Рабочая программа по географии 5-9 классы Полярная звезда
рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии 5-9 классы к УМК "Полярная звезда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5-9_klassy_alekseev.docx | 146.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристанционная средняя общеобразовательная школа
муниципального образования Арсеньевский район»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР И.о. директора школы
учителей-предметников _____ Н.Н.Чибисова ________ С.А.Лобанов
Протокол № 1 от 28.08.2020 Приказ № 108 от 01.09.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
география
Учитель Чибисова Нина Николаевна, I КК
Класс 5- 9
Всего часов в год 272 (34/34/68/68/68)
Всего часов в неделю 8 (1/1/2/2/2)
Срок реализации:5 лет
п. Центральный, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями)».
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Пристанционная СОШ» раздел «География» с учетом Рабочей программы по географии предметной линии «Полярная звезда» 5-9 классы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина; Москва: Просвещение 2019 г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
- География. 5-6 классы / А.И. Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина. М.: Просвещение,2019.
- География. 7 класс / А.И. Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина. М.: Просвещение, 2019.
- География. 8 класс / А.И. Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина. М.: Просвещение, 2019.
- География. 9 класс / А.И. Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина. М.: Просвещение, 2019.
Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее много национального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а так же социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатами освоения основнойобразовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения целиопределённой сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе — эффективно сотрудничатьи взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
10)умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметные результаты:
1)формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использованиягеографической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знанийи выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Выпускник научится:
• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
• различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
• использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
• использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
• различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
• различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
• объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
• уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
• описывать погоду своей местности;
• объяснять расовые отличия разных народов мира;
• давать характеристику рельефа своей местности;
• уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
• приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления;
• работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источникамигеографической информации;
• подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
• ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
• составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
• оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
• давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
• наносить на контурные карты основные формы рельефа;
• давать характеристику климата своей области (края, республики);
• показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
• выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
• оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
• объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Содержание учебного курса географии
5 класс, 34 часа (1 час в неделю)
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 часов
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Тема 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия – 4 часа
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Досуг в разное время года
Тема 3. Изображение земной поверхности. План и карта – 13 часов
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта- особый источник информации.Отличия карты от плана. Легенда карты, градуснаясетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Тема 4. Литосфера – твёрдая оболочка Земли – 12 часов
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материкамии океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясенияи вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
6 класс
34 часа (1 час в неделю)
Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли –12 часов
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Мирового океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли 12 часов
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы,температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточныеи годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Необходимость закаливания для сохранения здоровья.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Понятие экологическая безопасность и экологическая культура человека. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Воздействие перемещений на здоровье человека, действия, которые облегчат акклиматизацию. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Тема 3. Биосфера Земли – 4 часа
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Тема 4. Географическая оболочка Земли – 4 часа
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка- крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Обобщающее повторение – 2 часа
7 класс
68 часов (2 часа в неделю)
Тема 1. Введение. Источники географической информации – 2 часа
Географическая карта - особый источник информации. Картографические проекции: азимутальная, цилиндрическая, коническая. Условные знаки.
Тема 2 . Человек на Земле – 7 часов
Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Численность населения Земли, её изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.
Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.
Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городовхозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.
Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.
Тема 3. Природа Земли – 13 часов
Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.
Тема 4. Природные комплексы и регионы – 6 часов
Природные зоны Земли. Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.
Северные и Южные материки. Части света. Географические границы
Тема 5 . Материки и страны – 36 часов
Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.
Тема 6. Глобальные проблемы человечества – 2 часа
Глобальные проблемы. Демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы человечества, пути их решения.
Обобщающее повторение – 2 часа
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
8 класс.
68 часов (2 часа в неделю)
Тема 1. России в мире – 7 часов
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положениемдругих государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Тема 2. Россияне – 12 часов
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения Россииопределяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России. ЗОЖ – основа долголетия
Народыи религии России. Россия - многонациональноегосударство. Многонациональность как специфический фак-тор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.
Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.
