Самоанализ урока географии в 8 классе по теме: «Почва — особое природное тело»
учебно-методический материал по географии (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka_pochvy_8_kl.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Самоанализ урока географии в 8 классе по теме: «Почва — особое природное тело»
Тип урока – урок открытия нового знания, вид урока - комбинированный. Специфика урока состояла в организации индивидуальной работы на деятельностной основе.
Это 19 урок по теме «Природа». Урок опирался на знания, полученные учащимися на занятиях еще в 6-7 классах.
Урок проводился в 8 «б» классе, ученики которого отличаются средними способностями, хорошей работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. В классе 19 человек, из них девочек-7 чел., мальчиков-12 чел. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, учатся оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. Большая часть ребят понимает и воспринимает материал тогда, когда они сами имеют возможность обработать его — услышать информацию, увидеть схемы, таблицы, изображения, почвенную карту, выполнить практическую работу своими руками. Поэтому мной было решено проработать все каналы восприятия вместе. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 8 класса.
Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.
ЦЕЛЬ: формирование представления о почве, как особом природном теле; выявление значения почвы, установление типов почв, распространённых в России; знакомство со строением почвенного профиля и способами определения особенностей механического состава и структуры почвы.
ЗАДАЧИ:
образовательные: сформировать понятие "почва"; сформировать представления о различии почвы и горной породы, о строении почвы, её механическом составе и структуре, причинно-следственных связях между факторами почвообразования и типами почв; о закономерностях распространения различных типов почв и их значении в природе и жизнедеятельности человека;
развивающие: способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить определять механический состав и структуру почвы; продолжить формирование умений работать с почвенной и другими картами, почвенными профилями;
воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; экологическое воспитание.
УУД
Познавательные : сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками, тематическими картами); развивать логическое мышление (взаимосвязь между количеством гумуса и свойствами почв), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять характерные типы почв в каждой природной зоне.
Регулятивные: планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать причины его изменения, сформировать образное представление о свойствах почв, их влиянии на человека и наоборот-влиянии человека на свойства почвы); контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.
Метапредметные:
формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы.
Личностные:
осознание значения плодородия почвы; осознание целостности природы; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Ставропольского края).
Основное содержание: строение почвы (почвенный профиль), почвенный горизонт, механический состав и структура почвы, типы почв в России.
Ресурсы: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); карта «Почвы России», схема почвенного профиля и демонстрационный плакат «Типы почв России», коллекция минералов и горных пород, образцы почв, атлас 8 класса; учебник 8 класса; опорный конспект урока и презентация. Для опытов( для 5 групп): поднос, наборы из 3-х торфяных горшков с почвой, стакан с водой, резиновые перчатки.
Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы обучения:
по источнику знания: словесные, наглядные, практические;
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Педагогические технологии: проблемно-поисковая, использование ИКТ, здоровьесберегающая, дифференцированное обучение
Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.
- Организационный момент.
На данном этапе учитель выяснил готовность учащихся к уроку, проверил наличие атласа, учебника, тетради для работы на уроке и пригласил учеников побывать в Воронежской области и познакомиться с достопримечательностью-памятником в виде черного куба. (Учащиеся планируют учебное сотрудничество с учителем).
II. Актуализация знаний учащихся.
Организация работы по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний была проведена учителем с помощью визуальной экскурсии и погружения учащихся в проблему: на необычном памятнике, установленном в поселке Панино стерты несколько слов и невозможно прочитать полную запись. Чтобы выяснить кому и за что он был установлен, учитель использует метод эвристической беседы. Вид опроса: фронтальный, в ходе беседы ребята догадываются, что памятник почвам, черноземам. (Учащиеся актуализируют мыслительные операции, необходимые для изложения нового знания).
III. Сообщение темы и постановка цели урока
Выяснив, что речь пойдет о почвах, на данном этапе учитель выясняет, что помнят учащиеся по данной теме из курсов 5—6 и 7 классов, наводит учеников на мысль, что почва относится к особым телам, с признаки живого и неживого, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, цель и ставят задачи, которые будут решать в ходе урока.
