Рабочая программа по географии 5-9 класс Полярная звезда
рабочая программа по географии (5 класс)

Зиновьев Алексей Николаевич

Рабочая программа учебного предмета «география» 5-9 классы разработана на основе:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г №273-ФЗ,
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015г.)
  • Основной образовательной программой основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Можаров-Майданская средняя школа, утвержденной приказом директора от 10.06.2020г. № 48 о.д.

- рабочей программы по географии предметной линии учебников "Полярная звезда" с использованием УМК по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

           

         Программа реализуется на основе УМК по географии Алексеева А.И. и др. Для реализации содержания учебного курса географии используется учебники:

-География. 5-6 кл. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. под ред. А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2019.;

 -География. Страны и континенты. 7 кл. /А.И. Алексеев, Николина В.В., С.И. Болысов и др.– М.: Просвещение, 2019;

-География. Россия. 8 кл. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. М.: Просвещение, 2019;

- География. Россия. 9 класс Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В../ А.И. Алексеев – М: Просвещение,2016, А.И. Алексеев Академический школьный учебник «Полярная звезда»   

 

Место учебного предмета в учебном плане

на изучение предмета «География» отводит 272 часа:

 в 5-6 классе — 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю;

 в 7, 8, 9 классах – по 68 часов, по 2 учебных часа в неделю.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к ООП ООО

Утверждена

 приказом директора

от 31.08.2020 г. № 77 о.д.

Рабочая программа

по учебному  предмету

«География»

уровень основного общего образования

        с Можаров Майдан

2020г

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета географии в 5 – 9 классах

Личностные результаты

5-6 классы

Личностным результатом изучения предмета является:

•        постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

•        формирование нравственных ценностей, ценности жизни во всех её проявлениях; •        осознание потребности и готовности к самообразованию;

•        осознание необходимости в безопасном образе жизни и в сохранении здоровья; •        формирование умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

7-8 классы

Личностным результатом изучения предмета является:

•        осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания; •        формирование нравственных ценностей, ценности жизни во всех её проявлениях; •        осознание необходимости в безопасном образе жизни и в сохранении здоровья;

•        понимание необходимости здорового образа жизни;

•        осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы; 9 класс

Личностным результатом изучения предмета является:

 •        осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

•        формирование нравственных ценностей, ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых существ, в том числе и человека;

•        оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

•        осознание необходимости здорового образа жизни и соблюдения правил личной гигиены;

•        оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;

•        формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

5–6 классы

•        самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

•        выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

•        составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

•        работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

•        в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7–9 классы

•        самостоятельно обнаруживать        и        формулировать        проблему в        классной        и индивидуальной учебной деятельности;

•        выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

•        составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

•        подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

•        работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и        дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

•        планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

•        работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

•        свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

•        в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

•        самостоятельно осознавать        причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

•        уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

•        организация        своей        жизни        в        соответствии        с        общественно        значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

•        умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

5–6- классы

•        анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

•        осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

•        строить        логическое        рассуждение,        включающее        установление        причинно-следственных связей;

•        создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

•        составлять тезисы, различные виды планов (простых,        сложных и        т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

•        вычитывать все уровни текстовой информации;

•        уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7–9 классы

•        анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

•        давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

•        осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

•        обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

•        строить        логическое        рассуждение,        включающее        установление        причинно-следственных связей;

•        создавать        модели        с        выделением        существенных        характеристик        объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•        представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

•        преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

•        понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство        (аргументы),        факты;        гипотезы,        аксиомы,        теории.        для        этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

•        самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

•        уметь        использовать        компьютерные        и        коммуникационные        технологии        как инструмент     для        достижения своих целей.     уметь        выбирать        адекватные        задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД: 5–6 классы

•        самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7–9 классы

•        отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

 •        в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

•        учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

•        понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

•        уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса географии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться источниками географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; научными методами для распознания географических проблем; давать научное объяснение фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни человека; проводить наблюдения; описывать географические объекты, процессы и явления; ставить несложные эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник        овладеет        системой        географических        знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления географии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием погоды; правила работы в кабинете географии, с географическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по географии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

5 класс

Выпускник научится:

1.        использовать        различные        источники        географической        информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.        находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4. определять        и        сравнивать        качественные        и        количественные        показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5. выявлять в процессе работы        с одним        или        несколькими        источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять        описания        географических        объектов,        процессов        и        явлений        с использованием разных источников географической информации;

7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

4. строить простые планы местности;

5. создавать простейшие географические карты различного содержания;

6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

9.        создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.

