Урок по теме "Почва-особое природное тело" (5 класс)
методическая разработка по географии (5 класс)

Технологическая карта урока географии по теме "Почва - особое природное тело" (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Невротов Вячеслав Валерьевич, учитель высшей категории БОУ г.Омска "Средняя общеобразовательная школа №133"

Учебный предмет: география

Класс: 5

Авторы  УМК:   И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин  География. Начальный курс.  5 класс.

Тема урока: Почва — особое природное тело.

Тип урока: Урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

Цели:

  1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.
  2. Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования
  3. Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.

Задачи:

1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение; выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим; определить почвенные горизонты и их особенности.

2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны - почве.

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Орг.момент.

Краткий фронтальный опрос по теме "Живая оболочка Земли" (П.25).

 (2 мин.)

Взаимодействуют

с учителем во время проса, осуществляемого

во фронтальном

режиме.

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Постановка цели и задач урока (5 мин.)

1. Читает стихи и просит ребят подумать, о чем идет речь.

2. Просит выдвинуть предположение

о теме предстоящего урока.

3. Организует беседу, выявляющую

представления детей о почве.

4. Выясняет, что еще учащиеся хотели бы о ней узнать.

5. Подводит итог беседы , формулируя задачи урока

Слушают стих.

Выдвигают

предположения

о теме урока.

Слушают вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы

учителя

Выделять существенную

информацию

из текста загадки.

Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного

опыта

Взаимодействуют

с учителем во время проса, осуществляемого

во фронтальном

режиме.

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Контролируют

правильность

ответов товарищей

Уметь слушать в соответствии

с целевой

установкой.

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного

задания

При помощи наводящих вопросов подводит учащихся к формулированию термина «почва»

обобщают информацию,

формулируют вывод

Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме

Взаимодействуют

с учителем во время проса, осуществляемого

во фронтальном

режиме.

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Контролируют

правильность

ответов товарищей

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль.

(10 мин.)

1. Организует работу по проведению опытов по установлению состава почвы.

(3 и 4 группы должны состоять из более сильных уч-ся)

2.Контролирует и при необходимости корректирует

результаты работы групп.

3. Добивается полного и точного формулирования выводов.

4. Контролирует заполнение учащимися в тетради схемы, отображающей состав почв.

5. Проводит самооценку членами групп их работы

Изучают инструкцию и проводят опыты

искать  и выделять необходимую информацию

Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме.

Обосновывать

свое мнение

Участвуют в проведении опытов.

Лидеры групп озвучивают ответы, под-

готовленные группой:

• от каждой группы

заслушивается

сообщение о технологии проведения и результате опыта

• вывод

Строить высказывания,

понятные для

партнеров.

Рефлексия своих

действий (полное

отображение

предметного

содержания

и условий осуществляемых

действий).

Понимать на слух ответы обучающихся

Прослушивают

ответы лидеров

групп

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Осуществлять

пошаговый и итоговый

контроль

по результату.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

самоконтроль и взаимоконтроль.

1. Вводит термины «гумус» и «плодородие».

2. Организует запись новых терминов в тетради.

Слушают учителя

Работают в тетрадях

устанавливать причинно-следственные связи

Взаимодействуют

с учителем во время прослушивания новой информации

Планировать учебное сотрудничество с учителем

Осуществляют

взаимоконтроль

процесса выполнения

задания

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль

(12 мин.)

1. Выкладывает на стол кусок горной породы и предлагает учащимся совместную работу по сочинению сказки о мечте старого камня. Учитель начинает, а затем учащиеся продолжают развивать события

Слушают учителя

Выдвигают свои предположения по продолжению сказки

Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме

Участвуют в совместной работе по составлению рассказа

Согласовывать

усилия по решению

учебной задачи.

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Учитывать другие мнения

Осуществляют

взаимоконтроль

процесса выполнения

задания

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль.

