Технологическая карта урока "Соседи Солнца"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение новой темы)
Цель: развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике.
Задачи:
- образовательные: сформировать знания о планетах Солнечной системы, об отличительных признаках планет земной группы.
- развивающие: создать условия для развития познавательной активности, развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником и ресурсами ЭОР, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать.
- воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в паре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_sosedi_solntsa.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Соседи Солнца»
Тип урока: урок «открытия» нового знания (изучение новой темы)
Цель: развить представление о планетах земной группы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике.
Задачи:
- образовательные: сформировать знания о планетах Солнечной системы, об отличительных признаках планет земной группы.
- развивающие: создать условия для развития познавательной активности, развивать умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником и ресурсами ЭОР, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать.
- воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в паре.
Планируемые результаты:
Предметные: Учащиеся смогут: дать определение понятию Солнечная система, называть планеты земной группы , давать характеристику планет земной группы.
Метапредметные:
- регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, формулировать тему и цели урока, оценивать свою работу и работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
- познавательные: вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, добывать новые знания из учебников, источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Тип урока: урок – исследование.
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы урока:
- учебник, рабочая тетрадь;
- раздаточный материал
- мультимедийная техника: ПК (нетбуки), компьютер, проектор, электронное приложение.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
2. Мотивация к учебной деятельности | Мы продолжаем знакомиться с миром Вселенной, частью которой является и наша планета. - Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие. А чтобы узнать куда, отгадайте загадки. 1.Эта желтая звезда Согревает нас всегда, Все планеты освещает, От других звезд защищает. 2. Бегают вокруг огонечка Шесть сыночков и две дочки, Промелькнут года и дни, Но не встретятся они. -Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Как называется планета, на которой мы живем? - А можно ли Землю назвать соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы в учебнике стр. 52. - Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). - Теперь давайте уточним тему нашего урока. «Соседи Солнца.» Слайд 1 | Отгадывают загадки. Солнце Планеты О планетах и Солнце, о Солнечной системе. Земля Работают учебником, отвечают на вопрос, пользуясь схемой Солнечной системы. Формулируют тему урока |
3 . Актуализация знаний. | Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющихся у учащихся по данной теме Ребята, что вы знаете о других планетах? На нашей планете есть жизнь. А вы как считаете, возможна ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Нет. Слайд 2 Чтобы узнать, возможна ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? Знания о других планетах. (Характеристику планет) Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими? (вода, воздух, определённая температура). - Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных условий планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем) Что нужно узнать для решения проблемы? (Характеристику планет) | Вспоминают нужную информацию, отвечают на вопросы. Говорят, каких знаний им недостает, где и как их добыть. Планируют действия по выходу из положения. |
4. Целеполагание и планирование деятельности на уроке. | Учитель организует постановку целей урока в соответствии с планируемыми предметными результатами. Значит, что мы должны сделать, чтобы решить проблему? Познакомиться с Солнечной системой, планетами, дать характеристику планет. Слайд 3 План урока: 1. Знакомство с Солнечной системой, планетами. 3. Характеристика планет земной группы | Учащиеся предлагают свои варианты, составляют план урока. |
5. «Открытие нового знания» (изучение новой темы. | Организует работу по поиску информации. Задание 1. Используя текст учебника на стр.52, -Сформулируйте понятие «Солнечная система», планета. - Перечислите, на какие группы делятся планеты. -Назовите планеты, которые относятся к планетам земной группы Итак, мы выяснили, что такое Солнечная система, и сколько в ней планет. Продолжаем работу по поиску информации. Задание 2. Практикум Дайте характеристику планеты по опорным словам Заполните в таблице строку про планету. | Учащиеся отвечают на вопросы, работая индивидуально. Дети работают в парах и индивидуально, составляют характеристику планет по опорным словам, заполняют таблицу на раздаточных листах. |
6. Физкультминутка | -Ребята, вы наверно устали? Давайте немного отдохнём и подвигаемся под музыку. (Космическая физкульминутка) Слайд 4 | Делают упражнения |
7. Включение нового знания в систему знаний ( закрепление) | 1. - Проверяем. От каждой группы выходят по одному представителю и дают характеристику планетам. Мы дали характеристику трёх планет. Какая планета осталась? Земля. А вот о планете Земля мы получим информацию из видеоролика электронного приложения. Видеофрагмент «Соседи Солнца» о планетах земной группы. О планетах мы узнали много, но ничего не знаем о спутниках Земли и Марса. У нас есть небольшие сообщения о них. После сообщения о Луне - «Путешествие по Луне» (электронное приложение). После сообщения о спутниках Марса - электронное приложение «Спутники планет» (самое начало). 2. Недавно, мне встретился мой старый знакомый фантазёр Петя. В своем дневнике он описывал свои удивительные космические путешествия. В нём очень много ошибок. Сейчас я предлагаю вам прочитать отрывки из его дневника и найти, то, что Петя выдумал, т. е. фактические ошибки. 3. А теперь снова обратимся к нашему электронному приложению и решим тест «Соседи Солнца» Вернемся к нашей проблеме. Скажите, возможна ли жизнь на других планетах? Нет. (Возможный вариант ответа:( Возможно на Марсе) - Почему? ( На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы; есть Северный и Южный полюс). Но точно таких условий как на Земле нет ни на одной планете!) | Выступление от каждой пары. Смотрят видеофрагмент. Выступают с сообщениями, работают с электронным приложением. Находят ошибки в тексте. Работают с электронным приложением, решают тест, самопроверка. Высказывают своё мнение, приводят доказательства. |
8. Рефлексия и оценивание. | - Какие задачи мы ставили на уроке? Познакомиться с Солнечной системой, планетами, дать характеристику планет. - Удалось решить нам поставленные задачи? - Урок вам понравился? Было интересно? - Что нового мы узнали на уроке? Учитель выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся. | Учащиеся заполняют лист самооценки. |
8 Домашнее задание |
3. На выбор: составить кроссворд о планетах земной группы | Записывают Д.З. в дневник |
Закончить урок мне хочется словами великого писателя М. М. Пришвина: «Всё прекрасное на земле – от солнца, и всё хорошее от человека». - Как вы их понимаете? - Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы |
Приложение:
Задания для пары №1
1 Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)
Меркурий – это самая близкая к Солнцу планета.