6 класс

Выпускник научится:

1.        использовать        различные        источники        географической        информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.        находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.        определять        и        сравнивать        качественные        и        количественные        показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5.        выявлять в процессе работы        с одним        или        несколькими        источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять        описания        географических        объектов,        процессов        и        явлений        с использованием разных источников географической информации;

7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. Выпускник получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3. читать географические карты;

4. создавать простейшие географические карты различного содержания;

5. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

6. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

7. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

8.        создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

9.        самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли

7 класс

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов; • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в географической оболочке;

• сопоставлять существующие в науке точки зренияо причинах происходящих глобальных изменений климата;

• оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионови стран;

• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами

8 класс

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особен-ности природы страны и отдельных регионов;

• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов; • объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

• различать        принципы        выделения        и        устанавливать        соотношения        между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

• оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные        мировыми        геодемографическими,        геополитическими        и геоэкономическимипроцессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

• выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населенияРоссии, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

• оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

 9 класс

Выпускник научится:

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; • использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения

отраслей экономики России для решения практико-ориентирован-ных задач в контексте реальной жизни.

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжитель-ности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве. Выпускник получит возможность научиться:

• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

• самостоятельно проводить по разным источникаминформации исследования, связанные с изучением природы,населения и хозяйства географических районов и их частей;

• создавать собственные тексты и устные сообщенияо географических особенностях отдельных        районов        Россиии        их        частей        на        основе        нескольких        источников информации,сопровождать выступление презентацией;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

• выбирать критерии для определения места страныв мировой экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России

2.Содержание учебного предмета географии в 5 – 9 классах

ГЕОГРАФИЯ. 5  КЛАСС.

(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)

Введение (1 ч.)

   Зачем нам география и как мы будем ее изучать.

Раздел I. На какой Земле мы живём (5 ч.)   Как люди открывали Землю. Развитие географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия: открытия X. Колумба, Ф. Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки. Российские путешественники. Роль русских землепроходцев в освоении Сибири и Дальнего Востока. Географическое изучение территории России. Исследования россиян в Мировом океане. География сегодня. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей

Раздел II. Планета Земля (5 ч.)   Мы во Вселенной. Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Как устроена наша планета. Движения Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Солнечный свет на Земле. Пояса освещенности. Смена времен года. Смена дня и ночи. Что происходит на Земле в дни солнцестояния и равноденствия.

   Практическая работа. «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний».

Раздел III. План и карта (11 ч.)   Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Земная поверхность на плане и карте.  Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб и его виды. Условные знаки. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.   Географическая карта .  Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте.  Градусная сетка. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географической широты и долготы объектов. Часовые пояса.

 Практическая работа. «Проведение полярной съёмки и составление плана местности». «Определение направлений и расстояний по карте». «Определение географических координат точек на глобусе и картах». «Решение практических задач по плану и карте»

Раздел IV. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (10 ч.)   Земная кора – верхняя часть литосферы. Внутреннее строение Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Литосферные плиты. Горные породы, минералы и полезные ископаемые.  Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека.  Движения земной коры. Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм. Строение вулкана. Какие бывают вулканы. Где наблюдается вулканизм. Гейзеры. Рельеф Земли. Равнины. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Равнины суши. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Как живут люди на равнинах. Рельеф Земли. Горы.  Какие бывают горы.  Крупнейшие горные системы мира и России. Как живут люди в горах. Изменение гор во времени. Литосфера и человек. Что значит литосфера для человека. Как человек влияет на литосферу.

Практическая работа. «Сравнение свойств горных пород».«Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте». «Скульптурный портрет планеты».  

ГЕОГРАФИЯ. 6  КЛАСС.

(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)

Раздел I. Гидросфера – водная оболочка Земли (10 ч.)    Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана - температура и соленость. Движение воды в океане - волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.