Раздел 6 . Природа России – 18 часов
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала раз-личных районов России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа подвлиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человекаразнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши натерритории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсамикрупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство
с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны – 8 часов
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.
Тема 5. Хозяйство России – 23 часа
Особенности хозяйства России. Отраслевая структура,функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Производственный капитал. Понятие производственногокапитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, местозначение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяныхугольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве.Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значениехозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельныересурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды.
Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.
Сфера услуг (инфра структурный комплекс). Состав,место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.
9 класс
68 часов (2 часа в неделю)
Тема 1. Регионы России – 14 часов
Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.
Великие равнины России: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. Горный Каркас России: Урал и пояс гор Южной Сибири. Мерзлотная Росси – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Экзотика России – Северный Кавказ и Дальний Восток. Экологическая ситуация в России. Экологическая безопасность.
Тема 2. Европейская Россия - 33 часа
Регионы России: Западный и Восточный.Районы России: Европейский Север, Центральная Россия,Европейский Юг, Поволжье, Урал.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенностигеографического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. ЗОЖ – основа долголетия. Города. Качество жизни населения.Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Тема 3. Азиатская Россия – 15 часов
Регионы России: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенностигеографического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.
Раздел 4 . Россия в современном мире – 6 часов
Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.
Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | В том числе Практические работы |
1 | Тема 1. Развитие географических знаний о Земле | 5 | 2 |
2 | Тема 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия | 4 | 1 |
3 | Тема 3. Изображение земной поверхности. План и карта | 13 | 5 |
5 | Тема 5. Литосфера — твёрдая оболочка Земли | 12 | 3 |
Итого: | 34 | 12 |
Тематическое планирование
6 класс (34 часа)
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе Практические работы |
1 | Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли | 12 | 2 |
2 | Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли | 12 | 1 |
3 | Тема 3. Биосфера — живая оболочка Земли | 4 | |
4 | Тема 4. Географическая оболочка Земли | 4 | |
Обобщающее повторение | 2 | ||
Итого: | 34 | 3 |
Тематическое планирование
7 класс (68 часов)
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе Практические работы |
1 | Тема 1. Источники географической информации | 2 | 0 |
2 | Тема 2. Человек на Земле | 7 | 2 |
3 | Тема 3. Природа Земли | 13 | 3 |
4 | Тема 4. Природные комплексы и регионы | 6 | 3 |
5 | Тема 5. Материки и страны | 36 | 6 |
5.1 | Африка | 7 | 1 |
5.2 | Австралия и Океания | 3 | 1 |
5.3 | Антарктида | 1 | 0 |
5.4 | Южная Америка | 6 | 1 |
5.5 | Северная Америка | 6 | 1 |
5.6 | Евразия | 13 | 2 |
6 | Тема 6. Глобальные проблемы человечества | 2 | 0 |
7 | Обобщающее повторение | 2 | 0 |
Итого: | 68 | 14 |
Тематическое планирование
8 класс (68 часов)
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | В том числе Практические работы |
1 | Тема 1. Россия в мире | 7 | |
2 | Тема 2. Россияне | 12 | |
3 | Тема 3. Природа России | 18 | |
4 | Тема 4. Природно-хозяйственные зоны | 8 | |
5 | Тема 5. Хозяйство России | 23 | |
Итого: |
Тематическое планирование
9 класс (68 часов)
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | В том числе Практические работы |
1 | Тема 1. Регионы России | 14 | |
1.1 | Тема 2. Европейская Россия | 33 | |
1.2 | Тема 3. Азиатская Россия | 15 | |
1.3 | Тема 4. Россия в современном мире | 6 | |
Итого: | 68 |
Календарно-тематический план
по географии, 5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
на 2020 – 2021 учебный год
В том числе плановых практических работ:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
4 | 3 | 3 | 2 |
