урок географии в 7 классе
план-конспект урока по географии (7 класс)
Урок географии в 7 классе "Реки и озера материка Евразия. Многолетняя мерзлота, современное оледенение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.geografiya_2019.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: география.
Учитель: А.Н. Божко.
Класс: 7А
Дата: 24.04.2019г.
УМК: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский "География. Материки и океаны". В 2-х частях. – М.: ООО "Русское слово- учебник", 2014.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Реки, озера материка Евразия. Многолетняя мерзлота, современное оледенение.
Цели: Сформировать представление об общих особенностях внутренних вод Евразии. Познакомить с крупнейшими реками, озерами. Определить значение внутренних вод в хозяйственной жизни и в природе.
Умение работать с картами атласа, описывать реки с опорой на знания о климате, определить причинно-следственные связи, значение охраны внутренних вод.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Основные понятия: внутренние воды, речной бассейн, речная система
Задачи урока:
- Образовательная: сформировать знания о внутренних водах материка, их распределении по бассейнам океанов.
- Развивающая: развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать, выделять главное;
- Воспитательная: формировать навыки работы в паре, коллективно.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом.
Метапредметные:
Регулятивные
- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
- Работать по предложенному учителем плану, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- Определить наиболее эффективные способы достижения результата
Коммуникативные
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- Планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью.
Познавательные
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ,выбор наиболее эффективных способов решения проблемы
Предметные:
- Формирование навыка определения истока, устья реки, принадлежность к бассейну океана, типа питания реки;
- Навык чтения географической карты;
Оборудование: физическая карта Евразии, карты атласа, мультимедийный проектор.
Технологическая карта урока
1. Проверка Д/З.
Фронтальный опрос
В каких климатических поясах находится Евразия?
Почему Евразия находится во всех климатических поясах?
Какими «рекордами» известны Оймякон и Черрапунджи?
Анализ климатограмм ст. 162-167.
2. Определение темы и целей урока
Вы можете назвать тему нашего урока? Как она будет звучать? (Да. Гидрография Евразии).
Почему Вы назвали эту тему? (Каждый материк изучается по определенному плану. После климата изучается гидрография).
Какими могут быть цели нашего урока? (Познакомиться с внутренними водами Евразии, определить их значение, найти крупнейшие объекты на карте и т.д.).
3. Освоение нового знания.
Вспомните, что относится к внутренним водам? (реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды, болота, искусственные водоемы).
РЕКИ.
К бассейнам каких океанов относятся реки Евразии (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, внутренний сток).
Работа с картами атласа – найти на картах атласа и показать на карте у доски крупнейшие реки бассейнов океанов и внутреннего стока.
ОЗЕРА.
Узнайте озеро по его контурам. Определите, к какому озеру относится описание. Покажите озера на карте.
1. Байкал.
Байкал находится почти в самом центре Евразии, среди высоких хребтов Байкальской горной области. В длину озеро протянулось на 636 км, в ширину – на 80 км. По площади Байкал равен 31 470 км2 , что сравнимо с площадью Бельгии (в этой европейской стране с крупными городами и промышленными центрами проживает почти 10 миллионов человек). Максимальная глубина озера – 1637 км - по праву позволяет называть Байкал самым глубоким в мире (средняя глубина – 730 м). Африканское озеро Танганьика, входящее в число самых глубоких озер на планете, «отстает» от Байкала на 200 м. Из тридцати островов самым крупным является Ольхон.
Байкал наполняют триста тридцать шесть постоянных рек и ручьев, причем половину воды приносит Селенга. Вытекает же из озера одна единственная река – Ангара. Чтобы оценить объем Байкала, представьте, что в идеальных условиях (при том, что не попадет и не испарится ни одна капля с поверхности), Ангаре, выносящей 60, 9 км3 воды ежегодно, понадобится 387 лет непрерывной работы, чтобы осушить озеро!
Кроме того, Байкал - самое древнее озеро на нашей планете, его возраст по разным оценкам составляет 20 - 30 миллионов лет.
Чистая, прозрачная байкальская вода, насыщенная кислородом, издавна считается целебной. Благодаря деятельности живых микроорганизмов, обитающих в ней, вода слабо минерализована (практически дистиллирована), что объясняет ее кристальную прозрачность. Весной прозрачность воды достигает 40 метров!
Байкал является хранилищем 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. Для сравнения – это больше, чем запасы воды в пяти Великих американских озерах вместе взятых! Экосистема Байкала дает порядка 60 км3 чистой воды в год.
2. Каспийское озеро.
Это озеро-море – самое крупное внутреннее озеро на нашей планете. В отличие от соседнего Черного моря, Каспий полностью окружен сушей и не имеет выхода ни в один из океанов. Поверхность воды в нем на 27 метров ниже уровня мирового океана. Там, где Волга встречается с Каспийским морем, она разделяется более чем на 800 каналов и образует удивительно плодородную дельту.
3. Ладожское озеро.
Чаша озера образовалась вследствие тектонической активности и движению ледника. Уникальное расположение озера позволяет наблюдать «белые ночи», а также наслаждаться чарующим видом северного сияния. Озеро окружено таежными лесами и скалами. В древних сагах Скандинавии его называли Альдога. Оно – крупнейшее озеро Европы, а также – самое глубокое: 233 метра. Интересный факт – в озеро впадают 35 рек и множество мелких речушек, а вытекает всего одна – Нева.
4. Балхаш «Пресно – солёное».
Уникальное озеро, имеющее разную воду. Оно разделяется узким проливом на две части — западную и восточную. В первой — вода пресная, во второй — солоноватая. Балхаш был известен китайцам под именем «Си-Хай» – Западное море, тюрки и монголы, обозначавшие белым цветом все географические объекты к западу от своих поселений, назвали его «Ак-Денгиз» («белое море»), а когда границы их государств отодвинулись на запад, то озеро стало «синим» (восточным). Казахи именовали озеро «Тенгиз», что значит «море». Это бессточное полупресноводное озеро раскинулось в юго-восточной части Казахстана. Балхаш – второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 14-е в списке крупнейших озёр в мире, при этом озеро значительно меняет свою площадь по сезонам увлажнения: от 22 до 17 тыс. км2.
БОЛОТА.
Рассмотрите карту Евразии. Определите, на какой территории находится больше всего болот? (Западно – Сибирская равнина).
Постарайтесь определить причины сильной заболоченности этой территории (малое испарение, вечная мерзлота, плоский рельеф).
Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
Ученики повторяют движения за учителем
СОВРЕМЕННОЕ ОЛЕДЕНЕНИЕ. МНОГОЛЕТНЯЯ МЕРЗЛОТА.
Используя карты атласа, свои географические знания, определите районы современного оледенения и распространения многолетней мерзлоты.
(Оледенение – острова Северного Ледовитого океана, высокогорные районы. Многолетняя мерзлота – Западная, а особенно Восточная и Северо-Восточная Сибирь).
4. Рефлексия учебной деятельности.
Ответьте на вопросы:
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Мне показалось важным…
Я понял, что…
5. Д/З - §52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии
Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...