Урок "Внутренние воды. Озера"
план-конспект урока по географии (6 класс)
Разработка урока географии в 6 классе по теме "Внутренние воды. Озера" с элементами краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.95 КБ |
![]() | 86.39 КБ |
![]() | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : «Внутренние воды. Озера»
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить обучающихся с разнообразием озер на Земле
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование представлений об озерах, типах озёрных котловин, сточных и бессточных озёрах.
2. Научить применять теоретические знания к объяснению окружающей действительности
Развивающая и воспитательная:
1. Развивать критическое мышление при изучении озер
2. Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями при изучении озер
3. Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения
4. Развивать умение работать с информационным текстом
5. Учащиеся должны научиться выбирать карты нужного содержания и устанавливать на основе их анализа и по другим источникам особенности озер
6. Уметь определять тип озерных котловин
7. Уметь показать по карте озера
Коррекционная
1.Коррекция пространственных представлений,
2. Коррекция операций анализа и синтеза,
3. Коррекция коммуникативных умений, навыков совместной работы в парах,
4.Коррекция связной речи.
1. Организационный момент
Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы с вами учимся работать, поэтому не страшно, если будут ошибки, но важно их замечать и исправлять.
2. Проверка домашнего задания:
- Какой раздел курса мы изучаем? (гидросфера) Что такое гидросфера? (водная оболочка земли)
- Какую часть гидросферы мы изучили на предыдущем уроке? (внутренние воды – реки)
- Что необходимо сделать на данном этапе урока? (проверить полученные знания)
Проверка д/з – 1 уч-к работа со схемой
- 1 уч-к работа у доски (геодиктант)
- фронтальный опрос: место, где река берет начало (исток),
все водные потоки, впадающие в более крупную реку (притоки),
участок реки у истока (верхнее течение),
скалистые уступы на горных реках, мешающие судоходству (пороги),
превышение высоты истока над устьем (падение реки),
место, где река впадает в море, океан или другую реку (устье),
река со всеми притоками образует (речную систему),
три крупнейшие реки КО (Ока, Угра, Жиздра)
большая часть рек области относится к бассейну (Каспийского моря), а значит, являются притоками реки (Волга)
Молодцы! (выставляю оценки работающим у доски, а работающие с места получили жетоны)
3. Мотивация
Сегодня у нас необычный урок, а урок экспедиция.
На экспедицию отводится короткое время, поэтому работаем быстро, слаженно, дружно.
Прежде, чем мы отправимся в экспедицию надо выяснить, куда мы должны отправиться.
4. Введение в тему (настрой на работу)
Чтобы ответить на этот вопрос вспомним схему и продолжим ее.
Внутренние воды
Реки Озера Болота Ледники Подземные воды
И так, с каким видом внутренних вод нам необходимо познакомиться? (озера)
Куда отправиться наша экспедиция? (на озеро)
5. Изучение нового материала
- У каждой экспедиции есть цель. Какова цель нашей экспедиции? (выяснить, что такое озеро и как различаются озера на земле)
- Кто видел озеро? Опишите его. Давайте разбираться…
- Так что такое озеро? Дайте свое определение озера (ответы детей)
- Сравните свое определение с определением, данным на стр. ___ учебника. Запишем определение в тетрадь.
А. Работа с понятиями. Нахождение отличий между морем, рекой и озером
- Давайте рассмотрим, в чем различия между понятием «озеро» и уже известными нам понятиями «река» и «море»
Море - часть Мирового океана.
Река - находиться на суше, это постоянный поток воды в русле.
Озеро - расположено на суше в замкнутом природном углублении
Так есть ли озера у нас в Куйбышевском районе? (нет, котловины наших водоемов антропогенные, а не созданные природой) В Калужской области есть озера, но их количество и разнообразие не велико (обращаю внимание на наглядность). В области есть пруды, а на реках созданы 17 водохранилищ. Крупнейшее водохранилище Людиновское (послушаем сообщение о нем:
Ломпадь, или «Людиновское водохранилище», находится в Калужской области, оно разделяет город Людиново на две части. Этот водоем глубиной до 14 метров является самым крупным и чистым водоемом области, где содержится 30 миллионов кубометров воды.
