Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме
Предупреждение перегрузки учащихся
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 г. Йошкар-Олы»
Республики Марий ЭЛ
Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания.
Методический материал
подготовила учитель
информатики и физики
Актуганова Ольга Александровна
г. Йошкар-Ола,
ноябрь 2010 год.
Содержание
1. Вступление
- приветствие;
- сообщение темы семинара;
- сообщение цели;
2. Постановка проблемы:
- причины нарушения здоровья учащихся;
- перегрузка учебного плана;
- перегрузка домашней работой;
3. Способы решения проблемы:
-организация домашней учебной работы
- методические рекомендации по организации домашнего задания.
Вступление
Плутар: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».
Тема доклада:«Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания».
Цель – найти ответы на вопросы:
- Каковы причины перегрузок, возникающих у учащихся при выполнении домашнего задания?
- Как помочь ученику справится с выполнением домашнего задания?
- На что обратить внимание при постановке домашней работы по отдельным предметам?
2. Постановка проблемы.
Причины нарушения здоровья учащихся.
«-- Ну почему так много задают! Мы что роботы, все это решить. Опять буду учить полдня. Я устал и у меня болит голова. И толку что я учу, все равно не спрашивают! »
Это говорит мой ребенок, который учится в седьмом классе. Что ему ответить не знала. Когда учился в начальной школе, мы как-то не замечали особо, что он сильно устает после школы, и не было жалоб, что много задают домашней работы? Я как родитель, переживаю, что мой ребенок явно испытывает стресс, что существенно влияет на его здоровье и соответственно на успехи в учебе.
Дети составляют свыше 27% населения России, это социальная группа, наиболее чувствительная к воздействию вредных факторов среды обитания. Сегодня мы с тревогой отмечаем, что в последние годы сохраняется тенденция ухудшения состояния здоровья детей. По данным результатов профилактических осмотров детского населения в школах за период 2005/2006 - 2008/2009 учебный год число детей имеющие проблемы с пониженным слухом, зрением, дефектами речи, нарушением осанки и ряд других заболевании, увеличивается с каждым годом.
Что могло стать причиной подобной ситуации?
- ухудшение условий жизни
- психоэмоциональные стрессы
- неудовлетворительное качество питания
- неблагоприятная экологическая обстановка
- несоблюдение санитарно-гигиенических требований
- увеличение учебных нагрузок
- увеличение объема домашнего задания
По данным Научного центра здоровья детей в настоящее время каждый третий ребенок не готов к систематическому обучению в школе. У 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имеют нарушения в сердечно сосудистой, дыхательной системах.
Перегрузка учебного плана.
Рассмотрим более подробно одну из причин: увеличение учебной нагрузки. В таблице приведена допустимая нагрузка, рекомендуемая санитарно-эпидемиологических правилами и нормативами СанПиН 2.4.2. 1178 – 02».
http://www.nsportal.ru/sites/default/files/table-0.jpg
В последние годы значительно увеличился недельный учебный план школьников, а учебные программы значительно усложнены, и их авторы стали все больше соглашаться, что трудно учиться детям даже с отменным здоровьем.
Многие школы нашей страны уже работают по 5-дневной неделе, что привело сокращению учебного года почти на 40 дней. Хотя учебные планы по-прежнему рассчитывают на 6 дней в неделю. Количество уроков возросло в начальной школе до 6 вместо 4-5, а в средней до 8 уроков в день, взамен 5-6. Количество уроков и объема учебного материала требует увеличение объема знаний, следовательно, растет и время на подготовку домашнего задания.
Если суммировать время занятий в школе и дома, то получится, что рабочий день в начальной школе составляет 10-11 часов, а в средних классах до 14-15 часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: удетей отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психическихнарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения.
Перегрузка домашней работой.
Объем домашнего задания и время на его выполнения должен соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобразовательном учреждении (СанПиН 2.4.2.1178-02). Кроме того, для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник и не давать домашних заданий по рисованию, пению, труду и физкультуре.
Рассмотрим график максимального времени на выполнения домашнего задания с учетом возраста учащегося, рекомендуемого СанПиНом. Изданного графика мы видим следующее:
С каждым годом количество предметов возрастает, учебная нагрузка увеличивается и соответственно время на выполнение домашнего задания тоже. Как должно быть распределено время на отдельно взятые предметы с точки зрения рекомендации СанПиНа. Удобно рассмотретьданный моментс помощью таблицы, где указаны предметы в соответствии общеобразовательной программы многих школ и учтена возрастная особенность учащихся. Общая сумма времени усреднена, поскольку в день у учащихся от 4 до 6 уроков, основные предметы повторяются каждодневно, остальные повторяются 2-3 раза в неделю.
http://www.nsportal.ru/sites/default/files/table_0.jpg
При опросе учащихся, родителей учащихся , а также учителей нашей школы получили следующие резкльтаты. Учителя начальной школы считают, что ученик должен укладываться в график, предложенный нормативами. Однако при пятидневной учебной нагрузке, количество предметов в день увеличено. Следовательно, время на подготовку тоже, что уже приводит к перегрузке домашней работы минимум на 30 минут в день, за 5-дневную неделю составляет 2,5 часа, и на понедельник задания тоже бывают.Родители детей начальных классов говорят о том, что приходится помогать при выполнении домашней работы, так как иногда ребенок несправляется или может просидеть за учебниками с тетрадками намного больше времени, чем указано в нормативах СанПина. Учащиеся, как правило, подтверждают слова родителей.
