«Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии»
статья по географии

ЦХОВРЕБОВА ЛАРИСА РУСЛАНОВНА

Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ - компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionno-kommunikatsionnaya_kompetentnost.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

 «Информационно-коммуникационная компетентность

учителя географии»

                                                                                   

В современном постиндустриальном информационном обществе образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях. Образование не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места,  а становится важнейшим средством и ресурсом становления творческой личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу, как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции.

 Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ - компетентность.

Современный учитель должен идти в ногу с современными технологиями, а не просто ждать, что они придут к нему сами. Информационно- коммуникационные технологии, обновляя содержание образования, дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронный ресурс, в частности, Интернет.  Электронная почта, форумы, чаты, видеоуроки и видеоконференции позволяют наладить коммуникации людей, разделённых и в пространстве и во времени, организовать сетевое взаимодействие, позволяющее обмениваться информацией, учиться друг у друга.

 Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься".

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.

Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий.

Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.

ИКТ-грамотность - это умение «нажимать на кнопки», знания о том, что такое персональный компьютер, программные продукты, компьютерные сети (в том числе Интернет), каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием.

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

 Содержание ИКТ- компетентности учителя географии включает несколько уровней по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню

1 уровень ИКТ- компетентности:

•    знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»);

 •    уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий) в соответствии с поставленными учебными задачами;

•    оценивать, отбирать информацию из электронных источников;

 •    осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.

2 уровень ИКТ- компетентности:

•    извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами;

 •    уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде.

 •    знать основные особенности и уметь применять специфические географические программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google, геоинформационные системы (ГИС), инструменты для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями» ).

3 уровень ИКТ-компетентности:

•    эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося (например, 1С «Школа 4.0») и т.д.);

 •    уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя;

•    организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать работу учащихся

 •    уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде: направлять электронную информацию определенной аудитории (учащимся, родителям, коллегам, администрации школы) с учетом возможностей и потребностей.

Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту, сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного редактирования документов), блог (личный дневник), rss-поток (новостная рассылка), подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием);

              Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю нужно:

  • участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
  • участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
  • использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
  • обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
  • формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  • разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Благодаря федеральным проектам быстро развиваются порталы с образовательными ресурсами для среднего образования.  

Например, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)   формируется на основании списка потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах, который разрабатывается издательством «Просвещение», Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования и Институтом новых технологий.

Ресурсы коллекции адресованы, прежде всего, учителям и учащимся. Они должны обеспечить потребности как учителя, который загружен работой и стремится использовать готовые разработки, так и творческого педагога-методиста, самостоятельно планирующего уроки и разрабатывающего отдельные учебные материалы к ним. Материалы коллекции должны помочь учащимся, не только освоить образовательный минимум, зафиксированный в стандарте, но и мотивировать их к самостоятельному освоению знаний, углубленному изучению предмета, к расширению собственной эрудиции.

Приведем примеры некоторых географических ресурсов, доступных в Единой коллекции: (пример модуля показать).

•    Коллекция «Интерактивные модели по географии» включают мультимедийные обучающие ресурсы по темам: «Природа Земли и человек», «Материки и океаны, народы и страны», «География России», «Экономическая и социальная география мира» .

•    Географические обучающие модели, которые способствуют овладению способами ориентирования во времени и пространстве на основе моделирования наблюдений за временем и местом восхода и захода солнца и его видимым движением над горизонтом, продолжительностью дня и ночи. Географические модели способствуют пониманию климатических и иных зональных закономерностей, их связи с высотой солнца над горизонтом и продолжительностью освещенности на различных широтах Земли в разные месяцы года. (пример модуля показать).

 Полный перечень материалов по географии (более двадцати разделов с цифровыми образовательными ресурсами) размещён по адресу http://school-collection.edu.ru

     Отдельно следует отметить тематическую коллекцию "Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли", разработанные коллективом сотрудников Института космических исследований РАН.