IV. Изучение нового материала
Для достижения целей урока, развития познавательной активности использовалась эмоциональная мотивация – были проделаны опыты с почвой и образцами горных пород (песок, глина) чтобы ученики смогли убедиться в существовании отличия почв от горных пород, и сами определили, чем именно они отличаются. Проблемные вопросы, имели практический характер. При направляющей деятельности учителя, обучающиеся строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение и пришли к выводу, что главный компонент почвы — гумус, обеспечивает почвенное плодородие. Применяя один из методов проблемного обучения - метод эвристическая беседа, учитель не сообщал учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставлял их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам. Объяснение учителя с использованием мультимедийной презентации позволило не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. На этом этапе учащиеся изучали различные почвенные профили, работали с текстом, почвенной картой, схемами, смотрели видео, делали логические выводы, учились переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста параграфа и карты в таблицу, учились выражать свои мысли по теме и проблеме урока, работать в сотрудничестве.
Физминутка. Физкультминутку отдельным этапом учитель не выносила, она произошла перед этапом закрепления, при смене видов деятельности- ребята, формируя группы для работы в лаборатории почвоведения вставали с места, пересаживались, это способствовало здоровье сбережению.
V. Закрепление. Практическая часть урока. Учитель организовала в лабораторию почвоведов (так называют людей, изучающих свойства почв). Развивались навыки работы с почвами по определению механического состава, работать по аналогии с образцом предложенным учителем, умения наблюдать и делать выводы. Основная задача- создание условий ученикам для самостоятельной практической работы и помощь при изучении нового материала. Осознание учащимися значимости полученных знаний и их использовании в жизни. Особое внимание учитель обращает на бережное отношение к почвенным ресурсам и охрану почв.
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Состоял из вопросов (устно). Учитель на этом этапе возвращается к началу урока и просит ответить на тот же самый вопрос (Почему Чернозем называют кормильцем России?) Взаимопроверка и самооценка своей деятельности производились обучающимися в соответствии со шкалой в листах оценивания достижений, которая включала оценку работы с учебником и картой, работу в лаборатории почвоведения, активность на уроке, заинтересованность темой, сложность, полезность, а также эмоциональную оценку достижения цели урока каждым учеником.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Для домашнего задания предлагается, помимо чтения параграфа, задание, требующее творческого подхода: используя дополнительные источники информации ответить письменно на вопрос: «Есть ли у почвы враги».
Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. У детей формировалось представление о почве, как особом природном теле, о причинах ее разнообразия в России, знакомство со способами определения особенностей механического состава, структуры почвы, почвенных горизонтов, о значении почвы в жизни человека.
Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Урок позволяет реализовать межпредметные и внутрипредметные связи, которые интегрируют знания из разных научных областей (биология, экология, краеведение) для решения одной проблемы и дают возможность применить полученные знания на практике.
Всё это способствует изучению и освоению материала в зоне ближайшего развития.
В основе ФГОС лежит деятельностная парадигма, и основная задача учителя – организация условий, инициирующих действие. Считаю, что данный урок соответствует требованиям ФГОС и построен на деятельностной основе. Это способствовало развитию коммуникативной компетенции, речевой и мыслительной деятельности учащихся, формированию навыков критического мышления, созданию ситуации успеха.
На уроке царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества.
Результативность урока достаточно высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план конспект урока " Почва-особое природное тело Земли"
"спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете"...
Урок "Почва - особое природное тело"
Урок с технологической картой...
Урок "Почва - особое природное тело"
Презентация к уроку "Почва - особое природное тело"...
Почва - " особое природное тело" презентация по географии 7 класс
География 7 класс раздел : Геогафическая оболочка - самый крупный природный комплекс. Презентация: Почва - " особое природное тело"...
ДО, География, 5 класс, ВОПРОСЫ по уроку "Почва - особое природное тело".
Вопросы по уроку географии, 5 класс "Почва - особое природное тело" 28.04.2020 или 30.04.2020...
Методическая разработка урока географии с элементами исследования по теме: "Почва-особое природное тело"
Разработка была представлена на городской конкурс "Мой лучший урок-2021" и получила положительные отзывы комиссии. Разработана на основе УМК по географии "Полярная звезда". В уроке...
Урок по теме "Почва-особое природное тело" (5 класс)
Технологическая карта урока географии по теме "Почва - особое природное тело" (5 класс)...