«Учись учиться»: программа курса внеурочной деятельности
элективный курс по русскому языку (7, 8, 9 класс) по теме

Левина Елена Дмитриевна

Программа курса внеурочной деятельности учащихся для 7 – 9 классов рассчитана на учащихся, имеющих проблемы в обучении. Программа предусматривает коррекционно-развивающий аспект: развитие ВПФ (внимания, памяти, словесно-логического мышления), коррекцию проявлений специфических и неспецифических нарушений письменной речи, формирование навыков переработки информации, самостоятельного регулирования учебной деятельности, развитие личностных и метапредметных универсальных учебных действий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учись учиться»

Программа курса внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем открытых и вечерних школ является проблема неуспешности учащихся в учебной деятельности. В ситуации предъявления к учреждениям образования со стороны государства новых требований все большую актуальность приобретает необходимость решения данной проблемы.

Причины школьной неуспешности различны:

  • проблемы в развитии психических познавательных процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления);
  • нарушения письменной и устной речи (элементы разных видов дисграфии и дислексии, дизорфография);
  • нарушения регулятивных функций, несформированность самоконтроля, волевых процессов;
  • отсутствие учебной мотивации;
  • несформированность навыков учебной деятельности;
  • несформированности УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).

Особенности контингента учащихся 7 – 9 классов открытой школы

В последнее десятилетие контингент основной школы (учащиеся 7 - 9 классов) открытой школы это, в подавляющем большинстве случаев, дети со школьной, социальной дезадаптацией или из групп риска. Для успешного освоения программы, завершения обучения в общеобразовательной школе они нуждаются в психолого-педагогической поддержке.

Проблемы в обучении имеются у всех учащихся. 100% учащихся имеют сниженную учебную мотивацию. Большинство учащихся нуждается в наблюдении учителя, помощи и контроле с его стороны на уроке. Всем, без исключения, учащимся требуется адаптация учебного материала.

По данным диагностики психологов большинство учащихся характеризуется недостаточным развитием основных познавательных функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления).

Слабо развито произвольное внимание, достаточно долгим является период "врабатываемости". "Коллективное внимание" – менее 7 минут.

Память учащихся является неразвитой, они не владеют приёмами опосредованного запоминания, преобладает механическое запоминание. Память учащихся характеризуется доминированием зрительной памяти. Долговременная память у всех учащихся не развита, имеет очень низкий уровень.

У всех учащихся выявлена недостаточная сформированность сложных форм мыслительных операций. Преобладает наглядно-образное мышление, а не словесно-логическое. Наиболее страдает словесно-логическое мышление. Нарушены операции анализа, синтеза, классификации и обобщения. Данные диагностики фиксируют низкую устойчивость внимания. Недостаточный уровень сосредоточенности значительно снижает объём памяти учащихся. Данные диагностики показали, что он не соответствует возрастной норме.

Учащиеся характеризуются низким уровнем самоконтроля и воли. Доминантой коллектива класса часто становится демонстрация негативной установки к выполнению школьных требований.

Данные нейропсихологического диагностирования говорят о существенной функциональной недостаточности их психофизиологического развития.

Диагностика показывает учащихся дефицитарность развития у учащихся интеллектуальной сферы, большинство результатов выполнения тестов соответствует нижней границе возрастной нормы. Ситуация осложняется отсутствием навыков учебной деятельности в результате педагогической запущенности. Особенно тревожным фактором является отсутствие у подавляющего большинства учащихся учебной мотивации.

В открытой школе учащиеся обучаются по общеобразовательной программе, должны освоить стандарт, условием получения аттестата является сдача ГИА по обязательным предметам: русскому языку и математике. Для освоения образовательных стандартов учащимся необходима психолого-педагогическая поддержка и коррекция. Вышеперечисленные особенности учащихся требуют особого педагогического подхода. Т.о., урочная и внеурочная деятельность в основном звене открытой школы имеет свою специфику. Предлагается организовать внеурочную деятельность учащихся в виде курса занятий коррекционно-развивающей направленности.

Данная программа курса направлена на развитие ВПФ, коррекцию проявлений специфических и неспецифических нарушений письменной речи, развитие универсальных учебных действий, навыков самостоятельного регулирования учебной деятельности.  Данный вид компетенций является базовым в процессе построения учащимися своей индивидуальной образовательной траектории.