Искусственный водоём образовался в 40-х годах XVIII века, когда знаменитый русский промышленник Никита Демидов при строительстве нового металлургического завода в этих местах решил поставить дамбу на небольшой речке Неполодь (притоке реки Болвы) Сооружение плотины стало грандиозным проектом, для которого Демидов насильно переселил тульских и уральских крепостных с принадлежащих ему заводов.
В водохранилище обитает 17 видов рыб, в том числе плотва, окунь, краснопёрка, ёрш, щука, карп, лещ. В районе проводится большая работа по сохранению и умножению рыбных запасов озера. Каждый год до 30 тысяч мальков рыб выпускаются в Ломпадь. По берегам озера обитают бобр, ондатра, выдра. В изобилии селятся утки, серая цапля.
Ломпадь является памятником природы. Здесь разрешены только безмоторные суда.)
Б. Проблемный вопрос
Откройте физическую карту мира найдите на материке Евразия Каспийское море, Правильно ли его называют морем? (Подсказка в определениях)
(Каспийское море - озеро, потому, что не имеет связи с Мировым океаном)
В. Работа по классификации озер
Исследование 1 - как различаются озера по происхождению озерных котловин.
Задание: Внимательно изучите дополнительный материал (информационный лист). Определите типы озерных котловин, объясните их происхождение и особенности. Приведите примеры озер. Ответы занесите в таблицу маршрутного листа. Покажите озера на карте.
Работа с таблицей, отчеты у карты.
Исследование 2 - откуда берется вода в озерах? Что является источником воды в озерах? (осадками атмосферными, подземными водами, водами впадающих рек).
-Работа со схемой слайда. На рисунке-схеме вы видите озера и реки. О чем говорит первая схема, вторая? Обратите внимания, что реки могут впадать в озера и вытекать.
- Как различаются озера по приходу и расходу воды? - Итак, озера бывают сточные и бессточные. Давайте попробуем сформулировать определения.
Сточное озеро – это озеро, в которое реки впадают и вытекают (или только вытекают).
Бессточные озера – озера, в которые реки только впадают.
Г. Физкультминутка.
Исследование 3 – внимательно послушайте текст и ответьте на вопрос как еще можно различать озера?
Озер на земном шаре огромное количество. Только в нашей стране их насчитывают около 3 миллионов. Озера встречаются в горах, равнинах, низменностях; величина их различна – от нескольких десятков метров до сотен километров. Самое большое озеро на Земле – Каспийское.
Глубины озер тоже различны. Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1620 метров. Оно содержит 20% запасов пресной воды Земли
Озера бывают пресные и соленые. Одно из самых соленых озер мира находится на Аравийском полуострове. Его называют Мертвым морем. В Мертвом море нельзя утонуть: насыщенная солью вода имеет очень большую плотность и удерживает человека на поверхности. Соленые озера на карте отмечены не голубым, а сиреневым цветом.
Исследование 4 - работа с фотографиями на слайде: посмотрите на слайд
- Озера - ценнейшее богатство Земли. Как использует озера человек?
Д. Закрепление.
Наша экспедиция подошла к концу. Мы достигли поставленной цели?, можно подвести итог наших исследований. На слайде заполним схему «Классификация озер»
6. Д/З
Параграф 35, определения, номенклатура на к/к и описание озера по типовому плану. Приготовить сообщения о необычных озерах мира (по желанию).
7. Подведение итогов
6. Рефлексия
а) что нового узнали на уроке?
б) как вам пригодится эта информация в жизни?
в) что было самым интересным на уроке?
Маршрутный лист
Исследование №1
Внимательно изучите дополнительный материал. Определите типы озерных котловин, объясните их происхождение и особенности.Приведите примеры озер одинакового происхождения на других материках. Заполните таблицу. Покажите озера на карте.
Происхождение озерных котловин | Примеры озер |
Тектонические | |
Ледниковые | |
Вулканические | |
Карстовые | |
Озера-старицы |
Исследование №2
Заполните таблицу. Определите сточное или бессточное озеро. Поставьте знак + в нужной графе.