Среднее звено - учащиеся 5-8 класс. Аналогичная ситуация по перегрузке учебного плана и домашней работы. При опросе учителей предметников, оказалось, что каждый превышает время выполнения домашнего задания на 10-15 минут, итого за день от 30 минут до 1 часа, за шестидневную неделю перегрузка составила в среднем 1,5-2,5 часа. Что задаем больше, уже видно. Учащиеся этого звена все больше говорят, о том, что самостоятельно не справляются домашним заданием, и просят помощи у родителей и одноклассников.
В старших классах ситуация под контролем по домашнему заданию, но перегрузка в учебном плане присутствует. Хотя ученики при ответах на вопрос, сколько времени уходит на выполнение, отвечали, что на дни с большей учебной нагрузкой требуется больше времени на выполнение домашнего задания.
3.Способы решения проблемы.
Организация домашней учебной работы.
Важную роль на пути преодоления перегрузок, формирование умении и навыков во время учебного процесса. Их формирование сейчас предусматривается учебными программами по большинству предметов. Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания невозможно рассматривать отдельно от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаныс последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связаннаяс содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функции. В чём же они состоят? Домашняя работа учащихся является важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.
Навыкстановится прочным многократном выполнении различных упражнений. Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Одни достигают необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другие же должны дома с помощью инструкции в учебнике или тетради повторно этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. И естественно, что домашняя учебная работа не может быть копией того, что было на уроке.
Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. При не выполнении условии, домашняя работа приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.
Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя.Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.Особенно важно то, что самостоятельностьв учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.
Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете,– под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В младшем возрасте обычно ребёнка направляет учитель. Многие учащиеся начальных классов с готовностью находят и читают книги, журналы, обращаются к энциклопедиям и затем уместно сообщают на уроке дополнительную информацию. В среднем школьном возрасте у подростков познавательные интересы углубляются, появляются внеучебные интересы, которые учитель не должен игнорировать. В старшем школьном возрасте познавательные интересы дифференцируются. Изменяется и роль домашних заданий. Нельзя здесь рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом – одиннадцатых классах. Поэтому функция: развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.
Наконец, домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- творческая;
- дифференцированная;
- одна на весь класс;
- составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная учебная домашняя работазадаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа– такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Одна на весь класс – самый распространённый виддомашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте– новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работунеобходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.
Классификация ТДЗ
http://www.nsportal.ru/sites/default/files/table-1.jpg
Основные цели ТДЗ:
1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.
Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.
Временные рамки выполнения ТДЗ:не менее недели.
Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока.
В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки. О педагогическом значении проверки домашних заданий в своё время писала Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует».
Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.
А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи исключать нельзя. Опытные учителя и здесь предусмотрительны. Одни приучают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они просматривают обычно до урока или в процессе проверки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешённой задачи выполнять другое задание, по выбору самого ученика, и для этого предоставляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычным «не понял», «не сумел».
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.
Методические рекомендации по организации домашнего задания.
Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся. При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования: • задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания); • задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер); • задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль); • задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий); • задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий); • задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий); • задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности); • в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного); • каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения); • задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления); • проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика. Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока. Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок. Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание. Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет. Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки. Согласно современным педагогическим и гигиеническим требованиям, обучение в первом классе проводиться без домашних заданий (только со второго полугодия возможны задания по чтению). Однако нередко это требование нарушается, как нарушается оно и тогда, когда на выходные, праздничные и каникулярные дни дети получают домашние задания. |
Источники информации. http://adm-edu.spb.ru/incl/met_ob/matem/doc/vnutr_sch_contr.htm http://www.detskiysad.ru/ped/ped176.html http://www.krd.ru/www/home.nsf/webdocs/3E6E1D3653E8D6D9C32574C 2002A4EBC.html http://www.planetavsego.ru/news/html/95.html http://sc16.kbrnet.ru/DOC/uch/samrab.shtml http://www.specialschool.ru/methodic/?id=119 http://www.voppsy.ru/issues/1982/821/821076.htm http://www.voppsy.ru/issues/1982/821/821076.htm http://wiki.schoolnet.by/MetodKopilka/VirtMOinf/SnnzhUchPeregr http://festival.1september.ru/articles/511854/ http://www.vashabnp.info/publ/3-1-0-1900 Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашнего задания. – М., 1979. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. ПидкасистыйП.М., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. Смолин А.М. Методы активного обучения. – М., 1991. Шабалина З.П. Домашняя учебная работа школьников. – М., 1982. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М., 1994. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1994.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха при выполнении домашнего задания учащимися
Учебно-методическое пособие по созданию карточек, помогающих ученику при выполнении домашнего задания....
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.
В методической разработке описываются этапы исправления звукопроизношения и даются рекомендации учителя-логопеда родителям по оказанию помощи при выполнению домашних заданий....
Контроль за выполнением домашних заданий (памятка родителям)
Методическая рекомендация, предназначенная для родителей учащихся. В ней содержится ответ на вопрос: как проконтролировать выполнение домашнего задания , проявляя терпимость и уважение к личности ребё...
Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания
методический семинар...
ЗОЖ Рекомендации по выполнению физических упражнений при выполнении домашних заданий
Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий...
Использование ЦОР и образовательных интернет - платформ для предупреждения использования ГДЗ при выполнении домашнего задания.
Доклад для учителей - предметников по теме "Предупреждение использования учащимися ГДЗ при ходе выполнения домашнего задания"....