«Учись учиться»: программа курса внеурочной деятельности
элективный курс по русскому языку (7, 8, 9 класс) по теме
Программа курса внеурочной деятельности учащихся для 7 – 9 классов рассчитана на учащихся, имеющих проблемы в обучении. Программа предусматривает коррекционно-развивающий аспект: развитие ВПФ (внимания, памяти, словесно-логического мышления), коррекцию проявлений специфических и неспецифических нарушений письменной речи, формирование навыков переработки информации, самостоятельного регулирования учебной деятельности, развитие личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchis_uchitsya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учись учиться»
Программа курса внеурочной деятельности
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем открытых и вечерних школ является проблема неуспешности учащихся в учебной деятельности. В ситуации предъявления к учреждениям образования со стороны государства новых требований все большую актуальность приобретает необходимость решения данной проблемы.
Причины школьной неуспешности различны:
- проблемы в развитии психических познавательных процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления);
- нарушения письменной и устной речи (элементы разных видов дисграфии и дислексии, дизорфография);
- нарушения регулятивных функций, несформированность самоконтроля, волевых процессов;
- отсутствие учебной мотивации;
- несформированность навыков учебной деятельности;
- несформированности УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Особенности контингента учащихся 7 – 9 классов открытой школы
В последнее десятилетие контингент основной школы (учащиеся 7 - 9 классов) открытой школы это, в подавляющем большинстве случаев, дети со школьной, социальной дезадаптацией или из групп риска. Для успешного освоения программы, завершения обучения в общеобразовательной школе они нуждаются в психолого-педагогической поддержке.
Проблемы в обучении имеются у всех учащихся. 100% учащихся имеют сниженную учебную мотивацию. Большинство учащихся нуждается в наблюдении учителя, помощи и контроле с его стороны на уроке. Всем, без исключения, учащимся требуется адаптация учебного материала.
По данным диагностики психологов большинство учащихся характеризуется недостаточным развитием основных познавательных функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления).
Слабо развито произвольное внимание, достаточно долгим является период "врабатываемости". "Коллективное внимание" – менее 7 минут.
Память учащихся является неразвитой, они не владеют приёмами опосредованного запоминания, преобладает механическое запоминание. Память учащихся характеризуется доминированием зрительной памяти. Долговременная память у всех учащихся не развита, имеет очень низкий уровень.
У всех учащихся выявлена недостаточная сформированность сложных форм мыслительных операций. Преобладает наглядно-образное мышление, а не словесно-логическое. Наиболее страдает словесно-логическое мышление. Нарушены операции анализа, синтеза, классификации и обобщения. Данные диагностики фиксируют низкую устойчивость внимания. Недостаточный уровень сосредоточенности значительно снижает объём памяти учащихся. Данные диагностики показали, что он не соответствует возрастной норме.
Учащиеся характеризуются низким уровнем самоконтроля и воли. Доминантой коллектива класса часто становится демонстрация негативной установки к выполнению школьных требований.
Данные нейропсихологического диагностирования говорят о существенной функциональной недостаточности их психофизиологического развития.
Диагностика показывает учащихся дефицитарность развития у учащихся интеллектуальной сферы, большинство результатов выполнения тестов соответствует нижней границе возрастной нормы. Ситуация осложняется отсутствием навыков учебной деятельности в результате педагогической запущенности. Особенно тревожным фактором является отсутствие у подавляющего большинства учащихся учебной мотивации.
В открытой школе учащиеся обучаются по общеобразовательной программе, должны освоить стандарт, условием получения аттестата является сдача ГИА по обязательным предметам: русскому языку и математике. Для освоения образовательных стандартов учащимся необходима психолого-педагогическая поддержка и коррекция. Вышеперечисленные особенности учащихся требуют особого педагогического подхода. Т.о., урочная и внеурочная деятельность в основном звене открытой школы имеет свою специфику. Предлагается организовать внеурочную деятельность учащихся в виде курса занятий коррекционно-развивающей направленности.
Данная программа курса направлена на развитие ВПФ, коррекцию проявлений специфических и неспецифических нарушений письменной речи, развитие универсальных учебных действий, навыков самостоятельного регулирования учебной деятельности. Данный вид компетенций является базовым в процессе построения учащимися своей индивидуальной образовательной траектории.
