Путешествия древности
план-конспект урока по географии (5 класс)

Хайруллина Диана Ильдаровна

Конспект занятия на тему путешествия древности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestviya_drevnosti.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

« Путешественники древности. »

Цель урока

Создать условия для формирования представлений учащихся о роли путешественников в изучении Земли. Организовать совместную деятельность по изучению эпохи становления географии

Задачи урока:

– обучающие

Формирование у учащихся представления о целях и задачах путешествий древнего времени

– развивающие

развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, а также абстрактное и логическое мышление, сообразительность, интерес к предмету.

– воспитательные

воспитание интереса к предмету, к получению новых знаний, воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений.

Образовательные результаты

Личностные (Л)

Метапредметные

Предметные

Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе.

Развивать интересы учащийся по данной теме Уметь ставить задачи и планировать действия в соответствии с поставленной задачей

Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- структурирование знаний;

 - преобразование информации из одного вида в другой (таблицу, текст);

 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

-планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием;

-осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний;

-использование речи для регуляции своей деятельности;

-осуществление само- и взаимоконтроля и коррекции свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами;

-организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;

-установление рабочих отношений в группе, планирование общих способов работы;

-умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической речью

 -     Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний;

- Определять причины и следствия географических путешествий и открытий;

- Определять и показывать на карте маршруты путешествии;

- Формулировать вывод о роли  древних путешественников в исследовании Земли.


Тип урока

Комбинированный урок

Организация образовательной среды

Ресурсы

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Технологии

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

Информационный материал:

учебник «География. Введение в географию» Домогацких Е. М .; программа курса 5 класса / Автор-составитель Домогацких Е.М.

Интернет-ресурсы:

Интерактивный материал: презентация по теме

учебник, физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас.

Презентация

Обучение в сотрудничестве

История

Фронтальная (Ф)

Парная (П)

Групповая (Г)

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

П

Р

К

Л

1

2

3

4

5

6

I. Вводная часть: организационный момент, контроль достижений учащихся. (1-2 минуты)

1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (1 мин.):

настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих

Готовятся к уроку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя.

Сообщают отсутствующих

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Планировать свою деятельность

Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений

Проявлять устойчивый познавательный интерес

2. Организует деятельность учащихся по актуализации понятий (8 мин.):

Устно отвечают по параграфу:

  1. Результаты Тур Хайердала
  2. Один на один с океаном

Беседа по вопросам:

1.Назовите имя путешественника, доказавшего возможность заселения островов Тихого океана из Южной Америки».

2. Как называлось плавательное средство экспедиции?

3. Почему исследователи не смогли завершить свое путешествие?

4. Почему некоторые острова в океане остаются незаселенными до сегодняшнего дня?

5. Как можно доказать, что древние люди совершали длительные путешествия?

6. Объясните фразу «Тур Хейердал доказал не заселение островов из Южной Америки, а только такую возможность»

2. Организует работу у настенной карты:

  1. Показать на карте Ю. Америку, Норвегию, Тихий океан.

Слушают и отвечают на вопросы учителя (И). Контролируют правильность ответов учащихся (Ф). Выполняют письменную работу

Давать определение понятиям: «описательный метод», «картография »

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения знаний;

осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами.

Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

представлять информацию, сообщать ее в письменной и устной форме;

участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом

разных мнений

Осознавать готовности к самообразованию и самовоспитанию,

формировать адекватную позитивную самооценку

3. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (1 мин.):

Учитель Здравствуйте, дорогие путешественники! Да, да, вы не ослышались. Сегодня мы с вами отправляемся в далекое плавание, во времена древности. Конечно, каждое путешествие бывает опасным и непредсказуемым. Но мы с вами обязательно справимся с трудностями. Правда!

Учитель Мы с вами поплывем на трех кораблях и команды должны работать совместно и слажено. Вы согласны?

