Способы мотивации обучающихся на уроках географии.
статья по географии
Предварительный просмотр:
Способы мотивации обучающихся на уроках географии.
В процессе педагогической деятельности в сфере СПО мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается неважным и предметом второго плана, такой как география.
Длительный опыт работы в профессиональном образовательном учреждении показывает, что обучающиеся, пришедшие из школ, в большинстве своём обладают недостаточным абстрактным, образным, наглядно-действенным мышлением. С трудом удерживают внимание длительный период. Имеют высокий уровень тревожности. Как следствие, в данном случае, мотивация к обучению либо очень низка, либо вовсе отсутствует. Отсюда, одна из актуальных проблем в сфере профессионального образования – внедрение новых педагогических технологий, направленных на формирование универсальных учебных действий, формирование и повышение учебной мотивации обучающихся.
Многочисленными исследованиями показано наличие специфических для обучающихся СПО проблем, связанных с адаптацией в новом для них образовательном учреждении, во многом отличающимся от общеобразовательной школы: сложности взаимоотношений с сокурсниками, отношений с преподавателями, мастерами производственного обучения и как следствие - стрессы, эмоциональные срывы, замкнутость, агрессивность. Новые требования к подготовке рабочих и специалистов требуют не только овладение профессиональными компетенциями, но и сформированные личностные качества работника, ориентированного на достижение лучших результатов, конкурентно-способного на рынке труда. Иногда возникает противоречие между ожидаемым результатом обучения и мотивацией обучающихся к овладению профессией или специальностью. Возникает вопрос как повысить мотивацию к обучению на уроках географии? Но прежде необходимым считаю рассмотреть причины снижающие мотивацию. Результаты проведенных научных исследований показывают, что за последние 20 лет частота функциональных нарушений, встречающаяся у подростков, обучающихся в профессиональных училищах, возросла до 74,5%, а количество хронических заболеваний на 23% (А.Г. Ильин, 2005).
В последние время среди учащихся учреждений СПО стали чрезвычайно распространены стереотипы поведения, сопряженного с риском для здоровья. В настоящее время более 64% подростков курят, около 75% употребляют различные алкогольные напитки. Среди негативных факторов, влияющих на гармо
ничное развитие личности учащихся учреждений СПО, необходимо отметить рост нравственной деформации родителей: уклонение от воспитания детей, рост алкоголизации, увеличение распадающихся и распавшихся семей и др. Следствием этого является снижение адаптационных возможностей учащихся, которые влияют на успешность профессионального обучения и дальнейшую профессиональную деятельность.
В настоящее время существует большое количество теорий мотивации,
которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда,
потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д.
В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались
такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос
формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие
мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой.
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности,
подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у
школьников, так как именно она является гарантом формирования
познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление,
приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни. Развитие процессов гуманизации и модернизации образования актуализирует проблемы социализации, адаптации и интеграции ребёнка, его социальной защиты, помощи семье в воспитании.
Ключевым моментом этих процессов является положение о создании
педагогических условий для активизации мотивационной сферы любого
ребенка, независимо от его способностей. (А.Р. Азарян, Т.В.Егорова,
Ю.В.Замятина, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына и др.).
В современной психологии понятия «мотивация» и «мотив»
рассматривается равнозначно (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Д. Брунер, А.Н.
В словаре, изданном под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского
дается несколько определений мотива:
1) побуждения, в основе которых лежат потребности, совокупность внешних
или внутренних условий, влияющих на активность субъекта;
2) предмет (идеальный или материальный);
3) осознаваемая причина, лежащая в основе действий человека.
В другом психологическом словаре определение мотива ограничивается тем,
что он соотносится с предметом, материальным или идеальным, и указывается
источник побудительной силы мотива - потребность.
Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок
(стимул). К числу стимулов познавательного интереса можно отнести:
- новизну информационного материала ;
- стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;
- демонстрацию незавершенности теоретических знаний.
Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в
школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них
непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение,
направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.
Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во
взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.
Причины снижающие мотивационную сферу обучающихся
Причинами спада учебной мотивации у обучающихся СПО могут быть:
1. Психофизиологические особенности развития обучающихся.
2. Отрицательный опыт в процессе обучения в школе ( конфликты с учителями, чувство «худшего ученика» и т.п.)
3. Значимость предмета географии как второстепенного.