Данный курс является поддерживающим изучение курса русского языка, а также всех общеобразовательных предметов, обеспечивает условия для совершенствования навыков познавательной, организационной деятельности, а также включает коррекцию специфических и неспецифических ошибок чтения и письма.
- Цель курса: содействие формированию эффективной учебной деятельности у учащихся 7 – 9 классов.
- Задачи курса:
- Содействие развитию познавательных процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления).
- Коррекция нарушений письменной и устной речи.
- Обучение различным видам работы с информацией.
- Формирование универсальных учебных умений эффективной деятельности.
- Актуальность и цель занятий.
Контингент основной школы ОСОШ в последние годы составляют подростки со сниженной учебной мотивацией, сниженным уровнем способностей, слабым протеканием психических процессов памяти и внимания, плохо развитым словесно-логическим мышлением. У многих учащихся выявляются нарушения устной и письменной речи.
В связи с этим предлагаемая программа курса имеет двойную направленность:
1. коррекционно-развивающую
2. формирование метапредметных УУД (познавательных, регулятивных),
Необходимость включить в данную программу работу по коррекции нарушений письменной речи (письмо и чтение) продиктована тем, что у многих учащихся по результатам многолетней диагностики выявляются специфические нарушения письменной речи (элементы разных видов дислексий и дисграфий). Между тем письмо и письменная речь являются базой всего обучения. Нарушение базовых компонентов оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы не только по предметам образовательной области «Филология», но и по всем учебным дисциплинам. В связи с этим возрастает значение работы по совершенствованию письменной речи школьников (чтение и письмо), имеющих определенные отклонения в развитии как речевой, так и познавательной деятельности. К контингенту группы риска в овладении письменной речью, и в частности письмом, относятся учащиеся 7 - 9-х классов открытой школы. У некоторых учащихся отмечаются недостатки письменно-речевой деятельности, а именно недостатки письма (дисграфия и дизорфография). В самостоятельных письменных работах старших школьников с дисграфией отмечаются недостаточность контроля за отбором слов; бедность и инертность словарного состава; ограниченность запаса используемых синтаксических структур предложений; Дисграфические ошибки; дизорфографические орфографические ошибки, связанные с недостаточным умением использовать правила орфографии; ошибки словообразования; морфологические, состоящие в ненормативном образовании форм слов и в употреблении частей речи; синтаксические, представляющие собой неверное построение словосочетаний и предложений; пунктуационные ошибки. Большие затруднения возникают в связной речи. Проявление разноплановых ошибок письма обусловлено усложнением программного материала по русскому языку, связанным с переходом к активному использованию правил правописания, подчиняющихся морфологическому принципу.
Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Кроме того, устная речь учащихся, имеющих дизорфографию, характеризуется недоразвитием всех ее уровней: фонетико-фонематической, лексико-грамматической. Для данного контингента учащихся также характерны снижение мотивации учебной деятельности, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объема памяти, неумение перерабатывать информацию, планировать свою деятельность, оценивать свои результаты и корректировать их.
- В связи с этим в программу включаются такие разделы:
- Психические функции (внимание, память, словесно-логическое мышление) и их развитие.
Содержание:
- Внимание и его виды: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Практические занятия: диагностика произвольного внимания.
- Пути и способы развития внимания. Друзья и враги внимания. Приемы привлечения и удержания внимания. Мнемонические приемы запоминания.
Практические занятия: Упражнения и игры на развитие способности переключать, распределять внимание, развитие объема, устойчивости, концентрации. Освоение приёмов мнемотехники. Тренировка объема запоминания. Тренировка избирательности запоминания в зависимости от вида памяти по способу восприятия.
- Память и её роль в обучении. Основные типы памяти: по длительности хранения информации: кратковременная, долговременная; по способу восприятия: зрительная, моторная, сенсорная, вербальная.
- Приемы запоминания. Правила сохранения информации. Приемы мнемотехники: логические связи, метод мест (метод Цицерона), метод ассоциаций, акронимы, метод экспертов. Периферическое зрение. Развитие периферического зрения.
Практические занятия: «Определение типа вашей памяти и её свойств». «Тренировка памяти с помощью приемов мнемотехники». «Тренировка избирательности запоминания». «Тренировка периферического зрения. Практические занятия: Упражнения на развитие словесно-логического мышления.
- Процессы чтения и письма и их развитие.
