Создание ситуации успеха как способ мотивации обучающихся с разным уровнем подготовки
статья по русскому языку (6 класс)

Работа учителя в общеобразовательной школе, где нет специального отбора детей и в одном классе могут обучаться дети с разным уровнем подготовки, заключается в том, чтобы обучить каждого в отведенное программой время. Среди таких детей есть часто болеющие дети, дети- спортсмены, отсутствующие на уроке ввиду частых сборов, дети, для которых русский язык не родной.

        Формирование интереса к предмету сложный, необходимый процесс, который должен идти непрерывно и который потребует от учителя хорошего творческого воображения. Учитель должен формировать в обучающихся умение быстро и с интересом работать, применять нестандартные идеи, исследовать, развивать языковую догадку. 

Задача учителя не только заинтересовать и научить быть уверенным в изучаемом предмете, но и поддержать интерес к предмету дать ученику почувствовать свободу в предмете, вовлекая учеников в творческие конкурсы, интернет –проекты, разрешить обучающимся менять пространство учебной аудитории и выходить за пределы аудитории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Создание индивидуального маршрута на уроке как способ мотивации обучающихся с разным уровнем подготовки

        Работа учителя в общеобразовательной школе, где нет специального отбора детей и в одном классе могут обучаться дети с разным уровнем подготовки, заключается в том, чтобы обучить каждого в отведенное программой время. Среди таких детей есть часто болеющие дети, дети- спортсмены, отсутствующие на уроке ввиду частых сборов, дети, для которых русский язык не родной.

        На мой взгляд, основные принципы работы учителя заключаются в следующих приемах, применяемых на каждом уроке в системе относительно любого вида речевой деятельности.

        Прежде всего необходим индивидуальный подход к обучающимся с разным уровнем знаний. Работа с детьми разной степени подготовки осуществляется по индивидуальному маршруту и ведется в двух направлениях: осуществляется работа с неуспевающими по разным причинам детьми и детьми, успевающими освоить необходимый программой материал. Для каждого маршрут простроен с учетом индивидуальных возможностей и интересов, а задания дифференцированы по степени сложности.

        В работе с неуспевающими детьми важно научить выражать свои мысли в слове. Это невозможно без мотивации или уверенности в себе. В работе возможно использование приемов и методов РКИ. (РКИ- это направление в лингводидактике, которое занимается разработкой методов и приемов преподавания русского языка как иностранного). Снять «языковой барьер» помогает, например, сопоставительный метод, который предполагает осознание учащимися языковых явлений и способов их применения в речевой деятельности, через другой язык. Так темы «Степени сравнения прилагательных», «Разряды числительных», «Личные, отрицательные, указательные местоимения» к 5-6 классу уже хорошо изучены на уроках английского языка, поэтому сопоставляя грамматическую структуру двух языков, удается не только актуализировать знания учащихся, но на основе сходств и различий, дать представление о способах образования, способах употребления тех или иных единиц.

        Важно учитывать интересы, таланты ученика. Это позволяет создать условия для успеха. Так при подготовке к устной части выпускного экзамена по русскому языку наибольшую трудность вызывает подготовка монологического высказывания. Ученику сложно сказать, часто он не знает, о чем сказать. Потому работу необходимо начинать, узнав предварительно, о планах и хобби ребенка. Ученику, занимающемуся спортом, есть что сказать о соревнованиях, правилах, планах получить разряд. Это способствует снятию «языкового барьера».

        Любой ученик должен понимать, что он успешен, учитель может отметить ту тему, которую ученик освоил очень хорошо или лучше всех, давать детям определенные роли на уроке: «Специалист по выделению окончаний». «Эксперт по прилагательным». «Знаток глагола». Уроки обобщения знаний можно провести в виде лингвистических соревнований, выявить «чемпионов», дать «приз зрительских симпатий».

        Формирование интереса к предмету сложный, необходимый процесс, который должен идти непрерывно и который потребует от учителя хорошего творческого воображения. Учитель должен формировать в обучающихся умение быстро и с интересом работать, применять нестандартные идеи, исследовать, развивать языковую догадку. Можно на уроке поменяться местами с учениками, дать возможность попробовать себя в роли учителя. Урок развития речи можно назвать «уроком рисования словом», позволить принести шпаргалку, в которой ученик зафиксирует, только 2-3 важных момента урока и, воспользовавшись данной ограниченной в объеме информацией, создаст свой самостоятельный, живой текст. Безусловно, формулировка домашнего задания – та часть работы, где учитель должен проявить фантазию, ум и даже юмор. Например, отказавшись от сочетания слов «домашняя работа», провести акцию «Подари закладку другу». Закладка может содержать ряд схем, рисунок, ключевые слова, связанные с изученной сложной темой и будет служить верным помощником.

        Со временем некоторые старшеклассники из слабых учеников превращаются в главных помощников, в состоянии составить орфоэпический минимум, подготовить словарный диктант для 5 класса, проверить его. Задача учителя не только заинтересовать и научить быть уверенным в изучаемом предмете, но и поддержать интерес к предмету дать ученику почувствовать свободу в предмете, вовлекая учеников в творческие конкурсы, интернет –проекты, разрешить обучающимся менять пространство учебной аудитории и выходить за пределы аудитории. Например, «урок рисования словом» весной можно проводить на природе и назвать «пленером».

        В работе с «преуспевающими» детьми нельзя позволить, чтобы учащийся ждал, когда «дойдет» до всех. У этих детей все в порядке с мотивацией, они способны к самостоятельному, поиску информации, анализу и синтезу. Тут работают методы проектной деятельности. Но проект может быть создан не на одну заданную учителем тему. Проектом может стать сам урок или даже система уроков. Даже младшие дети вполне способны самостоятельно подготовить фрагмент урока, например, опрос, актуализирующий знания, в первые 5 минут урока. Такую игру можно назвать «Задай вопрос другу».  Ребята рассказывают, что на подготовку интересного вопроса по теме уходит немало времени, помимо учебника бывает прочитана дополнительная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха на уроке - один из способов формирования и повышения мотивации учебной мотивации

Без  знания географической номенклатуры  невозможно представить изучение географии как учебного предмета. Практические работы с  позволяют ученикам свободно ориентироваться на географич...

Доклад "Создание ситуации успеха как один из способов повышения мотивации учащихся"

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха....

Статья "Создание ситуации успеха, как один из способов повышения мотивации при изучении иностранного языка"

В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствии заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деят...

Презентация "Создание ситуации успеха, как один из способов повышения мотивации при изучении иностранного язык"

В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов при изучении иностранных языков в неязыковом ССУЗе, возникающие вследствии заниженной оценки значимости иностранного языка в профессиональной деят...

«Успешные практики использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную деятельность обучающихся с разным уровнем подготовки и мотивации ( технология деятельностно

laquo;Успешные практики  использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную  деятельность обучающи...