4. Низкий уровень базовых знаний по предмету.
5. «Гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
6. Непонимание цели обучения
7. Отсутствие навыков эффективного общения «учитель- ученик» как следствие страх общения . И др.
В результате клинико-психологического обследования и выявления аффективных расстройств в подростковом возрасте у учащихся СПО, Н.М. Поповой и С.З. Зинковской был сделан следующий вывод, что группы были представлены психопатоподобной, тревожной и соматизированной депрессиями.
Первая группа (психопатоподобной депрессии) составила 40% и характеризовалась превалированием раздражительности, злобности, аффектом недовольства, вспыльчивостью. Эти подростки были склонны к безрассудным, импульсивным действиям и поступкам, имели дисциплинарные взыскания. Вышеописанные проявления сочетались в задержке моторного и речевого развитий (затруднено познание гуманитарных предметов – русского языка и литературы, иностранных языков), что было подтверждено данными ЭЭГ, психологическими методиками, определяющими уровень развития познавательной сферы.
Вторая группа (тревожная депрессия) представлена 20% от общего количества обследованных, при этом необходимо учитывать взаимосвязь тревожных расстройств и депрессии в структуре состояния. Это можно представить наличием влияния аффектов тревоги и депрессии (например, усиление тревожности, свойственной преморбиду, при присоединении депрессии).
Третья группа (соматизированная депрессия) составила 40% от общего континуума, в основном представлена расстройствами в эндокринной сфере, патологией со стороны ЖКТ и опорно-двигательной системы.
Таким образом, становится понятно агрессивное поведение подростков, отсутствие интереса к предмету изучения, а следовательно отсутствие мотивации к обучению вообще. Оказываясь в условиях нового социума (новый коллектив учащихся и преподавателей) на первое место выступает потребность занять «свое место».
Сложность работы заключается еще и в том, что наши дети оказываются один на один со своими трудностями. Семья зачастую не проявляет интереса к жизни подростков, считая их взрослыми и самостоятельными. Поэтому урок географии в моем случае несет в себе комплексную задачу, которую я стараюсь выполнять: не навредить и быть полезной.
Выработать и применять правила эффективного общения для комфортного сотрудничества «учитель – ученик».
Что должно поменяться в деятельности учителя и ученика? Многие изменения в деятельности учителя связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации ученика. В своей работе я стараюсь использовать следующие правила:
- Не проводить сравнение одного обучающегося с другими. Приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений относительно себя самого.
- Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным.
- Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, ,дифференцированный подход. Стимулировать постепенно к выполнению более сложных заданий.
- Не повышать голос (исключение случаи, требующие выразить явно негативное мое отношение к поступку, призвать к дисциплине);
- Не давать оценку личности, а оценивать поступки, деятельность;
- Не унижать чувство собственного достоинства учащегося (обидными словами, игнорированием, недосказанностью и т. д.);
- Не позволять унижать достоинство друг друга самими обучающимися;
- Не демонстрировать явного превосходства («делай, как я сказала» и т.д.), но требовать основных правил и норм поведения («я уважаю тебя – будь добр уважительно относиться ко мне»);
- Находить посильные формы деятельности, чтобы почувствовать, что получается;
- Не критиковать за отсутствие знаний, а поддерживать и поощрять любое желание высказаться;
- Не оставлять без внимания любые вопросы;
- Стараться приходить на урок в хорошем настроении.
Стоит отметить, что существуют методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся, которые я активно использую на уроках географии в целях подкрепления и усиления воздействия на личность учащегося. Вот некоторые из них.
- Соревнование.
Может быть коллективным и индивидуальным. Соревнование связано с ситуациями переживания успеха, что в свою очередь связано с положительными эмоциональными переживаниями.В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются наши подростки. Побуждая к действию произношу слова «кто первый…найдет нужную страницу, объект на карте и т.п.» и большая часть учащихся приступают к данному действию. Постепенно усложняя задания можно достичь положительной конкуренции среди них. Практикую так же, соревновательную форму урока подводя итоги темы или повторение пройденного на предыдущем уроке, например игра «Ставлю лайк ».
2. Поощрение.
