Технологическая карта урока "Соседи Солнца"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Кибикина Елена Валентиновна

Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение новой темы)

Цель:  развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике.

Задачи:

  • образовательные:  сформировать знания о планетах Солнечной системы, об отличительных признаках планет земной группы.
  • развивающие: создать условия для развития познавательной активности,  развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником и ресурсами ЭОР, развивать внимание, память, логическое мышление;  развивать наблюдательность, умение внимательно слушать.
  • воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм,  умение работать в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_sosedi_solntsa.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Соседи Солнца»

Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение новой темы)

Цель:  развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике.

Задачи:

  • образовательные:  сформировать знания о планетах Солнечной системы, об отличительных признаках планет земной группы.
  • развивающие: создать условия для развития познавательной активности,  развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником и ресурсами ЭОР, развивать внимание, память, логическое мышление;  развивать наблюдательность, умение внимательно слушать.
  • воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм,  умение работать в паре.

Планируемые результаты:

Предметные: Учащиеся смогут: дать определение понятию Солнечная система, называть  планеты земной группы , давать характеристику планет земной группы.

Метапредметные: 

 - регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, формулировать тему  и цели урока,  оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

 - познавательные: вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, добывать новые знания из учебников, источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

 - коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Тип урока:  урок – исследование.

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,   работа в парах.

Ресурсы урока:

 - учебник, рабочая тетрадь;

- раздаточный материал

 - мультимедийная техника: ПК (нетбуки), компьютер, проектор, электронное приложение.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности

Мы продолжаем знакомиться с миром Вселенной, частью которой является и наша планета.

- Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование.

Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие. А чтобы узнать куда, отгадайте загадки.

1.Эта желтая звезда

 Согревает нас всегда,

 Все планеты освещает,

 От других звезд защищает.

2. Бегают вокруг огонечка

 Шесть сыночков и две дочки,

 Промелькнут года и дни,

 Но не встретятся они.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Как называется планета, на которой мы живем?

- А можно ли Землю назвать соседкой Солнца?  Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы в учебнике стр. 52.

- Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс).

- Теперь давайте уточним тему нашего урока.  «Соседи Солнца.» Слайд 1

Отгадывают загадки.

Солнце

Планеты

О планетах и Солнце, о Солнечной системе.

Земля

Работают учебником, отвечают на вопрос, пользуясь схемой Солнечной  системы.

Формулируют тему урока

3 . Актуализация знаний.

Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющихся у учащихся по данной теме

Ребята, что вы знаете о других планетах?

На нашей планете есть жизнь. А вы как считаете, возможна ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля?

Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Нет.  Слайд 2

Чтобы узнать, возможна ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? Знания о других планетах. (Характеристику планет)

Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими? (вода,  воздух, определённая температура).

- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных условий планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)

Что нужно узнать для решения проблемы? (Характеристику планет)

Вспоминают нужную информацию, отвечают на вопросы.

Говорят, каких знаний им недостает, где и как их добыть.

Планируют действия по выходу из положения.

4. Целеполагание и планирование деятельности на уроке.

Учитель организует постановку целей урока в соответствии с планируемыми предметными результатами.

Значит, что мы должны сделать, чтобы решить проблему? Познакомиться с Солнечной системой, планетами, дать характеристику планет. Слайд 3

План урока:

1. Знакомство  с Солнечной системой, планетами.

3. Характеристика планет земной группы

Учащиеся предлагают свои варианты, составляют план урока.

5. «Открытие нового знания» (изучение новой темы.

Организует работу по поиску информации.

Задание 1. Используя текст учебника на стр.52,

-Сформулируйте понятие «Солнечная система», планета.

 - Перечислите,  на какие группы делятся планеты.

-Назовите планеты, которые относятся к планетам земной группы

Итак, мы выяснили, что такое Солнечная система, и сколько в ней планет. Продолжаем работу по поиску информации.

Задание 2. Практикум

Дайте характеристику планеты  по опорным словам

Заполните в  таблице строку про планету.