Практическая работа. «Описание океана и моря на основе анализа географических карт». «Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам». «Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану»

Раздел II. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (10 ч.) Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды.  Метеостанция/метеоприборы  (проведение        наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

Практическая работа. «Определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха в зависимости от географического положения объектов». «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды» «Определение по ститистическим данным тенденций изменения количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов»

Раздел III. Биосфера – живая оболочка Земли (5 ч.) Биосфера. Биосфера - живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

Раздел IV. Географическая оболочка (5 ч.) Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.

Практическая работа. «Составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности.      

ГЕОГРАФИЯ. 7  КЛАСС.

(2 ч. в неделю, всего 68 ч.)

Введение (2 ч.) Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт.

Раздел I. Человек на Земле (6 ч.) Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.  Освоение Земли человеком.

Практическая работа. «Сравнительное описание численности и плотности населения по разным источникам информации». «Определение и сравнение естественного прироста населения стран по различным источникам географической информации». «Определение по комплексным картам различий в типах хозяйственной деятельности населения стран разных регионов».

Раздел II. Природа Земли (12 ч.) Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли. Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей). Мировой океан - основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

Практическая работа. «Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа». «Составление схемы общей циркуляции атмосферы». «Определение климатических характеристик территории по климатической карте». «Описание климата территории по климатограмме». «Сравнение солёности поверхности вод Мирового океана на разной широте по карте солёности вод, выявление закономерности её изменения в широтном направлении»

Раздел III. Природные комплексы и регионы (5 ч.) Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.

Практическая работа. «Выявление проявления широтной зональности по картам природных зон». «Сравнение высотных поясов гор с целью выявления зависимости их структуры от географического положения и абсолютной высоты»

Раздел IV. Материки и страны (34 ч.) Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта. Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики. Австралийский Союз (географический уникум - страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).Океания (уникальное природное образование - крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп:Меланезия - «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия - «маленькие» и «многочисленные острова»).Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка - самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения) Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).Антарктида. Антарктида - уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде. Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США - как одной из ведущих стран современного мира.Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны) Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона) Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий - буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения - от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион - двух мощных центров цивилизаций - Индии и Китая).

Практическая работа. «Выявление влияния географического положения на климат материка». «Объяснение особенностей климата экваториального климатического пояса на примере материка Африка». Выявление природных, исторических и экономических причин, повлиявших на плотность населения Австралии». «Определение средней плотности населения Австралии по статистическим данным». «Выявление влияния океанических течений у западных и восточных побережий материков на климат и природные комплексы». «Описание Бразилии по географическим картам». «Комплексное географическое описание одной из природных зон материка». «Объяснение распространения зон современного вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и Евразии». «Объяснение климатических различий территорий, находящихся на одной и той широте, на примере умеренного климатического пояса»

Заключение (1 ч.) Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

 

ГЕОГРАФИЯ. 8 КЛАСС.

(2 ч. в неделю, всего 68 ч.)

Раздел I. Географическое пространство России. (10 ч.) Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI - XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII - XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX - XXI вв.

Практическая работа. «Сравнение по картам географического положения России с географическим положением других государств». «Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых поясов».

Раздел II. Население России (12 ч.) Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация.

Практическая работа. «Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения своего региона». «Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид». «Анализ карт плотности населения и степени благоприятности природных условий жизни населения с целью выявления факторов размещения населения». «Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста населения своего региона».

Раздел III. Природа России (26 ч.) Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа. Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение велечин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца. Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв. Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.

Практическая работа. «Объяснение особенностей рельефа одного из крупных географических районов страны» (на примере Западной Сибири). «Оценка по картам и статистическим материалам природно-ресурсного капитала одного из районов России». «Описание погоды своего края (местности) по карте погоды или данным метеослужбы». «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних теиператур января и июля, количества осадков, испаряемости по территории страны». «Выявление зависимости режима рек от климата и характера течения от рельефа»

Раздел IV. Природно – хозяйственные зоны и районы (12 ч.). Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории        России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность. Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы). Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей). Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей). Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).  Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).  Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны - размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).Западная Сибирь:        природные ресурсы, проблемы рациональногоиспользования и экологические проблемы. Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы). Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района). Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал - как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы). Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).

