Урок по теме "Почва как особое природное тело"
презентация к уроку географии (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva.ppt | 986 КБ |
otkrytyy_urok_pochva_kak_osoboe_telo.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
29.04. Почва как особое природное тело
Василий Васильевич Докучаев- основатель почвоведения. Доказал, что почва не горная порода, а самостоятельное тело природы.
– Что такое почва? Выберите правильный ответ: Верхний слой земли. Верхний слой земли, где есть песок и глина. Верхний плодородный слой земли. Верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.
Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений.
Состав почвы:
Почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени.
Лесная подстилка
Перегной или гумус – сложное органическое вещество, образующееся при разложении остатков растений и животных .
В зоне лесов - лесные почвы
Густой ельник
В хвойных лесах - подзолистые почвы
Степь
В степях - черноземы
Почвы Астраханской области
Земля заботу любит
Враги почвы:
Исследование по теме: «Надо ли сжигать сухую листву и траву?»
Вопрос: - Какие меры необходимо принимать, чтобы почва не теряла своего плодородия? Внесение минеральных и органических веществ Внесение микроорганизмов (ЭМ-эффективные, отобранные микроорганизмы)
Красная книга почв
Итог урока. Что такое почва? Назовите основное свойство почвы? От чего зависит плодородие почвы? Какие типы почв распространены на территории России? Почему нужно бережно относиться к почвам? Что вам особенно запомнилось из новой темы?
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии
"Почва как особое природное тело" 6-й клас
Юдина Инна Ивановна, учитель географии МБОУ «Икрянинская СОШ»
Цели урока:
- Сформировать понятие о почве, разнообразии почв.
- Выделить главное свойство почвы – плодородие.
- Познакомить с типами почв России и Астраханской области.
- Показать необходимость охраны почв.
- Развивать исследовательский подход к изучению природных объектов.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карты, макеты почв, презентация.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
(слайд 1)
– Сегодня наш урок я хочу начать словами великого Гете: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?
-Нам надо выяснить, почему почва является уникальным объектом.
III. Работа над новым материалом.
– Есть на свете чудесная кладовая (слайд 2).Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?
– Конечно, – это почва. Сегодня мы будем говорить о почве, ее составе, типах почв России и охране.
(слайд 3) Учащиеся записывают тему урока.
Впервые о почве как об особом теле природы, наряду с животными и растениями и минералами, заговорил Василий Васильевич Докучаев (слайд 4). Он является основателем почвоведения. За время экспедиции по России Докучаев преодолел свыше 10 тыс. км. собрал тысячи проб. Доказал, что почва не горная порода, а самостоятельное тело природы. Образование почв – это сложный процесс. Начинается этот процесс с выветривания горных пород. Без горной породы не смогла бы образоваться ни одна почва. Недаром ученые называют породу, на которой она формируется, материнской. На горных породах поселяются первые растения, первые животные. Умирая, они перегнивают, и образуют темное вещество – перегной. Постепенно его количество увеличивается, все больше растений и животных получают здесь питательные вещества, необходимые для жизни. Так образуется почва.
– Что такое почва? Выберите правильный ответ: (слайд 5)
- Верхний слой земли.
- Верхний слой земли, где есть песок и глина.
- Верхний плодородный слой земли.
- Верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.
– Почему вы выбрали именно это определение?
– А может ли растение развиваться на гладком камне или глине? Назовите главное свойство почвы? (Плодородие) (слайд 6)
– Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений (записывают в тетрадь).
– Назовите состав почвы.
-Воздух, вода, органические и минеральные вещества, песок и глина (слайд 7).
– Значит, почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени (слайд 8) (записывают в тетрадь)
– А теперь мы с вами пойдем в лес. Давайте остановимся вот под этим дубом (слайд 9) Посмотрите, как густо он населен. Как вы думаете, чем занят кабан? Он разрывает лесную подстилку, ищет желуди, корешки.
– А кто из вас задумывался, из чего состоит лесная подстилка, на которой так удобно посидеть, отдохнуть, помечтать?
– Но если уж мы решили изучать природу, а сейчас забрели в дубраву, то воспользуемся случаем и узнаем, что же такое лесной ковер (слайд 10).
– Лесная подстилка толщиной сантиметров 5 состоит из листьев деревьев, мелких веточек, скорлупок орехов и желудей. В верхнем слое – и опавшие недавно, и прошлогодние листья дуба. Дубовые листья разлагаются медленно – 2–3 года. Ниже – слой полуразложившихся листьев. Как только листья падают на землю, на них буквально набрасываются жуки, слизни, другие животные и грибы, обитающие в лесной подстилке. Они поедают, перетирают листья, разрушают их.
