Тема урока | « Путешественники древности. » |
Цель урока | Создать условия для формирования представлений учащихся о роли путешественников в изучении Земли. Организовать совместную деятельность по изучению эпохи становления географии |
Задачи урока: |
|
– обучающие | Формирование у учащихся представления о целях и задачах путешествий древнего времени |
– развивающие | развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, а также абстрактное и логическое мышление, сообразительность, интерес к предмету. |
– воспитательные | воспитание интереса к предмету, к получению новых знаний, воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений. |
Образовательные результаты |
Личностные (Л) | Метапредметные | Предметные |
Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе. Развивать интересы учащийся по данной теме Уметь ставить задачи и планировать действия в соответствии с поставленной задачей | Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; - смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - структурирование знаний; - преобразование информации из одного вида в другой (таблицу, текст); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: -планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием; -осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний; -использование речи для регуляции своей деятельности; -осуществление само- и взаимоконтроля и коррекции свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами; -организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками; -установление рабочих отношений в группе, планирование общих способов работы; -умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической речью | - Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний; - Определять причины и следствия географических путешествий и открытий; - Определять и показывать на карте маршруты путешествии; - Формулировать вывод о роли древних путешественников в исследовании Земли.
|
Тип урока | Комбинированный урок |
Организация образовательной среды |
Ресурсы | Демонстрации, лабораторные и практические работы | Технологии | Межпредметные и метапредметные связи | Формы работы |
Информационный материал: учебник «География. Введение в географию» Домогацких Е. М .; программа курса 5 класса / Автор-составитель Домогацких Е.М. Интернет-ресурсы: Интерактивный материал: презентация по теме учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас. | Презентация | Обучение в сотрудничестве | История | Фронтальная (Ф) Парная (П) Групповая (Г) |
Организация деятельности по достижению образовательных результатов |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
П | Р | К | Л |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Вводная часть: организационный момент, контроль достижений учащихся. (1-2 минуты) |
1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (1 мин.): настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих
| Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих | Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | Планировать свою деятельность | Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений | Проявлять устойчивый познавательный интерес |
2. Организует деятельность учащихся по актуализации понятий (8 мин.): Устно отвечают по параграфу: - Результаты Тур Хайердала
- Один на один с океаном
Беседа по вопросам: 1.Назовите имя путешественника, доказавшего возможность заселения островов Тихого океана из Южной Америки». 2. Как называлось плавательное средство экспедиции? 3. Почему исследователи не смогли завершить свое путешествие? 4. Почему некоторые острова в океане остаются незаселенными до сегодняшнего дня? 5. Как можно доказать, что древние люди совершали длительные путешествия? 6. Объясните фразу «Тур Хейердал доказал не заселение островов из Южной Америки, а только такую возможность» 2. Организует работу у настенной карты: - Показать на карте Ю. Америку, Норвегию, Тихий океан.
| Слушают и отвечают на вопросы учителя (И). Контролируют правильность ответов учащихся (Ф). Выполняют письменную работу | Давать определение понятиям: «описательный метод», «картография » | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения знаний; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; представлять информацию, сообщать ее в письменной и устной форме; участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений | Осознавать готовности к самообразованию и самовоспитанию, формировать адекватную позитивную самооценку |
3. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (1 мин.): Учитель Здравствуйте, дорогие путешественники! Да, да, вы не ослышались. Сегодня мы с вами отправляемся в далекое плавание, во времена древности. Конечно, каждое путешествие бывает опасным и непредсказуемым. Но мы с вами обязательно справимся с трудностями. Правда! Учитель Мы с вами поплывем на трех кораблях и команды должны работать совместно и слажено. Вы согласны? Учитель А вот наш маршрут. По ходу нашего путешествия он будет заполняться и мы с вами увидим его результат. | Вступая в диалог с учителем; Определяют тему урока, записывают ее в тетрадь | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее, соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе, строить логическую цепь рассуждений | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, слушать в соответствии с целевой установкой. | Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений. | Проявлять устойчивый познавательный интерес |
4. Дает целевую установку (1 мин.): предлагает ответить на вопрос: - Какова цель нашего урока? Редактирует и озвучивает цель урока. | Формулируют цель урока | Устанавливают причинно-следственные связи | Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности | Уметь выражать свои мысли | Проявлять устойчивый познавательный интерес |
II. Основная часть: актуализация и мотивация учебной деятельности;целеполагание;изучение нового материала;закрепление;первичный контроль и коррекция. (20-25 минут) |
1.Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний) (8 мин.):
Учитель Сейчас представитель каждой команды выберет название своего корабля (дети выходят и выбирают названия написанные на карточках, оглашают название). А куда же мы с вами отправимся? Что мы должны узнать и открыть для себя? Я думаю, ответ на этот вопрос вы найдете в конвертах, которые у вас на столах. Учащиеся (дети вскрывают конверты и достают ленту с буквенными символами), спрашивают, что это? Учитель А это, ребята, наша цель! Мы должны по окончании путешествия расшифровать эти ребусы (учитель вывешивает ленты на доску) - Итак, вы готовы? Тогда в путь! - Каждая команда получает задание-алгоритм действий (изучить текст новой темы и составить ряд вопросов к нему) - Результаты изучения излагаются в форме устного диалога (метод «Репортаж») между путешественниками, учеными и журналистами.
