Предмет | География |
Класс | 5 |
УМК | Полярная звезда А.И.Алексеев |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема урока | Географическая карта. |
Цель урока | Способствовать формированию представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, развивать умения самостоятельно находить нужную информацию. |
Задачи урока (планируемые результаты) | - формирование умения читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия; осознание многообразия видов изображения земной поверхности (предметный результат);
- развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);
- развивать логическое мышление; формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат).
|
Методы обучения | Технология проблемного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Коллективная, индивидуальная, групповая.
|
Средства обучения | Глобусы. Физическая карта Мира. Физическая карта полушарий. Учебник, карточки рефлексии, маршрутный лист, дидактический материал, компьютер, проектор. |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осущест-вляемые учебные действия | Формиру-емые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Формируемые способы действий |
1.Организационный момент.
| Приветствие учащихся. Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Гору успехов», а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба. | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем.
| Слушание учителя. | Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. | Умение настраиваться на занятие. |
2. Проверка домашнего задания
| Постановка перед учащимися учебной задачи, мотивация на решение задания Для восхождения на «Гору успехов» нам необходимо вспомнить материал прошлого урока. Вопросы - Как определить с помощью солнца стороны горизонта? Какие созвездия помогут определить, где находится север ночью? Как называется съемка из одной точки и при движении по местности? Что нужно знать, чтобы правильно составить план местности?
Итог: Ребята, во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания. | Выполнение задания на карточках | Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей | Формирование умения систематизировать, делать выводы | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей | Развитие регуляции учебной деятельности | Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им |
3. Проблемная ситуация и актуализация знаний
| Дает задания обучающимся, актуализирует субъектный опыт учащихся. Посмотрите на снимки нашей Земли из космоса. А теперь посмотрите на глобус. Сравните увиденное? Попробуйте сформулировать тему урока. | Работают с учебным материалом. Принимают активное участие в дискуссии. Выдвигают предположение о теме урока. | Компетенция обучающихся в области географии. | Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи. | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
4. Постановка цели и задач урока
| Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели. Тема нашего урока: Географическая карта. Сегодня мы узнаем новое географической карте, вместе составим таблицу их отличий.
| Слушают учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем.
| Слушание учителя. | Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. |
5.Усвоение новых знаний и способов действий
| Объясняет новый материал. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Вовлекает детей в дискуссию, учите работать в группах. - Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность?
Дайте определение понятию «глобус». Проверьте по учебнику. Поиск решения. Первый глобус был создан в 1492 году. (его изображение на слайде). Чего на нем не хватает? Как вы думаете, почему?
Сравните глобус и географическую карту. Определите их достоинства и недостатки Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?
Рубрика «Это интересно» КАКИЕ БЫВАЮТ ГЛОБУСЫ? Учитель. При подготовке к уроку каждая группа искала ответ на этот вопрос. Послушаем каждую группу. - 2. Послушайте загадку. Отгадайте, о чем идет речь?
Он на листок бумаги похож, Нашей Земли очень умный чертёж, Горы, равнины, моря, океаны, И города есть на карте и страны. (карта) Как вы думаете, почему я вам загадала загадку о карте? Что такое географическая карта? – мозговой штурм.
Учащиеся дают определение географической карте. Для формулирования понятий используется технология развивающего обучения: составление схемы понятия «географическая карта»:
3. А как называют ученого, составляющего карты? (картограф) Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей) А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его. А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены. Рубрика «Это интересно» КАКИЕ БЫВАЮТ КАРТЫ? Выступают группы детей. 4. Виды карт Знакомятся с разными картами (топографические, план местности) Анализируют физическую карту мира, усваивают основные элементы ее легенды. Называют ответ – карта – это плоскость. На ней есть искажения. Находят их на карте. Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые? 5. Аэрофотоснимок. Работа с учебником и слайдами презентации. - - Есть еще способы изображения земной поверхности.
| Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.
| Умения работать с различными источниками информации. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения анализировать, систематизировать, делать выводы | Согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других
| Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Связь с другими сферами знаний. | Уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
- Релаксация
| Объясняет и показывает движения - Физминутка
Наклоны: север – руки вверх, подняться на носочки, Юг – присесть, руки на колени, Запад – наклон влево, Восток – наклон вправо.
Изобразить движение планеты Земля вокруг своей оси.
| Выполняют упражнения |
| Взаимодействуют с учителем |
|
| Саморегуляция |
7. Закрепление новых знаний и способов действий.
| Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях. Практическая работа. Сравнительная характеристика изображений земной поверхности
Задание:Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.
| Глобус | Географическая карта | Аэрофотоснимок | Рисунок | Черты сходства |
|
| Черты отличий |
|
|
|
|
Вывод: По результатам работы формулируется вывод о возможности использования каждого изображения географической карты в повседневной и хозяйственной деятельности. | Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. | Осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме. | Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Самоконтроль понимания вопросов. | Осуществление самоконтроля. |
8. Первичная проверка понимания
| Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях. 1. Восстановите рассказ: Модель Земли называют_________________ А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ______________________ Существует много видов географических карт. Это ___________________ На физической карте синим цветом обозначена__________, коричневым, желтым, зеленым -_____, белым –_______. Каждая карта имеет свой __________. Если работаешь у настенной карты, стой__________, когда держишь указку в правой руке, и_________, когда указка в левой. 2.
| Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. | Осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. | Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Самоконтроль понимания вопросов. | Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
9. Подведение итогов
| Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия. Покажите себя на «Горе успехов». Какой высоты вы достигли? Все мы разные, но когда мы вместе, то сможем преодолеть любые горы!
| Отвечают на вопросы | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме | Умение обсуждать содержание урока | Формулирование собственного мнения и позиции. Умение понимать ответы других. | Контроль, самоконтроль, коррекция правильности ответов. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
10. Рефлексия
| Проводит рефлексию. Успех – не редкость в нашем мире; Но что такое есть успех? Успех – отличная отметка; Успех – удачный поворот; Увы, успех приходит редко (Хотелось бы наоборот)! Сегодня вы все так успешны, И на вершине той горы Чтоб голова кружилась только, Не от проблем, а от весны!!!
Ребята поднимают вверх шарики (из бумаги) различного цвета, оценивая себя («5» отлично - красные «4» хорошо - жёлтые, удовлетворительные оценки не предусмотрены) соответственно их настроению к концу урока рисуют смайлик на шариках. Учитель предлагает «опуститься» всем с горной вершины, чтобы голова не закружилась от успеха и от долго пребывания на большой высоте.
| Рефлексируют | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем. | Формулирование собственного мнения и позиции. | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний | Саморегуляция |
11. Постановка домашнего задания
| Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнение, мотивирует выполнение домашнего задания (стр. учебника) Спасибо всем за активную работу!
| Слушают учителя, записывают домашнее задание | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем. | Слушание учителя | Осознание качества и уровня усвоения материала. | Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевой саморегуляции. |