Название озера | Сточное | Бессточное |
Виктория (Африка) | ||
Каспийское (Евразия) | ||
Байкал (Евразия) |
Исследование №4
Хозяйственное использование
ФИ участника экспедиции ________________________________________
Информационный лист
Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами. Причин образования озерных котловин много, и котловины эти очень разнообразны.
Самые большие и самые глубокие озера - тектонические - образовались в результате движения земной коры. В прогибе земной коры возникла котловина Каспийского моря. Котловина Байкала – образовалась в гигантской трещине в земной коре. Также образовались многие африканские озера, например Танганьика, Ньяса. Тектонические озера имеют вытянутую форму, также они самые глубокие на Земле. Рельеф Калужской области равнинный, а значит тектонических озер у нас нет.
Есть вулканические озера. Их озерные котловины расположены в кратерах потухших вулканов. Много таких озер на острове Ява, на Курильских островах, на Камчатке. Самые крупные из них расположены в России: Кроноцкое на Камчатке, Курильское на Курильских островах. Такие озера имеют круглую форму, их глубина может быть несколько сот метров. В Калужском крае озер такого происхождения нет, тк вулканизм для нашей территории не свойственен.
Котловины некоторых озер образовал ледник - это ледниковые озера. Например, Ладожское и Онежское озеро на северо-западе России, Великие озера Северной Америки (Верхнее, Гурон, Мичиган). Ледниковые котловины крупные по площади, глубина нарастает к центру озера. У нас в Калужской области примером такого озера является Бездон
В поймах рек часто встречаются небольшие озера, представляющие собой остатки прежних речных русел. Их называют озерами – старицами. Таких озер в нашей области огромное количество, например озера Тишь, Огублянка, Горское.
В местности, сложенной легкорастворимыми породами, подземные воды вымывают пустоты. Это явление носит название карст. После провала верхнего слоя, получается котловина, заполняющаяся водой. Так образуются карстовые озера. Они не большие по площади, но могут быть глубокими.
Предварительный просмотр:
Тема: « Атмосферное давление»
Цель урока: Создание условий для усвоения учащимися понятия атмосферного давления, закономерностей распределения и изменения атмосферного давления земной поверхности, через систему знаний и практических навыков по географии, математике, основанные на принципах саморегуляции и оценивания.
Учебно-воспитательные задачи:
Образовательные: Сформировать представление у учащихся об особенностях и закономерностях атмосферного давления ,ввести понятия «атмосферное давление», «барометр »:
Развивающие: Продолжить развитие навыков работы с текстовыми информации, навыков логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа имеющихся знаний;
Воспитательные: Воспитание взаимоуважения, организованности, аккуратности, умения работать в группах, выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе; воспитание осознанных мотивов учения, познавательного интереса к предметам ЕМЦ.
Тип урока: Комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично - поисковый, исследовательский.
Используемые технологии: обучение критическому мышлению, конструктивный диалог, личностно-ориентированное обучение, ИКТ, модульное обучение.
Формирование компетентностей: коммуникативная, информационная, исследовательская, компетентность разрешения проблем, развитие критического мышления и функциональной грамотности.
Оборудование: учебник, карточки, карта мира, презентация, ПК.
Ход урока:
1.Организационный момент. (1 мин)
Цель: настроить обучающихся внимательному восприятию учебного материала.
2 .Проверка домашнего задания.(6 мин)
Дети о чем мы говорили на прошлом уроке? С какими основными понятиями мы познакомились на прошлом уроке?
Цель: закрепить ранее изученный материал по теме «Температура воздуха» через дифференцированные задания
1.Разность между самой и высокой и самой низкой температурой в течение суток –суточная амплитуда
2.Температура воздуха с высотой (повышается ,понижается ) при подъеме на 1 км на 6С
3. .Постройте логическую цепочку : нагрев воздуха , солнечные лучи, нагрев поверхности Земли . солнечные лучи-- нагрев поверхности Земли-- нагрев воздуха
4. Если у земной поврехности температура воздуха равна +18 , то за бортом самолета , летящего на высоте 6 км ,она будет равна (-18с)
Найти ошибки в тексте
Температура воздуха – количественный показатель характеризующий степень нагретости воздуха .Главный источник тепла на Земле – Солнце .
