«Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии»
статья по географии

ЦХОВРЕБОВА ЛАРИСА РУСЛАНОВНА

Информационная компетентность педагога –это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ikt.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

         Информационная компетентность учителя географии  как средство развития учительского потенциала.

«Научить человека жить в информационном мире –

важнейшая задача современной школы».
Семенов А. П.

Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования. Информационная компетентность педагога –это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.

Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.

ИКТ-грамотность - это умение «нажимать на кнопки», знания о том, что такое персональный компьютер, программные продукты, компьютерные сети (в том числе Интернет), каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием.

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

 Содержание ИКТ- компетентности учителя географии включает несколько уровней по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню

Информатизация - процесс перестройки общества на основе активного и полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественнозначимых видах человеческой деятельности, требующих формирования инфраструктуры средств накопления, хранения, обработки и передачи информации как важнейшего показателя уровня научно-технического развития любой страны. При этом информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре. Альтернативы информатизации нет!

Выделяют пять основных направлений радикальных изменений в системе образования:

1) Развитие неформального образования, обусловленное воздействием информационных технологий;

2) Усиление индивидуализированного характера образования, который позволяет принимать во внимание возможности и потребности каждого конкретного человека;

3) Утверждение самообразования, самообучения в качестве ведущей формы образования;

4) Ориентация на образование, созидающее знание;

5) Формирование системы непрерывного образования, т.е. образования в течение всей жизни.

      Электронные ресурсы, опубликованные в компьютерной сети Интернет, сегодня используются практически во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Ни для кого не секрет, что использование сети Интернет возможно при обучении школьников, при организации внеурочной и научно-исследовательской работы, в ходе планирования и управления работой учреждения образования. Не случайно с каждым годом все большее число педагогов и обучаемых осваивают телекоммуникационные системы, начинают использовать их в своей деятельности.

        Интернет-ресурсы образовательного назначения – это материализованные в компьютерной сети:

- информационные продукты труда специалистов, занимающихся проблемами образования;

- компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;

- обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

- распределенные базы данных по отраслям знаний.

    Также к информационным ресурсам Интернет образовательного назначения относятся:

-  личные Web-страницы, отражающие опыт педагогической деятельности автора;

- сайты и презентации, отражающие различные аспекты педагогической деятельности.

    Современность одарила всех учителей возможностью использовать компьютер при подготовке к занятиям, хранить на нём всю рабочую документацию, делиться своими наработками с коллегами, выбирать готовые материалы, размещённые в сети интернет. Успешность современного учителя во многом определяется тем, умеет ли он использовать в своём арсенале компьютер — как мощный и совершенный инструмент современности.

В функции учителя компьютер представляет:

1.Источник учебной информации

2.Наглядное пособие

3.Индивидуальное информационное пространство

4.Тренажёр

5.Средство диагностики и контроля

      Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

   Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1.Урок с мультимедийной поддержкой

2.Урок-тестирование

3.Интегрированные уроки

4.Деловая игра

5.Урок с использованием интерактивного комплекса

    Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации, реализуемая в сети Интернет.

Применительно к обучению можно выделить следующие:

- компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);

- обучающие системы на базе мультимедиа технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

- интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

- средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;

- электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

     Современному учителю необходимо уметь:

- работать с электронной почтой, телеконференциями, сетевыми информационными службами;

- отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети;

- проводить поиск информации по сети;

- готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового редактора, графического редактора и необходимых утилит (архиваторов, кодировщиков и т.д.);

- организовать, разработать и провести сетевой учебный процесс, тематическую телеконференцию.

   Обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными, информационные технологии должны быть эффективным помощником педагога, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя, родителей и, конечно, учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей обучающихся на основе информационно- коммуникационных технологий на уроках географии

Используя возможности ИКТ можно показать ученикам весь мир, дать почувствовать шорох джунглей, и холод Антарктиды, и зной пустыни, увидеть заснеженные горы Памира и бескрайние просторы Тихого океана...

Работа по формированию информационно-коммуникационной компетентности у учащихся на уроках географии

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Они  позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать вр...

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии

Используя ИКТ на уроках географии в течение трех лет,  я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географиче...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современном информационном обществе основой развития выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ в различны...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии

Справочно-информационные сведения об опытеТема опыта: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии».Автор опыта: Миронов Владимир ВикторовичДолжность автора: учитель гео...

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе...

«Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии»

Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ - компетентность....