Практическая работа. «Объяснение различий почв, растительного и животного мира двух территорий России, расположенных в разных природно-хозяйственных зонах:тундр и степей». «Сравнение климата двух природно-хозяйственных зон России: тайги и субтропиков»

Раздел V. Родной край (2 ч.) Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.

ГЕОГРАФИЯ.  9  КЛАСС.

(2 ч. в неделю, всего 66 ч.)

Раздел I. Хозяйство России ( 23 ч.) Развитие хозяйства/Понятие хозяйства. Отраслевая, функциональная, территориальная  структура хозяйства. Этапы развития хозяйства. Секторы экономики.Особенности экономики России .  Уровень экономического развития страны. Исторический фактор в развитии хозяйства России. Топливно – энергетический комплекс. Угольная промышленность. Что обеспечивает топливно – энергетический комплекс. Главные угольные бассейны. Нефтяная промышленность.Место нефти в современном мире. Особенности нефтяной промышленности в России.Газовая промышленность. Преимущества природного газа. Газовая промышленность – самая стабильная отрасль ТЭК. Будущее российского природного газа.Электроэнергетика.  Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Перспективы развития. Чёрная металлургия.  Особенности металлургического комплекса. Типы предприятий чёрной металлургии. Особенности размещения чёрной металлургии в России. Цветная металлургия.  Особенности цветной металлургии. Особенности размещения предприятий цветной металлургии.   Машиностроение.  Особенности машиностроения. Специфика развития машиностроения в России. Химическая промышленность. Место химической промышленности в современном хозяйстве. Особенности химической промышленности в России. Размещение химических производств. Лесопромышленный комплекс.  Заготовка леса. Переработка древесины. Проблемы лесопромышленного комплекса.   Сельское хозяйство. Растениеводство.Что такое сельское хозяйство. Особенности зернового хозяйства. Технические культуры. Сельское хозяйство. Животноводство. Особенности животноводческой отрасли. Специализация скотоводства. Особенности рыбного хозяйства.   Транспортная инфраструктура.  Специфика транспорта как отрасли хозяйства. Особенности основных видов транспорта. Чем важны транспортные узлы. Социальная инфраструктура. Что такое сфера услуг и какие отрасли её образуют. Территориальная организация сферы услуг. Различие организации обслуживания в городах и в сельской местности. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Информационное пространство. Влияние системы связи на территориальную организацию общества.

Практическая работа. «Что мы оставим потомкам» (реализация проекта). «Определение главных районов размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения». «Анализ текстовых источников информации с целью объяснения размещения предприятий одной из отраслей химической промышленности» (на примере производства синтетического каучука). «Анализ «Прогноза развития лесного сектора РФ до 2030 г.» и «Стратегии развития лесопромышленного комплекса до 2030 г.» с целью определения перспектив и проблем развития комплекса».«Что такое агропромышленный комплекс (АПК) и какие проблемы АПК необходимо решать» (работа с информацией). «Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК».«Изучаем сферу услуг своего района»

Раздел II. Регионы России ( 38 ч.)

Центральная Россия (6 ч.)Пространство Центральной России. Что мы знаем о Центральной России. Центральная Россия: освоение территории и население. Различия в заселённости и способах хозяйствования лесной и степной зон. Народы Центральной России.Центральная Россия: хозяйство.Особенность «географического рисунка» Центрального района. Развитие промышленности в районе, небогатом полезными ископаемыми. Проблемы сельской местности в Центральном районе.Москва – столица России (1 ч.)  Как собития в Москве влияют на судьбы России. «Продукция» столичного города.

Практическая работа.«Работа с текстом»

Европейский Северо – Запад (4 ч.) Пространство Северо – Запада.Что мы знаем о Северо – Западе.Северо – Запад: «окно в Европу». Как географическое положение Северо – Запада повлияло на его место в России. Северо – Запад: хозяйство.Промышленность Санкт – Петербурга. Положение Северо – Запада после распада СССР. Санкт – Петербург – культурная столица России (1 ч.)  Почему Санкт – Петербург называют столицей России.

Европейский Север (4 ч.) Пространство Европейского Севера. Что мы знаем о Европейском Севере.Европейский Север: освоение территории и население.  Заселение и освоение Европейского Севера. Народы Европейского Севера. Особенности городов Европейского Севера.Европейский Север: хозяйство и проблемы. Специализация Европейского Севера.