Эта планета названа в честь бога торговли, покровителя путешественников.
Она намного меньше Земли, но по размерам и массе схожа с Луной.
Поверхность Меркурия похожа на лунную: кратеры и горы.
Меркурий практически лишен газовой оболочки – атмосферы.
Спутников нет.
2 Заполните в таблице строку про Меркурий (стр. 55)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Продолжительность года | Оборот вокруг собственной оси | Диаметр планеты | Расстояние от Солнца |
Меркурий | 88 земных суток | 58,7 земных суток | 4880 км | 58 млн км. |
Задания для пары №2
1 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)
Венера названа в честь римской богини любви и красоты.
По размерам Венера лишь немного меньше Земли.
Большую часть поверхности занимают холмистые равнины, но есть и горные районы.
Спутников нет.
Венера имеет плотную облачную атмосферу, состоящую в основном из углекислого газа.
Температура на Венере – до 500 ° С.
2 Заполните в таблице строку про Венеру (стр. 55)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Продолжительность года | Оборот вокруг собственной оси | Диаметр планеты | Расстояние от Солнца |
Венера | 225 земных суток | 243 земных суток | 12100 км | 108 млн.км. |
Задания индивидуальные №3
1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)
Марс - красноватая планета, названа в честь древнеримского бога войны.
Марс в 2 раза меньше Земли по диаметру, в 10 раз меньше по массе.
Поверхность Марса - пустыни , кратеры, горы.
Потухший вулкан Олимп достигает высоты 27 км.
Грунт Марса богат железом.
У Марса тонкая разреженная атмосфера, состоящая из углекислого газа.
У полюсов видны белые полярные шапки, состоящие из смеси замёрзшей воды и углекислого газа.
На планете заметна смена времён года: размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой.
Средняя температура Марса - -70°С
Марс имеет два спутника.
2 Заполните в таблице строку про Марс (стр.56)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Продолжительность года | Оборот вокруг собственной оси | Диаметр планеты | Расстояние от Солнца |
Марс | 687 земных суток | 24 часа | 6790 км | 228 млн км. |
Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.
Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны.
Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.
Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны.
Задания для пары №1
1 Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)
Меркурий – это самая …………………………………………………………… планета.
Эта планета названа в честь ………………………………………………………………………………………………….
Она намного ……………… Земли, но …………………………………………………….. с Луной.
Поверхность Меркурия ………………………………………………………………………………………………………..
Меркурий практически лишен ……………………………………………………………………………...
Спутников ……………………………..
2 Заполните в таблице строку про Меркурий (стр. 55)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Продолжительность года | Оборот вокруг собственной оси | Диаметр планеты | Расстояние от Солнца |
Меркурий |
Задания для пары №2
1 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)
Венера названа в честь ……………………………………………………………………………………………………...
По размерам Венера ………………………………………………………………………………………………………...
Большую часть поверхности ……………………………………………………, но есть и ………………………………….
Спутников ……………………….
Венера имеет ……………………………………………………, состоящую в основном ……………………………………….
Температура на Венере …………………………………………………..
2 Заполните в таблице строку про Венеру (стр. 55)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Продолжительность года | Оборот вокруг собственной оси | Диаметр планеты | Расстояние от Солнца |
Венера |
Задание индивидуальное №3
1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)
Марс - красноватая планета, названа в честь ……………………………………………………………………..
Марс в 2 раза …………………………. по диаметру, в 10 раз ……………………………………………………...
Поверхность Марса - ……………………………………………………………………………………..
Потухший вулкан Олимп достигает высоты …………………………….
Грунт Марса …………………………………………………………...
У Марса тонкая ………………………………………….., состоящая из …………………………………………………...
У полюсов видны …………………………………., состоящие из смеси ………………………………………………………..
На планете заметна смена времён года: размеры полярных шапок ………………….. и ……………………………………..
Средняя температура Марса - ……………………………..
Марс имеет …………………………спутника ………………………………………………………………..
2 Заполните в таблице строку про Марс (стр.56)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Продолжительность года | Оборот вокруг собственной оси | Диаметр планеты | Расстояние от Солнца |
Марс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии на тему: "Обращение Земли вокруг Солнца" 5 класс
Технологическая карта к уроку для 5 класса по географии (УМК В.П. Дронова)...
Технологическая карта урока Соседи Солнца 5 класс
Технологическая карат урока для 5 класс по географии на тему "Соседи Солнца"...
Технологическая карта урока "Страна восходящего солнца" 5 класс
Формирование художественного образа пейзажа на основе зрительного восприятия изображений японской природы, формирование знания о многообразии представлений народов мира о красоте....
Технологическая карта урока "Соседи Солнца"
Цель:сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.Планируемый результат обучения: В результате изучения темы...
Технологическая карта к уроку астрономии "Солнце и звёзды"
Технологическая карта разработана для урока астрономии по теме "Солнце и звёзды" для обучающихся 10 класса....
Технологическая карта урока "Чтение» (Литературное чтение) для обучающихся 5 «В» класса И. Суриков "Ярко светит солнце"
Технологическая картаурока "Чтение» (Литературное чтение)для обучающихся 5 «В» классаТема: И. Суриков "Ярко светит солнце"...