план конспект урока " Почва-особое природное тело Земли"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Кравченко Валентина Петровна

"спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

                     Урок по теме «Почва- особое природное тело Земли»

Цель: сформировать понятия «почва», «гумус» , «плодородие», состав почвы, типы почв

Оборудование: презентация «Почва», набор почвы, стакан, пипетка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка.

Ход урока:

  1. Мотивация

Учитель:    у нас сегодня интересная и важная тема урока, чтобы определить ее отгадайте загадку               (слайд №1)

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать,

А я с подарками опять

(почва. Уч-ся могут ответить –земля)

Учитель: Земля-понятие широкое.      (слайд №2)

- о какой части Земли мы будем говорить?  (о почве)

-запишите тему урока          (слайд №3)    Почва- ОСОБОЕ тело Земли

-задачи урока                       (слайд №4)

-обратите  внимание на  выражение « Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете» (на доске  записано)

Мы в конце урока вернемся к нему!

  1. Изучение нового

Учитель- посмотрите на тему урока, слово «особое» выделено. Как вы понимаете значение этого слова?

                                               (слайд№5)

-особый в словаре Ефремовой    1. Необычный , исключительный

                                                             2.не похожий на других, своеобразный

                                                             3.Отдельный, отличный от других.

- Что же такое почва? Почему она ОСОБОЕ тело Земли?

Задание 1:

 (слайд №6)        Даны ключевые слова  -слой, плодородие, тонкий, верхний ,земной коры.  Сформулируйте определение -Что такое почва.

(Почва- верхний плодородный слой Земли)      

(слайд№7)

- почему почва –особое природное тело? (главное свойство почвы- плодородие. Этим она отличается от других частей Земли: от горной породы, воды и т.д.)

- приведите примеры плодородия почвы, с которыми вы встречались.

(посадили ведро картошки, а получили20 ведер и т.д.)

_ демонстрация кадров видеофильма( слайды № 7-15)

Учитель : какой состав почвы? Из каких веществ она состоит? Чтобы это узнать  предлагаю выполнить практическую работу «Определение состава почвы»

У вас на столах  имеется инструкция выполнения работы.

Практическая работа «Определение состава почвы»

Опыт №1

  1. Возьмите  стакан с водой
  2. Бросьте туда комочек почвы
  3. Что  наблюдаете?
  4. Сделайте вывод

Ключевые слова:  пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, мусор, остатки растений и живых организмов, минеральные вещества.

Опыт №2

  1. Возьмите фильтровальную бумагу
  2. Насыпьте на нее немного почвы
  3. Плотно придавите почву  вторым листом
  4. Стряхните почву обратно в стакан
  5. Что наблюдаете? Сделайте вывод

Ключевые слова:  пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, мусор, остатки растений и живых организмов, минеральные вещества

Опыт №3

  1. В стакан с водой бросьте комочек почвы
  2.  Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания
  3. Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?

Ключевые слова:  пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, мусор, остатки растений и живых организмов, минеральные вещества

Демонстрационный опыт (пока отстаивается стакан с водой и почвой)

1Возьмите пипеткой отстоявшейся заранее  воды из стакана с почвой

2. капните на чистое предметное стекло

3. выпарите воду на предметном стекле спиртовкой.

4 что видите на стекле?

5.Сделайте вывод

Ключевые слова:  пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, мусор, остатки растений и живых организмов, минеральные вещества

Задание 2: составьте схему «Состав почвы»

      Проверка (слайд №16)

Физминутка

Вот мы руки развели

Словно удивились

И матушке земле

 В пояс поклонились.

Наклонились , выпрямились.

Наклонились ,выпрямились.

Ниже, ниже не ленись.

Земле поклонись и улыбнись.

Учитель:            а как образуется почва? Послушайте « сказку о мечте старого камня»

В некотором  царстве,  в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать. А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, ион становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости да и развалился. Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…..

А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?

Дети продолжают: и вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился  жить среди песчинок. Стал работать , семью создал, стал расширять свой домик.

И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках .  Как-то раз опустился парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только пригрело солнышко песочек, семя проклюнулось. и скоро появилось  среди песчинок желтенькое чудо .  Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь  стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь .  Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ.

Вот так и сбылась мечта булыжника- стал он большой знаменитостью»

- А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев  ( учебник  стр 159)

(слайд № 17)

_ Учитель  вопрос: А почвы на планете везде одинаковы?

                                    А почему они разные? Отчего это зависит?

Значит , есть почвы плодородные и малоплодородные! ( РИС 108 учебника)

- даны типы почв какие, по-вашему, плодородные , а какие малоплодородные?

- по какому признаку вы определили плодородные черноземные почвы?

 ( по цвету , по количеству перегноя (гумуса)

- что такое гумус?

- В нашей местности почвы подзолистые малоплодородные, т.к в хвойных лесах часто идут дожди , которые вымывают  гумус в нижние слои и почва становится белесой , похожая на золу.

( слайд №18-19- 20– подумай)

3.Итог урока    Учитель : А теперь вернемся к выражению   «Спасая почву,  мы спасаем себя и жизнь на нашей планете» Как вы сможете объяснить?

 (слайд № 21 домашнее задание)

(слайд  № 22 рефлексия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии «Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики», 8 класс

В ходе урока с использованием ЭОР формируются представления о географическом положении, климате, водах, почвах,  растительном и животном мире   безлесных зон России....

План- конспект урока в 5 классе (ФГОС) "Земля-планета Солнечной системы" с использованием ЭОР

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметны...

План-конспект урока на тему:"Вода на Земле" - 5 класс.

План-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: "Изучение нового материала"...

План-конспект урока на тему "Природные бедствия " по учебнику Биболетовой М.З. и Трубаневой Н.Н. Enjoy English

этот урок разработан по предмету английский язык для 8 класса, УМК М. З.  Биболетова Enjoy English. Урок с использованием презентации Microsoft Power Point....

План-конспект урока по теме :"Природные катаклизмы".

Задачи урока:Образовательные1)      Введение и закрепление новой лексики по теме «Natural disasters»;2)      Совершенствование лексических...