, что мешало выработке и реализации единых программ [16]; недостаточное количество техники в общеобразовательных школах, отсутствие  сервисного технического обслуживания сложной ЭВТ; низкое качество программного обеспечения и др.

 Перечисленные выше общесистемные проблемы затруднили процесс информатизации образования, а также теоретическую разработку и практическую реализацию его моделей.

В целом, обобщая все выше сказанное, следует отметить, что в 1990-е гг. информатизация образования выделилась как приоритетное направление образовательной политики России, что нашло свое отражение, как в специальных программах и концепциях, так и в научных исследованиях того времени. Процесс формирования информационного образовательного пространства в нашей стране происходил на фоне развития глобальных компьютерных сетей;  системы программного обеспечения образовательной деятельности; совершенствования технической базы. К сожалению, многие решения, сформулированные в программных документах правительства РФ, не были реализованы из-за целого ряда экономических, политических, социальных факторов, оказавших негативное влияние на  развитие всей системы общего среднего образования в последнее десятилетие прошлого века.        

Литература:

1. Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации»// Собрание законодательства РФ. - 20.02.1995. - №8. - ст. 609.

2. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации/ Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы», - 1998. - №3-4 (13-14). – 322 с.

3. Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг. [Электронный каталог]/ адрес доступа:  http://bspu.uni-altai.ru/Friends/aio/program/regprog/prog.html.

4. Бешенков С.А., Григорьев С.Г. Информатика: Учебное пособие для гимназий и лицеев гуманитарной ориентации. – М.: РАО ИОШ, 1993. – 87 с.

5. Богатырь Б.Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования// Педагогическая информатика. – 1998. - № 3. - С. 8 -13.

6. Вязовова О.В. Информатизация образовательного пространства :На примере учителя информатики: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Тамбов, 2005. - 240 c.

7. Жихарский В.В. Исследование и разработка механизма внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Новосибирск: ИПСО РАО, 1997. – С. 112-116.

8. Иванов А.М. Формирование готовности учителя к профессиональному росту в условиях информатизации образования : в системе повышения квалификации работников образования : диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01/ Иванов Александр Михайлович; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения РАО].- Москва, 2007.- 206 с.

9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие/ Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1998. – 512 с.

10. Первин Ю.А. Курс «Информационная культура» - компонент школьного образования/ Системы и средства информатики. – 1996. – Вып.8. – М.: Наука-Физматлит. – С.96-105.

11. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995. – 256 с.

12. Попов С.М. Опыт реализации курса «Знакомство с компьютером» в начальной школе. //Материалы V Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – 1994. - 1-3 июля. - С. 25.

13. Попов С.М. Пилотный проект: взгляд с периферии. //Материалы XV Международной конференции «Применение новых компьютерных технологий в образовании», г.Троицк. – 1993. - 24-26 июня. - С. 151-153  

14. Попов С.М. Модель информатизации школы (Теорет. концепция и методика реализации): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: СПб., 1997. - 212 c.

15. Попов С.М., Ступаков А.С. Информатизация школы: от концепции к реализации. //Материалы V Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – 1994. - 1-3 июля. – С  118-119.

16. Прокудин, Д. Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы [Электронный ресурс] /Д. Е. Прокудин. – Режим доступа: http://www.anthropology.ru/ru/texts/prokudin/index.html.

17. Сенокосов А.И., Гейн А.Г. Информатика: Учебник для 8-9 кл. школ с углубленным изучением информатики. – М.: Просвещение, 1995. – 255 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образовательной системы в контексте преподаваемого предмета.

Сообщение на городское методическое объединение учителей технологии по теме"Взаимодействие субъектов образовательного процессав условиях модернизации образовательной системыв контексте преподаваемого ...

«Повышение качества образования по предмету "Английский язык" через систему использования интегрированных уроков в условиях модернизации образовательной системы РФ»

В презентации представлен опыт учителя по интеграции научных знаний по предмету английский язык и физика с биологией...

Информатизация образования как одно из направлений образовательной политики СССР в 1980-е гг.

На современном этапе развития цивилизованного общества отмечается интенсивность протекания процесса его информатизации. Информатизация общества представляет собой глобальный социальный процесс, отличи...

Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образ...

Технологическое образование в условиях модернизации образовательной системы Республики Тыва

Трудовое воспитание на уроках технологии, внеурочная деятельность...

Роль дополнительного образования в образовательной системе России

О роли дополнительного образования в образовательной системе России...

«Поликультурное образование как одно из направлений толерантности на уроках географии»

Участие в XXI Всероссийской научно-практической конференции "Башкатовские чтения"...