Статья на тему "Формирование познавательного интереса учащихся при выполнении домашних заданий по географии"
статья по географии (8, 9 класс)

Статья о возможных заданиях для повышения интереса к предмету. Из опыта педагогической практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса у учащихся при выполнении домашних заданий

Выполнение домашних заданий зачастую становится для учеников неподъемным бременем.

Есть предметы,  по которым ученики уже в сентябре скачивают ответы на задания, опубликованные в учебниках и бездумно списывают оттуда.

География – это наука, которая позволяет видеть красоту и сложность окружающего мира не только через изучение «что и где» находится, но и через понимание причинно-следственных связей.

На собственном опыте убедилась, что ребята проявляют больший интерес к предмету, когда домашние задания даются не только по материалу учебника.

В частности в теме «Природные зоны России» 8 класс я использую видео проекта «Заповедная Россия».

Ребятам заранее выдаются вопросы, на которые надо подготовить устные или письменные ответы.

Затем на уроке они делятся впечатлениями от увиденного и происходит обсуждение особенностей природы данной территории. Особенный акцент делается на том, как удивительно в природных экосистемах всё взаимосвязано.

Примеры вопросов к видео про заповедник Черные Земли:

1. Где расположен заповедник?

2. Какое озеро расположено в пределах этого заповедника?

3. Какие редкие птицы гнездятся на островах этого заповедника?

4. Какие существуют два участка?

5. Какая птица гнездится на степном участке?

6. За какое количество времени птенец пеликана вырастает до размеров взрослой птицы?

7. Как связаны сайгак и сокращение популяции степного орла?

8. Почему истребляют сайгаков?

9. Как вы объясните феномен горящей артезианской скважины?

Использовать данный материал можно при изучении тем:

Тема

Видео

Смешанные леса, лесостепь.

Урал. Хозяйственная деятельность

Заповедная Россия.Шульган-Таш

Западная Сибирь

Заповедная Россия. Кузнецкий Алатау

Горы Южной Сибири

Заповедная Россия. Хребет Ергаки

Уссурийская тайга

Особенности природы Дальнего Востока

Заповедная Россия. Даурский заповедник

Степи и полупустыни

Заповедная Россия. Черные Земли

Кроме того, неоднократно был замечен интерес учеников разных возрастов к заданию: напишите небольшое эссе к просмотренному видео. В данном случае было предложено видео про Северные Курильские острова.

Примеры работ:

«Самые интересные острова для меня были Остров Старичков и Остров Среднёва. Я никогда не видел такого количества животных в одном месте. Очень интересно было наблюдать за жизнь морских котиков и конечно же, их детей.

Удивили размеры вулкана Креницына и Кольцевое озеро вокруг него.

Крайне интересно было услышать о 3 братьях и узнать их легенду.

Еще удивило, что остров Пармушир и остро Онекотан такие разные - первая весь черный и каменный, а второй весь в зелени и смотрится очень живым.

Жалко, что автор видео не увидел некоторые места из-за тумана, но туман выглядел красиво, и я не думал, что его может быть столько на этих островах.»

«Мне очень сильно понравилось! Это настолько красиво и круто снято,что во время просмотра замирает сердце и захватывает дух от такой красоты! В какие то моменты даже кажется,что рамка экрана ноутбука исчезает и на мгновение оказываешься там. А туманы и заброшенный постройки ни сколько не портят картины,а наоборот добавляют особенной атмосферы, показывая, что природа гораздо сильнее человека и насколько она могущественна. Меня восхитило, что невероятные пейзажи, которые я вижу на заставках Windows на компьютерах, оказывается существуют и это не другой мир, а наша планета! Ещё меня поразило, сколько ходит легенд про эти места, сколько о них говорилось в разных легендах! Особенно мне понравилась легенда о "Трёх братьях", что когда-то это были три брата, которые помогли спасти судно от волн, а затем они превратились в камни. Я узнал для себя много интересных фактов о тех местах, которые раньше никогда не видел и даже не представлял, как они выглядят и есть ли они на самом деле. В заключение хочу сказать, что если не вживую,то хотя бы на видео это должен увидеть каждый человек!»

Безусловно, есть важные с точки зрения методики преподавания предмета задания, которые предполагают составление характеристик, таблиц, нанесение объектов на карту. Но не менее важно, чтобы у ребят в век, когда так много информации с свободном доступе, формировалось умение видеть взаимосвязи и с интересом продолжать узнавать окружающий мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания

Предупреждение перегрузки учащихся   МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21  г. Йошкар-Олы» Республики Марий ЭЛ   ...

Статья "Стимулирующее развитие познавательного интереса учащихся на пропедевтическом уровне преподвания информатики и ИКТ"

Статья в электронном журнале "Конференц-зал" www.konf-zal.com. Участие во  Всероссийской конференции "Методика и педагогическая практика" 2014 год....

Активизация познавательной деятельности учащихся при выполнении домашних заданий по истории России

- Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся вне школы- На созданном сайте Google создается специальный раздел с темами и планом для самостоятельной работы учащихся- Даются ссылки на ...

Электронные образовательные ресурсы как стимул к повышению ответственности учащихся при выполнении домашних заданий по физике. Из опыта работы федеральной инновационной площадки ГБОУ "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга

В статье рассказывается об опыте применения интерактивной среды, обеспеченной инструментарием сайта LearningApps.org при формировании домашнего задания по физике в кадетских классах Морской школы...

презентация "Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии"

Активизация познавательного интереса учащихся через проектную деятельность на уроках географии...

Интерактивные элементы как способ привлечения учащихся к выполнению домашних заданий по музыке и изобразительному искусству

В XXI веке изменился подход к современной школе. Вопросы  активи-зации обучения  школьников относятся к числу наиболее  значимых проблем образования. В век информационных технологи...