Данные космического мониторинга могут служить основой для проведения факультативных и углубленных занятий. Картографический материал школьных атласов дает общее представление о географических объектах, процессах и явлениях, а использование материалов ДЗЗ в зависимости от их пространственного разрешения и тематики, позволяет существенный расширить перечень источников географической информации. В коллекции изображения Земли из космоса специально подобраны для демонстрации особенностей, динамики, географии изучаемых географических явлений и объектов. Так,  используя ресурсы ДЗЗ, можно проследить сезонные изменения на примере территорий в северном и южном полушариях, выявить специфику развития отраслей сельского хозяйства на какой-либо территории.  

В дальнейшем, получив опыт работы со специально подготовленными для учебной работы космоснимками, учащиеся смогут самостоятельно использовать новые источники географической информации на основе космических снимков, таких как Google Планета Земля и Карты Google.    

Картографические сервисы  Google, также созданы на основе изображений высокого разрешения поверхности нашей планеты из космоса. Именно это решение позволило реализовать фотокарту всей нашей планеты доступную с любого компьютера, имеющего подключение к Интернету.

Сегодня мы имеем два вида наиболее популярных сервисов: Карты Google (Google Maps) и Google Планета Земля (Google Earth), особенность которых заключается в следующем:

  • очень высокая подробность картографических изображений,
  • возможность использовать экспорт географических данных т.е.:
  • использование на собственном сайте,
  • создание точенных, линейных и площадных объектов с последующим их сохранением и передачей;
  • отображение большого количества дополнительных данных на картах (фотографии, видео, энциклопедические статьи, исторические карты, погода и др.).

Таким образом, географические сервисы Google являются как источником географической информации, так и инструментом, позволяющим нанести на имеющуюся основу свои объекты.

Адрес в Интернете: http://maps.google.ru         

Адрес в Интернете: http://earth.google.com/intl/ru/

  С опытом разработки цифровых материалов к уроку можно познакомиться на страницах сайта методической лаборатории географии МИОО (http://geo.metodist.ru) в разделе «ИКТ на уроке» - рубрике «Опыт применения ИКТ на уроке» .

 На сайте лаборатории размещаются материалы дистанционного обучающего семинара (в разделе «ИКТ на уроке»), где учителя, активно использующие ИКТ в своей практике, делятся опытом создания собственных материалов на основе широко спектра современных технологий.

Появление многих ресурсов и инструментов ставит перед учителями определенные задачи по их внедрению в учебный процесс, что, несомненно, приведет к обогащению и расширению педагогической практики.

Начиная использовать ИКТ на уроке, как правило, учителя используют цифровые образовательные ресурсы по предметам на компакт-дисках, которые имеются в школе или в продаже. Далее - следующий этап – компиляция материалов дисков и ресурсов Интернет с помощью программ для составления презентаций3. Однако, наступает момент, когда все доступные источники цифровых ресурсов уже опробованы на уроке (хороших обучающих ресурсов для уроков не много), и единственной возможностью дальнейшего профессионального роста является выход в Интернет. Важная особенность всемирной сети Интернет заключается в том, что сеть – не только источник дополнительного географического содержания, но и главнейший источник коммуникации. На 3 уровне ИКТ-компетентности деятельность учителя предполагает организацию работы учащихся на основе компьютерных сетей, как наиболее эффективной технологии обмена информацией.

С 1999 года в Интернете существуют ежегодные дистанционные обучающие олимпиады (ДОО), в рамках которых происходит соревнование между школьными командами на лучшее знание предмета, методический семинар для учителей по обмену опытом преподавания, фестиваль проектных, исследовательских работ школьников.

Дистанционные обучающие олимпиады в данном случае рассматриваются как пример технологии организации совместной деятельности группы учащихся (школьной команды) и учителя-предметника на основе простейших коммуникационных сервисов Интернет. Взяв за основу методику проведения дистанционных олимпиад, можно организовать проектную деятельность учащихся как в рамках одного класса, так и мероприятие в котором принимает участие несколько классов или несколько школ.

Цели и задачи ДООГ:

•    совместное обучение педагогов и школьников методикам коммуникаций с использованием Интернет-технологий при изучении курса географии в школе,

 •    формирование ключевых компетенций учащихся при работе в группе, использованию разнообразных источников географической информации,

 •    развитие у учащихся географической любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания,

 •    информирование учителей об актуальных методических приёмах и технологиях изучения географии в школе, сетевых информационных ресурсах, стимулирование обмена опытом.