Данный курс является поддерживающим изучение курса русского языка, а также всех общеобразовательных предметов, обеспечивает условия для совершенствования навыков познавательной, организационной деятельности, а также включает коррекцию специфических и неспецифических ошибок чтения и письма.

  1. Цель курса: содействие формированию эффективной учебной деятельности у учащихся 7 – 9 классов.
  2. Задачи курса:
  1. Содействие развитию познавательных процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления).
  2. Коррекция нарушений письменной и устной речи.
  3. Обучение различным видам работы с информацией.
  4. Формирование универсальных учебных умений эффективной деятельности.

  1. Актуальность и цель занятий.

Контингент основной школы ОСОШ в последние годы составляют подростки со сниженной учебной мотивацией, сниженным уровнем способностей, слабым протеканием психических процессов памяти и внимания, плохо развитым словесно-логическим мышлением. У многих учащихся выявляются нарушения устной и письменной речи.

 В связи с этим предлагаемая программа курса имеет двойную направленность:

1. коррекционно-развивающую

2. формирование метапредметных УУД (познавательных, регулятивных),

Необходимость включить в данную программу работу по коррекции нарушений письменной речи (письмо и чтение) продиктована тем, что у многих учащихся по результатам многолетней диагностики выявляются специфические нарушения письменной речи (элементы разных видов дислексий и дисграфий). Между тем письмо и письменная речь являются базой всего обучения. Нарушение базовых компонентов оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы не только по предметам образовательной области «Филология», но и по всем учебным дисциплинам. В связи с этим возрастает значение работы по совершенствованию письменной речи школьников (чтение и письмо), имеющих определенные отклонения в развитии как речевой, так и познавательной деятельности. К контингенту группы риска в овладении письменной речью, и в частности письмом, относятся учащиеся 7 - 9-х классов открытой школы. У некоторых учащихся отмечаются недостатки письменно-речевой деятельности, а именно недостатки письма (дисграфия и дизорфография). В самостоятельных письменных работах старших школьников с дисграфией отмечаются недостаточность контроля за отбором слов; бедность и инертность словарного состава; ограниченность запаса используемых синтаксических структур предложений; Дисграфические ошибки; дизорфографические орфографические ошибки, связанные с недостаточным умением использовать правила орфографии; ошибки словообразования; морфологические, состоящие в ненормативном образовании форм слов и в употреблении частей речи; синтаксические, представляющие собой неверное построение словосочетаний и предложений; пунктуационные ошибки. Большие затруднения возникают в связной речи. Проявление разноплановых ошибок письма обусловлено усложнением программного материала по русскому языку, связанным с переходом к активному использованию правил правописания, подчиняющихся морфологическому принципу.

Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Кроме того, устная речь учащихся, имеющих дизорфографию, характеризуется недоразвитием всех ее уровней: фонетико-фонематической, лексико-грамматической. Для данного контингента учащихся также характерны снижение мотивации учебной деятельности, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объема памяти, неумение перерабатывать информацию, планировать свою деятельность, оценивать свои результаты и корректировать их.

  1. В связи с этим в программу включаются такие разделы:
  • Психические функции (внимание, память, словесно-логическое мышление) и их развитие.

Содержание:

  1. Внимание и его виды: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Практические занятия: диагностика произвольного внимания.
  2. Пути и способы развития внимания. Друзья и враги внимания. Приемы привлечения и удержания внимания. Мнемонические приемы запоминания.

Практические занятия: Упражнения и игры на развитие способности переключать, распределять внимание, развитие объема, устойчивости, концентрации. Освоение приёмов мнемотехники. Тренировка  объема  запоминания.  Тренировка  избирательности  запоминания в  зависимости  от  вида  памяти  по  способу  восприятия.  

  1. Память и её роль в обучении. Основные типы памяти: по длительности хранения информации: кратковременная, долговременная;  по способу восприятия: зрительная, моторная, сенсорная, вербальная.
  2. Приемы запоминания. Правила сохранения информации. Приемы мнемотехники: логические связи, метод мест (метод Цицерона), метод ассоциаций, акронимы, метод экспертов. Периферическое зрение. Развитие периферического зрения.

Практические занятия: «Определение типа вашей памяти и её свойств». «Тренировка памяти с помощью приемов мнемотехники». «Тренировка избирательности запоминания». «Тренировка периферического зрения. Практические занятия: Упражнения  на  развитие  словесно-логического мышления.  

  • Процессы чтения и письма и их развитие.

Содержание:

Сложность операций чтения и письма. Специфические ошибки чтения и письма. Практические занятия: тренировочные упражнения по развитию фонетико-фонематических процессов, навыков языкового анализа. Автоматизация навыков чтения и письма.  

  • Работа с информацией, освоение способов ее переработки.

Содержание:

  1. Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой.

Практические занятия: «Работа с разными видами текстов: художественными, научно – популярными, научными, техническими» (выделение главной мысли текста, постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы к тексту).

  1. Приемы работы с текстами: чтение с закладкой, чтение с пометками, чтение с пропусками, «метод смысловой догадки». Практические занятия: «Работа с текстами с использованием разных методов.
  2. Дифференциальный алгоритм чтения: выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста.

Практические занятия: чтение текста с использованием дифференциального алгоритма.

Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов (плановые, текстуальные, свободные, тематические) и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов.

Практические занятия: «Составить аннотацию статьи, книги». «Написать отзыв на реферат». «Подготовить конспект статьи». «Сделать выписки из текста». Конспектирование с опорой на левое и  правое полушария мозг. Составление ментальной карты.

Способы представления информации в различных видах: вербальном, табличном, графическом, схематичном, аналитическом, знаково-символическом. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации.

Практические занятия: Представление информации в различных видах: табличном, графическом, схематическом.

  • Планирование учебной деятельности и развитие навыков самоконтроля.

Содержание:

Алгоритмирование деятельности. Действия по инструкции. Планирование действий по выполнению учебных заданий. Самостоятельная оценка результата своей деятельности. Влияние личностных особенностей человека на его успешность в учебе. Практические занятия: Действия по алгоритму, инструкциям. Составление собственных алгоритмов, инструкций, планов. Контроль ошибок письма и чтения. Коррекция собственной деятельности с учетом ошибок.

  1. Курс рассчитан на 2 года (всего 70 часов), включает в себя 1 занятие продолжительностью 45 минут в неделю.

  1. Личностные и метапредметные результаты реализации программы курса внеурочной деятельности «Учись учиться»:

  • Повышение мотивации, положительного отношения к школе
  • Развитие внимания, памяти
  • Освоение приемов запоминания
  • Овладение операциями анализа, синтеза, классификации
  • Овладение навыками работы с текстовой информацией
  • Алгоритмирование деятельности
  • Улучшение качества и скорости чтения

Данная программа реализовывалась несколько лет и доказала свою эффективность:

  • все учащиеся сдали ОГЭ по русскому языку
  • у учащихся повысилась учебная мотивация
  • уменьшилось количество дисграфических и дислексических ошибок
  • учащиеся освоили способы действия по алгоритму, следовали этапности решения поставленных задач
  • учащиеся научились использовать мнемотехнику для облегчения запоминания
  •  у учащихся появились попытки анализировать допущенные ошибки в ходе решения поставленных задач

Планирование занятий курса (70 часов 2 года)

Содержание занятий

Диагностика затруднений учебной деятельности, особенностей психических процессов, навыков чтения и письма. (4 ч.)

1. Психические функции (внимание, память, мышление) и их развитие.

Психические функции человека и их роль в успешном обучении: внимание, память, зрительный анализ и синтез, фонетико-фонематический анализ и синтез, тип мышления и др.

Внимание.

Виды внимания.

Тренировочные упражнения для увеличения объема внимания.

Тренировочные упражнения для развития устойчивости и целенаправленности внимания.

Тренировочные упражнения для увеличения уровня распределения внимания.

Память и её роль в обучении.

Виды памяти.

Приемы запоминания. Освоение приемов запоминания, выбор эффективных для каждого

Тренировочные упражнения для развития памяти.

Словесно-логическое мышление.

Обобщение, анализ, синтез, классификация.

Тренировочные упражнения для развития словесно-логического мышления. Решение логических заданий.

2. Процессы чтения и письма и их развитие.

Процесс чтения, психические функции, участвующие в процессе чтения.

Ориентировка в пространстве как составляющая процессов чтения и письма. Развитие восприятия и пространственной ориентировки.

Упражнения для расширения поля зрения.