Учитель А вот наш маршрут. По ходу нашего путешествия он будет заполняться и мы с вами увидим его результат.

Вступая в диалог с учителем;

Определяют тему урока, записывают ее в тетрадь

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее,

соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе,

строить логическую цепь рассуждений

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

слушать в соответствии с целевой установкой.

Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений.

Проявлять устойчивый познавательный интерес

4. Дает целевую установку (1 мин.): предлагает ответить на вопрос:

- Какова цель нашего урока?

Редактирует и озвучивает цель урока.

Формулируют цель урока

Устанавливают причинно-следственные связи

Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности

Уметь выражать свои мысли

Проявлять устойчивый познавательный интерес

II. Основная часть: актуализация и мотивация учебной деятельности;целеполагание;изучение нового материала;закрепление;первичный контроль и коррекция. (20-25 минут)

1.Организует изучение нового материала (первичное усвоение новых знаний) (8 мин.):

Учитель   Сейчас представитель каждой команды выберет название своего корабля (дети выходят и выбирают названия написанные на карточках, оглашают название).

А куда же мы с вами отправимся?  Что мы должны узнать и открыть для себя? Я думаю, ответ на этот вопрос вы найдете в конвертах, которые у вас на столах.

Учащиеся (дети вскрывают конверты и достают ленту с буквенными символами), спрашивают, что это?

Учитель  А это, ребята, наша цель! Мы должны по окончании путешествия расшифровать эти ребусы

(учитель вывешивает ленты на доску)

- Итак, вы готовы? Тогда в путь!

- Каждая команда получает задание-алгоритм действий (изучить текст новой темы и составить ряд вопросов к нему)

- Результаты изучения излагаются в форме  устного диалога (метод «Репортаж») между путешественниками, учеными и журналистами.

1 команда

2 команда

3 команда

1. Изучить текс П.8, с.40-42 (Вокруг Африки)

1. Изучить текс П.8, с.42 (Первые географы)

1. Изучить текс П.8, с.42-44 (Плавание за солнечным камнем)

2. Составить по тексту не менее 5 вопросов.

2. Составить по тексту не менее 5 вопросов.

2. Составить по тексту не менее 5 вопросов.

3. Уметь отвечать на вопросы команды.

3. Уметь отвечать на вопросы команды.

3. Уметь отвечать на вопросы команды.

4. Выбрать журналиста и команду финикийцев.

4. Выбрать журналиста и ученого Геродота.

4. Выбрать журналиста и путешественника Пифея с командой.

5. Выступить публично с репортажем.

5. Выступить публично с репортажем.

5. Выступить публично с репортажем.

(на 1, 2, 3, 4 пункты отводится 5 минут;

на 5пункт для каждой команды по 7 минут;

Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала.

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку.

Искать и выделять необходимую информацию;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить логическую цепь рассуждений;

объяснять явления;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием;

осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

использовать речь для регуляции своей деятельности;

осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами;

уметь организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений

Осознавать готовности к самообразованию и самовоспитанию,

формировать адекватную позитивную самооценку

2. Вводит новые понятия (10 мин.):

Учитель 

- Итак, команды готовы. Первыми нам на нашем пути мы  встретили финикийцев. Давайте поприветствуем их (выходят учащиеся 1 команды со своим репортажем)