Практическая работа. «Составление географического описания населения и хозяйства на основе использования нескольких источников информации».«Составление карты на основе решения познавательной задачи «Почему крупный металлургический комбинат «Северная Магнитка» был построен в Череповцу?»».

Европейский Юг (4 ч.) Пространство Европейского Юга. Что мы знаем о Европейском Юге. Европейский Юг: население. География народов Европейского Юга. Особенности городов Европейского Юга.Европейский Юг: освоение территории и хозяйство. Этапы хозяйственного освоения территории. Агропромышленный комплекс района. Перспективы развития.Практическая работа. «Развитие рекреации на Северном Кавказе» (разрабатываем проек)

Поволжье (4 ч.) Пространство Поволжья .Что мы знаем о Поволжье.Поволжье: освоение территории и население .Заселение и освоение Поволжья. Народы Поволжья. Особенности размещения крупнейших городов Поволжья.Поволжье: хозяйство и проблемы.  Природные условия и хозяйство Поволжья. Современная ситуация в хозяйстве Поволжья.Практическая работа. «Экологические проблемы Поволжья» (подготовка и проведение дискуссии)

Урал (4 ч.) Пространство Урала.  Что мы знаем об Урале.Урал: население и города Народы Урала. Особенности городов Урала.Урал: освоение территории и хозяйство. Этапы освоения. Специализация хозяйства Урала. Практическая работа. «Сравнение двух субъектов РФ по заданным критериям». «Специфика проблем Урала» (анализ ситуации)

Сибирь (6 ч.) Пространство Сибири.  Что мы знаем о Сибири.Сибирь: освоение территории, население и хозяйство. Освоение и заселение Сибири. Народы Сибири. Хозяйство Сибири. Роль Сибири в хозяйстве России.Западная Сибирь. Главные отрасли специализации Западной Сибири. Города Западной Сибири.   Восточная Сибирь.Отрасли специализации Восточной Сибири. Города Восточной Сибири. Что такое БАМ. .

Практическая работа.«Оценка туристско – рекреационного потенциала Западной Сибири». «Классификация субъектов РФ одного из географических районов России по уровню социально – экономического развития на основе статистических данных»«Путешествие по Транссибирской железной дороге» (разработка проекта)

Дальний Восток (5 ч.) Пространство Дальнего Востока. Что мы знаем о Дальнем Востоке.Дальний Восток: освоение территории и население.Формирование российской территории на Дальнем Востоке. Особенности половозрастного состава населения. Особенность городского населения Дальнего Востока.Дальний Восток: хозяйство.Отрасли специализации хозяйства.  Дальний Восток: хозяйство и перспективы.  Различия севера и юга Дальнего Востока. Перспективы развития Дальнего Востока.

Практическая работа.  «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI в.» (разработка проекта)

 Раздел III. Заключение (1 ч.) Россия в мире.  Как менялось положение России в международном разделении труда. Какова роль современной России в мировом хозяйстве.  

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов

ГЕОГРАФИЯ. 5  КЛАСС

(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)

Название раздела

Кол-тво

часов

Содержание воспитания

Введение. На какой Земле мы живём.

6

Гражданско- патриотическое воспитание. Социально – коммуникативное воспитание. Воспитание гражданственности, чувства гордости за свою родину, ее прошлое и настоящее. Обсуждать значение географических открытий. Определять роль результатов выдающихся географических открытий. Оценивают свою учебную деятельность. Применяют правила делового

сотрудничества.

Планета Земля.

5

Интеллектуальное воспитание. Социально – коммуникативное воспитание.Формирование целостного мировоззрения, соответствующее современному развитию науки, воспитание российской гражданской идентичности. Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении о выделении основной

информации.

План и карта.

11

Интеллектуальное, эстетическое воспитание.Проявляют познавательный интерес к изучению предмета. Умеют высказывать точку зрения, пытаясь ее обосновать, приводя аргументы.

Литосфера – твёрдая оболочка Земли.

10

Интеллектуальное,

здоровьесберегающее воспитание. Формирование познавательной и

информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника.