Развитие навыков смысловой догадки при чтении.

Развитие навыков понимания текста.

Тренировочные упражнения для автоматизации навыка чтения.

Процесс письма, психические функции, участвующие в процессе письма.

Тренировочные упражнения по развитию фонетико-фонематических процессов, слухоречевой памяти.

Характеристики гласных и согласных звуков.

Развитие умения выделять гласные и согласные из потока речи.

Развитие ритма.

Работа над ударением: определение ударного слога и ударного гласного, дифференциация ударных и безударных гласных в слове.

Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, определение позиционных чередований).

Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений (определение последовательности звуков, определение количества звуков, положения звука в слове относительно других звуков).

Подведение итогов года

Соотнесение звуков с буквами. Расхождения в произношении и написании.

Отработка дифференциации смешиваемых в письменной речи звуков (по результатам диагностики).

Развитие звукобуквенного, слогового,  языкового анализа и синтеза.

Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слоги на звуки и буквы.

Дифференциации предлогов и приставок.

Лексико-грамматическое и грамматико-орфографическое оформление речи.

Обогащение словаря.

Формирование структуры значения слова в единстве лексического, грамматического значения.

Организация лексической системности и семантических полей.

Закрепление парадигматических и синтагматических связей слов.

Обогащение фразовой речи за счет явлений многозначности, синонимии, антонимии и др.

Категория рода у слов разных частей речи. Категория числа.

Категория падежа у слов разных частей речи. Категория времени.

Связь слов в словосочетаниях с согласованием, управлением, примыканием. Согласование подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении.

3. Работа с информацией, освоение способов ее переработки.

Работа с текстовой информацией.

Чтение как способ получения информации.

Приемы работы с текстами. Дифференциальный алгоритм чтения.

Способы обработки полученной информации.

Способы представления информации в различных видах (схемы, таблицы, планы, конспекты).

Выбор собственных приемов обработки информации, способствующих ее усвоению.

Изложение как один из способов переработки текста. Виды изложений (подробное, сжатое, выборочное).

Написание разных видов изложений.

4. Планирование учебной деятельности и развитие навыков самоконтроля.

Планирование деятельности.

Устная и письменная инструкции. Понимание инструкций и самостоятельное составление инструкций.

Письмо с предварительным орфографическим проговариванием как один из видов планирования собственной работы.

Алгоритмы. Действия по алгоритму. Составление алгоритмов решения учебных задач.

Приемы самоконтроля.

Упражнения для развития навыков самопроверки и самоконтроля.

Обобщение и систематизация курсового материала.

Итоговая диагностика. Анализ успешности коррекционной работы.

Список использованной литературы

  1. Князева Т.Н.  Я учусь учиться: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2004
  2. Коновалова Л.В., Криволапова Н.А. Учимся учиться, размышлять, исследовать: Программа кружка.
  3. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007
  4. Костромина С.Н. Учиться на пятерки по русскому языку. Как?. – 3-у изд., испр. и доп. - Москва: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008
  5. Костромина С.Н. Учиться на пятерки по чтению. Как?. – 3-у изд., испр. и доп. - Москва: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008
  6. Логопедия в школе: Практичекий опыт /Под ред. В.С. Кукушина. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Идательский центр «МарТ», 2005
  7. Меттус Е.В. Логопедические занятия со школьниками: Кн. для логопедов, психологов, социальных педагогов /Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006
  8. Учимся учиться: Методическое пособие ЕШКО по эффективному усвоению знаний. – Европейская школа корреспондентского обучения, 2006
  9. Учись учиться: Элективный курс: Программа подготовлена коллективом специалистов Городского Центра психолого-медико-социального сопровождения школьников г. Ярославля под руководством директора  Ю.В Гоголева  и в составе О.Ю. Камакиной и Е.В. Кулаевой. – Ярославль, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Учимся работать на компьютере»

Основной целью изучения предлагаемого курса является формирование у обучающихся начальной школы основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценнос...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Программа курса внеурочной деятельности " Чему природа учит человека"

Программа курса внеурочной деятельности " Чему природа учит человека для обучающихся 5-6 классов направленена на формирование экологической культуры...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"

Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. Тематическое планирование приведено в соответствие с планом внеурочной деятельности школы: 5 класс - 34 часа, 6-9 классы - по 17 часов....