Это способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.В поощрении очень нуждаются подростки несмелые, неуверенные в себе. Таких детей у нас большинство, поэтому я стараюсь поощрять любой вид деятельности подростка, соответствующий уроку. Даже неправильные высказывания я характеризую не словами «неправильно», «ошибся», «нет», а заменяю их на «да, ты почти прав», «уже близко к истине». Это позволяет снять тревожность из-за неправильного ответа и подростки не стесняются вступать в диалог со мной, высказывать свое мнение.
3. Эффективное общение «учитель – ученик».
На этом способе я хочу остановиться более подробно, т.к. считаю его основным «ключом» к достижению поставленных целей и задач. Приведу примеры некоторых правил, которых стараюсь придерживаться в общении с учащимися:
- не повышать голос (исключение случаи, требующие выразить явно негативное мое отношение к поступку);
- не давать оценку личности, а оценивать поступки, деятельность;
- не унижать чувство собственного достоинства учащегося (обидными словами и т.д.);
- не позволять унижать достоинство одних учащихся другими;
- не демонстрировать явного превосходства («делай, как я сказала» и т.д.), но требовать основных правил и норм поведения («я уважаю тебя – будь добр уважительно относиться ко мне»);
- не критиковать за отсутствие знаний, а поддерживать и поощрять любое желание высказаться;
- не оставлять без внимания любые вопросы;
- стараться приходить на урок в хорошем настроении.
Результат:
- Обучающиеся приходят на урок географии, не выражая негативных эмоций в отношении предмета;
- Свободно вступают в дискуссию, обсуждение, высказывают свое мнение;
- Не стесняются выходить к доске, с желанием отвечают темы с использованием настенной карты
- Стараются следить за культурой речи, исполняют правила и нормы взаимоотношений на уроке.
- Всегда есть возможность аттестовать обучающегося.
Проанализировав полученную информацию, я пришла к следующим выводам:
Ввиду психологических особенностей учащиеся СПО имеют неуверенность в себе, повышенную тревожность, легкую возбудимость и как следствие имеют агрессивное поведение, недоверие к взрослым (преподавателю), непринятие учебного процесса в целом.
Требования ФГОС определяют, что результатом образования должен быть выпускник профессионально компетентный, умеющий общаться, способный к самообразованию, умеющий пользоваться информацией, знающий правила сохранения здоровья.Я думаю, что некоторую противоречивость ожидаемых и реальных результатов можно нивелировать за счет использования комплекса способов повышающих мотивацию к обучению.
Ведущий вид деятельности подростков – общение. Поэтому, если наладить этот вид взаимодействия, то можно достичь положительной динамики в формировании мотивации. Следовательно, моя первая задача наладить эффективное общение с учащимися, т.е. понизить тревожность, недоверие и таким образом достичь желаемого результата - быть услышанной и принятой ими.
Руководствуясь вышеизложенными задачами, я смогу привить интерес обучающихся к географии, если буду связывать предмет изучения с практической направленностью в жизни и профессиональной деятельности, т.е. необходимо стремиться к достижению метапредметных результатов, через личностные результаты обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Исследовательская работа на уроках химии как способ повышения мотивации обучающихся"
"Исследовательская деятельность учащихся на уроках химиии как средство повышения мотивации к учебе"...
Использование возможностей сервисов Google на уроках музыки и во внеурочной работе как один из способов повышения мотивации обучающихся
Статья посвящена исследованию вопроса создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет ресурсов....
Создание ситуации успеха как способ мотивации обучающихся с разным уровнем подготовки
Работа учителя в общеобразовательной школе, где нет специального отбора детей и в одном классе могут обучаться дети с разным уровнем подготовки, заключается в том, чтобы обучить каждого в отведенное п...
Интерактивные технологии на уроках английского языка как способ мотивации обучающихся
Использование интерактивных технологий на уроке английского языка как способ мотивации обучающихся к образовательной деятельности. Цель обучения иностранному языку сегодня, когда он объект...
Языковой портфель, как способ мотивации обучающихся при изучении иностранных языков.
Языковой портфель, самый эффективный способ формирования положительного отношения ученика к иностранным языкам....
Метод проекта как один из способов мотивации обучающихся к изучению английского языка
Метод проектов и развитие функциональной граммотности...
Выступление на РМО. Практическая работа на примере восстановления СТД -120 м как способ мотивации обучающихся к конвертации полученных теоретических знаний в реальные навыки и умения
Мой личный опыт, к сожалению, говорит о том, что далеко не все наши учащиеся способны применить на практике полученные в процессе обучения теоретические знания....