Краткий рассказ об основоположнике почвоведения В.В.Докучаеве и его труде «Русский чернозем»

Слушают учителя

Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста

Взаимодействуют

с учителем во время прослушивания новой информации

Планировать учебное сотрудничество с учителем

Осуществляют самоконтроль

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

1. Организует знакомство учащихся с образцами почв и выявление визуальных различий: по цвету, рыхлости, комковатости.

2. Объясняет зависимость цвета почвы от количества гумуса.

3. Организует работу по слайду: Определите, какие почвы содержат больше

гумуса?

4. Организует работу с почвенной картой Омской области:

- По карте определите, какие типы почв распространены в нашей области;

-  Какие почвы занимают наибольшие площади в области?

Рассматривают образцы, проводят визуальный сравнительный анализ;

Слушают учителя и делают выводы

Извлекать необходимую информацию из прослушанного текста

Проводить сравнение объектов по одному или нескольким признакам

Взаимодействуют

с учителем во время прослушивания новой информации

Участвуют в совместной работе

Планировать учебное сотрудничество с учителем

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

Контролируют

правильность

ответов товарищей

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль.

1. Организует обсуждение значения почв в жизни и деятельности человека.

2. Организует обсуждение вопроса охраны почв и их рационального использования

3. Оценивает результаты обсуждения вопросов значения и охраны почв.

Участвуют в

обсуждении.

Отвечают на вопросы учителя.

Осознанно

и произвольно

строить речевое

высказывание

в устной форме.

Обосновывать

свое мнение

Участвуют в совместной работе

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Обнаруживать

отклонения

от эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль.

Адекватно

воспринимать

оценку учителя

(10 мин.)

1. Объясняет сущность домашнего задания:

а) прочитать § 26

б) выполнить задания в рабочей печатной тетради, используя ресурсы интернет.

При остатке времени организует работу с тестами

Выполняют тестовые задания

Искать и выделять необходимую информацию

Участвуют в совместной работе

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Контролируют

правильность

ответов товарищей

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

(5 мин.)

Проводит  рефлексию:

- Чем полезен для вас данный урок?

 - Чему вы научились сегодня?

- Помогут ли вам в жизни  знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- С каким чувством вы заканчиваете урок?

Проводят рефлексию

Устанавливать связь  между целью учебной

деятельности и ее мотивом

Участвуют в совместной работе

Договариваться

и приходить

к общему мнению

в совместной

деятельности.

Проводят самооценку

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит

усвоить, осознать качество и уровень усвоения

(Слайд 1).

Орг.момент. Проверка учебных принадлежностей на партах.

Краткий фронтальный опрос по теме "Живая оболочка Земли" (П.25).

- Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Живая оболочка Земли).

- Как называется живая оболочка Земли? (Биосфера).

- Назовите условия для жизни на Земле. (Свет, температура, вода, питательные вещества).

- Кто разработал учение о биосфере? (В.И. Вернадский).

- Сегодня мы с вами будем изучать тему, тесно связанную с живой оболочкой Земли.

(Слайд 2).

1. Вашему вниманию предлагается загадка.

Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом - 
Что вы скажете о нём?

Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка

Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, среды лесной… (А. Утенкова)

2.  - О чем говорится в загадке? (о почве)

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?  (о почве) (Слайд 3).

- Откройте свои тетради. Запишите число и тему урока "Почва - особое природное тело".

(Слайд 4).

- Как вы думаете, какая цель стоит сегодня перед нами? (изучить почву, познакомиться с ее свойствами).

(Слайд 5). - Для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо решить следующие задачи:

           дать определение понятиям: почва, почвоведение, плодородие, гумус;

           выяснить состав почвы;

           познакомиться с разнообразием типов почв;

           рассмотреть значение почв.

(Слайд 6).  -Знаете ли вы, что такое почва? (Почва - верхний плодородный слой земной коры на суше). (Учащиеся записывают правило в тетрадь).

- Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет).

- Почвы везде разные и все они имеют разный состав. Сейчас мы познакомимся с составом почвы. Мы будем работать в группах. В классе 4 группы.