Если бы опад не разрушался, то он уже засыпал бы деревья. Но он разрушается и образуется главная часть почвы – перегной или (слайд 11) гумус – сложное органическое вещество, образующееся при разложении остатков растений и животных.
Когда животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. Затем в соли. Их используют растения. Вот так вещества «путешествуют по кругу». Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. Происходит круговорот веществ!
– Таким образом, растения леса сами удобряют почву, создают ее плодородие.
– Больше половины территории России находится в зоне лесов, здесь сформировались особые лесные почвы (слайд 12).
– Под дубовым лесом образуется своеобразная серая лесная почва. Это достаточно плодородная почва. Поэтому многие дубовые леса были вырублены, пни выкорчеваны, и на их месте возникли посевы и посадки сельскохозяйственных культур.
– А теперь закройте глаза и представьте, что вы попали в густой ельник (слайд 13).А вот посмотрите – повалилась ель (слайд 14). Корни распростерты в разные стороны от лежащего на земле дерева. Вы видите, что прямого, идущего в глубину стержневого корня у ели нет. Все корни расположены близко к поверхности почвы, удаляясь в разные стороны от ствола на 20 и более метров. Как только ель перестает расти, корни с краев отмирают, уменьшается устойчивость дерева. И при сильном ветре зеленая ель падает.
– Взгляните сюда – какая серая, похожая на золу земля на бугре от вывернутых корней ели. Народ так и назвал ее – подзол.
В хвойных лесах часто идут дожди. Образовавшиеся в почве соли вымываются с водой в нижние горизонты, и почва становится белёсой, похожей на золу. Поэтому почвы называются подзолистые (слайд 15).
– А сейчас мы с вами отправимся в открытую степь (слайд 16). Степь – это царство типчака, ковыля и других засухоустойчивых растений. Как густо они покрывают почву! А какие богатые почвы! Это знаменитые черноземы!
«Царь почв – русский чернозем», – сказал знаменитый почвовед В.В. Докучаев.
– В степи под растениями образовался этот чернозем (слайд 17). Он называется черноземом, потому что прокрашен перегноем. Верхний слой очень темный, можно сказать просто черный. Черная земля – говорят в народе, или чернозем. Перегнойный слой весь состоит как бы из зерен – частичек почвы. Между этими частичками свободно проникает воздух, а во время дождя – вода. Все это создает благоприятные условия для растений.
Черноземы темным ковром устилают всю степную зону. Это очень плодородные почвы. На них вызревают богатые урожаи пшеницы, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей. Но и за черноземами нужен уход.
– Посмотрите на карту. Какие типы почв еще распространены на территории России? Работа с атласом
– Как вы думаете, почему для России характерно такое многообразие почв?
– Скажите, а какие почвы распространены в нашей области? (слайд 18).
Почвы каштановые. На территории Астраханской области распространены светло-каштановые, бурые почвы.
Располагаются пятнами при движении с севера на юг при усилении засушливости климата постепенно расширяя свои площади. Их можно встретить и в Бэровских буграх. Повышение солености – главная причина низкого естественного плодородия. Слова В.В. Докучаева «Ценна здесь не земля, а вода. Земля, за которую не дают ломанного гроша, как только удается ее оросить, стоит баснословные деньги. Дает прекрасные урожаи».
– Прочитайте пословицу:
Земля заботу любит (слайд 19).
– Поясните ее смысл.
– Как вы думаете, а есть ли у почвы враги? (Вода, овраги, ветер, человек) (слайд 20).
– А можно спасти почву от разрушения, от ее врагов?
– Послушайте стихотворение Анны Ахматовой «Родная земля»:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах,
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
– Своя, родная земля. Значит, именно человек должен бережно относиться к почве, ведь только он может спасти почву от разрушения.
– Вам было дано задание – провести исследование по теме «Надо ли сжигать сухую листву и траву» (слайд 21).
Давайте заслушаем результаты исследования.
1) Из-за ежегодного сгребания и сжигания листвы и сухой травы почва лишается перегноя, становится истощенной и бесплодной. Ведь подстилка из опавших листьев и побегов – отличное органическое удобрение, которое обеспечивает растущие деревья, кустарники и травы питательными веществами. Опавшие листья – это не мусор, а единственное удобрение для дикорастущих растений. При сжигании оно буквально вылетает в воздух. Кроме того, оголенная, выжженная земля намного быстрее теряет накопленную за зиму влагу, что мешает полноценному развитию и жизнедеятельности растений.