Температуру воздуха определяют по барометру и выражают в °С. Температура воздуха на каждые 100 м высоты повышается в среднем на 6°С.
Термометр - прибор для измерения температуры воздуха. Термометр устанавливают на сторону падения прямых солнечных лучей .
Решить задачи на определение температуры .
А) найти суточную амплитуду: +250 С , +230 С , +330С,+ 280С =33-23= 100С
Б) найти среднесуточную температуру : +280 С, +250 С , +330 С , + 260 С = 112/4=+28
3. Изучение нового материала. 15 мин.
Цель: Знание понятия «атмосферное давление», образование атмосферного давления, изменение атмосферного давления с высотой , формирование восприятия нового материала, посредствам практической работы; осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
Учитель: На предыдущих уроках мы изучили строение атмосферы и состав воздуха. Но возникают вопросы: Сколько весит воздух? Почему люди не чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти на этом занятии.
Учитель предлагает учащимся самим сформулировать тему урока (Атмосферное давление)
Учащиеся: Записывают тему урока.
Учитель: Воздух очень легкий. Он состоит из газов, поэтому по сравнению с водой и горными породами, его вес очень мал. Но и он оказывает давление на поверхность Земли и тела, находящиеся на ней. Мы живем на дне воздушного океана, поэтому испытываем на себе вес всей толщи атмосферы (слайд №4)
АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все, находящиеся на ней тела и предметы. (Учащиеся записывают определение в опорную схему).
Прибор для измерения атмосферного давления называется БАРОМЕТР (Учащиеся записывают определение в опорную схему).
Первый прибор для измерения атмосферного давления изобрел ученый Эванджелиста Торричелли в 1643 году — ртутный барометр.
В настоящее время используется барометр-анероид.
Главная часть барометра-анероида – специальная коробочка с выкаченным воздухом. В ртутном используется трубка с ртутью
Учитель: На уровне моря 1 куб. м воздуха весит всего 1кг300г. (даю подержать разновес, массой 1, 3 кг)
На 1 кв. см земной поверхности воздух давит с силой в 1 кг. Смотрите, на 1 такой см² (показываю 1 кв.см, вырезанный из картона) воздух давит с силой примерно 1 кг. Проблемная ситуация А сколько таких «сантиметров» вошло на вашу ладонь? Это примерно 100 см² 100 кг, примерно 55 кирпичей или 25 средних арбузов.
Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1.5 кв. м, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т.
Как вы думаете почему мы не чувствуем этот вес?
(Ответы учеников)
Учитель: Мы не ощущаем его, т.к. давление внутри нашего организма равно атмосферному.
Атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт.ст.).
При подъеме атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст. на каждые 10,5 м.(Слайды 7-10)
Зная, как изменяется атмосферное давление с высотой, мы можем рассчитать и давление, и высоту. Например:
Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равняется 750 мм рт.ст.?
Учитель поясняет решение задачи.
Решение:
1) 2000:10,5=194;
2) 750-194=556.
Ответ: 556 мм рт.ст.
Давление зависит от разного нагрева и охлаждения поверхности, и от перемещения воздуха. Традиционно атмосферное давление измеряется в мм рт.ст. В ежедневном прогнозе погоды по телевидению, радио, в газетах наряду с температурой, осадками, ветром, указывается и атмосферное давление.
Выводы:
1.(слайд 11) Воздух имеет вес и давит на земную поверхность и на все, находящиеся на ней тела и предметы. Нормальным атмосферным давлением называют давление 760 мм рт.ст. на уровне моря при температуре 0°С.(учащиеся записывают определение в опорную схему урока)
2. С подъемом вверх давление падает, так как уменьшается толщина слоя атмосферы.
3. Неравномерное распределение атмосферного давления по поверхности Земли связано с ее неодинаковым нагревом, охлаждением и движение воздуха.