(Слайд 7).  Каждой группе предлагается выполнить определенный опыт, чтобы определить, что входит в состав почвы. Я зачитаю инструкции, которыми вы руководствуетесь при выполнении своего опыта. Все инструкции у вас на партах. Время на выполнение опыта - 4 минуты.

Свойства почвы.

 Опыты по определению состава почв:

(Слайд 8). Опыт №1 (группа 1)

1. Возьмите стакан с водой.

2. Бросьте туда комочек почвы.

3. Что вы наблюдаете?

4. Запишите выводы в тетрадь, используя ключевые слова.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.

(Слайд 9). Опыт №2 (группа 2)

1. Возьмите фильтровальную бумагу (салфетку).

2. Насыпьте на нее немного почвы.

3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

4. Стряхните почву обратно в стакан.

5. Что вы наблюдаете? Запишите выводы в тетрадь, используя ключевые слова.

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке  мокрое пятно. 

Вывод: в почве есть вода.

(Слайд 10). Опыт №3 (группа 3)

1.     Возьмите посуду с почвой.

2.     Рассмотрите почву через лупу

3.     Что вы увидели?

4.     Запишите выводы в тетрадь, используя ключевые слова.

Ключевые слова:  пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов,  мусор, корешки,  части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели, песок, глину, мусор, корешки, части насекомых.

(Слайд 11). Опыт №4 (группа 4)

1.     Возьмите стакан  водой и бросьте туда комочек почвы.

2.     Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания.

3.     Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?

4.     Запишите выводы в тетрадь, используя ключевые слова.

(Слайд 12). Ключевые слова:  пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов,  мусор., корешки,  части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели осадок на дне стакана и увидели снизу в стакане песок, сверху на него осели мелкие частицы глины, а на поверхности воды плавают мелкие кусочки растительных остатков (листики и палочки).

Вывод (общий для групп 3 и 4): в почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

- Кто из вас знает, как  называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве? (Ответ: перегной)

-Правильно.  Еще одно его название – гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.  

- Откроем страницу 130 (параграф.26) и найдем определение термина "гумус".

(Слайд 13).  (Гумус - особое органическое вещество, образованное из перегнивших останков живых организмов). (Учащиеся записывают правило в тетрадь).

От наличия в почве перегноя (гумуса)  во многом зависит ее плодородие.

(Слайд 14). Плодородие - это главное свойство почвы! 

- Можно ли улучшить плодородие почвы? (Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения). Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве  хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтобы не навредить здоровью.

Физ. минутка: Встали. Потянулись вверх. Назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем. Раз - два, думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

- Перед вами камень. Предлагаю вашему вниманию незавершенную сказку о нем, которая называется "Сказка о мечте старого камня". Вам нужно будет продолжить эту сказку 2-3 предложениями. (Слайд 15).

«Сказка о мечте старого камня»

Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него  внимания не обращал.  Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка  какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню  знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь  такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?

(Слайд 16).  Дети продолжают сказку:  И вот, однажды поселилась среди  песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.

И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь  с этого началось образование ПОЧВЫ.

 Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества  животных и микроорганизмов,  водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле. (Слайд 17). 

(Слайд 18).  А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, геолог, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев. И назвал он свою книжку “Русский чернозем” .

Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.

Теперь познакомимся с типами почв.

(Слайд 19).  - Рассмотрите образцы почв.

- Что вы заметили?  (Они по цвету разные)

- Правильно. Как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)

(Слайд 20). - Разберем почвы Омской области. На юге Омской области распространены самые плодородные почвы России и мира - черноземы. На них можно выращивать пшеницу, подсолнечник, сахарную свеклу. То есть они используются под пашню.