Примерные вопросы по заданию 1 команды

  1. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста? (Мы финикийцы)
  2. А где вы проживаете? (Мы проживаем на узкой полоске земли на восточном побережье Средиземного моря)
  3. А почему вас называют «первым морским народом»? (Мы очень смелые, нас не страшат ни бури, ни опасности неизвестного пути).
  4. А по какому пути вы перевозили товары купцов из разных стран? (Мы перевозили товары купцов по Средиземному морю из разных стран).
  5. Расскажите, какое задание вам поручил египетский фараон Нехо 2. И как вы с ним справились? (Египетский фараон Нехо 2 поручил нам узнать, велика ли страна Ливия. В древности ее называли Африкой. Мы на парусных кораблях вышли в Красное море и поплыли на юг. Сначала все было спокойно. Мы делали короткие остановки для пополнения запасов пресной воды, пищи, торговали с местными жителями. Но чем дальше мы плыли на юг, тем становилось все жарче. Очень часто ветер прекращался, и на море устанавливался штиль, и тогда мы гребли веслами.
  6. Извините, вот вы сказали штиль, что это? (Штиль –это безветренная погода, ни ветерка)
  7. А вот я слышал, что с продуктами было очень трудновато? Как вы смогли выжить? (Да, было и такое. Зерно на кораблях было главным продуктом питания. Мы из него пекли хлеб и готовили густую кашу. И когда запасы зерна подошли к концу, мы остановились у побережья и стали возделывать землю, вырастили зерно, собрали урожай и отправились дальше в плавание).
  8. Сколько времени ушло на путешествие? (Почти три года нам потребовалось, чтобы обойти на кораблях вокруг Африки).
  9. Каков был результат вашего плавания? (Несмотря на все трудности, мы благополучно вернулись домой. Мы узнали, что Африка очень велика и окружена со всех сторон водой)

10)Спасибо, вам, большое за интереснейший рассказ. До свидания!

Учитель  Очень интересный получился репортаж. Ну, а мы продолжаем наше путешествие. Следующая остановка у нас в гостях у родоначальника многих наук. Встречайте, ученый Древней Греции.

Примерные вопросы по заданию 2 команды

1)Представьтесь, пожалуйста! (Я, Геродот. Живу я в Древней Греции)

2) Скажите, а почему вас называют родоначальником многих наук? (Я выдающийся путешественник. Я описал историю многих народов и их быт. Я побывал во многих местах).

3) Расскажите хотя бы об одном таком путешествии? (Это было опасное и продолжительное путешествие в Скифию – это южная часть Русской равнины). Раньше там жили смелые и воинственные племена скифов и сарматов.

4) А путешествие по Египту вы помните? (О, да. Путешествие по Египту началось с реки Нил, по ней я поднялся вверх по течению, исследовал незнакомые места. Описал климат Египта, рассказал о разливе реки Нил, описал растительный и животный мир Египта).

5) Значит Вас можно считать первым географом? А как же Эратосфен? ( Эратосфен родился через 100 лет после меня. Так что он мой последователь)

6) Спасибо Вам большое за интереснейший рассказ! Всего доброго!

Учитель  Очень интересный получился репортаж. Ну, а мы продолжаем наше путешествие. Встречаем следующих гостей.

Примерные вопросы по заданию 3 команды

1) Здравствуйте, Вы кто? (Я греческий ученый, мореплаватель Пифей)

2) Очень приятно, мы знаем о Вас как о великом астрономе, математике и географе. Нам известно, что Вы совершили путешествие из Средиземного моря в Северное море. Расскажите нам о нем. (Да, это сейчас все лайнеры плавают по этому маршруту, а раньше, более 2 тыс. лет назад это было неизвестным миром для нас, и все, что лежало за пределами Средиземного моря было опасным и неизведанным.

3) Но почему? (В те времена люди еще боялись моря, опасались потерять из виду берег. Очень часто даже ночевать старались не в море, а на берегу).

4) Сколько продолжалось Ваше плавание? (Оно продолжалось несколько лет)

5) А какова была цель путешествия? (Греческие купцы хотели найти торговый путь к северным островам, которые были богаты янтарем)

6) А что такое янтарь? (Янтарь – это ярко-оранжевый прозрачный камень, его греки называли солнечным и высоко ценили).

7) Что в этом путешествии было самым трудным? (Самым трудным было выйти в Атлантический океан, так как Гибралтарский пролив охраняли бдительные финикийцы.