4. подъем воздуха вверх приводит к образованию области низкого давления. Опускание воздуха вызывает образование области высокого давления.
5. Человек не чувствует атмосферного давления, так как оно уравновешивается его внутренним давлением. В то же время при изменении атмосферного давления самочувствие людей может ухудшаться
Учитель:(слайд 12-14) - Замечали ли вы, при каком давлении обычно бывает пасмурно, идут дожди, а при каком устанавливается ясная, сухая погода? С помощью АД можно предсказать погоду:
- Понижение АД предвещает осадки.
- Повышение АД к сухой погоде.
Установим зависимость:
Высокое давление – ясно, мало осадков
Низкое давление – пасмурно, дожди.
Учитель: (слайд 15)Основные пояса атмосферного давления на Земле.
Образование поясов с преобладанием низкого и высокого давления связано со способностью воздуха изменять объем и массу в зависимости от температуры ( вспомните домашнюю кухню, когда мама готовит еду – внизу холоднее, чем под потолком) На Земле образуются три пояса с преобладанием низкого давления: в районе экватора, умеренных широтах, и четыре – с преобладанием высокого давления: в районах тропиков и полюсов.
Пояса атмосферного давления чередуются, начиная с северного полюса так: В - Н - В - Н - В - Н - В
Определение понятия «изобара». ИЗОБАРА – линия, соединяющая на карте точки с одинаковым давлением. ( слайд 16)
4. Физкультминутка
Географию мы любим! Шею влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера. Это, правда, топай смело.
В атмосфере есть азот, Делай вправо поворот.
Также есть и кислород, Делай влево поворот. Воздух обладает массой, Мы попрыгаем по классу. Чем выше вверх, тем воздух реже и давление тем ниже.
5. Закрепление. 10 мин.
Самостоятельная работа
6.Рефлексия (подведение итогов урока). (3 минуты)
Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности
Вспомните, какие цели стояли перед вами на уроке и сделайте вывод о том достигли ли вы их?
.
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
§ 29 пересказ, задание №7 найти кто и как создал ртутный барометр .
Используемая литература:
1. Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс. Дрофа. 2009 г.
2. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс. Мультимедийное издание. Компьютерная программа (2009)
3. Сборник заданий и упражнений по географии. К учебнику Т.П. Герасимовой «Начальный курс географии. 6 класс», Экзамен, 2009 год
Самостоятельная работа ученика 6 класса __________________________________
1.Чему равно нормальное атмосферное давление. ____________ (1б)
2. Прибор для измерения атмосферного давления ____________________ (1б)
3. Линия, соединяющая на карте точки с одинаковым давлением __________________ (1б)
4. При подъеме АД понижается на 1 мм рт.ст. на каждые ______________ м (1б)
5. Расставить изменение атмосферного давления с выстой (3б)
6. Решите задачу: (2б)
Летчик поднялся на высоту 5км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 745 мм рт.ст.? ___________________
______________________________________________________________________________
Самостоятельная работа ученика 6 класса __________________________________
1.Чему равно нормальное атмосферное давление. ____________ (1б)
2. Прибор для измерения атмосферного давления ____________________ (1б)
3. Линия, соединяющая на карте точки с одинаковым давлением __________________ (1б)
4. При подъеме АД понижается на 1 мм рт.ст. на каждые ______________ м (1б)
5. Расставить изменение атмосферного давления с выстой (3б)
6. Решите задачу: (2б)
Летчик поднялся на высоту 5км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 745 мм рт.ст.? ___________________
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ГЕОГРАФИИ
в 7 «А» классе
на тему
«АФРИКА В МИРЕ»
Учитель географии МКОУ БСШ
Федоришкина Л.Г.
2019 год.
Цель:
- сформировать знания обучающихся о странах Африки, её населении, уровне его социально-экономического развития;
- формировать умения и навыки при работе с учебником и тематическими картами атласа;
- прививать интерес к изучаемому предмету. Расширить мировоззрение учеников.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Метапредметные:
- формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью;
Личностные:
- формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.
УМК: "Полярная Звезда", Алексеев. География 7 кл. Издательство: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2015 г.