- Откройте страницу 130 учебника. Прочитайте абзац "Значение почвы". Ответьте на вопрос: "Зачем нужна почва?" (Почва - основа сельского хозяйства)

 - Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

 Один сантиметр почвы образуется в природе за 100 лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.  Почва по вине людей может очень быстро разрушаться. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода. Выдувает сильный ветер.  Почва многого «боится». Например, ядохимикатов. Если их  берут больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Если в почву вносят слишком много удобрений, или ее слишком обильно поливают, в ней накапливается избыток солей. А это вредно для растений и для всего живого в почве. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать на склонах, а зимой проводить снегозадержание.  Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия.

- Что вы можете сделать, чтобы сберечь почву? (Не мусорить, бережно относиться к травяному покрову).

(Слайд 21).  - Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок: параграф 26, выполнить задания в рабочей печатной тетради на стр. 68-70, используя ресурсы интернет.

V. Обобщение  и закрепление полученных знаний..

(Слайд 22).  1. Почва - это...

1=верхний слой земной коры

2=верхний плодородный слой земной коры

3=земная кора

(Слайд 23).  2. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…

1=водой и кислородом

2=питательными веществами

3=питательными веществами, водой и кислородом

 (Слайд 24).  3. Гумус - это…

1. почва

2. перегной

3. земная кора

 (Слайд 25).  4.   Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования…

1=продуктов жизнедеятельности животных

2=частей растений, попадающих в почву

3=почвенных минералов

(Слайд 26).  5.    Наиболее плодородные почвы России –…

1= черноземные

2=каштановые

3= серые лесные

 (Слайд 27).  6.    Черноземы в основном используют под …

1. сенокосы и пастбища

2. строительство промышленных объектов

3. пашню

(Слайд 28).  Ключ: 2, 3, 2, 2, 1, 3.

(Слайд 29).  Критерии оценивания.

0 ошибок - отметка "5"

1 - 2 ошибки - отметка "4"

3 ошибки - отметка "3"

 VII. Рефлексия

- Что вы узнали сегодня на уроке?

 - Чему вы научились сегодня?

- Достигнута ли цель урока?

- Помогут ли вам в жизни  знания, полученные на сегодняшнем уроке?

- С каким чувством вы заканчиваете урок?

- Поднимите зеленый кружок, если вы чувствовали себя комфортно и было все понятно на уроке.

- Поднимите желтый кружок, если вы чувствовали себя не очень комфортно и не все было понятно на уроке.

- Поднимите красный кружок, если вы чувствовали себя некомфортно и многое на уроке было непонятно.

(Слайд 30).  Закончить урок хочется следующими словами: "Добра мать для своих детей, а земля для всех людей".

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информационные ресурсы


1. https://infourok.ru/konspekt-uroka-geografii-v-klasse-pochva-osoboe-prirodnoe-telo-2708796.html

2. https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-geografii-pochva-osoboe-prirodnoe.html

3. https://videouroki.net/video/43-pochva-osoboe-prirodnoe-telo.html

4. https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2016/11/06/urok-pochva-osoboe-prirodnoe-telo

                                                                                                              



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Почва как особое природное тело"

6-ой класс; курс "Землеведение"...

план конспект урока " Почва-особое природное тело Земли"

"спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете"...

Урок "Почва - особое природное тело"

Урок с технологической картой...

Урок "Почва - особое природное тело"

Презентация к уроку "Почва - особое природное тело"...

ДО, География, 5 класс, ВОПРОСЫ по уроку "Почва - особое природное тело".

Вопросы по уроку географии, 5 класс "Почва - особое природное тело" 28.04.2020 или 30.04.2020...

«Планеты Солнечной системы» . Урок-путешествие . Предмет: окружающий природный мир . Класс: 6 для детей с УО

laquo;Планеты Солнечной системы»Урок-путешествиеУчитель: Смирнова В.А.Предмет: окружающий природный мирКласс: 6 для детей с УОУчебник: «Природоведение. 5 класс .Учебник для специальных (к...

Самоанализ урока географии в 8 классе по теме: «Почва — особое природное тело»

Тип урока – урок открытия нового знания, вид урока - комбинированный. Специфика урока состояла в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Это 19 урок по теме «Природа». Урок опир...