№ | Дата | Тема | Д/з | |
1 | 1 чет | 1. Источники географической информации (19 ч.) Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 5 ч. Введение. Что изучает география. Значение географии. Географические методы изучения окружающей среды | П. 1 стр. 4 - 7 | |
2 | Развитие географических знаний о Земле. Представления о мире в древности(Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.География в эпоху Средневековья:путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и АфанасияНикитина.Пр. работа №1.Работа с картой «Имена на карте» | П.2 стр. 10- 12 | ||
3 | Эпоха Велик.геог. открытий (Нового света, морс. пути в Индию, кругосвет. пут-я). Значение Великих географических открытий.Географические открытия XVII–XIX вв. Пр. работа №2. Описание и нанесение на к.к.геог. объектов изуч маршрутов путешеств | П. 3 стр.13 - 15 | ||
4 | Русские путешественники.Первое русское кругосв. пут-е (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). | П. 4 | ||
5 | География сегодня. Географические исследования в ХХ веке (открытие Юж и Сев полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исслед-я верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).Значение освоения космоса для географической науки.Географические знания в современном мире. Совр. геог. методы исслед-я Земли. Современный этап науч географ.исслед | П.5 | ||
Тема 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия – 4 часа | ||||
6 | Мы во Вселенной. Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей | стр.20 – 21 | ||
7 | Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их геогр. следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года | П. 6 стр. 22 – 24 | ||
8 | Солнечный свет на Земле. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Тропики и полярные круги.Пр. работа №3.Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года. | П. 7 стр. 25 - 26 | ||
9 | Пояса освещённости. Разбор задания № 4 ВПР (сопоставление времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли). Досуг в разное время года | П. 7 стр. 26 – 27 | ||
Тема 3. Изображение земной поверхности. План и карта – 11 часов | ||||
10 | 2 чет | Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.Стороны горизонта. Азимут.Ориен-е на местности: опр-е сторон горизонта по компасу и мест.признакам, опр-е азимута.Особ-ти ориен-я в мегаполисе и в природе.Пр. работа № 4. Ориентирование на местности. Определение положения объектов относительно др. друга. Опред-е азимута | П. 8 стр. 30- 32 | |
11 | План местности. Условные знаки. Земная поверхность на плане и карте. Изображение земной поверхности на плоскости. Масштаб и его виды. Как составить план местности.Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. | П. 9 стр. 33 - 34 | ||
12 | Способы изображения неровностей земной поверхности на плане и карте. Пр. работа № 5. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин. | П. 10 стр. 36 - 37 | ||
13 | Топографические карты. Способы глазомерной съемки местности. Практическая работа №6. «Построение плана местности» | П.11, стр. 38-39 | ||
14 | Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт.Масштаб и условные знаки на карте.Пр. работа № 7. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте. | П.12 стр.40 - 43 | ||
15 | Градусная сеть: параллели и меридианы. | П. 13 с.44 -47 | ||
16-18 | 3 чет | Географические координаты. Географическая долгота. Географическая широта | П. 14 стр.48 - 50 | |
19 | Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.Практическая работа № 8. "Определение географических координат объектов на карте. Определение положения объектов относительно друг друга" | П.15 стр.51-53 | ||
20-21 | Решение практических задач по плану и карте. Разбор заданий ВПР № 3 с использованием фрагмента топографической карты. | П.16 стр. 54-55 Повт-е | ||
22 | Составление описания местности по планам и картам | |||
Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 12 часов | ||||
23 | Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора - верхняя часть литосферы | П.20 Стр.68 - 70 | ||
24 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Разнообразие горных пород и минералов на Земле.Полезные ископаемые и их значение в жизни современного обществаПр. работа № 10. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. | П.21 Стр.71 - 73 | ||
25 | Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения | П.22 Стр.74 - 76 | ||
26 | Движение земной коры. Вулканы, гейзеры | П. 23 Стр.77 - 79 | ||
27 | 4 чет | Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. | П. 24 Стр.80 - 83 | |
28 | Рельеф Земли. Горы. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Правила поведения в горах | П. 25 Стр. 84 - 87 | ||