Итого:

32 + 2 ч. резервное время

ГЕОГРАФИЯ. 6  КЛАСС

(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)

Название раздела

Количество

часов

Содержание воспитания

Гидросфера — водная оболочка Земли

10

Социально – коммуникативное, эстетическое воспитание. Уметь вести диалог на основе взаимного

уважения, корректно отстаивать свою позицию. Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

10

Интеллектуальное воспитание.Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с доступными

метеоприборами. Формировать убеждённость в познаваемости

окружающего мира и

достоверности научного метода его изучения.

Биосфера – живая оболочка Земли

5

Социально – коммуникативное воспитание.Организовыват ь сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые

средства для выражения своих мыслей.

Географическая оболочка

5

Интеллектуальное, эстетическое,

здоровьесберегающее воспитание.Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Высказывать

суждение и подтверждать их фактами. Знать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы.

Итого:

30 + 4 ч. резервное время

                                                   

                                         

                                                           ГЕОГРАФИЯ. 7  КЛАСС

(2 ч. в неделю, всего 68 ч.)

Название раздела

Количество

часов

Содержание воспитания

Введение

2

Интеллектуальное, и экологическое воспитание.

Формирование

представлений о научной картине мира.

Человек на Земле

6

Интеллектуальное,   гражданско – патриотическое

воспитание. Формирование ответственного отношения к учебе. Сформировать убежденность в возможности познания природы. Осознание своей  этнической

принадлежности; формирование

уважительного отношения к представителям другого этноса.

Природа Земли

12

Социально – коммуникативное, интеллектуальное, эстетическое воспитание. Развитие познавательного интереса к изучению прошлого Земли. Формирование ответственного отношения к учебе, управлять своим поведением, оценивать свои действия.

Природные комплексы и регионы

5

Экологическое воспитание. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Материки и страны

34

Интеллектуальное, экологическое воспитание. Формирование познавательного интереса к обучению, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Развитие опыта экологически ориентированной практической деятельности; формирование и развитие экологического мышления. Формируется научное мировоззрение.

Заключение

1

Интеллектуальное воспитание. Формируется научное мировоззрение.

Итого:

60 + 8 ч. резервное время

ГЕОГРАФИЯ. 8  КЛАСС

(2 ч. в неделю, всего 68 ч.)

Название раздела

Количество

 часов

Содержание воспитания с учетом РПВ

Географическое пространство России

10

Интеллектуальное воспитание. Формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии.

Население России

 12

Нравственное воспитание. Формирование толерантности как нормы осознанного и

доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, традициям, ценностям народов России.

Природа России

26

Интеллектуальное воспитание. Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о неоднородности и целостности России, особенностях природы,

жизни и хозяйственной деятельности людей.

Экологическое воспитание. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости отвественного, бережного отношения к окружающей среде.

Природно-хозяйственные зоны и районы

12

Гражданско – патриотическое воспитание. Воспитание  российской гражданской  идентичности, патриотизма, любви и

уважения к Отечеству,

Родной край

2

Гражданско – патриотическое воспитание.

Итого:

62 + 6 ч. резервное время

ГЕОГРАФИЯ. 9 КЛАСС

(2 ч. в неделю, всего 66 ч.)

Название раздела

Количество

часов

Содержание воспитания с учетом РПВ

Хозяйство России.

23

Гражданско – патриотическое воспитание. Формирование гражданской позиции как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества. Экологическое воспитание.

Формирование

представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально – экономических аспектах экологических проблем.

Регионы России.

38

Гражданско – патриотическое воспитание.

Экологическое воспитание.

Формирование

представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально – экономических аспектах экологических проблем.

Заключение.

1

Гражданско – патриотическое воспитание

Экологическое воспитание.

Формирование

представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально – экономических аспектах экологических проблем.

Итого:

62 + 4 ч. резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6-11 класс "Полярная звезда"

В программе:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Требования к уровню подготовки выпускников...

рабочая программа по географии 10-11 класса " Полярная звезда"

рабочая программа по географии 10-11 класса " Полярная звезда"...

Рабочая программа по географии 5-9 класс. " Полярная звезда" ФГОС 2-го поколения

Рабочая программа составлена  на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г.Программы предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 кла...

Рабочая программа по географии 5-9 классы Полярная звезда

Рабочая программа по географии 5-9 классы к УМК "Полярная звезда"...

Рабочая программа по географии 5-9 класс. Полярная звезда

Рабочая программа по географии 5-9 класс . Полярная звезда....