Содержание:
Сложность операций чтения и письма. Специфические ошибки чтения и письма. Практические занятия: тренировочные упражнения по развитию фонетико-фонематических процессов, навыков языкового анализа. Автоматизация навыков чтения и письма.
- Работа с информацией, освоение способов ее переработки.
Содержание:
- Чтение как способ получения информации. Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой.
Практические занятия: «Работа с разными видами текстов: художественными, научно – популярными, научными, техническими» (выделение главной мысли текста, постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы к тексту).
- Приемы работы с текстами: чтение с закладкой, чтение с пометками, чтение с пропусками, «метод смысловой догадки». Практические занятия: «Работа с текстами с использованием разных методов.
- Дифференциальный алгоритм чтения: выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста.
Практические занятия: чтение текста с использованием дифференциального алгоритма.
Способы обработки полученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов (плановые, текстуальные, свободные, тематические) и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов.
Практические занятия: «Составить аннотацию статьи, книги». «Написать отзыв на реферат». «Подготовить конспект статьи». «Сделать выписки из текста». Конспектирование с опорой на левое и правое полушария мозг. Составление ментальной карты.
Способы представления информации в различных видах: вербальном, табличном, графическом, схематичном, аналитическом, знаково-символическом. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации.
Практические занятия: Представление информации в различных видах: табличном, графическом, схематическом.
- Планирование учебной деятельности и развитие навыков самоконтроля.
Содержание:
Алгоритмирование деятельности. Действия по инструкции. Планирование действий по выполнению учебных заданий. Самостоятельная оценка результата своей деятельности. Влияние личностных особенностей человека на его успешность в учебе. Практические занятия: Действия по алгоритму, инструкциям. Составление собственных алгоритмов, инструкций, планов. Контроль ошибок письма и чтения. Коррекция собственной деятельности с учетом ошибок.
- Курс рассчитан на 2 года (всего 70 часов), включает в себя 1 занятие продолжительностью 45 минут в неделю.
- Личностные и метапредметные результаты реализации программы курса внеурочной деятельности «Учись учиться»:
- Повышение мотивации, положительного отношения к школе
- Развитие внимания, памяти
- Освоение приемов запоминания
- Овладение операциями анализа, синтеза, классификации
- Овладение навыками работы с текстовой информацией
- Алгоритмирование деятельности
- Улучшение качества и скорости чтения
Данная программа реализовывалась несколько лет и доказала свою эффективность:
- все учащиеся сдали ОГЭ по русскому языку
- у учащихся повысилась учебная мотивация
- уменьшилось количество дисграфических и дислексических ошибок
- учащиеся освоили способы действия по алгоритму, следовали этапности решения поставленных задач
- учащиеся научились использовать мнемотехнику для облегчения запоминания
- у учащихся появились попытки анализировать допущенные ошибки в ходе решения поставленных задач
Планирование занятий курса (70 часов 2 года)
№ | Содержание занятий |
Диагностика затруднений учебной деятельности, особенностей психических процессов, навыков чтения и письма. (4 ч.) | |
1. Психические функции (внимание, память, мышление) и их развитие.
Психические функции человека и их роль в успешном обучении: внимание, память, зрительный анализ и синтез, фонетико-фонематический анализ и синтез, тип мышления и др. | |
Внимание. | |
Виды внимания. | |
Тренировочные упражнения для увеличения объема внимания. | |
Тренировочные упражнения для развития устойчивости и целенаправленности внимания. | |
Тренировочные упражнения для увеличения уровня распределения внимания. | |
Память и её роль в обучении. | |
Виды памяти. | |
Приемы запоминания. Освоение приемов запоминания, выбор эффективных для каждого | |
Тренировочные упражнения для развития памяти. | |
Словесно-логическое мышление. | |
Обобщение, анализ, синтез, классификация. | |
Тренировочные упражнения для развития словесно-логического мышления. Решение логических заданий. | |
2. Процессы чтения и письма и их развитие.