1 команда | 2 команда | 3 команда | 1. Изучить текс П.8, с.40-42 (Вокруг Африки) | 1. Изучить текс П.8, с.42 (Первые географы) | 1. Изучить текс П.8, с.42-44 (Плавание за солнечным камнем) | 2. Составить по тексту не менее 5 вопросов. | 2. Составить по тексту не менее 5 вопросов. | 2. Составить по тексту не менее 5 вопросов. | 3. Уметь отвечать на вопросы команды. | 3. Уметь отвечать на вопросы команды. | 3. Уметь отвечать на вопросы команды. | 4. Выбрать журналиста и команду финикийцев. | 4. Выбрать журналиста и ученого Геродота. | 4. Выбрать журналиста и путешественника Пифея с командой. | 5. Выступить публично с репортажем. | 5. Выступить публично с репортажем. | 5. Выступить публично с репортажем. |
(на 1, 2, 3, 4 пункты отводится 5 минут; на 5пункт для каждой команды по 7 минут;
| Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку. | Искать и выделять необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений; объяснять явления; строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; использовать речь для регуляции своей деятельности; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами; уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
| Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений | Осознавать готовности к самообразованию и самовоспитанию, формировать адекватную позитивную самооценку |
2. Вводит новые понятия (10 мин.): Учитель - Итак, команды готовы. Первыми нам на нашем пути мы встретили финикийцев. Давайте поприветствуем их (выходят учащиеся 1 команды со своим репортажем)
Примерные вопросы по заданию 1 команды - Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста? (Мы финикийцы)
- А где вы проживаете? (Мы проживаем на узкой полоске земли на восточном побережье Средиземного моря)
- А почему вас называют «первым морским народом»? (Мы очень смелые, нас не страшат ни бури, ни опасности неизвестного пути).
- А по какому пути вы перевозили товары купцов из разных стран? (Мы перевозили товары купцов по Средиземному морю из разных стран).
- Расскажите, какое задание вам поручил египетский фараон Нехо 2. И как вы с ним справились? (Египетский фараон Нехо 2 поручил нам узнать, велика ли страна Ливия. В древности ее называли Африкой. Мы на парусных кораблях вышли в Красное море и поплыли на юг. Сначала все было спокойно. Мы делали короткие остановки для пополнения запасов пресной воды, пищи, торговали с местными жителями. Но чем дальше мы плыли на юг, тем становилось все жарче. Очень часто ветер прекращался, и на море устанавливался штиль, и тогда мы гребли веслами.
- Извините, вот вы сказали штиль, что это? (Штиль –это безветренная погода, ни ветерка)
- А вот я слышал, что с продуктами было очень трудновато? Как вы смогли выжить? (Да, было и такое. Зерно на кораблях было главным продуктом питания. Мы из него пекли хлеб и готовили густую кашу. И когда запасы зерна подошли к концу, мы остановились у побережья и стали возделывать землю, вырастили зерно, собрали урожай и отправились дальше в плавание).
- Сколько времени ушло на путешествие? (Почти три года нам потребовалось, чтобы обойти на кораблях вокруг Африки).
- Каков был результат вашего плавания? (Несмотря на все трудности, мы благополучно вернулись домой. Мы узнали, что Африка очень велика и окружена со всех сторон водой)
10)Спасибо, вам, большое за интереснейший рассказ. До свидания!
Учитель Очень интересный получился репортаж. Ну, а мы продолжаем наше путешествие. Следующая остановка у нас в гостях у родоначальника многих наук. Встречайте, ученый Древней Греции.
Примерные вопросы по заданию 2 команды 1)Представьтесь, пожалуйста! (Я, Геродот. Живу я в Древней Греции) 2) Скажите, а почему вас называют родоначальником многих наук? (Я выдающийся путешественник. Я описал историю многих народов и их быт. Я побывал во многих местах). 3) Расскажите хотя бы об одном таком путешествии? (Это было опасное и продолжительное путешествие в Скифию – это южная часть Русской равнины). Раньше там жили смелые и воинственные племена скифов и сарматов. 4) А путешествие по Египту вы помните? (О, да. Путешествие по Египту началось с реки Нил, по ней я поднялся вверх по течению, исследовал незнакомые места. Описал климат Египта, рассказал о разливе реки Нил, описал растительный и животный мир Египта). 5) Значит Вас можно считать первым географом? А как же Эратосфен? ( Эратосфен родился через 100 лет после меня. Так что он мой последователь) 6) Спасибо Вам большое за интереснейший рассказ! Всего доброго!