Учащиеся отвечают на вопросы, работая  индивидуально.

Дети работают в парах и индивидуально, составляют характеристику планет по опорным словам, заполняют таблицу на раздаточных листах.

6. Физкультминутка

-Ребята, вы наверно устали? Давайте немного отдохнём и подвигаемся под музыку. (Космическая физкульминутка) Слайд 4

Делают упражнения

7. Включение нового знания в систему знаний

( закрепление)

1. - Проверяем. От каждой группы выходят по одному представителю и дают характеристику планетам.

Мы дали характеристику  трёх планет. Какая планета осталась? Земля. А вот о планете Земля мы получим информацию из видеоролика электронного приложения.  

Видеофрагмент «Соседи Солнца» о планетах земной группы.

 О планетах мы узнали много, но ничего не знаем о спутниках Земли и Марса. У нас есть небольшие сообщения о них. После сообщения о Луне  - «Путешествие по Луне» (электронное приложение). После сообщения о спутниках  Марса  - электронное приложение «Спутники планет» (самое начало).

2. Недавно, мне встретился мой старый знакомый фантазёр Петя.

В своем дневнике он описывал свои удивительные космические путешествия. В нём очень много ошибок. Сейчас я предлагаю вам прочитать  отрывки из его дневника и найти, то, что Петя выдумал, т. е. фактические ошибки.

3. А теперь снова обратимся к нашему электронному приложению и решим тест «Соседи Солнца»

Вернемся к нашей проблеме. Скажите, возможна ли  жизнь на других планетах? Нет.

 (Возможный вариант ответа:( Возможно на Марсе)

- Почему? ( На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы; есть Северный и Южный полюс).

Но точно таких условий как на Земле нет ни на одной планете!)

Выступление от каждой пары.

Смотрят видеофрагмент.

Выступают с сообщениями, работают с электронным приложением.

Находят ошибки в тексте.

Работают с электронным приложением, решают тест, самопроверка.

Высказывают своё мнение, приводят доказательства.

8. Рефлексия и оценивание.

- Какие задачи мы ставили на уроке? Познакомиться с Солнечной системой, планетами, дать характеристику планет.

- Удалось решить нам поставленные задачи?

 - Урок вам понравился? Было интересно?

- Что нового мы узнали на уроке?

Учитель выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся.

Учащиеся заполняют лист самооценки.

8 Домашнее задание

  1. §10
  2. Задание в рабочей тетради стр. 26-27

      3. На выбор: составить кроссворд о планетах земной группы

Записывают Д.З. в дневник

Закончить урок мне хочется словами великого писателя М. М. Пришвина: «Всё прекрасное на земле – от солнца, и всё хорошее от человека».

- Как вы их понимаете?

- Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы

Приложение:

Задания для пары  №1

1 Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)

Меркурий – это самая близкая к Солнцу планета.

Эта планета названа в честь бога торговли, покровителя путешественников.

Она намного меньше Земли, но по размерам и массе схожа с Луной.

Поверхность Меркурия похожа на лунную: кратеры и горы.

Меркурий практически лишен газовой оболочки – атмосферы.

Спутников нет.

2 Заполните в  таблице строку про Меркурий  (стр. 55)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Продолжительность года

Оборот вокруг собственной оси

Диаметр планеты

Расстояние от Солнца

Меркурий

88 земных суток

58,7 земных суток

4880 км

58 млн км.

Задания для пары №2

1 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)

Венера названа в честь римской богини любви и красоты.

По размерам Венера лишь немного меньше Земли.

Большую  часть поверхности  занимают холмистые равнины, но есть  и горные районы.

Спутников нет.

Венера имеет плотную облачную атмосферу, состоящую в основном из углекислого газа.

Температура на Венере – до 500 ° С.

2 Заполните в  таблице строку про Венеру (стр. 55)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Продолжительность года

Оборот вокруг собственной оси

Диаметр планеты

Расстояние от Солнца

Венера

225 земных суток

243 земных суток

12100 км

108 млн.км.

Задания индивидуальные №3

1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)

Марс -  красноватая планета, названа в честь древнеримского бога войны.