Процесс чтения, психические функции, участвующие в процессе чтения. | |
Ориентировка в пространстве как составляющая процессов чтения и письма. Развитие восприятия и пространственной ориентировки. | |
Упражнения для расширения поля зрения. | |
Развитие навыков смысловой догадки при чтении. | |
Развитие навыков понимания текста. | |
Тренировочные упражнения для автоматизации навыка чтения. | |
Процесс письма, психические функции, участвующие в процессе письма. | |
Тренировочные упражнения по развитию фонетико-фонематических процессов, слухоречевой памяти. | |
Характеристики гласных и согласных звуков. Развитие умения выделять гласные и согласные из потока речи. | |
Развитие ритма. | |
Работа над ударением: определение ударного слога и ударного гласного, дифференциация ударных и безударных гласных в слове. | |
Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, определение позиционных чередований). | |
Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений (определение последовательности звуков, определение количества звуков, положения звука в слове относительно других звуков). | |
Подведение итогов года | |
Соотнесение звуков с буквами. Расхождения в произношении и написании. | |
Отработка дифференциации смешиваемых в письменной речи звуков (по результатам диагностики). | |
Развитие звукобуквенного, слогового, языкового анализа и синтеза. | |
Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слоги на звуки и буквы. | |
Дифференциации предлогов и приставок. | |
Лексико-грамматическое и грамматико-орфографическое оформление речи. | |
Обогащение словаря. | |
Формирование структуры значения слова в единстве лексического, грамматического значения. | |
Организация лексической системности и семантических полей. | |
Закрепление парадигматических и синтагматических связей слов. | |
Обогащение фразовой речи за счет явлений многозначности, синонимии, антонимии и др. | |
Категория рода у слов разных частей речи. Категория числа. | |
Категория падежа у слов разных частей речи. Категория времени. | |
Связь слов в словосочетаниях с согласованием, управлением, примыканием. Согласование подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. |
3. Работа с информацией, освоение способов ее переработки.
Работа с текстовой информацией. | |
Чтение как способ получения информации. | |
Приемы работы с текстами. Дифференциальный алгоритм чтения. | |
Способы обработки полученной информации. | |
Способы представления информации в различных видах (схемы, таблицы, планы, конспекты). | |
Выбор собственных приемов обработки информации, способствующих ее усвоению. | |
Изложение как один из способов переработки текста. Виды изложений (подробное, сжатое, выборочное). | |
Написание разных видов изложений. | |
4. Планирование учебной деятельности и развитие навыков самоконтроля.
Планирование деятельности. | |
Устная и письменная инструкции. Понимание инструкций и самостоятельное составление инструкций. | |
Письмо с предварительным орфографическим проговариванием как один из видов планирования собственной работы. | |
Алгоритмы. Действия по алгоритму. Составление алгоритмов решения учебных задач. | |
Приемы самоконтроля. | |
Упражнения для развития навыков самопроверки и самоконтроля. |
Обобщение и систематизация курсового материала. | |
Итоговая диагностика. Анализ успешности коррекционной работы. |
Список использованной литературы
- Князева Т.Н. Я учусь учиться: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2004
- Коновалова Л.В., Криволапова Н.А. Учимся учиться, размышлять, исследовать: Программа кружка.
- Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие /Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007
- Костромина С.Н. Учиться на пятерки по русскому языку. Как?. – 3-у изд., испр. и доп. - Москва: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008
- Костромина С.Н. Учиться на пятерки по чтению. Как?. – 3-у изд., испр. и доп. - Москва: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008
- Логопедия в школе: Практичекий опыт /Под ред. В.С. Кукушина. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Идательский центр «МарТ», 2005
- Меттус Е.В. Логопедические занятия со школьниками: Кн. для логопедов, психологов, социальных педагогов /Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006
- Учимся учиться: Методическое пособие ЕШКО по эффективному усвоению знаний. – Европейская школа корреспондентского обучения, 2006
- Учись учиться: Элективный курс: Программа подготовлена коллективом специалистов Городского Центра психолого-медико-социального сопровождения школьников г. Ярославля под руководством директора Ю.В Гоголева и в составе О.Ю. Камакиной и Е.В. Кулаевой. – Ярославль, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Учимся работать на компьютере»
Основной целью изучения предлагаемого курса является формирование у обучающихся начальной школы основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценнос...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Программа курса внеурочной деятельности " Чему природа учит человека"
Программа курса внеурочной деятельности " Чему природа учит человека для обучающихся 5-6 классов направленена на формирование экологической культуры...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"
Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. Тематическое планирование приведено в соответствие с планом внеурочной деятельности школы: 5 класс - 34 часа, 6-9 классы - по 17 часов....