29 | Практическая работа № 11 "Описание гор и равнин по плану". Описание элементов рельефа. | Повторение, работа с картой | ||
30 | Практическая работа № 12. " Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа" | Работа с картой по плану | ||
31 | Описание рельефа своей местности | П. 26 с. 88- 89 Вып-е проекта | ||
32 | Решение практических задач по карте. Разработка проекта «Скульптурный портрет планеты» | П. 27 Стр. 90 - 92 | ||
33 | Человек и литосфера. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека. | |||
34 | Повторение курса географии 5 класса. Подведение итогов. |
Календарно-тематический план
по географии, 6 класс
(34 часов, 1 час в неделю)
на 2020 – 2021 учебный год
В том числе плановых практических работ:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
2 | 1 | 1 | 0 | ||
Дата План | Дата факт | № | Тема раздела, урока | ||
Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли (12 ч) | |||||
1 чет | 1 | Состав и строение гидросферы. Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот водыв природе | |||
2 | Мировой океан, его части. Единство водМирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в Океане | ||||
3 | Острова и полуострова. Типы островов.Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географическогоположения и описания морей, океанов.Практическая работа №1. Описание океана и моря на основе анализа географических карт | ||||
4 | Решение практическихзадач по карте. Проектное задание | ||||
5 | Воды Океана. Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности | ||||
6 | Реки Земли. Реки как составная часть поверхностныхвод суши. Части реки. Речная система,речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мираи России | ||||
7-8 | Режим реки, его зависимость от климата.Изменения в жизни рек. Речная долина.Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частейречных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течениярек. Практическая работа №2. Описание рекипо плану на основе анализа географических карт | ||||
9 | Озёра, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр.Крупнейшие пресные и солёные озёрамира и нашей страны. Сточные и бессточные озёра. Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значениеи использование. Описание озера по карте | ||||
2 чет | 10 | Подземные воды, их происхождениеи виды, использование человеком. Ледники — главные аккумуляторы пресной водына Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники | |||
11 | Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы | ||||
12 | Обобщение по теме «Гидросфера» | ||||
Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли (12 ч) | |||||
13 | Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Атмосферные явления | ||||
14-15 | Тепло в атмосфере. Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха.Практическая работа № 3. Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды | ||||
16 | Тепло в атмосфере. Зависимость суточного и годового ходатемпературы воздуха от высоты Солнца надгоризонтом. Уменьшение количества теплаот экватора к полюсам | ||||
3 чет | 17 | Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздухаи высоты местности над уровнем моря.Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой | |||
18 | Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.Практическая работа №4. Вычерчиваниеи анализ розы ветров | ||||
19 | Влага в атмосфере. Водяной пар в атмосфере. Абсолютнаяи относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облака и их виды | ||||
20 | Влага в атмосфере.Облачность и её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли | ||||
21 | Погода и климат. Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования исвойства. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы. | ||||
22 | Наблюдение за погодой. Карты погоды. Решение практических задач с использованием информации о погоде. Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью приборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды | ||||
23 | Атмосфера и человек. Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Необходимость закаливания для сохранения здоровья. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Понятие экологическая безопасность и экологическая культура человека. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Воздействие перемещений на здоровье человека, действия, которые облегчат акклиматизацию. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях. | ||||
24 | Обобщение по теме «Атмосфера» | ||||
Тема 3. Биосфера — живая оболочка Земли (4 ч) | |||||
25 | Биосфера - земнаяоболочка.Состав и роль биосферы, связьс другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания. Круговорот веществ в биосфере | ||||