8) Но вам все –таки удалось прорваться? (Конечно, несмотря на все трудности, мы обогнули Испанию, проплыли вдоль берегов Франции. И вот мы на Британских островах! Цель достигнута!

9) А что было дальше? (Мы перезимовали, а потом продолжили плавание. Посетили земли германцев, богатые янтарем и пришли к выводу, что янтарь – это окаменевшая смола древних деревьев, а не застывшие солнечные лучи)

10) Скажите, а Вам бывало страшно? (Конечно, особенно когда я в море обнаружил твердых медуз и они затянули все море)

11) И что Вы сделали? Что это за медузы? (Мы же тогда еще не знали, что это лед. Мы повернули назад в родные края, у нас же никогда не было зимы и мы не знали, что такое бывает)

12) Мы благодарим Вас за интереснейший рассказ, будем рады Вас видеть еще в нашей студии. Спасибо. (Благодарю за приглашение!)

Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.

Выбирать критерии для сравнения; соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе; объяснять

явления; осознанно строить речевое

высказывание в устной и письменной форме.

Слушать в соответствии с целевой установкой;

осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Адекватно использовать письменную речь;

уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей;

  1. Проводит закрепление нового материала (первичную проверку понимания) (5 мин.):
  2. О ком идет речь?

«Она является самой крупной рыбой в мире. Длина ее тела может достигать 15м. Несмотря на свои внушительные габариты, обладает спокойным и миролюбивым характером. Ее тело имеет серый или коричневый окрас с белыми пятнами, расположенными на спине и по бокам. Свое «китовое» название она получила из-за огромных размеров.»

  Показать объекты на карте

Выполняют задания в группе

Строить логическую цепь рассуждений;

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу);

объяснять явления, процессы, связи;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием;

осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оцени-вать качество и уровень усвоения знаний.

Планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками;

устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы;

уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической речью;

уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

представлять информацию в письменной и форм

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости,

осознавать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

формировать адекватную позитивную самооценку.

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут)

1. Подводит итоги урока:

отмечает наиболее активных учеников, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

  • Какова была ваша учебная задача?
  • Чему вы научились на уроке?
  • Где можно применить полученные знания?

2. Осуществляет рефлексию:

сообщает, что изучили тему «путешествия древности».  Ребята, я благодарю вас за хорошую работу на уроке и прошу вас в тетрадях нарисовать смайлик и рот: весёлый – если всё поняли, вам понравился урок, и грустный, если у вас были затруднения.

Спасибо всем за увлекательное путешествие, за интересные встречи и репортажи. А наградой будет сундук с ……..оценками  (выставляет оценки за урок)

       

3. Задает домашнее задание:

П8, подготовиться к зачету по терминам

Задание по контурной карт

Отвечают на вопрос, заканчивают предложения.

Записывают домашнее задание в дневник.

Осознанно и произвольно строить речевого высказывания в устной и письменной форме.

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами.

Представлять информацию в письменной и устной форме

Формировать адекватную позитивную самооценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Олимпийские игры в древности"

Предлагаемый вариант проведения урока позволит преподавателю более наглядно и интересно познакомить учащихся с историей Олимпийских игр. Организация образовательного процесса на основе медиаобразовате...

Презентация (исследовательская работа)"Квадратные уравнения в древности

Исследовательская работа учащихся как появились квадратные уравнения и их дальнейшее развитие...

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

Сценарий воспитательного мероприятия "от истоков Олимпийских игр древности до Олимпийского движения в России"

Данное мероприятие помогает сплотить детей, реализовать творческий потенциал учащихся, способствует формированию мотивации к учебной деятельности и выявить знания в области физической культу...

История ХМАО с древности до наших дней. Часть 1

Цель: знакомство учащихся предпрофильных классов с историей, традициями, культурой и бытом народов Югры.Данный элективный курс позволяет расширить кругозор учащихся, формирует толерантную позици...

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

Урок по теме "Олимпийский игры в древности"

Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция)  ...