Учитель Очень интересный получился репортаж. Ну, а мы продолжаем наше путешествие. Встречаем следующих гостей.
Примерные вопросы по заданию 3 команды 1) Здравствуйте, Вы кто? (Я греческий ученый, мореплаватель Пифей) 2) Очень приятно, мы знаем о Вас как о великом астрономе, математике и географе. Нам известно, что Вы совершили путешествие из Средиземного моря в Северное море. Расскажите нам о нем. (Да, это сейчас все лайнеры плавают по этому маршруту, а раньше, более 2 тыс. лет назад это было неизвестным миром для нас, и все, что лежало за пределами Средиземного моря было опасным и неизведанным. 3) Но почему? (В те времена люди еще боялись моря, опасались потерять из виду берег. Очень часто даже ночевать старались не в море, а на берегу). 4) Сколько продолжалось Ваше плавание? (Оно продолжалось несколько лет) 5) А какова была цель путешествия? (Греческие купцы хотели найти торговый путь к северным островам, которые были богаты янтарем) 6) А что такое янтарь? (Янтарь – это ярко-оранжевый прозрачный камень, его греки называли солнечным и высоко ценили). 7) Что в этом путешествии было самым трудным? (Самым трудным было выйти в Атлантический океан, так как Гибралтарский пролив охраняли бдительные финикийцы. 8) Но вам все –таки удалось прорваться? (Конечно, несмотря на все трудности, мы обогнули Испанию, проплыли вдоль берегов Франции. И вот мы на Британских островах! Цель достигнута! 9) А что было дальше? (Мы перезимовали, а потом продолжили плавание. Посетили земли германцев, богатые янтарем и пришли к выводу, что янтарь – это окаменевшая смола древних деревьев, а не застывшие солнечные лучи) 10) Скажите, а Вам бывало страшно? (Конечно, особенно когда я в море обнаружил твердых медуз и они затянули все море) 11) И что Вы сделали? Что это за медузы? (Мы же тогда еще не знали, что это лед. Мы повернули назад в родные края, у нас же никогда не было зимы и мы не знали, что такое бывает) 12) Мы благодарим Вас за интереснейший рассказ, будем рады Вас видеть еще в нашей студии. Спасибо. (Благодарю за приглашение!)
| Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.
| Выбирать критерии для сравнения; соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе; объяснять явления; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Слушать в соответствии с целевой установкой; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Адекватно использовать письменную речь; уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей; |
- Проводит закрепление нового материала (первичную проверку понимания) (5 мин.):
- О ком идет речь?
«Она является самой крупной рыбой в мире. Длина ее тела может достигать 15м. Несмотря на свои внушительные габариты, обладает спокойным и миролюбивым характером. Ее тело имеет серый или коричневый окрас с белыми пятнами, расположенными на спине и по бокам. Свое «китовое» название она получила из-за огромных размеров.» Показать объекты на карте | Выполняют задания в группе | Строить логическую цепь рассуждений; преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу); объяснять явления, процессы, связи; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
| Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оцени-вать качество и уровень усвоения знаний. | Планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы; уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической речью; уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; представлять информацию в письменной и форм | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости, осознавать готовность к самообразованию и самовоспитанию; формировать адекватную позитивную самооценку.
|
III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут) |
1. Подводит итоги урока: отмечает наиболее активных учеников, выставляет отметки по результатам работы на уроке. - Какова была ваша учебная задача?
- Чему вы научились на уроке?
- Где можно применить полученные знания?
2. Осуществляет рефлексию: сообщает, что изучили тему «путешествия древности». Ребята, я благодарю вас за хорошую работу на уроке и прошу вас в тетрадях нарисовать смайлик и рот: весёлый – если всё поняли, вам понравился урок, и грустный, если у вас были затруднения. Спасибо всем за увлекательное путешествие, за интересные встречи и репортажи. А наградой будет сундук с ……..оценками (выставляет оценки за урок) 3. Задает домашнее задание:
П8, подготовиться к зачету по терминам Задание по контурной карт | Отвечают на вопрос, заканчивают предложения. Записывают домашнее задание в дневник. | Осознанно и произвольно строить речевого высказывания в устной и письменной форме. | Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами. | Представлять информацию в письменной и устной форме | Формировать адекватную позитивную самооценку |