план конспект урока " Почва-особое природное тело Земли"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
"спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Почва- особое природное тело Земли»
Цель: сформировать понятия «почва», «гумус» , «плодородие», состав почвы, типы почв
Оборудование: презентация «Почва», набор почвы, стакан, пипетка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка.
Ход урока:
- Мотивация
Учитель: у нас сегодня интересная и важная тема урока, чтобы определить ее отгадайте загадку (слайд №1)
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять
(почва. Уч-ся могут ответить –земля)
Учитель: Земля-понятие широкое. (слайд №2)
- о какой части Земли мы будем говорить? (о почве)
-запишите тему урока (слайд №3) Почва- ОСОБОЕ тело Земли
-задачи урока (слайд №4)
-обратите внимание на выражение « Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете» (на доске записано)
Мы в конце урока вернемся к нему!
- Изучение нового
Учитель- посмотрите на тему урока, слово «особое» выделено. Как вы понимаете значение этого слова?
(слайд№5)
-особый в словаре Ефремовой 1. Необычный , исключительный
2.не похожий на других, своеобразный
3.Отдельный, отличный от других.
- Что же такое почва? Почему она ОСОБОЕ тело Земли?
Задание 1:
(слайд №6) Даны ключевые слова -слой, плодородие, тонкий, верхний ,земной коры. Сформулируйте определение -Что такое почва.
(Почва- верхний плодородный слой Земли)
(слайд№7)
- почему почва –особое природное тело? (главное свойство почвы- плодородие. Этим она отличается от других частей Земли: от горной породы, воды и т.д.)
- приведите примеры плодородия почвы, с которыми вы встречались.
(посадили ведро картошки, а получили20 ведер и т.д.)
_ демонстрация кадров видеофильма( слайды № 7-15)
Учитель : какой состав почвы? Из каких веществ она состоит? Чтобы это узнать предлагаю выполнить практическую работу «Определение состава почвы»
У вас на столах имеется инструкция выполнения работы.
Практическая работа «Определение состава почвы»
Опыт №1
- Возьмите стакан с водой
- Бросьте туда комочек почвы
- Что наблюдаете?
- Сделайте вывод
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, мусор, остатки растений и живых организмов, минеральные вещества.
Опыт №2
- Возьмите фильтровальную бумагу
- Насыпьте на нее немного почвы
- Плотно придавите почву вторым листом
- Стряхните почву обратно в стакан
- Что наблюдаете? Сделайте вывод
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, мусор, остатки растений и живых организмов, минеральные вещества
Опыт №3
- В стакан с водой бросьте комочек почвы
- Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания
- Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, мусор, остатки растений и живых организмов, минеральные вещества
Демонстрационный опыт (пока отстаивается стакан с водой и почвой)
1Возьмите пипеткой отстоявшейся заранее воды из стакана с почвой
2. капните на чистое предметное стекло
3. выпарите воду на предметном стекле спиртовкой.
4 что видите на стекле?
5.Сделайте вывод
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, мусор, остатки растений и живых организмов, минеральные вещества
Задание 2: составьте схему «Состав почвы»
Проверка (слайд №16)
Физминутка
Вот мы руки развели
Словно удивились
И матушке земле
В пояс поклонились.
Наклонились , выпрямились.
Наклонились ,выпрямились.
Ниже, ниже не ленись.
Земле поклонись и улыбнись.
Учитель: а как образуется почва? Послушайте « сказку о мечте старого камня»
В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать. А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, ион становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости да и развалился. Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…..
А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?
Дети продолжают: и вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать , семью создал, стал расширять свой домик.
И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках . Как-то раз опустился парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только пригрело солнышко песочек, семя проклюнулось. и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо . Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь . Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ.
Вот так и сбылась мечта булыжника- стал он большой знаменитостью»
- А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев ( учебник стр 159)
(слайд № 17)
_ Учитель вопрос: А почвы на планете везде одинаковы?
А почему они разные? Отчего это зависит?
Значит , есть почвы плодородные и малоплодородные! ( РИС 108 учебника)
- даны типы почв какие, по-вашему, плодородные , а какие малоплодородные?
- по какому признаку вы определили плодородные черноземные почвы?
( по цвету , по количеству перегноя (гумуса)
- что такое гумус?
- В нашей местности почвы подзолистые малоплодородные, т.к в хвойных лесах часто идут дожди , которые вымывают гумус в нижние слои и почва становится белесой , похожая на золу.
( слайд №18-19- 20– подумай)
3.Итог урока Учитель : А теперь вернемся к выражению «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете» Как вы сможете объяснить?
(слайд № 21 домашнее задание)
(слайд № 22 рефлексия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока географии «Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики», 8 класс
В ходе урока с использованием ЭОР формируются представления о географическом положении, климате, водах, почвах, растительном и животном мире безлесных зон России....
План- конспект урока в 5 классе (ФГОС) "Земля-планета Солнечной системы" с использованием ЭОР
Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметны...
План-конспект урока на тему:"Вода на Земле" - 5 класс.
План-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: "Изучение нового материала"...
План конспект урока на тему: Масса тела.Единицы массы
Физическое понятие массы...
План-конспект урока на тему "Природные бедствия " по учебнику Биболетовой М.З. и Трубаневой Н.Н. Enjoy English
этот урок разработан по предмету английский язык для 8 класса, УМК М. З. Биболетова Enjoy English. Урок с использованием презентации Microsoft Power Point....
План-конспект урока по теме :"Природные катаклизмы".
Задачи урока:Образовательные1) Введение и закрепление новой лексики по теме «Natural disasters»;2) Совершенствование лексических...