26 | Почва как особое природное образование. Почва — особый природный слой. Плодородие - важнейшее свойство почвы.В. В. Докучаев — основатель науки о почвах - почвоведения. Типы почв | ||||
27 | Биосфера — сфера Жизни. Особенности распространения живыхорганизмов на суше и в Мировом океане. Человек — часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу | ||||
28 | Обобщение по теме «Биосфера» | ||||
Тема 4. Географическая оболочка Земли (4 ч) | |||||
29 | Географическая оболочка: состав, границыи взаимосвязи между её составнымичастями. Понятие «природный комплекс».Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающаячеловека среда. Широтная зональность ивысотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы. Понятие«природная зона». Природные зоны —зональные природные комплексы. Сменаприродных зон от экватора к полюсам | ||||
30 | Природные зоны Земли. Карта природных зон | ||||
31 | Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов | ||||
32 | Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли» | ||||
33-34 | Обобщающее повторение |
Календарно-тематический план
по географии, 7 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
на 2020 – 2021 учебный год
В том числе плановых практических работ:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
2 | 1 | 1 | 0 | ||
Дата План | Дата факт | № | Тема раздела, урока | ||
Тема 1. Источники географической информации (2 ч) | |||||
1 чет | 1 | Значение географии материков и океанов. | |||
2 | Географические карты. Картографические проекции | ||||
Тема 2. Человек на Земле (7 ч) | |||||
3 | Заселение Земли человеком. | ||||
4 | Население современного мира. Естественный прирост. Плотность населения. ЗОЖ – основа долголетия. Практическая работа №1. Составление характеристики населения мира | ||||
5 | Народы, языки и религии | ||||
6 | Города и сельские поселения. Городская агломерация | ||||
7 | Страны мира. Форма государственного правления и уровень экономического развития | ||||
8 | Практическая работа №2. Сравнение стран мира | ||||
9 | Обобщающее повторение по теме «Человек на Земле» | ||||
Тема 3. Природа Земли (13 ч) | |||||
10 | Развитие земной коры. Геологические эры | ||||
11 | Земная кора на карте. Платформы и области складчатости. Практическая работа №3.Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом | ||||
12 | Природные ресурсы земной коры. Полезные ископаемые | ||||
13 | Температура воздуха на разных широтах. Пояса освещённости. Изотермы. Тепловые пояса | ||||
14 | Давление воздуха и осадки на разных широтах. Пояса атмосферного давления. Распределение осадков | ||||
16 | Общая циркуляция атмосферы. Воздушные массы. Ветры | ||||
16 | Климатические пояса и области Земли | ||||
17 | Океанические течения. Практическая работа №4. Описание течения Мирового океана | ||||
18 | Реки и озёра Земли | ||||
2 чет | 19 | Учимся с «Полярной звездой». Поиск информации в Интернете | |||
20 | Растительный и животный мир Земли. Практическая работа №5. Анализ карт климатических поясов и природных зон мира | ||||
21 | Почвы. Разнообразие почв. Зависимость типа почв от природной зоны | ||||
22 | Обобщение по теме «Природа Земли» | ||||
Тема 4. Природные комплексы и регионы (6 ч) | |||||
23 | Природные зоны Земли. Практическая работа № 6. Описание природных зон по карте | ||||
24 | Океаны Земли. Тихий и Северный Ледовитый океаны | ||||
25 | Атлантический и Индийский океаны.Практическая работа №7. Описание океана по плану | ||||
26 | Материки как крупные природные комплексы Земли. Практическая работа №8. Сравнение географического положения материков | ||||
27 | Деление Земли на части. Объединение мира | ||||
28 | Обобщение по теме «Природные комплексы и регионы» | ||||
Тема 5. Материки и страны (36 ч) | |||||
29-30 | Африка: образ материка. | ||||
31 | Африка в мире. Население Африки. Регионы Африки | ||||
32 | Путешествие по Африке: от Касабланки до Триполи, Сахара, от Томбукту до Лагоса | ||||
3 чет | 33 | Путешествие по Африке: от Лагоса до озера Виктория, от озера Виктория до Индийского океана, из Танзании к мысу Доброй Надежды. Практическая работа № 9. Описание климатограмм | |||
34 | Египет: географическое положение, место в мире, население | ||||
35 | Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании». | ||||
36-37 | Австралия: образ материка | ||||
38 | Австралия: путешествие. Практическая работа №10: «Разработка туристического маршрута по Австралии». | ||||
39 | Антарктида. | ||||
40 | Южная Америка: образ материка. | ||||
41 | Особенности климата Южной Америки. | ||||
42 | Латинская Америка в мире. | ||||
43 | Путешествие по Южной Америке: от Огненной Земли до Буэнос-Айреса, от Буэнос-Айреса до Рио-де-Жанейро | ||||
44 | Путешествие по Южной Америке: Амазония, Анды, от Лимы до Каракаса. Практическая работа №11: «Выявление влияния природных условий на развитие различных районов». | ||||