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Африки, политическая карта Африки, портреты исследователей.
Основное содержание: Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка - беднейший материк мира.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
- Организационный момент
- Мотивация учебной деятельности
Какой материк вы изучали на протяжении нескольких уроков? – Африка.
Вы выяснили географическое положение материка и определили, что благодаря расположению Африки в экваториальном и тропических поясах, это самый жаркий материк.
Охарактеризовали рельеф и выяснили, что самая высокая точка материка – г. Килиманджаро, охарактеризовали минеральные богатства материка, его климат, внутренние воды, природные зоны.
Актуализация ЗУН - на знание географической номенклатуры, на знание особенностей, на знание содержание основной части материала:
- Назови и покажи на карте крайние точки материка Африка.
- Покажи на карте внутренние воды Африки
- Покажите объекты береговой линии Африки..
- Объясните нам смысл пословиц и словосочетаний жителей Африки:
Фронтальный опрос «Кто такой? Что такое?»
Намиб -
Баобаб –
Гибралтарский -
Суэцкий -
Танганьика -
Атлас -
Замбези -
Килиманджаро –
Конго –
Ньясса –
Аденский –
Капские –
Эфиопское –
Мадагаскар –
- Изучение нового материала.
Мы узнали о рельефе, природе, ФГП материка. А что еще нам необходимо знать о континенте? Посмотрите, какая карта сегодня в классе – политическая, а это знания о странах и людях, их населяющих! Географическое положение, какая страна больше, какая меньше, с какими странами граничит, имеет ли выход к морю, столицу страны. Это все географическое положение стран Африки.
Значит какая цель нашего урока – выявить особенности географического положения стран Африки и изучить население и его хозяйственную деятельность.
1. Что знают об Африке в мире?
- Африка была долго изолирована от остального мира, только север Африки был известен европейцам
- страны Африки долгое время были колониями развитых европейских стран (Англии, Франции, Португалии, Бельгии и др.)
- Пустыни, непроходимые экваториальные леса, порожистые реки, малопродуктивные земли затрудняют освоение континента
- Африка обладает богатейшими природными ресурсами, но остаётся беднейшим регионом мира
Кто же из исследователей внес весомый вклад в изучение материка:
- Васко да Гама (1497 -1499г.г.) – путешествуя в Индию описал береговую линию континента;
- Давид Ливингстон (1841-1873г.г.) – английский исследователь, миссионер. Совершил наибольшее количество открытий географических объектов на материке, исследовал южную и центральную части, исследовал реку Замбези – открыл вдп. Виктория, описал реку Конго, оз. Ньяса, погиб в поисках истоков р. Нила. Увековечен местными жителями за доброе к ним отношение. В Африке похоронено сердце Д.Ливингстона, согласно его завещанию;
- Николай Иванович. Вавилов(1926 – 1927 г.г.) – российский биолог, открыл 6000 образцов культурных растений. Доказал, что Эфиопия – родина твердых сортов пшеницы, выращиванием которых в дальнейшем прославился Алтайский край и другие целинные районы России.
Сообщение ученика о Давиде Левингстоне.
Физкультпауза.
«Африканский дождь»
- В Африке поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
- Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
- Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
- Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
- А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
- Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
- Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
- Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
- Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
- Солнце! (Руки вверх).
2. Кто живёт в Африке?
- численность населения материка 1 329 459 126 человек.
- проживает 3 тыс. народов, которые отличаются внешним обликом, языком и вероисповеданием.
- Среди мировых религий в Африке преобладают преобладают ислам и христианство.. Основная часть коренного населения остается приверженцем традиционных африканских религий.
- для населения континента характерен низкий уровень жизни населения
- Африка – материк, на котором самая большая численность больных СПИДом
- 2/3 населения Африки живут в сельской местности
- высокая рождаемость, невысокая смертность влияют на быстрый рост населения
Название расы | Народы | Место проживания | Характерные черты |
1. Европеоидная раса | Алжирцы, марокканцы, египтяне, берберы | Север Африки | Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо |
2. Экваториальная раса (негроидная) | Тутси, нилоты, масаи Пигмеи | Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов | Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см) |
3. Монголоидная | Бушмены, готтентоты | Полупустыни, пустыни | Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо |
4. Промежуточная раса | Эфиопы Малагасийцы | о. Мадагаскар | Более светлая, но с красноватым оттенком кожа Смешение монголоидной и негроидной рас |
«Народы Северной Африки»
Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке.