Сжигание травы – большая беда для обитателей «травяных джунглей»: растений и животных. В огне гибнут насекомые, лягушки, кладки птиц, гнездящихся на земле. Сгорают корни и корневища растений, их семена, так и не попав в землю. Не случайно так беден видовой состав растений и животных в местах частых пожаров.
2) Не каждый думает о том, сколько копоти и вредных газов попадает в это время в атмосферу, загрязняя ее. Терпкий запах горящей листвы и старой травы к тому же небезопасен. Ведь даже дым от обычного костра из хвороста содержит десятки веществ, вредных для здоровья человека. При весенних и осенних кострах и палах, сжигающих «мусор», концентрация этих веществ во много раз превышает гигиенические нормы, предъявляемые к воздуху, которым мы дышим. Такие кострища буквально пышут ядом. У людей ухудшается самочувствие, обостряются аллергические заболевания, заболевания органов дыхания. Массовое сжигание листвы и травы приводит к такому загрязнению атмосферы, которое сравнимо с мощными промышленными выбросами.
– Значит не зря в народе говорят: от пала все пропало. И это справедливо. Теперь вы знаете, почему нельзя сжигать мусор, а полезнее закапывать его в землю, пусть превращается в удобрение. Значит, будет больше плодородных земель, богаче будет наша страна.
-Ребята, а как вы думаете, почва со временем теряет свое плодородие?
-Какие меры необходимо принимать, чтобы почва не теряла своего плодородия? (слайд 22).
Охрана почв – важнейшая задача человечества. Известные почвоведы нашей области А.И. Климентьев, А.А. Чибилев, Блохин и другие сотрудники института степи в 2001 году издали первую в мире «Красную книгу почв Оренбургской области», в которую внесены все типы почв, надлежащие сохранению их в естественном виде. (Показ Красной книги почв) (слайд 23).
–Ребята, всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от неё?
– Вот перед вами яблоко. Представим, что яблоко – это наша планета Земля. Делим его на 4 части; 3 из них – это вода, а ¼ часть – земля, если эту маленькую часть поделим еще, то получим «кусочек земли», где люди не живут: это пустыни, ледники, вершины гор. А теперь эту маленькую часть делим на 3 части: 2 части – это города, дороги, леса, – землю нельзя использовать. И только последний кусочек мы используем. Вот эта кожура – это и будет слой плодородной почвы. А мы, порой, чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, засеянное поле или клумбу, делаем на них дорожки, и вот уже почва перестает быть плодородной. Значит, от этого крохотного кусочка можно еще отрезать кроху.
– Какой вывод можно сделать?
– Плодородных почв на Земле очень мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека.
IV. Итог урока.
- Что такое почва?
- Назовите основное свойство почвы?
- От чего зависит плодородие почвы?
- Какие типы почв распространены на территории России?
- Почему нужно бережно относиться к почвам?
- Что вам особенно запомнилось из новой темы?
V. Д/З: параграф 47, вопрос 1-6 стр.211
(слайд 25-32) звучит мелодия
– Наш урок я хочу закончить словами Сухомлинского: «Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем, кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир».
– И только от нас, людей, зависит, сможем ли мы увидеть и сберечь эту необыкновенную красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект урока " Почва-особое природное тело Земли"
"спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете"...
Урок "Почва - особое природное тело"
Урок с технологической картой...
Урок "Почва - особое природное тело"
Презентация к уроку "Почва - особое природное тело"...
ДО, География, 5 класс, ВОПРОСЫ по уроку "Почва - особое природное тело".
Вопросы по уроку географии, 5 класс "Почва - особое природное тело" 28.04.2020 или 30.04.2020...
Методическая разработка урока географии с элементами исследования по теме: "Почва-особое природное тело"
Разработка была представлена на городской конкурс "Мой лучший урок-2021" и получила положительные отзывы комиссии. Разработана на основе УМК по географии "Полярная звезда". В уроке...
Самоанализ урока географии в 8 классе по теме: «Почва — особое природное тело»
Тип урока – урок открытия нового знания, вид урока - комбинированный. Специфика урока состояла в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Это 19 урок по теме «Природа». Урок опир...
Урок по теме "Почва-особое природное тело" (5 класс)
Технологическая карта урока географии по теме "Почва - особое природное тело" (5 класс)...