Марс в 2 раза меньше Земли по диаметру, в 10 раз меньше по массе.

Поверхность Марса  - пустыни , кратеры, горы.

Потухший вулкан Олимп достигает высоты 27 км.

Грунт Марса богат железом.

У Марса тонкая разреженная атмосфера, состоящая из углекислого газа.

У полюсов видны белые полярные шапки, состоящие из смеси замёрзшей воды и углекислого газа.

На планете заметна смена времён года: размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой.

Средняя температура Марса  - -70°С

Марс имеет два спутника.

2 Заполните в  таблице строку про Марс (стр.56)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Продолжительность года

Оборот вокруг собственной оси

Диаметр планеты

Расстояние от Солнца

Марс

687 земных суток

24 часа

6790 км

228 млн км.

Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.

Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны.

Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.

Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны.

Задания для пары  №1

1 Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)

Меркурий – это самая …………………………………………………………… планета.

Эта планета названа в честь ………………………………………………………………………………………………….

Она намного ……………… Земли, но …………………………………………………….. с Луной.

Поверхность Меркурия ………………………………………………………………………………………………………..

Меркурий практически лишен ……………………………………………………………………………...

Спутников ……………………………..

2 Заполните в  таблице строку про Меркурий  (стр. 55)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Продолжительность года

Оборот вокруг собственной оси

Диаметр планеты

Расстояние от Солнца

Меркурий

Задания для пары №2

1 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)

Венера названа в честь ……………………………………………………………………………………………………...

По размерам Венера ………………………………………………………………………………………………………...

Большую  часть поверхности  ……………………………………………………, но есть  и ………………………………….

Спутников ……………………….

Венера имеет ……………………………………………………, состоящую в основном ……………………………………….

Температура на Венере …………………………………………………..

2 Заполните в  таблице строку про Венеру (стр. 55)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Продолжительность года

Оборот вокруг собственной оси

Диаметр планеты

Расстояние от Солнца

Венера

Задание индивидуальное №3

1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)

Марс -  красноватая планета, названа в честь ……………………………………………………………………..

Марс в 2 раза …………………………. по диаметру, в 10 раз ……………………………………………………...

Поверхность Марса  - ……………………………………………………………………………………..

Потухший вулкан Олимп достигает высоты …………………………….

Грунт Марса …………………………………………………………...

У Марса тонкая ………………………………………….., состоящая из …………………………………………………...

У полюсов видны …………………………………., состоящие из смеси ………………………………………………………..

На планете заметна смена времён года: размеры полярных шапок ………………….. и ……………………………………..

Средняя температура Марса  - ……………………………..

Марс имеет …………………………спутника  ………………………………………………………………..

2 Заполните в  таблице строку про Марс (стр.56)

Характеристика планет земной группы

Название планеты

Продолжительность года

Оборот вокруг собственной оси

Диаметр планеты

Расстояние от Солнца

Марс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии на тему: "Обращение Земли вокруг Солнца" 5 класс

Технологическая карта к уроку для 5 класса по географии (УМК В.П. Дронова)...

Технологическая карта урока Соседи Солнца 5 класс

Технологическая карат урока для 5 класс по географии на тему "Соседи Солнца"...

Технологическая карта урока "Страна восходящего солнца" 5 класс

Формирование художественного образа пейзажа на основе зрительного восприятия изображений японской природы, формирование знания о многообразии представлений народов мира о красоте....

Технологическая карта урока "Соседи Солнца"

Цель:сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.Планируемый результат обучения: В результате изучения темы...

Технологическая карта к уроку астрономии "Солнце и звёзды"

Технологическая карта разработана для урока астрономии по теме "Солнце и звёзды" для обучающихся 10 класса....

Технологическая карта урока "Чтение» (Литературное чтение) для обучающихся 5 «В» класса И. Суриков "Ярко светит солнце"

Технологическая картаурока "Чтение» (Литературное чтение)для обучающихся 5 «В» классаТема: И. Суриков "Ярко светит солнце"...