«Народы Восточной Африки»
Кушитские народы образовались в результате смешения европеоидной и экваториальной рас. Включает в себя эфиопские, сомалийские народы, амхара.
«Народы Южной и Центральной Африки»
Самая многочисленная группа – народы банту. На юге живут бушмены, готтентоты, относящиеся к монголоидной расе, а также представитель экваториальной расы - африканеры.
«Народы Западной Африки»
Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы. Например, самые высокие народы - тутси, масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см. В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.
Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого неуклонно падает.
Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий)
Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане.
Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.
Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.
Самые уникальные народы Африки пигмеи и тутси. Сообщения учеников о этих племенах
Размещение населения
- Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек)
Численность населения Африки - около 1 млрд. человек.
- Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.18-19 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения. Каким цветом обозначены на карте эти районы? (коричневым)
Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива
- Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории
3. Чем заняты африканцы?
- добывают полезные ископаемые
- заняты в с/х (выращивают хлопчатник, чай, бананы, кофе, арахис). Сами питаются скоромно: сорго, просо, кукуруза, пшеница
- животноводство пастбищного типа. В тропических районах его почти нет из-за мухи це-це
Колониальное прошлое материка
Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности).
Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни. Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия. Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран. В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые. Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней. Северо-восточная часть побережья Африки входит в дугу нестабильности
1.Самая развитая страна Африки - Египет
2.Самая густонаселенная страна Африки - Нигерия
3.Самая большая страна Африки - Мадагаскар
4.Островное государство - ЮАР
5.Древнее государство в дельте Нила - Судан
- Применение знаний и умений.
1 На карте покажите крупнейшие страны Африки
2 По карте «Народы и плотность населения мира» в атласе определите районы Африки, имеющие самую большую и самую маленькую плотность населения. Объясните причины этого явления
3 Найдите на карте государства Африки – важнейшие производители нефти
4 Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей.
(Каир, Лагос, Киншаса)
- Домашнее задание:
- изучить параграф «Египет»
- дать характеристику страны по типовому плану.
- Подведение итогов.
- Стадия рефлексии
«Сегодня на уроке мне запомнилось….»
«Больше всего мне понравилось….»
«Сегодня на уроке было трудно…»
Используемые ресурсы:
- География. 7 класс. Поурочные разработки С. И. Махов, И. П. Махова. Издательство: Просвещение; 2009 г.
- http://www.geo.ru - сайт страноведческой информации;
- Можно воспользоваться публикациями последних лет в журналах "География в школе", "География и экология в школе XXI века" и в газете "География" (приложение к газете "Первое сентября"), а также справочниками по регионам и странам мира (история, путешествия, международные организации, карты и путеводители)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Озера,болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота
Презентация по теме "Внутренние воды"...

«Исследование химического состава воды озера Якты-куль как гидрологического памятника природы»
«Исследование химического состава воды озера Якты-куль как гидрологического памятника природы»«Исследование химического состава воды озера Якты-куль как гидрологического памятника ...

Озеро Восток - капсула времени, какими водами оно наполнено?»
Исследовательская работа учеников 7 класса ....
Урок географии ЯНАО по теме: «Реки, озера, болота, подземные воды ЯНАО»
Разработка урока географии Ямало-Ненецкого автономного округа окажется полезной учителям географии ЯНАО. В ходе данного урока учащиеся получают знания о внутренних водах ЯНАО, о размещении крупных рек...
Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".
Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

Урок по географии для 8 класса "Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота."
Урок по географии для 8 класса "Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота."Данный материал представляет собой подробный план-конспект урока. по курсу "География России"к учебнику по...

Конспект урока по теме "Озера. Вода в земных кладовых"
Формирование понятий о природных источниках воды – озерах и ледниках , представлении о свойствах воды в озерах и ледниках....