45 | Бразилия: место на карте, место в мире, население. | ||||
46-47 | Северная Америка: образ материка. | ||||
48 | Англо-Саксонская Америка | ||||
49 | Путешествие по Северной Америке: острова Карибского моря, из Вест-Индии в Мехико, от Мехико до Лос-Анджелеса | ||||
50 | Путешествие по Северной Америке: от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско, от Сан-Франциско до Чикаго, от Чикаго до Нью-Йорка, от Ниагарского водопада вдоль реки Св. Лаврентия | ||||
51 | Соединённые Штаты Америки. Практическая работа №12: «Составление характеристики США». | ||||
4 чет | 52-53 | Евразия. Особенности материка. | |||
54 | Климат Евразии. Климат Тульской области | ||||
55 | Европа в мире. | ||||
56 | Путешествие по Европе: от Исландии до Пиренейского полуострова, от Лиссабона до Мадрида, вдоль атлантического побережья Европы, от Амстердама до Стокгольма | ||||
57 | Путешествие по Европе: от Стокгольма до Севастополя, долина Дуная, от Германии до Сицилии, от Мессины до Стамбула. Практическая работа №13: «Характеристика природных зон на маршруте путешествия». | ||||
58 | Германия: место на карте, место в мире, население, немецкий образ жизни | ||||
59 | Азия в мире. | ||||
60 | Путешествие по Азии: от пролива Босфор до Мёртвого моря, от Мёртвого моря до Персидского залива, от Персидского залива до Ташкента | ||||
61 | Путешествие по Азии: от Ташкента до Катманду, от Катманду до Бангкока, от Бангкока до Шанхая, от Шанхая до Владивостока | ||||
62 | Китай: место в мире, место на карте, население | ||||
63 | Индия: место в мире, место на карте, население | ||||
64 | Практическая работа №14: «Описание страны материка Евразия». | ||||
Тема 6. Глобальные проблемы человечества (2 ч) | |||||
65-66 | Глобальные проблемы. Демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы человечества, пути их решения. | ||||
Обобщающее повторение (2 ч) |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:
5-6 класс
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2015. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы (рабочая тетрадь)
3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)
4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-6 класс (пособие для учителя)
5. Атлас 5-6 класс
7 класс
1. География. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2017. – (Полярная звезда)
2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 7 класс (рабочая тетрадь)
3. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 7 класс (пособие для учителя)
4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 7 класс (пособие для учителя)
5. Атлас 7 класс
8 класс
1. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2018. – (Полярная звезда)
2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс (рабочая тетрадь)
3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс (пособие для учителя)
4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс (пособие для учителя)
5. Атлас 8 класс
9 класс
1. География. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019. – (Полярная звезда)
2. В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс (рабочая тетрадь)
3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя)
4. Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 9 класс (пособие для учителя)
5. Атлас 9 класс
6. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5—11 классы. / (А.И. Алексеев и др.). М.: Просвещение, 2019.
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
-Мультимедиа - проектор.
- Комплект карт.
- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.
- Медиатека.
- Географическая литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 6-11 класс "Полярная звезда"
В программе:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Требования к уровню подготовки выпускников...
Рабочая программа по географии ФГОС 5 класс "Полярная звезда"
Рабочая программа по географии...
Рабочая программа по географии ФГОС 6 класс "Полярная звезда"
Рабочая программа по географии...
рабочая программа по географии 10-11 класса " Полярная звезда"
рабочая программа по географии 10-11 класса " Полярная звезда"...
Рабочая программа по географии 5-9 класс. " Полярная звезда" ФГОС 2-го поколения
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г.Программы предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 кла...
Рабочая программа по географии 5-9 класс Полярная звезда
Рабочая программа учебного предмета «география» 5-9 классы разработана на основе:Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г №273-ФЗ,Федерального государстве...
Рабочая программа по географии 5-9 класс. Полярная звезда
Рабочая программа по географии 5-9 класс . Полярная звезда....