Дистанционной олимпиада называется, т.к. участники (обычно это разновозрастные команды учащихся из одной школы) из разных регионов и взаимодействуют между собой и с организаторами олимпиады только через Интернет. Для участия в ДООГе достаточно  электронной почты, возможности доступа к ней 2-3 раза в неделю, но возможность просматривать сайты в Интернет существенно расширит возможности участника. Задания командам пересылаются по электронной почте, таким же образом команды отчитываются о выполнении заданий. Это чрезвычайно важный аспект, т.к. техническое оснащение команды может быть минимальным. Многие школы участвуют в проекте, имея Интернет лишь в кабинете директора.

 Технический аспект важен для понимания того, как сочетаются технологии Интернет с организационно-методическими особенностями проведения сетевых проектов.

 В основе работы всех участников олимпиады лежит лист рассылки сообщений электронной почты  . Такой сервис (лист рассылки) очень легко создать каждому пользователю Интернет.        

В нашей школе созданы комфортные условия для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс: материальная база школы состоит из кабинетов, оснащенных мультимедийным оборудованием, что позволяет успешно реализовать одну из ключевых проблем школы - внедрение инновационных технологий в учебно- воспитательный процесс. А информационные технологии являются неотъемлемой частью инновационных.

Как учитель географии  использую   презентации,  электронные  карты, ЦОР и мультимедийные программы:

    Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.

  При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический  материал. Демонстрация материала – важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Мы привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. А представьте маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт. Реальное технологическое чудо XXI века.

Такие карты имеются в наличии на дисках готового мультимедийного ресурса, они не требуют большого пространства для их размещения, каждая тема представлена необходимым комплектом карт.

Мультимедийные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.  На уроках  в 7и 8  классах, я постоянно использую Мультимедийную  программу «Уроки географии Кирилла и Мефодия». В качестве примера приведу уроки в 8 классе по теме « Природные условия и ресурсы России».

По данной теме в программе  представлены  красочные схемы, рисунки и таблицы и в качестве закрепления  тренажер по заполнению таблицы «Природные ресурсы».  Также в программе  много  интерактивных карт,  видеороликов, например по теме «Климат». При изучении материков и океанов, также в программе много карт, климатодиаграмм, видеороликов, тренажеров, тестов. Программа полностью соответствует материалу, который изучается в  учебнике.

Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике.

Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.

Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные зоны России». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема  России. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.

 Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.

Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал.

  На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.

    На своих уроках  также использую презентации, свободно распространяемые в сети Интернет. Можно и самостоятельно создать  презентации, используя программу Microsoft Power Point. Мною подготовлены к практическому применению на уроках и внедряются в учебный процесс презентации для 6 и 7 классов. Продолжается работа над созданием презентационных материалов для 8 класса.

Возможности программы Power Point очень широкие, кроме изображения сюда можно вносить и звук (сделать сопровождение изображения своим голосом, вставить музыкальные фрагменты классической или современной музыки, внести запись звуков природы.  Мною собран банк  презентаций к урокам географии в 6 классе и 7классе  по разделам. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.

Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

 - повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;        

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

 Также использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.

Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций.

Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

Для меня компьютер  –  это источник не только информации ,средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей обучающихся на основе информационно- коммуникационных технологий на уроках географии

Используя возможности ИКТ можно показать ученикам весь мир, дать почувствовать шорох джунглей, и холод Антарктиды, и зной пустыни, увидеть заснеженные горы Памира и бескрайние просторы Тихого океана...

Работа по формированию информационно-коммуникационной компетентности у учащихся на уроках географии

Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Они  позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать вр...

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии

Используя ИКТ на уроках географии в течение трех лет,  я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географиче...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современном информационном обществе основой развития выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Внедрение ИКТ в различны...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии

Справочно-информационные сведения об опытеТема опыта: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии».Автор опыта: Миронов Владимир ВикторовичДолжность автора: учитель гео...

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе

Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе...

«Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии»

Информационная компетентность педагога –это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства....