Технологическая карта к уроку астрономии "Солнце и звёзды"
методическая разработка по астрономии (10 класс)
Технологическая карта разработана для урока астрономии по теме "Солнце и звёзды" для обучающихся 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_k_uroku_astronomii_solntse_i_zvyozdy.docx | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
Название методической разработки: Технологическая карта к уроку астрономии
Автор разработки: Куликова Нина Андреевна, учитель МОУ средняя общеобразовательная школа №1 г. Наволоки
Приложение 1.
Вопросы «Интеллектуальной разминки» на этапе актуализации знаний.
Карточка-задание №1
1. В чём состоят особенности астрономии?
2. Какие координаты светил называются горизонтальными?
3. Опишите, как координаты Солнца будут меняться в процессе его движения над горизонтом в течение суток.
4. По своему линейному размеру диаметр Солнца больше диаметра Луны примерно в 400 раз. Почему их угловые диаметры почти равны?
5. Для чего используется телескоп?
6. Что считается главной характеристикой телескопа?
7. Почему при наблюдениях в телескоп светила уходят из поля зрения?
Карточка-задание №2.
1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории?
2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе?
3. Какие типы небесных тел вам известны?
4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?
5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?
6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?
Карточка-задание №3.
1. Решение каких задач занимается небесная механика?
2. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?
3. Почему современная астрономия является всеволновой?
4. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?
5. Какие мифы и легенды, связанные с названиями звёзд, созвездий, планет вам известны
Приложение 2.
Текст для самостоятельного изучения «Звезды и Солнце»
Звезды (по-гречески “сидус”)— светящиеся небесные тела, светимость которых поддерживается протекающими в них термоядерными реакциями. Джордано Бруно еще в 16 веке учил, что звезды — это далекие тела, подобные Солнцу. В 1596 году немецкий астроном Фабрициус открыл первую переменную звезду, а в 1650 году итальянский ученый Ричолли обнаружил первую двойную звезду.
Среди звезд нашей Галактики есть звезды более молодые и старые. Всего в Галактике за год образуется около 200 новых звезд. Впервые в астрономических исследованиях фотографировать звезды стали в 80-х годах 19 века. Следует заметить, что исследования проводились и проводятся лишь в определенных зонах неба. Еще древние люди объединили звезды на нашем небосклоне в созвездия. В давние времена, когда истинная природа небесных тел была неизвестна, жители присваивали характерным "узорам" из звезд очертания каких-либо животных или предметов. В дальнейшем, звезды и созвездия обрастали легендами и мифами.
На сегодняшний день насчитывается 88 созвездий. Многие из них весьма примечательны (Орион, Кассиопея, Медведицы) и содержат множество интересных объектов, доступных не только профессиональным астрономам и любителям, но и обычным людям. Благодаря наблюдениям астрономов выяснилось, что расположение звезд с течением времени понемногу изменяется. На точные измерения этих изменений необходимо много сотен и тысяч лет. Ночное небо создает видимость бесчисленного количества небесных светил, беспорядочно находящихся по расположению друг к другу, которые часто вырисовывают созвездия на небе. На видимой части неба видно больше чем 3 тыс. звезд, а на всем небе - 6000. На протяжении нескольких часов наблюдения за ночным небом можно увидеть, как небесная сфера, включающая в себя светила, как одно целое, плавно вращается вокруг невидимой оси. Это движение назвали суточным. Движение светил совершается слева направо.
Луна и Солнце, также как и звезды, восходят на востоке, в южной части поднимаются на максимальную высоту, заходят на горизонте западной стороны. Наблюдая за восходом и заходом этих светил, обнаруживается, что в отличие от звезд, соответствуя разным дням года, они в разных точках восходят на востоке и в разных точках заходят на западе. В декабре Солнце на юго-востоке восходит и на юго-западе заходит. С течением времени точки запада и восхода смещаются к горизонту северной стороны. Соответственно, Солнце восходит в полдень выше над линией горизонта с каждым днем, длительность дня становится больше, а длительность ночи уменьшается. Названия созвездий, по которым проходят Солнце и Луна, получили имена зодиаков (Рыбы, Козерог, Дева, Весы, Стрелец, Скорпион, Лев, Водолей, Телец, Близнецы, Рак, Овен). Первые три созвездия Солнце проходит весной, следующие три летом, последующие таким же образом. Только через полгода становятся видны те созвездия, в которых сейчас находится Солнце.
Вопросы:
- Понятие созвездия. Сколько существует созвездий на небе? Примерный способ нахождения. Можно ли долететь до созвездия.?
- Почему на звездных картах не отображаются Солнце, Луна и планеты?
- Сколько видно звезд на видимой части неба?
Список источников:
- Астрономия. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник. ФГОС. Автор: Виктор Чаругин
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Звезда
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Созвездие
- www.astronom2000.info/астрономия/звезды-и-созвездия/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку физкультуры в 6 классе. Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола: основная стойка игрока, остановка, передвижения, повороты.
Рекомендация учителю при подготовке к уроку. Составление технологической карты с требованиями ФГОС....
Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».
метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...
Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности».
Метод проблемного обучения при проведении дистанционных уроков....
Технологическая карта анализа урока Э-ОК "ЖИВОЙ УРОК"
Тема: «Технология организации урока Э-ОК. Модульная структура урока в Э-ОК. Технические и методические особенности»Тема: «Анализ урока. Работа с технологической картой» ...
Фарафонова А.П., учитель английского языка ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Технологическая карта с урока применением приема построения интеллект-карт 5 класс
Тема урока: Russia is my love Цель урока: воспитание любви к Родине.Задачи: · развивать способность критически мыслить;·...
Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.
Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...
Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.
Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...